рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Честь, достоинство, деловая репутация как социально-правовые категории

Честь, достоинство, деловая репутация как социально-правовые категории - раздел Право, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ Каждому Индивиду Присущи Такие Блага, Как Честь, Достоинство, Деловая Репутац...

Каждому индивиду присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу - деловая репутация. Честь - это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина. Честь является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода, т.е. она неотделима от человека. Человек, дорожащий своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и поступает в своей жизни так, как этого требует совесть. Достоинство - самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются.

Деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности, а юридического лица - оценкой его производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений.

Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Следует отметить, что честь и достоинство достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе понятия. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия) и этики (как категории морали) и в сфере права как защищаемые законом социальные блага.

Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества в результате общения людей между собой, поэтому содержание чести является социальным, принадлежащим нравственным принципам. При этом общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, ибо, как известно, вся деятельность человека проходит под контролем общества, и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека.

У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, однако их нельзя отождествить. Как известно, сознание следует за чувством, но человек как разумное существо в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: один - воспринимает, другой - отвергает, исключает, подавляет.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный (личный). Та или иная оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное. В данном случае честь выступает как этическое благо. Исходя из указанных посылок можно заключить, что честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Определение чести как социальной оценки гражданина, объективного общественного отношения к нему, полностью, как нам представляется, отражает специфику категории чести. Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в обществе расценивалось бы как бесчестье, а также в его способности действовать в жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями. Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обусловливается последней, оказывает на нее огромное воздействие.

Существуют и другие точки зрения как среди отечественных ученых, так и зарубежных. К примеру, немецкий философ-идеалист конца ХIX в. И. Экштейн в книге “Честь в философии и праве” рассматривает внешнюю честь как этическую оценку личности, из которой вытекает уважение, а внутреннюю честь - в качестве духовного “я” человека, от “всего телесного освобожденное”[6]. При этом Экштейн считает, что обе формы чести не связаны одна с другой. Он, в частности, заключает, что “внешняя честь, чтобы ни говорили, есть этическое благо, стремление к ней есть нравственное стремление, ибо честь удовлетворяет нравственным потребностям человека”[7].

Человек не может “уклониться” от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, т.е. от общественного мнения. Можно сказать, что общественное мнение представляет собой специфическое явление духовной жизни общества, состояние общественного сознания[8]. Его определяют по-разному: в явлениях духовной жизни общества, особой форме коллективной оценочно-познавательской деятельности, коллективных суждениях, высказываниях, представлениях и др.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о нем по-своему. Он не может воспротивиться этому, так как в соответствии с законами человеческой природы всякий человек, который видит те или иные поступки “своего ближнего”, чувствует себя невольно призванным судить о них. Он не может в данном случае подчиняться началу свободного выбора, не может останавливать свое внимание на положительном, оставляя незамеченным негативные проявления личности. Нельзя обойти и вопрос о том, как же относится какой-либо человек к факту оценки себя другими, поскольку честь есть известное нематериальное благо и ею дорожат даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения. В действительности мы видим, что с презрением к чести чаще всего относятся люди аморальные, не обладающие самостоятельным, волевым характером.

Честь прежде всего означает оценку личности с точки зрения социально-этической, и уважительное отношение к ней не возникает произвольно, а обусловлено как самой личностью, так и сущностью и соизмеримостью общественного отношения. Честь - это определенная социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство[9]. В подобном определении усматривается оценочная категория, указывающая на связь человека как гражданина с определенной общностью людей. Таким образом, поскольку существует эта общность, постольку существует и категория чести. В этом контексте может возникнуть вопрос: всякое ли действие человека может быть объектом оценки со стороны общества, общественного мнения?

В философской литературе по данному вопросу нет единого мнения. Одни считают, что только при искусственной изоляции человека от окружающей среды можно вести речь о том, что его действия могут не иметь нравственного содержания и, следовательно, соответствующей оценки. Другие же считают, что “лишь те действия могут быть оценены с точки зрения морали, в которых проявляются или формируются моральные отношения”[10].

Как нам представляется, объективной является точка зрения тех, кто считает, что во всякой человеческой деятельности присутствует нравственный аспект, а потому любая такая деятельность может быть предметом моральной оценки. В то же время формирование правильной общественной оценки человека, суждение о нем должны основываться не на его единичных действиях и поступках, а на их совокупности. В частности, во внимание должны приниматься производственная деятельность того или иного лица, его поведение в общественных местах, в быту, в семье и т.д. При этом, разумеется, необходимо учитывать не только конечный результат его действий и поступков, но и мотивы, цели, побуждения, которыми он руководствуется при совершении каких-либо поступков (или при бездействии) в определенных ситуациях. В свою очередь, мотивы поведения человека следует рассматривать в органичной связи с общественными последствиями его поведения. Именно поэтому высокой общественной оценки заслуживает поведение, в котором налицо единство морально-ценностного мотива и общественно полезного результата.

Не требует доказательств то, что положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует на чувство собственного достоинства, в известном смысле придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования. Разные последствия для того или иного лица может вызывать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других - усугубляет их. Поэтому общественная оценка человека должна быть объективной. Для формирования таковой необходимо достоверное знание самого объекта оценки, то есть тех действий или бездействий, которые подвергаются оценке. Объективный характер чести проявляется главным образом в том, что она является объективным выражением отношений личности и общества.

Необходимо отметить, что гражданин обладает и внешней честью, исходящей от государства. Предметом уважения со стороны государства является гражданин как таковой, гражданин вообще. Вот почему перед суждением государства все граждане совершенно равны. В этом плане никто не пользуется преимуществом из-за своих индивидуальных особенностей.

Вопрос о степени уважения, оказываемого государством гражданам, разрешается в основных законах - конституциях. В каждом государстве, безусловно, степень эта различна, как различна она и в разные исторические периоды какого-нибудь государства. По степени уважения (наделения честью) гражданина можно составить себе понятие об отношении данного государства к человеку, к своему народу в целом.

Как правило, государство интересуют поступки людей лишь постольку, поскольку ими затрагивается его право. Уважение со стороны государства к гражданам отличается от уважения людей друг к другу. В уважении одними людьми других существует множество различных вариантов и суждений; в уважении государства существует только одна гражданская честь, которая оказывается в равной мере каждому лицу и которая исчезает в случае уголовного наказания. С этой точки зрения гражданская честь адекватна обыкновенной внешней чести.

В основе представления о чести лежит определенный нравственный критерий[11], в чем также проявляется объективный характер категории чести. Объективный характер критерия нравственности не допускает субъективного, произвольного толкования того, что является честью или бесчестьем. Кроме того, нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки в отношении конкретного человека или группы людей. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, его общественной оценкой с учетом существующей морали в этом обществе и правовых устоев. Под честью понимается в определенном смысле положительная репутация человека.

В органическом единстве с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства, которая является своеобразным отражением этой социальной оценки в сознании его носителя. Иными словами, достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом, внутренних убеждениях и правосознании.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных, в частности, с точки зрения потребностей общества. В своем органическом единстве эти личные качества (достоинства) и составляют то, что принято называть личным достоинством[12]. Его социальный характер проявляется в том, что достоинство как моральная ценность и общественно значимое качество личности определяется существующими общественными отношениями и в известной мере нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.

Вышеизложенное приводит к выводу, что категория достоинства являет собой органическое единство социального и индивидуального (личного). Человек как совокупность определенных исторически обозначенных общественных отношений может осознать и проявить себя только в обществе. “Жизнь общественная, - писал А.И. Герцен, - такое же естественное определение человека, как достоинство его личности”[13].

О неразрывной связи между честью и достоинством свидетельствует и то обстоятельство, что в их основе лежит единый определенный нравственный критерий. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существует и различие. Оно заключается в том, что честь, как уже отмечалось, - это общественная оценка личности, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Лицо само должно осознать свою общественную значимость и ценность. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада, а в конечном итоге - от способности человека должным образом оценить то мнение, которое сложилось о нем у окружающих.

Можно утверждать, что в своем наиболее общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно-полезными свойствами.

К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это “именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство”[14]. Здесь принимаются во внимание не только индивидуальная характеристика субъекта, но и черты, свойственные ему как представителю определенного коллектива, определенной общности (как об этом уже говорилось выше).

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Нельзя не согласиться с мнением, что честь и достоинство граждан не одинаковы, поскольку, в частности, неодинаковы их заслуги перед обществом. Правильно и то, что “содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности”[15]. В то же время эти различия в содержании их субъективного гражданского права на честь и достоинство зависят от степени развития индивида, воспитания, формирования правосознания, выработки определенной жизненной позиции, личностного самоутверждения, то есть от прочности того морально-этического фундамента, на котором базируется честь и достоинство.

В органической связи с честью и достоинством находится такое понятие как репутация (от латинского reputatio - обдумывание, размышление). При этом, как уже отмечалось, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятие чести, наоборот, дифференцированно оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации[16]. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятием чести в ее внешнем, объективном значении[17]. На наш взгляд, в репутации личности в большей мере проявляются ее деловые качества, нежели морально-этические. Наверно, не требует пояснений и та истина, что репутация человека в известном смысле формируется на основе его отношения к интересам других людей, общества и государства. Репутация человека складывается также на основе его поведения, посредством восприятия его облика другими людьми, что может являться источником существенной информации не только о вкусах и привычках, но и о внутренней сущности индивида.

Разумеется, репутация может быть или положительной, или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Так, под деловой репутацией юристы-исследователи понимают совокупность качеств и оценок, “с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области”[18]. Под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность отдельного гражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица, например, в сфере предпринимательства. Во многих случаях нарушение деловой репутации юридического лица одновременно дискредитирует членов его трудового коллектива и наоборот. То есть речь идет о нарушении права на репутацию.

Западный социолог М. Вебер для обоснования построения иерархии социальных ценностей ввел понятие статусная честь (“статусная репутация”, “социальное уважение”, “престиж”). Суть данного понятия выражается прежде всего в том, что от всех, кто предполагает следовать ему, ожидается особый образ жизни. Решающая роль такого “образа жизни” означает, что та или иная группа индивидов, претендующая на принадлежность к определенному обществу, вырабатывает “должный” стандарт поведения, в соответствии с которым выбирается круг людей для социального общения. При этом развивается осознание значимости своего положения, своеобразное “статусное самоуважение” и одновременно с ним возникает желание дистанцироваться от других слоев общества[19].

Деловая репутация или социальный престиж - это, по нашему мнению, сравнительная оценка социальной значимости индивида, группы людей или социального института, юридического лица, его положения в обществе, закрепленные в общественном мнении.

В этом контексте можно говорить, например, о частном предпринимательстве или организации (юридическом лице, если иметь в виду наше исследование), о том, обладают они деловой репутацией, престижностью, т.е. способностью свидетельствовать, удостоверять деловую репутацию, или нет. Основанием, по которому индивид, группа людей или юридическое лицо наделяются деловой репутацией (престижем), является, на наш взгляд, способ жизнедеятельности, поведение, потребление благ, выполнение обязательств, взаимоотношений с другими субъектами общества и др.

Престижная деятельность - это деятельность по достижению желаемого и удержанию имеющегося общественного почитания, т.е. деловой репутации. Индивид, юридическое лицо, имеющие определенный статус, отличный положительными деловыми качествами от других субъектов, могут поддерживать это положение или повышать его путем поддержания или повышения своего престижа, а следовательно, и деловой репутации.

Уместно отметить, что часто престиж (деловую репутацию) отождествляют с авторитетом. Однако понятие престижа (деловой репутации), как нам представляется, не имеет той “властной” окраски, которая характеризуется понятием авторитет. Последний является характеристикой положения, статуса личности или организации, наряду с престижем (деловой репутацией), соответствует ему, но не заменяет его. К этому следует добавить, что вопрос о соотношении престижа (деловой репутации) и авторитета достаточно сложен и тонок и является самостоятельной философской проблемой.

Честь и достоинство гражданина, а также деловая репутация физических и юридических лиц неразрывно связаны с правом, ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит и утрату определенного статуса в своих правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь, достоинство, деловая репутация являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

На сайте allrefs.net читайте: "ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Честь, достоинство, деловая репутация как социально-правовые категории

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 67.400.7я 73
А-67     Антон Леонидович Анисимов, кандидат юридических наук, доцент Юридического института Московского государственного социального университ

Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации в системе субъективных гражданских прав
Вопрос о защите чести, достоинства и деловой репутации со стороны законодателя – это, прежде всего, вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении, о гарантированной государством возможности

Правовые основания ответственности обязанных лиц при защите чести, достоинства и деловой репутации
Право, в том числе и гражданское, призвано прежде всего регулировать поведение людей, что допускает внешний контроль и может быть обеспечено специфическими правовыми средствами при расхождении пове

Понятие морального вреда, его сущность и юридическое значение
Следует отметить, что под вредом в гражданском праве принято понимать неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе. Нормы гражданского права, как известно, разграничивают понятие

Развитие законодательства о возмещении (компенсации) морального вреда и его современное состояние
Проблема толкования и компенсации (возмещения) морального вреда была и остается объектом внимания как юристов-теоретиков, так и юристов-практиков, хотя долгое время теория и практика в Советском го

Компенсация морального вреда вследствие нарушения трудового законодательства
Нормы трудового права, как известно, регулируют общественные отношения, складывающиеся в связи с реализациями гражданами и другими лицами своих способностей к труду. Трудовые правоотношени

Исковой порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации в гражданском судопроизводстве
Судебная практика рассмотрения гражданских дел по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации показывает, что в некоторых случаях судьи испытывают затруднения при рассмотрении и решении т

Новое в гражданско-процессуальном законодательстве и вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации
С принятием Конституции Российской Федерации и частей первой и второй Гражданского кодекса РФ существенные изменения претерпело и гражданско-процессуальное законодательство России, кардинально рефо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема защиты прав человека и гражданина занимает одно из центральных мест в демократических преобразованиях Российской Федерации. Эти преобразования, нашедшие отражение и закре

I. Документы, законодательные и иные нормативные акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 1993. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ЛР № 020658     Подписано в печать 14.10.99. Формат бумаги 60х841/16. Гарнитура Таймс. Уч.-изд. л. 12

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги