рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Телесные наказания в Киевской Руси

Работа сделанна в 2006 году

Телесные наказания в Киевской Руси - Дипломная Работа, раздел Право, - 2006 год - Пытки и телесные наказания, история и уголовно-правовое значение Телесные Наказания В Киевской Руси. Глава Написана По Материалам Евреинова Е....

Телесные наказания в Киевской Руси. Глава написана по материалам Евреинова Е. Н. История телесных наказаний в России и Тимофеева А. Г. История телесных наказаний в русском праве Телесные наказания появились на Руси еще в глубокой древности, вместе с возвышением Киевских князей.

В этом процессе до конца не выяснена роль монголов, но массовый характер они приобрели во время и после их нашествия, будучи во многом у них заимствованы. Тогдашнему праву было известно 2 вида ответственности личная и имущественная. В Русской Правде Киевской Руси доминирует ответственность имущественная - в виде системы выкупов штрафов. Так, например, человек, нанесший ранение другому, должен был заплатить уголовный штраф и оплатить убытки потерпевшему, в том числе и услуги врача.

Единственными наказаниями, налагаемыми князем, были поток изгнание, продажа в рабство, смертная казнь и разграбление конфискация имущества. Также, она прямо запрещала незаконное применение телесных наказаний если кто кого ударит без княжеского слова, за муку ту 80 гривен. Кнут, правеж, батоги и другие орудия истязания пришли к нам от азиатских народов. Это мнение спорно, но, по крайней мере, частое и повсеместное их применение началось во время и после татарского нашествия.

Русским людям вообще в то время были чужды телесные наказания. Недаром, при заключении торгового договора г. Любека Литва с Новгородом в XIII в последний отказался пороть воров розгами и клеймить их. Первое же законодательное закрепление телесных наказаний на Руси произошло в судебнике князя Казимира судя по имени, поляк или литовец в 1368 г. парубок за первую татьбу кражу приговаривается к побоям. А первое публичное наказание на теле было установлено сыновьями Ярослава в Правде Ярославичей, оно предусматривалось в отношении холопов, ударивших свободного мужа. Здесь предписывалось взять штраф или бить развязавши т. е . растянувши.

Однако, отсутствие законодательного закрепления телесных наказаний, не означало их не применения. По видимому, в большинстве случаев, они производились по приказу князя и его воевод. Также показательно долгое отсутствие законодательного закрепления ответственности за крамолу, бунт, мятеж. Наверняка, наказания за них все-таки существовали и, наверняка, подавлялись они со всей жестокостью.

В те дремучие времена право не охватывало все стороны жизни и телесные наказания применялись бесконтрольно власть имущими. Так, например, в 1068 г. князь Мстислав Изяславович, будучи в Киеве, избил 70 человек, многих из них еще и ослепил, а князь Святослав в 1094 г. велел бить волхвов и выдергивать им бороды. Также, мы не имеем подробного представления об общинно-бытовом укладе населения и полномочиях тогдашней местной администрации и поэтому цельной картины о применении телесных наказаний в то время мы составить не можем.

С принятием христианства в X-XI веках, распространению телесных наказаний способствовало греческое духовенство, принесшее нам, вместе с религией, суровые законы византийского Номоканона. Многие из преступлений тогда были подсудны церковным судам в частности - прелюбодеяния, инцесты, поджог, богохульства, некоторые виды оскорблений и побоев. И есть основания полагать, что наказывались они по жестоким византийским законам, предусматривающим выжигания, отрубания членов, клеймения и изуверские казни.

С XIII в. телесные наказания все чаще упоминаются в законодательных документах так Новгород таки узаконил наказание воров розгами и клеймением в 1270 г. Двинская грамота в 1327 г. гласила а татя всякого пятнати т.е. клеймить вора, а в Псковской Судной грамоте 1397-1407 г. предусмотрена дыба. Итак, телесные наказания существовали и до нашествия монголов, но, по всей вероятности, господствовала денежная система выкупов и область их применения была незначительна.

Свободные люди наказывались телесно только за самые тяжкие уголовные преступления или при невозможности уплатить штраф. Телесные наказания считались позором, они были наказанием для рабов. С 15 в после освобождения от татарского ига, с бурным ростом централизации государства российского, начался и быстрый расцвет телесных наказаний. Хотя они были известны и в Киевской Руси, но тогдашний уклад жизни не способствовал их процветанию.

В Московский же период многое изменилось. Россия в то время уже сложилась как государство, и поэтому установился взгляд на преступление как злое действие вредное не только частным, но и государственным интересам. Поэтому, если в предшествующую эпоху преступное деяние понималось с точки зрения частного вреда, и было возможно его погашение перед пострадавшим посредством денежной уплаты, теперь, когда на него смотрели как на общевредное зло, оно могло быть погашено лишь посредством наказания, установленного государством.

Но какое наказание кажется наиболее соответствующим государству и обществу, умственный, нравственный и экономический уровень которого стоит на низкой ступени? Очевидно, которое наиболее карательно, наиболее просто и вместе с тем дешево, а таким, само собой, является телесное. И действительно, что может быть проще, дешевле и более устрашительно, как причинить за воровство или другой проступок такую боль сечением или отнять или повредить тот член тела, которым совершено преступление? Ступин А. Ф цитируется Евреиновым Е. Н. История телесных наказаний в России Иными словами, в это время произошел переход от частного обвинения к публичному, к превалированию императивных норм в праве, от розыскной системы уголовного дознания к обвинительной.

Это, в совокупности с вышеизложенным, стало основной предпосылкой для распространения телесных наказаний на Руси. При изменившихся условиях жизни в Московской Руси сильно возросло влияние духовенства и византийских законов. Князья постоянно искали поддержки у церкви в борьбе с врагами, укрепляя этим свою власть.

Однако суровые Греко-римские законы, которыми руководствовалась наша церковь, могли лишь способствовать развитию системы телесных наказаний у нас. При этом, надо учитывать, что церковь не навязывала свою систему наказаний и не требовала ее копирования, она, пользуясь телесными наказаниями, освящала их употребление и установление светскими властями. Кроме Греко-римских законов, на нашем праве 16-17 века заметно влияние Литовского статута.

Статьи, добавлявшиеся в уставную книгу Разбойного приказа, целиком взяты из него и изобиловали жестокими пытками и казнями, не отличаясь от остальной Западной Европы. Западные веяния принесли нашим телесным наказаниям, до этого отсутствующую в них изощренность. Русская карательная система, порой очень жестокая, отличалась простотой и функциональностью. Однако, ни Греко-римским законам, ни Литовскому статуту нельзя приписать то обилие телесных наказаний, которое началось по Уложению Алексея Михайловича, из них мы заимствовали только то, что не противоречило духу Московского права. 2 . Законы 16-17 века Эпоха кровной мести и денежных выкупов отжила.

Судебник 1555 г. объявил закон единственным источником права. В Судебнике идея наказания принимает характер государственной кары за зло, причиненное преступлением. Однако, закон определял далеко не все деяния, за которые полагалась кара. Дополнить его было предоставлено судебным усмотрениям и личному произволу царя, и до Уложения 1649 г. судьи имели широчайшие полномочия не только в определении размеров кары, но и в признании деяния преступлением.

В статьях Судебника часто стояло- подвергнуть виновного опале, расправу чинить по усмотрению, как государь укажет. Так, например, за кормчество полагался кнут, а сколько ударов - решал судья. При следствии за разбой или татьбу полагалась пытка, но род пытки, вздернуть- ли на дыбу или жарить на огне, решал судья.

Были определены только или самые высшие наказания или наказания частного характера, не имеющие общегосударственного значения. Но и определение преступления и наказания не всегда означало его исполнение на практике. Также имели место избыточное или недостаточное исполнение наказаний. Общую характеристику исполнительно-следственной системе того времени дал Сергеевский Вся организация карательной системы 17 века, направлена к служению практическим целям, государственной пользе, игнорированию личности и не заключала в себе никаких гуманных тенденций и не предоставляла гарантий для личности человека. Существовала потребность в наиболее жестоких и дешевых карательных мерах, выражением которой явился выбор основных наказаний тех времен кнут, батоги, отсечение членов.

Сечение членов Ещё в глубокой древности было в обычае на Руси наказывать преступников сечением разных членов. Так уродовали людей и в Киевской Руси и при первых московских князьях. Владыки с давних пор секли языки непокорным боярам, богохульникам, еретикам, но лишь в 16 веке попало это наказание в закон в уставной книге Разбойного приказа времен Ивана Грозного сказано татя, пойманного на второй татьбе бить кнутом и отсечь ему руку. А в статьях, заимствованных из Литовского статута, указанно отрезать слуге руку, который поднял её на своего боярина, отрезать уши за первую татьбу.

С течением времени, подобные наказания применялись все чаще и уже в Уложении Алексея Михайловича заняли видное место, и считались отличной мерой обезвредить преступников, сделать их до веку признатными. До самого Воинского Артикула Петра они учащались и там достигли своего высшего развития. Различалось несколько видов сечений конечностей Сечение руки и пальцев.

По Уложению 1649 г. руки лишался замахнувшийся на кого-нибудь оружием, в присутствии государя, за нанесение ранения в Государевом дворе, при насильственном въезде в чужой двор. Её резали конокрадам, ворам за третью татьбу на государевом дворе, подьячему за подлог.

Также полагалось отсекать один палец за нанесение легкого ранения, два пальца левой руки за татьбу в первый раз, всю левую руку, по запястье - за 2 татьбы, за нанесение великой раны, за покушение на своего господина. Левую руку и правую ногу - за один разбой, за кражу из церкви, за убийство в пьяной драке, при ограблении убитого и за вторую татьбу. Как видно, за разные преступления назначались одинаковые наказания и наоборот. Здесь судьи сохраняли широкие полномочия и могли по своему усмотрению сильно варьировать размер кары. Секли руки и ноги за кормчество незаконное производство и распространение алкоголя, фальшивомонетчикам и их пособникам.

Ноги, руки, пальцы секли за смуту и бунты. Законом не был определен способ отсечений руки и ноги резали безо всяких правил, кто попало, не задумываясь, как удобнее подвернется. В результате жертвы часто умирали от потери крови и сепсиса. Так, к примеру, описан случай, когда неопытный палач должен был отрубить голову.

Отрубил. С более чем 20-ти ударов, причем, почти до самого конца, жертва была жива. Рассматривая наказания давних лет, нужно всегда учитывать, что закон не предусматривал все случаи применения наказаний и не определял подробно многие преступления и наказания за них, поэтому оставалось много места судейскому усмотрению. Так же, зачастую, суд творился не судом, а многими государевыми людьми, деревенской общиной и др и часто являлся произволом. Так, например, был случай, когда одна женщина украсила жемчугом Образ Николая Чудотворца, а потом, обеднев, взяла несколько жемчужин обратно. Её схватили и в обход всех законов отсекли обе руки. Поэтому, для тех времен, надо принимать во внимание огромное расхождение закона с существующей карательной практикой, часто творившейся не специальными органами, а просто лицами, имеющими такую возможность, зачастую не умевшими читать.

Сечение ушей производилось, главным образом, с целью заклеймить преступника.

Отмеченные люди всячески ущемлялись и в гражданских правах. Это наказание было в большом ходу. По Уложению 1643 - мошенникам и шулерам, ворам за кражу рыбы с барского пруда. За последующие кражи отрезали и второе ухо. В последствии, уши стали сечь и за убийство в драке пьяным делом, карманникам, участникам бунтов, восстаний. Но всё же, в конце 17 века эта кара стала применяться, преимущественно, для воров и разбойников. В 1689 г. постановили за один разбой резать левое ухо, а за второй предавать смертной казни, и сечь уши за первую и вторую татьбу.

Резанье носов и вырывание ноздрей в 16-17 веках тоже служило для клеймения преступников. В то время оно было распространено мало. Уложение назначает его уличённым в четвёртый раз в держании и продаже табака. Сечение языка не встречается в законах тех лет, но на практике широко применялось при Иване Грозном - за царское бесчестие и иные поносные слова бить кнутом и вырывать язык. Эту меру часто применяли к раскольникам и еретикам.

Для производства наказания преступника сажали на скамейку, вытягивали клещами язык и отрезали вытянутое. Случалось, что люди после этого сохраняли способность говорить тогда казнь повторяли. Ослепление т. е. выкалывание глаз также не упоминается в законах. Особого распространения эта кара не получила и, насколько известно, была в ходу лишь в Киевской Руси, главным образов для политических оппонентов. Как правило, все указанные членовредительские наказания налагались с каким-нибудь добавочным, главным образом, с кнутом и ссылкой.

Кнут и батоги. Много и разнообразно уродовали людей в Московской Руси, но гораздо чаще применялись разнообразные побои. Если человек с вырванными ноздрями или без уха был самым обычным зрелищем, то и человек без рубцов на спине, не испытавший каких-либо побоев, был редкостью. Самое распространённое истязание в то время было битьё кнутом. В ходу оно было задолго до нашествия татар, во всяком случае, его знала ещё Русская Правда. Кнут встречался во всех законодательных памятниках того времени и назывался торговой казнью или просто указывалось бить и сечь кнутом. В уложении 1649 г. кнут назначался 141 раз. По числу ударов назначали простое битьё, битьё с пощадой, с лёгкостью, нещадное, с жесточью и без милосердия. Точно неизвестно, сколько ударов под ними понималось, однако можно полагать, что 50 ударов считалось нещадным битьём. Вообще, закон не определял количество ударов, их назначал судья или исполнитель.

Давали и 2 удара, и 70 и 100. По Уложению, простое битьё назначали за воровство, кормчество во второй и третий раз, за оскорбление родителей детьми, за дезертирство, служебные преступления и многое другое.

Нещадно наказывались холопы, ложно доносившие на своих господ, казаки и солдаты за побег с поля боя сводники и др. Наказывали кнутом различно били на козлах человека привязывали к скамье или к козлам, били просто здесь ноги связывались, а преступника клали на спину помощника палача, державшего его за руки и били в проводку здесь преступника водили по публичным местам или по месту совершения преступления мародера по месту пожарища и, регулярно стегая, оглашали его вину. Наказывали кнутом по определённым правилам, и это требовало большого искусства.

Обычно, палач отходил на 3-4 шага от преступника, взмахивал кнутом, держа его обеими руками и с громким криком, иногда подпрыгивая, опускал кнут на спину. К телу должен был прикасаться лишь хвост кнута. Удары должны были ложиться параллельно вдоль всей спины, линия от одного удара не должна была пересекать линию от другого.

Кнут прорезал кожу, добираясь до кости. От выступавшей крови кнут размягчался, и обычно, через 10 ударов его меняли. По свидетельству одного иностранца, палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом, наказываемого растерзывают от плеча до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходило зимой, то кровь в ранах тотчас замерзала. Если же оно проходило летом, то поднимавшаяся пыль осаждалась на открытых ранах наказуемого, которые после долго не заживали и гноились.

Не все выдерживали такое жестокое наказание - многие умирали под кнутом или от полученных ран. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда выдерживали и 300, а иногда и от 2-3 умирали от перелома хребта. Шрамы, в любом случае, оставались на всю жизнь. Более лёгким наказанием считалось битьё батогами, т. е. палками с обрезанными концами.

Они были распространены не меньше кнута. Батогами секли, что называется, всех и вся. В законах они употреблялись за различные преступления. Чаще их назначали за воровство, за ложное Слово и Дело донос властям о правонарушениях и за множество других. Так, например, побили подьячего, который, выпив за здоровья царя, не снял при этом шляпы. При наказании клали лицом на землю, один палач садился на шею, другой на ноги. Каждый брал 2 прута, в мизинец толщиной, и били по спине и нижней части виноватого.

При этом, битьё по животу считалось беззаконием. При наказании, обычно заставляли кричать виноват, а по окончании - кланяться в ноги палачам. При неисполнении процедуру повторяли. Клеймение и правеж Правеж широко применялся только за налоговые недоимки, что для своего времени было нехарактерно, поскольку большинство наказаний применялось в самых разнообразных случаях. В законах он встречается с 16 века, но в 16-17 веках получил необычайное распространение. Применялся к отдельным людям и целым деревням.

Правеж исполнялся так являлись праведчики, разделяли виновных между собой, ставили их в ряды, и всех поочерёдно были длинной тростью по икрам, проходя по рядам. Экзекуция могла продолжаться целый день на протяжении нескольких недель. По тяжести правеж считался легче кнута и батог. Клеймение в писаном праве впервые встречается в торговом договоре Новгорода с Готландом в 1270 г. По нему, всех воров, укравших более Ѕ гривны, полагалось сечь розгами и клеймить в щёку. Далее в Уставной Двинской грамоте 1397 г. определили татя всякого пятнати. Но ни в Судебнике, ни в Уложении об этом наказании ничего не сказано. Известно только, что с 1637 г. указом предписывалось клеймить всех фальшивомонетчиков словом вор. Это наказание было мало распространено, не было постановлено каких преступников клеймить, не была определена и форма этих знаков.

Сама процедура клеймения была проста железная печать раскалялась докрасна и палач сильно ударял ею по лицу осуждённого.

Совершалась она публично Со времен Петра она приобрела более определённый характер клеймение сопровождало все наказания, заменявшие смертную казнь, а в дальнейшем, были точно указаны категории преступников, подлежащие этой каре. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Пытки и телесные наказания, история и уголовно-правовое значение

Их неотделимость обуславливается общими, их породившими причинами, общей историей, общими средствами достижения целей, и схожестью самих целей. Поэтому, пытки и телесные наказания неразрывно связаны друг с другом, и… Это вызвано малоисследованностью этой темы в правовом аспекте, а также тем, что первоначально и пытки и телесные…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Телесные наказания в Киевской Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От Петра Великого до Екатерины
От Петра Великого до Екатерины. В эпоху Петра I телесные наказания на Руси достигли своего пышного расцвета. Страшная дикость нравов, полное равнодушие, если не страсть к различным истязаниям и бол

Эпоха сокращения телесных наказаний От Петра III до Александра
Эпоха сокращения телесных наказаний От Петра III до Александра. I В эпохе Петра I телесные наказания так неограниченно распространились в нашем праве, так широко применялись, что начала становиться

Особенности истории пыток в России
Особенности истории пыток в России. История пыток в России - достаточно сложный объект исследования. Это связанно с несколькими причинами Во-первых, до 15 века не существовало никаких законо

Порядок применения пытки
Порядок применения пытки. Можно с уверенностью сказать что пытки применялись в процессе дознания ещё в Киевской Руси, но широкого распространения не имели. Это было связано с существовавшей тогда о

Процедура и орудия пыток
Процедура и орудия пыток. Особенностью пыточной практики России, была немногочисленность орудий и способов истязаний. Отсутствовала та изощрённость, характерная в то время, европейцам, где лучшие и

О значении истории телесных наказаний
О значении истории телесных наказаний. Телесные наказания появились как ответ на потребность становившихся государств в единообразном правовом регулировании своих граждан. В эти времена умст

Виды телесных наказаний применяемых в России
Виды телесных наказаний применяемых в России. Телесные наказания развивались параллельно праву и к 19 веку образовали сложную систему, образовав собственную лестницу наказаний, взаимозаменяемых и в

Телесные наказания в Уголовном праве
Телесные наказания в Уголовном праве. Телесное наказание - налагаемое от имени государства, за совершенное преступление, наказание, заключаемое в причинении физических и нравственных страданий прес

Пытка понятие и признаки
Пытка понятие и признаки. В примечании ст. 117 УК РФ пытка определяется как причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим в

Доводы о недопустимости пыток как средства правового принуждения
Доводы о недопустимости пыток как средства правового принуждения. С точки зрения Уголовного права, пытка может рассматриваться как преступление и как следственное действие, применяемое для получени

Пытки в системе МВД
Пытки в системе МВД. Многовековое применение пыток, не могло пройти бесследно для нашей правоохранительной системы. Впервые пытки практически исчезли не после их отмены в 1801 г а после суде

Пытка в праве России нерешённые вопросы
Пытка в праве России нерешённые вопросы. В России пытки запрещены Конституцией ст. 21 никто не должен подвергаться пыткам, насилию. Реализует эту норму множество иных законов - ст. 7 Уголовного код

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги