Курс 2: Схема мироздания
Самый большой по объему новой информации материал: здесь рассматривается вся схема мироздания от Замысла творения до появления духовной конструкции, прототипа общей души, называемой «Адам», частицами которой мы являемся. Курс основан на статье Бааль Сулама «Введение в науку каббала» и считается ключевым для дальнейшего изучения каббалистической литературы. Материал не прост для усвоения, так как в нем задействовано множество каббалистических терминов и определений, требующих четкого запоминания. Предлагается большое количество схем и чертежей, воспроизводящих строение и механизм воздействия Высшей природы на человека. Особый язык позволяет каббалистам описывать реальность, постиггаемую ими чувственным образом, но еще неявную для нас.
Содержание
Введение
Урок№1 – Замысел творения
Первопричина (Творец)
Действие света
Постижение действительности
Восприятие мира
Свет бесконечности, экран
Уровней восприятия
Тест
Урок№2 – Развитие желания
Стадии распространения прямого света
Основные состояния творения
2.3. Нулевая стадия – кетэр (бхина шореш)
2.4. Первая стадия – хохма (бхина алеф)
2.5. Вторая стадия – бина (бхина бэт)
2.6. Третья стадия – зэир анпин (бхина гимэль)
2.7. Четвертая стадия – малхут (бхина далет)
Тест
Урок№3 – Зарождение творения
Мир Бесконечности (олам Эйн Соф)
Мир Сокращения (олам Цимцум)
3.3. Малхут – творение
Как происходит наполнение малхут
Тест
Урок№4 – Возникновение миров
Построение парцуфа
Мир Адам Кадмон
Особенность парцуфа САГ
Тест
Урок№5 – Повторение пройденного материала (уроки 1-4)
Стадии творения и развития кли
Десять сфирот
Каббалистические определения
Мир Сокращения
Экран и отраженный свет
Рош - тох - соф парцуфа (душа)
Возникновение миров
Тест
Урок№6 – Соединение свойств Творца и творения
Вступление
Свойство бины и свойство малхут
Соединение свойств бины и малхут
Тест
Урок№7 – Разбиение сосудов
Смысл разбиения
Второе сокращение (цимцум бэт)
Смешение бины и малхут
Тест
Урок№8 – Исправление, создание души
Принцип исправления
8.2. Мир Ацилут – мир исправления
Система миров БЕА
Исправление малхут
Тест
Урок№9 – Повторение пройденного материала (уроки 6-8)
9.1. Адам – особый парцуф
Разбиение сосудов
9.3. Следствие разбиения
9.4. Порядок исправления
9.5. Исправление АХАП
9.6. Разделение Адама на души
9.7. Путь человека
9.8. Исправление – подобием
Тест
Урок№10 – Дополнительное занятие. Строение души Адама
10.1. Адам Ришон – единая душа
Адам Ришон относительно миров АБЕА
10.3. Конструкция парцуфа Адам Ришон
Заключение
Словарь
Введение
Не подлежит сомнению, что человек не в состоянии жить в нашем мире без определенных знаний о природе, о среде, которая его окружает.
Так же точно душа[1] человека не может существовать в Высшем мире[2], если не постигнет устройство духовных миров и их действия. Рождаясь на свет, то есть, появившись в нашем мире[3], младенец не знает ничего, и всю необходимую для жизни информацию ему сообщают родители.
Он существует и развивается благодаря заботам отца и матери. Постепенно, подрастая и накапливая знания и опыт, ребенок учится самостоятельно ориентироваться в окружающей среде. Повзрослев и научившись использовать в своих интересах приобретенные знания, человек выходит из-под родительской опеки в большой мир.
Подобные стадии развития проходит и душа человека, пока не удостаивается понять истинную мудрость каббалы в ее абсолютной полноте. Без этого душа не может достичь совершенства. Не то чтобы знание каббалы обеспечивало само развитие души, просто такова ее внутренняя природа. Она не в состоянии самостоятельно функционировать без запаса определенного количества знаний, потому рост души зависит от их уровня.
Дело обстоит так, что если бы душа развивалась в отсутствии знаний, она могла бы пострадать. Так, Природа предусмотрительно не дала новорожденному способности самостоятельно передвигаться. Ведь у ребенка нет разума и, будь у него силы, он мог бы навредить себе.
Итак, право на существование в духовных мирах получает лишь тот, кто загодя приобрел знания об их устройстве. Приступая к изучению системы духовных миров, необходимо прежде всего рассмотреть, как действуют в них главные факторы нашего мира.
В Высших мирах отсутствуют такие физические понятия, как время, пространство, движение (уже в нашем мире они видоизменяются: при скоростях, близких к скорости света, время стремится к нулю, масса – к бесконечности, а пространство сжимается в точку).
Вместо времени в духовных мирах рассматриваются причинно-следственные связи, переход одного состояния в другое, видоизменения формы. Если вы спросите, сколько времени понадобилось для протекания тех или иных процессов, то вопрос не будет иметь смысла, так как под временем понимается лишь последовательность действий.
Поэтому в каббале материал изучается по цепочке – от причины каждого явления к его следствию или, что одно и тоже, от начала творения[4] до его грядущего окончания.
Место – это не определенная, занимаемая телом часть пространства, а положение на шкале духовных свойств, качеств, где за сто условно принимается свойство Творца[5], а за нулевую отметку – первоначальное качество творения.
Таким образом, перемещение в духовном мире – это изменение духовным объектом своих свойств. Он как бы перемещается в духовном пространстве по шкале соответствующих ценностей (ближе или дальше относительно Творца). Однако в духовном мире объект не исчезает, там лишь возникает его новая форма.
Другими словами, с появлением новых качеств от духовного объекта отделяется его обновленная форма, а прежняя продолжает существовать, как и ранее. Было одно духовное тело, оно изменило свои свойства, тотчас же отделилось от старого тела и стало существовать самостоятельно.
Таким образом, теперь появилось два духовных тела. Так рождаются новые духовные объекты. (Кстати, и в нашем мире зародыш, находящийся в чреве матери, является одновременно и частью ее организма, и отдельным новым существом. Причина же окончательного отделения – приобретение им определенных собственных, отличных от материнских качеств).
Пытаясь найти каббалистические определения понятий пространства, времени, движения, необходимо установить, какой терминологией мы можем пользоваться. Ведь мы должны говорить о вещах, которые не наблюдаем воочию, хотим передать информацию о мирах, которых не чувствуем. Как же мы можем быть уверены, что правильно поняли друг друга?
У людей в нашем мире существует общность ощущений, но как передать собеседнику знания об объекте, которого он никогда не видел? В таком случае мы переходим на язык аналогий: «похож на то-то...», «подобен тому-то». Ну, а если я пришелец из другого мира, в котором все совершенно не похоже на ваш мир? Как же мне описать мой мир? Это возможно только при наличии связи миров.
Бааль Сулам, в своем предисловии к книге «Сияющий и объясняющий лик», (п. 144)[6] пишет, что все существующее в нашем мире – порождение мира духовного. Поскольку все сущее исходит от Творца и, проходя через систему миров, нисходит в наш мир, то нет ничего в нем, что не имело бы корня в мире духовном. Поэтому каббалисты сочли возможным использовать понятия нашего мира для описания объектов мира духовного. Ведь существует строгая связь между корнем (духовным) и ветвью (материальной), и не может произрастать из одного корня несколько ветвей. Поэтому можно именами объектов нашего мира называть их духовные корни-силы, вызывающие данные ветви к жизни.
Естественно, подобный язык может разработать лишь тот, кто имеет способность видеть одновременно корень и ветвь, причину и следствие, то есть, находящийся одновременно в обоих мирах. Как мы рассмотрим в дальнейшем, человек, находясь в нашем мире, может одновременно войти и в мир духовный – бесконечный вечный мир душ. Жить одновременно в обоих мирах, осознать вечность, постичь духовные миры, находясь в нашем материальном мире – это ли не достойная цель для человека!
Однако пока мы вынуждены использовать «язык ветвей», не видя корней. Поскольку, как было уже сказано, существует точное соответствие духовных и материальных объектов, то нельзя произвольно менять каббалистическую терминологию.
В каббале существует три основных раздела, и все они говорят о постижении общего закона мироздания. Есть раздел науки, изучающий нисхождение[7]миров[8] и сигналов поступенчато, вплоть до нашего мира. Он занимается изучением, исключительно, Высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас, тем, как мы своими поступками влияем на них, и как, в зависимости от наших реакций, они снова воздействуют на нас.
Следующий раздел каббалы занимается методикой развития души, внутренней части человека, которую он получает из Высшего мира.
В данном разделе каббалы мы будем изучать материал, в котором говорится о создании математического аппарата для описания определенных процессов, происходящих с душой. Он позволяет каббалисту использовать научный подход в исследовании; изучать на себе воздействие духовных миров, анализировать, градуировать, формулировать связи сигналов воздействия свыше с собственными реакциями и наоборот; получить практический результат для оптимальной реализации духовно-энергетической части – души. Математический аппарат каббалы состоит из:
· гематрий – цифровых записей духовных состояний миров и души;
· графиков состояния и зависимости влияния миров на душу и влияния души, человека на духовные миры;
· таблиц и матриц всевозможных включений свойств миров и душ.
Примечание: При чтении всех каббалистических текстов следует непременно помнить, что каббала, как и всякая наука, пользуется специфической терминологией. Для человека, который с ней незнаком, эти тексты могут представляться несущими некий описательный, образный или этический характер. Во избежание подобной ошибки, приводящей многих к трудности и даже невозможности изучения каббалы, необходимо постоянно обращаться к словарю терминов за пояснением значений слов.
Изложение материала следует «хронологическому» порядку создания духовных миров: Творец[9] – кли[10] – мир Бесконечности[11] – первое сокращение[12] – мир Адам Кадмон[13] – мир Некудим[14] – разбиениекелим[15] – мирАцилут[16] – мирыБЕА[17] – сотворение человека – грехопадение[18] – олам азэ (наш мир)[19].
Урок№1
Замысел творения
Первопричина (Творец)
Действие света
Постижение действительности
Восприятие мира
Свет бесконечности, экран
Уровней восприятия
Тест
Души
1) О Его сущности мы вообще не ведем речи, поскольку корень и место творений начинается с Замысла Творения[30], куда они включены по принципу: «Конец действия в начальном замысле».
2) Бесконечность представляет собой Замысел Творения, желание Творца насладить творения на уровне бесконечности, называемом «эйн соф[31]». В этом состоит связь между Его сущностью и душами[32]. Связь эта понимается нами как желание насладить творения.
Бесконечность – это начало всего процесса, она называется «свет без кли», но в ней – корень творений, то есть, связь между Творцом и творениями, называемая «Его желанием насладить творения». Это желание начинается с мира бесконечности и нисходит до мира Асия[33].
3) Души – получатели наслаждения, имеющегося в Его желании насладить.
«Бесконечность» обозначает связь между Его сущностью и душами, понимаемую нами как желание насладить творения. Помимо этой связи с желанием насладить, мы ничего не обсуждаем. Там начало всего процесса (это называется светом без кли), там корень творений.
Относительно самих себя все миры определяются как свет без кли, и они не обсуждаются. Они определяются как Его сущность, и нет им никакого постижения».
Итак, нам необходимо различать два понятия:
а) Творец;
б) то, что от Него исходит.
Уровень (а), определяемый как Его сущность, не позволяет нам вести о Нем речь, как сказано выше. Уровень (б) – то, что от Него исходит, определяется как свет, распространяющийся внутрь наших келим[34], то есть, внутрь нашего желания получать, и называется бесконечностью. Это связь, имеющаяся у Творца с творениями, Его желание насладить творения. Желание насладить определяется как распространяющийся свет, приходящий, в итоге, к желанию получать.
Рис. 1. Общее строение мироздания.
В духовном постижении достигается слияние постигающего и постигаемого. В отсутствие постигающего у постигаемого нет формы, поскольку нет никого, кто принял бы форму постигаемого. Поэтому эта ступень определяется как Его сущность, которую невозможно обсуждать.
Мы можем начинать обсуждение лишь с того места, где наши чувства реагируют на распространяющийся свет, на Его желание насладить свои творения, действительно, приходящее к получающим.
Можно сравнить этот процесс с тем, как мы рассматриваем, предположим, стол: благодаря нашему осязанию мы чувствуем, что он твердый; мы можем оценить его длину и ширину в соответствии с информацией, поступающей в органы чувств. Однако совершенно необязательно, что стол будет выглядеть так же с точки зрения обладателя иных органов восприятия – например, с точки зрения животного, которое видит его сообразно своим органам чувств. Мы не можем определить форму с позиций животного, поскольку не пользовались возможностями его сенсоров.
Отсюда следует: как у нас отсутствует способность постижения самого Творца, точно так же мы не можем сказать, какова форма миров с Его точки зрения – мы лишь постигаем миры через свои органы чувств и ощущения. Его желанием и было, чтобы мы постигали Его именно так.
В этом состоит смысл выражения: «Нет изменения в свете». Все изменения происходят только в сосудах, то есть, в наших ощущениях; и всё определяется нашим представлением (также: подобием).
Из этого утверждения понятно, что если несколько человек будут рассматривать один духовный объект, то каждый постигнет его в соответствии с собственным представлением (подобием ему) и возможностями своих органов чувств. Поэтому каждый видит иную форму. Также и в самом человеке форма будет меняться соответственно его подъемам[35] и падениям[36]. Как написано выше: свет[37] – это простой свет[38], все изменения – лишь в получающих его.
1.4. Восприятие мира
Ощущая себя живущими в этом мире, мы не можем представить себе другую картину постижения. Мы отличаемся по своему характеру, настроению, возрасту, образованию, однако, в конечном итоге, воспринимаем одну и ту же картину мира. Есть разного рода экстрасенсы, улавливающие чуть больше и тоньше чувствующие различные флюиды и вибрации. Они могут несколько глубже разобраться в поведении человека и даже в какой-то мере разглядеть его прошлое, настоящее и будущее. Однако эти вещи не выходят за рамки возможностей наших органов чувств, обостренных или обычных. У всех нас одна картина реальности, поэтому нам и не кажется, что она совершенно необъективна и обусловлена нашими естественными способностями восприятия.
Если бы у нас были другие органы чувств, будь их больше или меньше – мы воспринимали бы совершенно иную реальность. Мы изучаем органы чувств животных: например, пробуем смотреть на мир глазами пчелы или использовать обоняние собаки. Настолько, насколько можем проникнуть в их сенсоры, мы обнаруживаем, до какой степени даже они видят мир иным. Однако, так или иначе, мы все-таки относимся к одной форме жизни в этом мире – животному виду, и наши органы чувств принадлежат животной ступени[39].
Бывают очень странные и необычные с нашей точки зрения виды, которые по-особому воспринимают мир. Действительность, отражающаяся в их мозге, отличается от нашей по цвету, запаху и другим параметрам. Картина мира у животных зависит от системы анализаторов, которые являются определяющими (генетически) у данного вида. Так, у пчелы ведущей является зрительная система восприятия, коренным образом отличающаяся от нашей. Зрительный анализатор пчелы воспринимает сигналы не только видимого светового спектра, но и ультрафиолетовое излучение, которое определяет ее поведение и функции[40]. У собаки ведущими являются орган обоняния, который в 100-10000 раз чувствительнее, чем у человека, и слуховой, в 3-4 раза превышающий человеческий. Они и формируют мироощущение собаки[41]. Однако все равно речь идет о восприятии через пять органов чувств.
Мы не можем представить себе картину, которая возникла бы, обладай мы дополнительными органами чувств. У нас нет опыта, нет реакции на это, эмоций, решимот[42]. Поэтому, сколько бы в этом мире человек ни создавал приборов, ни изобретал приспособлений, он не сможет придумать ничего такого, что послужило бы ему в качестве принципиально нового органа чувств.
Всё что мы изобретаем, лишь усиливает глубину или широту восприятия тех же самых пяти органов чувств: микроскоп, телескоп, детектор частот различного диапазона (ведь всё, что мы улавливаем, это частоты, волны). Сколько бы волн мы ни открыли (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и т.д.), сколько бы ни расширяли диапазон восприятия, все равно, в конечном итоге, за приборами стоит человек, который получает от них информацию на свои природные сенсоры. Общая реакция всех пяти органов чувств составляет некую картину, и картина эта очень ограничена.
Человек никогда не сможет изобрести для себя дополнительный орган чувств или, скажем, совершенно аннулировав свои природные сенсоры, оснастить себя другими. Это невыполнимо. Мы даже не знаем, что это означает. Интересно, что наука движется вперед, и ученые говорят об ограниченности человеческого восприятия, однако они не могут вести речь о дополнительном органе чувств. Они имеют ввиду повышение точности восприятия в ощущениях, большую чувствительность и глубину, и не представляют, что у нас может быть другой орган чувств.
Есть множество примеров исследований, проводимых до и после физической смерти. В человеке была «душа», а теперь ее нет. Сколько же она весит? Человека взвешивают в обоих этих состояниях. Опыты подобного рода проводятся со всей серьезностью, поскольку отсутствует понимание того, что душа может находиться вне рамок человеческого восприятия. Это естественно.
Мы уже говорили, что в мировоззрении всегда главенствовал подход, согласно которому мир существует вне человека. Я живу и умираю, а мир остается тем же. Почему? Потому что таковы мои ощущения: я живу, рядом со мной живут и умирают люди, и мир не меняется оттого, что они живут или умирают. Значит, и я могу жить или умереть, и это не повлияет на привычное существование мира. Таким образом, согласно нашему восприятию, мир – это константа, нечто стабильно существующее вне человека. В нем происходят изменения, но он существует.
Наконец, ученые начали признавать, что мировосприятие относительно, что оно зависит от того, кто воспринимает – от постигающего, как это называется в каббале. Первым обратил на это внимание Альберт Эйнштейн. Согласно его утверждению, мировосприятие существует само по себе, однако оно меняется в зависимости от скорости передвижения того, кто ощущает. Относительно него же меняется и время, пространственные характеристики и соотношения.
Таким образом, теория относительности – есть теория относительного восприятия, зависящего от получающего. Однако и здесь получающий всего лишь меняет свою скорость, он не меняет мира, не меняет себя. Просто восприятие мира относительно него меняется, поскольку между ними присутствует некая переменная скорость. Очень ограниченный подход, однако все равно, это было большой революцией.
Затем, другой ученый, Хью Эверетт (Hugh Everett, Ш) (1930-1982), пошел еще дальше. Он заявил, что мир не существует константно в том виде, в каком предстает перед нами, а совмещает нас и нечто существующее. Иначе говоря, имеется некая картина, форма, однако мы воспринимаем ее не как таковую, а сообразно собственным ощущениям, своим качествам. Таким образом, воспринимаемая картина является результатом сочетания моих свойств и свойств мира.
Хотя Эверетт, возможно, менее известен, чем Эйнштейн, его концепция столь же революционна, как и теория относительности. По Эйнштейну, параметром, который изменяет восприятие, является скорость – нечто, не относящееся ни к миру, ни ко мне, нечто, существующее вне меня. Эверетт же утверждает, что, меняя свои органы чувств, я, тем самым, изменяю мировосприятие. Он вводит субъективную точку восприятия: воспринимаемое мною не есть действительность, но принадлежит моим органам чувств, зависит от них и определяется ими.
Тест
1.Что такое бесконечность?
а. – связь Ацмуто с душами;
б. – желание насладить творения;
в. – бесконечное наполнение;
г. – все ответы правильны.
2.Что такое желание получать, оснащенное экраном?
а. – свет;
б. – душа;
в. – мир Бесконечности;
г. – Творец.
3. Восприятие мира внутри своего желания получать без экрана называется…
а. – наш мир;
б. – простой свет;
в. – душа;
г. – Ацмуто.
4. Состояние конца исправления это…
а. – противоположность свойств;
б. – подобие свойств;
в. – противоположность намерений;
г. – обретение формы.
5. Сколько частей есть в желании получать?
а. – 3 части;
б. – 4 части;
в. – 5 частей;
г. – 6 частей.
Урок№2
Развитие желания
Стадии распространения прямого света
2.2. Нулевая стадия – кетэр (бхина шорэш)
2.3. Первая стадия – хохма (бхина алеф)
Основные состояния творения
2.5. Вторая стадия – бина (бхина бэт)
2.6. Третья стадия – зэир анпин (бхина гимэль)
2.7. Четвертая стадия – малхут (бхина далет)
Тест
Тест
1. Нулевая стадия (бхина шорэш) – это желание:
а. – творения;
б. – Творца;
в. – творения и Творца;
г. – все ответы правильны.
2. Каково основное свойство духовно неживого уровня?
а. – является полностью самостоятельным;
б. – является полностью зависимым;
в. – свободен только в пределах своей природы;
г. – свободен только в пределах предыдущих стадий.
3. Какая стадия возникает в результате того, что желание начинает ощущать свой Источник?
а. – алеф;
б. – бэт;
в. – гимэль;
г. – далет.
4. Обладает ли 3-я стадия (бхина гимэль) самостоятельностью?
а. – полностью самостоятельна;
б. – полностью зависима;
в. – только в пределах своей природы;
г. – только в пределах предыдущих стадий.
5. Чем отличается четвертая стадия от предыдущих стадий?
а. – возможностью ощущать вне себя;
б. – наиболее сильным желанием, чем все предыдущие стадии;
в. – самостоятельным желанием;
г. – все ответы правильны.
Урок №3
Зарождение творения
Мир Бесконечности (олам эйн соф)
3.1.1. Духовные органы ощущений
3.1.2. Восприятие реальности
3.2. Мир сокращения (олам цимцум). Малхут – творение
Как происходит наполнение малхут
Тест
Тест
1. От чего зависит картина наблюдаемой действительности?
а. – от наблюдателя;
б. – от окружающего мира;
в. – от наблюдателя и от окружающего мира;
г. – не зависит ни от чего.
2. Из всего развившегося материала – неживой, растительный, животный уровень, человек – обязанность привести весь мир обратно в мир Бесконечности возложена на…
а. – животных;
б. – растения;
в. – человека;
г. – каждый самостоятелен.
3. Действие, которым малхут скрывает свое желание в себе, не позволяет себе его использовать, называется…
а. – мир Бесконечности;
б. – цимцум алеф;
в. – бхина Бэт;
г. – бхина алеф.
4. Малхут желает быть подобной…
а. – стадии бина;
б. – стадии кетэр;
в. – самой себе;
г. – предыдущей стадии.
5. Сколько частей включает в себя четвертая стадия?
а. – три части;
б. – одну часть;
в. – четыре части;
г. – пять частей.
Урок№ 4
Возникновение миров
Построение парцуфа
Порядок вхождения света в кли
Мир Адам Кадмон
Особенность парцуфа САГ
Тест
Тест
1. Воспоминания о прошлом свете это:
а. – решимо дэ-авиют;
б. – решимо дэ-итлабшут;
в. – тох;
г. – некудот.
2. Информация о экране, который у меня на сегодняшний день есть, это:
а. – решимо дэ-авиют;
б. – сиюм;
в. – рош;
г. – свет.
3. Что заставляет парцуф опустошиться от света?
а. – давление внутреннего и наружного светов;
б. – внутренний свет;
в. – наружный свет;
г. – давление экрана.
4. Какой свет находится там, где желание получать делает цимцум?
а. – пустота;
б. – ор хасадим;
в. – ор хохма;
г. – простой свет.
5. Где возникает совершенно непредсказуемая возможность действительно исправить малхут, создать на нее экран?
а. – в гальгальте;
б. – в АБ;
в. – в некудот дэ-САГ;
г. – в рош дэ-САГ.
Урок№5
Краткое повторение пройденного материала (уроки 1-4)
Стадии творения и развития кли
Десять сфирот
Каббалистические определения
Мир сокращения
Экран и отраженный свет
Рош - тох - соф парцуфа (душа)
Возникновение миров
Тест
5.1. Стадии творения и развития кли
0 – кетэр –желание Творца создать кли и дать ему наслаждение.
1 – хохма –рожденное светом, но еще не осознанное, несамостоятельное желание наслаждения, как бы связанные вместе ор и кли. Самостоятельного желания со стороны кли еще нет. Естественно, что в стадии хохма доминирует ор, так как его желание дать наслаждение первично: оно породило кли. Поэтому самостоятельные желания в кли хохма отсутствуют.
2 – бина –впитывая весь ор хохма, кли приобретает и его желание «давать», предпочитает быть подобным свету, давать Творцу, как дает Он. Рождается новая стадия – бина, которая получает наслаждение не от света, а от чувства отдачи Творцу. Это наслаждение называется ор хасадим.
Бина – первая самостоятельная реакция творения.
3 – зэир анпин (ЗА) –чувствуя, что не в состоянии существовать только с ор хасадим (ведь ор хохма дает ей жизнь), бина решается на компромисс: получать лишь необходимое для жизни количество ор хохма, а остальное по-прежнему отдавать. Эта новая стадия называется зэир анпин и состоит из шести сфирот: хэсэд[135], гвура[136], тифэрэт[137], нэцах[138], ход[139], есод[140].
Рис. 5.1.1. Соотношение сфиры зэир анпин и основных десяти сфирот.
4 – малхут –чувствуя, что ор хохма дает ему жизнь, зэир анпин стремится заполнить им всего себя, как в стадии хохма. Возникает следующая стадия:
Малхут – настоящее кли, творение, самостоятельно стремящееся получить все наслаждение, которое Творец желает дать. Поэтому только малхут называется кли-создание-творение, а предшествующие стадии – это лишь этапы его развития. Такова воля Творца: создать кли, которое бы само желало насладиться Его светом. Малхут в состоянии полного наполнения светом называется олам эйн соф – мир Бесконечности.
Рис.5.1.2. Стадии развития творения – малхут.
Тест
1. Свет, выходящий из Творца называется:
а. – прямой свет;
б. – отраженный свет;
в. – внутренний свет;
г. – окружающий свет.
2. Часть парцуфа, которая остается пустой, называется:
а. – тох;
б. – гуф;
в. – пэ;
г. – соф.
3. Совершенное состояние творения достигается, когда малхут уподобится:
а. – ЗА;
б. – хохме;
в. – бине;
г. – кетэру.
4. Малхут может исправить себя, только приобретя свойство:
а. – кетэра;
б. – хохмы;
в. – бины;
г. – ЗА.
5. От чего зависит, какой свет будет находиться в парцуфе?
а. – от силы света;
б. – от силы экрана;
в. – от степени скрытия Творца;
г. – от силы самого парцуфа.
Урок№ 6
Соединение свойств Творца и творения
Вступление
Свойство бины и свойство малхут
Соединение свойств бины и малхут
Тест
6.1. Вступление
Мы приступаем к изучению новой темы, которая называется «Исправление под табуром (соединение свойств бины и малхут)». Если до этого мы рассматривали чисто теоретические вопросы, то есть изучали, каким образом и в каком месте происходит ЦА (первое сокращение), где еще не существовало нашего корня, то теперь мы начинаем исследовать явления, происходящие в нас.
Наш корень – это малхут, центральная точка творения, находящаяся в центре темного пространства. Эта черная точка совершенно не приспособлена к тому, чтобы впитать в себя какие-либо духовные, альтруистические свойства, и поэтому она сделала на себя сокращение, то есть, отказалась принимать в себя свет, работать с собой.
Каким же образом можно ее исправить? Ведь кроме нее исправлять, в сущности, нечего, все остальное – это Творец, свет Творца, свойства Творца, девять первых сфирот, а она, десятая сфира, полностью себя сокращает.
Исправить малхут можно только одним способом: соединить ее с биной. Если мы сможем смешать свойства малхут со свойствами бины так, чтобы малхут подавила себя и до некоторой степени приняла на себя свойства бины: действовала с ее намерением и одновременно с собственным эгоистическим желанием, то такой симбиоз вполне возможен. Подобная связь между ними позволит малхут уподобиться Творцу, если не в своем внутреннем, то хотя бы во внешнем свойстве.
Мы приступаем к изучению того, как происходит процесс исправления[145]. Это очень непростой вопрос. Он является для нас краеугольным, потому что мы – частички этой черной точки – малхут, и если нам не удастся найти связи с биной, то мы не начнем исправляться.
Наша главная задача – обнаружить первый контакт с биной. Это называется переходом через махсом[146] в Высший мир. Затем, мы будем каждый раз решать одну и ту же задачу: как подтянуться и еще больше слиться со свойствами бины, чтобы максимально реализовать малхут. Соединение малхут и бины – это основное и, можно сказать, единственное действие, которое есть в мироздании, когда Творец (бина) и малхут (мы) соединяются вместе, чтобы улучшить свойства малхут (себя).
Если я таким образом обращаюсь к Творцу (к бине) и желаю Его раскрытия, слияния, сближения с Ним, чтобы исправить свои свойства, Он мне раскрывается. Проблема в том, что я не стремлюсь исправляться, а желаю Его по каким-то другим причинам. Мне кажется, что я от этого буду чувствовать себя лучше, комфортнее, жизнь станет светлее, благодатнее. Если бы я желал исправиться, то Творец в тот же момент раскрылся бы мне, притянул меня, дал мне исправление.
Сначала мы будем изучать, каким образом этот процесс происходит в мире Некудим, а из дальнейших занятий постепенно узнаем, как он реализуется все ближе и ближе к нам – вплоть до того, как это происходит в нас самих. Этот материал достаточно сложный для понимания, но понемногу он будет усваиваться.
Мы должны помнить о том, что изучая процесс нашего слияния с биной, с Творцом, как нам следует взаимодействовать с Ним, мы, тем самым, притягиваем на себя Высший свет[147], заключенный в Нем, который начинает исправлять нас.
Ничего страшного, если мы не все понимаем – это неважно. Главное – вникать в процессы и стремиться в них участвовать. Мы желаем, чтобы воздействие духовных сил проявилось в нас. Все, о чем пишут каббалисты[148], они обнаружили в себе и описали, исходя из личных постижений. Человек, малхут, внутри себя ощущает все эти действия. Извне не совершается ничего. Вне кли, вне души, вне нас ничего не происходит, есть лишь простой Высший свет. Поэтому, если вы что-то не понимаете, просто желайте, чтобы эти действия произошли в вас, чтобы вы явно их в себе обнаружили, сделались их участником.
6.2. Свойство бины и свойство малхут
Намерение[149] на отдачу называется свойством бины. Намерение получить, насладиться называется свойством малхут. Чтобы создать творение и довести его до наивысшего уровня, Творец создает желание насладиться (первую стадию), наполняет его и внутри наполнения помещает еще и себя, то есть, свое ощущение. Как только желание насладиться ощущает внутри наполнения еще и Наполняющего, оно должно уподобиться Ему, то есть, начать отдавать, а не получать.
Рис. 6.2.1. Создание и реализация желания получения с намерением ради отдачи.
Таким образом, свет воздействует на кли, наполняет его и качественно изменяет – самостоятельно мы никогда ничего не сможем с собой сделать, то есть, само желание в нас создает свет, он же наполняет нас, и изменяет наше желание.
Человек ничего не должен искать внутри себя. Самостоятельно пытаться измениться – пустая трата сил и времени. Никакими собственными усилиями ничего сделать невозможно, бесполезно стараться прыгнуть выше себя. Надо это четко помнить и все время себя таким образом настраивать: только свыше может прийти свет, который в состоянии исправить и изменить меня.
Это мы видим на рисунке: создание с помощью света эгоистического желания насладиться, наполнение эгоистического желания, передача этому эгоистическому желанию ощущения Творца. В первой стадии светом создается желание – желание наполниться светом. Затем свет наполняет желание. Это первая стадия, первая часть первой стадии, его верхняя составляющая. Затем внутри света проявляется свойство кетэр: свет приходит снаружи, он действует наслаждением – входит в кли и наслаждает.
Иными словами, внутри проявляется его нулевая стадия, в которой находится Творец – свойство самого света. Это происходит постепенно. Сначала проявляется первая стадия, а затем, когда свет входит в кли, начинает проявляться более высокая нулевая стадия. У кли возникает желание быть всегда подобным тому, что его наполняет. Поэтому в следующей, более низкой части желания насладиться появляется желание отдавать. Оно реализуется во второй стадии. Всегда прежде проявляется то, что посылается, а затем, его источник.
То же самое происходит с желанием на второй стадии (бина): проявляется желание получать внутри желания отдавать. Оно исходит из первой стадии (внутри желания отдавать находится желание получать – верхняя часть), то есть, сначала проявляется нижняя половина, а потом, внутри нее проявляется ее верхняя составляющая. Бина начинает понимать, что ей надо получать: проявляется верхняя половина. Бина и состоит из этих двух свойств: желания отдавать и желания получать.
Это первое творение, состоящее из собственных свойств и свойств Творца. Далее появляется еще и третья стадия (зэир анпин) – смешение первой (хохма) и второй (бина) части, когда бина желает получать для того, чтобы реализовать отдачу, и тогда она начинает понимать, что такое Творец. Тем самым, она уподобляется Творцу. В бине происходит только уподобление Творцу по намерению, а в третьей стадии – в зэир анпин – уподобление Творцу по действию. Теперь бина получает для того, чтобы отдавать. Таким образом, здесь присутствует как бы первая стадия – хохма и вторая стадия – бина. Реализуется желание получения ради отдачи.
Действие, при котором малхут полностью подобна свойству нулевой стадии или кетэру, вызывает в ней понимание, что такое быть Творцом. Поэтому в малхут возникает желание иметь статус Творца, подняться на Его уровень. Последняя стадия – малхут – желает не просто получать и наслаждаться, а получать, наслаждаться и быть по статусу равной Творцу. Это желание не пришло от Творца к творению, а зародилось в творении, когда оно уподобилось Творцу и стало понимать, что это означает.
Это желание в малхут является самостоятельным, оно не возникло путем прямого поступления от Творца. Поэтому малхут и называется творением, желанием, которого раньше не было. Оно появляется не за счет Творца, а как самостоятельно существующее. Если бы оно исходило от Творца прямым путем, как хохма или бина, мы бы не называли его творением. Это была бы просто система, созданная Творцом и автоматически Им приводимая в действие. В данном случае это не так.
В малхут проявляются не существовавшие ранее желания, не созданные непосредственно Творцом по ходу распространения прямого света. Поэтому четыре стадии (ноль, один, два, три) называются четырьмя стадиями распространения прямого света, прямого воздействия Творца, а стадия малхут уже не находится в пределах этих четырех. Она является их непрямым следствием, и поэтому желание в малхут является новым, исходящим из самого творения.
Творение захотело быть равным, полностью подобным Творцу. В чем? В том, что подобно Ему по действию – получает ради отдачи. Получение ради отдачи эквивалентно отдаче, эквивалентно корневой стадии. Малхут поняла, что значит отдавать, а исходя из этого, осознала, что испытывает тот, кто отдает.
Если мы разделим третью стадию, то тоже обнаружим в ней две составляющие. Одна из них – действие получения ради Творца, то, что было задумано в бине как рош, голова, а в зэир анпине выполняется автоматически. В нижней части зэир анпина происходит осознание того, кто такой Творец, если Он так действует. Отсюда возникает желание малхут быть подобной Творцу.
Рис. 6.2.2. Разделение стадии зэир анпин.
Что значит, быть подобной Творцу? Уподобиться верхней части кетэр. Малхут желает подняться на данный уровень. Это и называется стремиться к своему Источнику: не просто к свету, удовлетворяющему желания, а к самому Источнику этого света. Мы видим, что свет нас наполняет, исправляет, приводит к самому наивысшему результату, даже к своему Источнику. Воздействие света на малхут, на эгоизм происходит так, что свет поднимает творение выше самого себя. Представляете, до своего Источника – это выше самого света! Таково его воздействие на желание насладиться, на малхут.
6.3. Соединение свойств бины с малхут
Где же все кардинально перемешивается, и проявляется критическая точка? Критическая точка – это бина. Она является переходным пунктом между действиями Творца.
Свет создает желание, внутри желания получить он создает желание отдавать, и желание принимает решение отдавать и получать ради отдачи.
Если я реализую желание получать ради отдачи (а мы уже знаем, как оно реализуется, – в виде экрана на малхут), это значит, что у меня есть малхут – желание получать, перед которым я ставлю экран и получаю ради отдачи. Это эквивалентно действию Творца отдавать. Такое действие поднимает меня на Его уровень, и это не просто эквивалент – я становлюсь таким, как Он, по статусу. Таким образом, наша задача в том, чтобы, находясь в состоянии малхут, каким-то образом овладеть свойствами бины.
Это происходит в нас, в системе миров следующим образом: малхут ощущает в себе изменения, поскольку сама состоит из предыдущих стадий – ноль, один, два, три и самой себя – четвертой стадии. Первые стадии в ней – это свойства четырех прямых стадий, первых девяти сфирот (их девять, потому что третья стадия, зэир анпин, состоит из шести частей: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод).
Рис.6.3.1. Соотношение деления на 5 сфирот и на 10 сфирот.
В первых девяти сфирот нет проблемы сделать расчет и получить весь свет ОП (ор пними[150]) на отдачу ради Творца. При этом, в принципе, с малхут ничего не происходит, она не становится подобной Творцу, потому что эти четыре стадии включены в нее.
Четвертая стадия находится под табуром[151], а первые девять сфирот или три первые (с нулевой по третью) стадии – над табуром. Поскольку малхут состоит из пяти частей (кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут), то и получение в малхут пяти соответствующих видов света происходит последовательно: кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут. Так рождаются пять парцуфим, называемых пять парцуфим мира Адам Кадмон (АК)[152].
Рис. 6.3.2. Обоюдное воздействие малхут и бины под табуром гальгальты.
Наполнились первые девять сфирот, но малхут, при этом, ничего не получила. В ней отсутствует сила на получение ради Творца. Чтобы она смогла что-то получить, ей (как мы видим из четырех стадий прямого света) необходимо каким-то образом обрести свойства бины. Малхут сможет это сделать только при условии, если бина войдет в нее.
Допустим, бина начинает нисходить в малхут. Если она сможет связаться с ней, передать малхут свои свойства (от бины в малхут), то малхут сможет обрести их – свойства Творца совместно со своими. Другими словами, окружающий свет может так подействовать на нас, что мы обретаем экран. В нас возникнет намерение не ради себя, и появится возможность выйти в ощущение Высшего мироздания. Мы рассмотрим, каким образом это делается в мирах.
Проблема в том, что бина может воздействовать на малхут только в той мере, в какой это необходимо малхут. Для того, чтобы бина смогла узнать, как воздействовать на малхут, то есть, для того чтобы Творец как бы узнал, каким образом Он может воздействовать на создания, Он должен состоять из них, включать в себя их свойства, их особенности, их слабости, их природу. Поэтому нужно не только сделать так, чтобы бина воздействовала на малхут, но чтобы и малхут воздействовала на бину, чтобы свойства малхут передавались бине. Система исправления малхут должна включать следующие этапы: кетэр, хохма, бина, ЗА, малхут. Малхут должна подняться в бину, находиться в ней, и создавать в бине четкое ощущение своих свойств, качеств, недостатков и слабостей. Исходя из того, что она получила от малхут, бина может воздействовать на нее, согласно этим свойствам возникшей обратной связи. Необходимо создать конкретный цикл взаимной связи.
Замкнутый цикл связи между биной и малхут называется системой миров. Система, в которой малхут и бина образуются вместе, малхут обретает свойства бины и становится подобной Творцу, называется душой.
Рис. 6.3.3.Система миров и строение души, их взаимодействие.
Из кли, созданного в мире Бесконечности, из малхут, возникают две части: первая – миры, существующие в бине, то есть то, как она воздействует на малхут, а вторая – души, или малхут, включающая в себя свойство бины.
Разделение мироздания на эти две составляющие необходимо для того, чтобы привести малхут к подобию Творцу. Каким образом это достигается? В начале создается система бины со встроенными в нее недостатками, свойствами и слабостями малхут. Эта система называется системой миров Некудим[153] и Ацилут[154]. (мы будем подробно изучать строение этих миров в последующих главах).
Для того, чтобы бина вобрала в себя все отрицательные качества малхут, она должна спуститься со своего высокого духовного уровня. Бина – это свойства отдачи, с помощью которых постигаются только внешние ощущения. Таким способом она и может ощутить свойства малхут, желающей только получать, самонаслаждаться, никоим образом не выходить за свои пределы. Эти два свойства – малхут и бина – противоположны друг другу. Как же они могут в таком случае соединиться, как одно сможет включить в себя другое?
Чтобы произвести слияние двух противоположных свойств, происходит процесс, называемый разбиение желаний (швират келим)[155], при котором одновременно бина и малхут претерпевают такое воздействие Высшего света, что обе они полностью теряют свои изначальные предпосылки получать и отдавать и соединяются вместе именно под ударным воздействием света[156].
Тест
1. Наш корень это –
а. – кетэр;
б. – хохма;
в. – бина;
г. – малхут.
2. В бине малхут уподобляется Творцу только по:
а. – намерению;
б. – действию;
в. – замыслу;
г. – желанию.
3. В третьей части – в зэир анпин – малхут уподобляется Творцу по:
а. – намерению;
б. – действию;
в. – замыслу;
г. – желанию.
4. Переходным звеном между действиями Творца является:
а. – ЗА;
б. – хохма;
в. – бина;
г. – кетэр.
5. Система, в которой малхут обретает свойства бины и становится подобной Творцу, называется:
а. – миры;
б. – душа;
в. – прямой свет;
г. – наш мир.
Урок№ 7
Разбиение сосудов
Смысл разбиения
Второе сокращение (цимцум бэт)
Смешение бины и малхут
Тест
7.1. Смысл разбиения
Желание, созданное Творцом, состоит из десяти сфирот: кетэр, хохма, бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут. Все эти желания самостоятельны. В мире бесконечности каждое из них действовало само по себе – в четырех стадиях распространения прямого света. После сокращения в мире бесконечности и принятия решения работать только с намерением ради Творца все эти желания объединяются и становятся одним целым, все они работают только на отдачу, каждое насколько может.
В любом желании содержатся его «поджелания» – частные желания, состоящие в свою очередь также из десяти сфирот. В итоге, получается сто сфирот, и все они работают на отдачу Творцу. Каждую из этих десяти сфирот можно разбить еще на десять, и еще на десять, и так далее. Пока они склеены между собой одним экраном, они подобны единому телу, полностью работающему на одну мысль, на одно действие и неважно, что делает любая из его частей – каждая делает что-то, чтобы приблизиться к цели.
В таком случае, это творение считается одним, над всеми желаниями стоит голова – рош. Рош, состоящая из кетэр, хохма, бина, решает, сколько я могу получить и сколько не могу получить для отдачи Творцу, и получает, в итоге, в теле – гуф.
Рис. 7.1.1.Строение желания: рош и гуф.
Если же экрана (масаха) нет, то эти желания становятся абсолютно разобщенными – они разбиваются, отделяются друг от друга, между ними исчезает «клей», который собирал их все в единое действие, намерение, устремление к чему-то одному. В этом и заключается смысл разбиения.
Разбиваются не сами желания – разрывается единство в их работе ради одной цели.
7.2. Второе сокращение (цимцум бэт)
Далее необходимо смешать свойства малхут и свойства бины. Это осуществляется в мире Некудим. От парцуфа САГ, олицетворяющего собой бину, нисходит свойство бины и смешивается со свойством малхут.
На самом деле, смешаться они не могут, в итоге они лишь делят парцуф бины пополам, где верхняя часть – это свойство бины, а нижняя – малхут. Необходимо добиться соединения их свойств каким угодно образом, чтобы потом можно было каждую частичку малхут исправить с помощью соответствующей частички бины.
Парцуф некудот дэ-САГ[157] спустился от САГ под табур, смешался с малхут и привел к сокращению (цимцуму) в самом себе. Это сокращение называется «цимцум бэт» (ЦБ) – второе сокращение.
Цимцум алеф, первое сокращение малхут произвела на себя относительно Высшего света: «Я не желаю его принимать, потому что при таком получении я противоположна Творцу». Затем, малхут проградуировала себя экраном относительно Высшего света. Теперь она полностью защищена от самой себя, то есть, малхут уже не даст возможность Высшему свету распространяться в ней ради нее самой, она понимает, что это значит.
Рис.7.2.1. Смешение свойств бины и малхут в мире Некудим, поднятие малхут в сфиру тифэрэт парцуфа некудот дэ-САГ.
Теперь происходит другой вид сокращения: не в малхут, а в бине. Когда в САГ[158] попали свойства малхут от парцуфа НЭИ дэ-Гальгальта[159] (второй, нижней части гальгальты), парцуф Бины сократился.
Бина изначально состоит из двух частей: верхняя называется ГАР (гимэль ришонот – три верхние сфиры), а нижняя – ЗАТ (заин тахтонот – семь нижних сфирот). Верхняя часть бины – отдающие свойства, собственно бина, а нижняя часть – получающие свойства, качества будущей малхут. Нижняя часть создана в бине для того, чтобы получать свет. Сейчас ее нижняя часть принимает свойства малхут, и таким образом происходит сокращение бины в бине. Бина понимает, что в том месте, где она прониклась свойствами малхут, ни в коем случае нельзя принимать свет.
Подъем малхут до середины бины, с целью оставить только отдающие келим, а все получающие келим сократить, называется «цимцум бэт».
Появляется новый сиюм, новая граница распространения света. Если раньше свет мог полностью распространяться в бине, то сейчас он может заполнить ее лишь до этой границы и не ниже. Свет не должен проникнуть в свойства малхут, иначе нарушится запрет цимцум алеф. Это новое условие, новая граница, называется «парса[160]».
7.3. Смешение бины и малхут
Мы получили элемент творения, в котором бина и малхут находятся в одном парцуфе, однако они еще разделены между собой. Теперь их необходимо смешать, и тогда в этом парцуфе можно будет исправить малхут с помощью бины. Это достигается разбиением мира Некудим.
Возможно, чертежи могут многим показаться сложными, но для нас главное – уловить сам принцип творения.
Общее, глобальное понимание смысла существования каждого действия, каждого блока необходимо человеку для того, чтобы увидеть принцип творения, осмыслить, что это действительно существует и имеет в нашем мире соответствующие следствия. Такое знание дает ему основу, на которой он начинает строить себя.
Итак, парцуф некудот дэ-САГ спускается под табур парцуфа Гальгальта, происходит подъем малхут в бину, и затем, рождается катнут[161] (малое состояние) парцуфа мира Некудим.
Катнут – это парцуф, согласный действовать только со свойствами бины и совершенно не принимающий во внимание свойства малхут.
Затем, этому парцуфу начинает казаться, что он может получать для того, чтобы наслаждать Творца: «Сверху Творец, а я внизу. Если я получаю от Творца ради того, чтобы наполнить Его, значит, тем самым я как бы отдаю Ему и возношу свое кли. Внизу у меня остается только мое «я» – моя точка в сердце».
Рис. 7.3.1. Малое (катнут) и большое (гадлут) состояния парцуфа мира Некудим.
У этого парцуфа возникает абсолютно четкое, достоверное впечатление, что если он сейчас примет Высший свет, то такое его действие будет равносильно отдаче Творцу. Он полностью уверен, что у него это получится.
Он пытается это сделать, но безрезультатно. В итоге, экран разбивается. Свойство малхут внизу и свойство бины наверху остаются свойствами, только экран на них разбивается, и вследствие этого появляются разбитые келим.
Разбиение сосудов (швират келим) – это процесс, который мы обязаны пройти еще до того, как попадем в разряд творений. Иначе мы не называемся творениями. Творения – это те, кто ощущают Творца и могут пребывать в связи с Ним. Под связью подразумевается обмен данными, состояниями, чувствами и действиями. Нет творения без Творца, и нет Творца без творения. Невозможно дать кому-либо имя, если напротив нет никого, называющего его этим именем. Поэтому на данных этапах мы пока говорим не о творении, а о подготовке будущего творения.
Итак, далее возникает система под названием «мир Некудим», в которой и происходит разбиение. Вначале создается малый парцуф, где можно действовать, исключительно, в части бины. Это называется малым состоянием (катнут) мира Некудим. Затем, появляется парцуф большого состояния (гадлут[162]) мира Некудим, когда система решает, что кроме гальгальты вэ-эйнаим[163] (ГЭ) (отдающие келим) можно присоединить к себе также и АХАП[164] (получающие келим), чтобы вести получение ради отдачи во всем парцуфе: и в гальгальте вэ-эйнаим (ГЭ), и в АХАПе.
Рис. 7.3.2. Соотношение большого и малого состояния парцуфа.
Однако осуществить это не удалось, и произошло разбиение. Внизу действовала сила сокращения, поскольку малхут поднялась в место бины. Такое действие называется вторым сокращением (цимцум бэт): в совместном парцуфе бины и малхут нижняя часть малхут не подлежит использованию.
В большом состоянии (гадлут) была начата работа по использованию также и сосудов получения. Однако обнаружилось, что у них нет экрана, и тогда весь парцуф разбился.
При этом, бина и малхут перемешались между собой. Части всех сфирот парцуфа во всех своих деталях смешались так, что стало невозможно выделить чистую бину или малхут даже в самой малой крупице разбитых сосудов. Теперь в самом малейшем сосуде бина и малхут будут присутствовать вместе, неотличимые друг от друга.
Рис. 7.3.3. Разбиение сосудов (швират келим).
Вот к чему привело смешение двух этих частей, изначально противоположных друг другу и неспособных к сосуществованию. Почему же они все-таки могут уживаться вместе? Ведь в духовном мире, в отличие от материального, невозможно задействовать взрывной напор и при помощи каких-то исключительных средств или материалов силой перемешать одно с другим. Смешение произошло благодаря тому, что бина потеряла свою ступень, вошла в малхут и «испортилась» вместе с ней. Иными словами, экрана теперь нет вообще – ни у сосудов отдачи, ни у сосудов получения. Кроме того, всё перемешалось и упало на наихудшую ступень, что привело к разрыву с духовным состоянием.
Тест
1. Рош состоит из сфирот:
а. – кетэр;
б. – девять первых сфирот;
в. – кетэр, хохма, бина;
г. – малхут.
2. «Катнут» (малое состояние) – означает использование только
а. – получающих келим;
б. – отдающих келим;
в. – только малхут;
г. – только кетэр.
3. Второе сокращение (ЦБ) произошло на:
а. – отдающие келим;
б. – келим гальгальты;
в. – получающие келим;
г. – все келим под табуром.
4. ЦБ – это сокращение в:
а. – малхут;
б. – бине;
в. – кетэр;
г. – во всем парцуфе.
5. При разбиении келим исчез (разбился):
а. – мир АК;
б. – парцуф некудот дэ-САГ;
в. – экран (масах);
г. – табур.
Урок №8
Мир исправления
Принцип исправления
8.2. Мир Ацилут – мир исправления
Система миров БЕА
Исправление малхут
Тест
8.1. Принцип исправления
«Разрыв с духовным» означает, что мы не чувствуем Творца, не ощущаем Его келим, Его воздействия, не можем понять, что такое отдача.
Происходит полное разбиение. Речь идет еще не об этом мире, а о других ступенях. Итак, сосуды разбились. Хорошо это или плохо? Это момент положительный: благодаря разбиению удалось внедрить свойства бины в малхут. Хотя вся система и разбилась, упав с духовной ступени на наихудшую, однако, тем самым, была достигнута связь между малхут и биной.
Если мы начнем выявлять разбитые сосуды бины и малхут, то увидим, что все они подразделяются на четыре вида:
· кли бины;
· кли малхут;
· кли малхут в бине;
· кли бины в малхут.
Рис. 8.1.1.Виды сочетаний свойств бины и малхут в разбитых келим после разбиения (швира).
Как исправить эти келим? Сосуды, представляющие собой собственно бину, гальгальту вэ-эйнаим – это чистые келим. Если мы исправляем их, то из них можно сразу же выстроить духовный парцуф.
Что касается малхут, то из нее ничего нельзя сформировать. Нужно просто сделать на нее сокращение (цимцум) и вообще не использовать.
Сосуды, которые мы должны только проанализировать, выявив невозможность их использования, называются клипот.
Однако бина и малхут существовали и до разбиения. Кроме них остаются еще два вида келим: малхут, включенная в бину, и бина, включенная в малхут (см. рис. выше). Они и являются тем результатом, который мы ожидали от разбиения, ибо в них малхут и бина соединяются друг с другом, и подлежат исправлению. Малхут, включенная в бину, может принять на себя сокращение, экраны и свойства бины. Она способна присоединиться к бине, и тогда бина с вкраплениями малых частей малхут входит в основную бину.
Вследствие этого, возникает система мира Ацилут (называемая также миром исправления). Малое состояние (катнут) мира Ацилут происходит от сосудов бины, а его большое состояние (гадлут) – от присоединения малхут, включенной в бину («АХАП дэ-алия»). Остается последний вид келим: бина, включенная в малхут. Отсюда происходят системы миров Брия, Ецира и Асия.
Рис. 8.1.2.Система мира Ацилут.
8.2. Мир Ацилут – мир исправления
Как действует мир Ацилут? Над миром Ацилут есть Творец, мир Бесконечности и мир Адам Кадмон. В мире бесконечности имеется свет бсконечности[165], а мире Адам Кадмон – пять видов света НАРАНХАЙ[166], соответствующих способности творения принимать их. Далее идет табур, а под ним – система мира Ацилут. Ниже – парса и миры БЕА.
После разбиения, под табуром, где малхут соединилась с биной, было произведено исправление сосудов. Таким образом, мир Ацилут – это, по сути, свойства бины и малхут, включенной в бину. Степень вхождения бины в малхут обуславливает миры Брия, Ецира и Асия.
Рис. 8.2.1.Распределение видов света, согласно смешению свойств малхут и бины в мире Ацилут.
Выходит, что подобно миру Адам Кадмон, разделившему воздействие Творца на пять соответствующих видов света НАРАНХАЙ, согласно экрану первого сокращения, мир Ацилут распределяет их согласно смешению свойств малхут и бины. Сам он находится в гальгальте вэ-эйнаим (отдающих келим). Если малхут может присоединиться к нему, он действует по отношению к низшим, давая им свет. Какие виды света он им дает, зависит от того, в какой степени низшие способны вызвать их своей просьбой.
Возникает очень интересная система. В мире Адам Кадмон малхут поднялась в девять первых сфирот и распределила типы света согласно экранам. Теперь в мире Ацилут малхут поднялась в бину и произвела распределение согласно смешению сосудов получения с сосудами отдачи внутри себя самой. Иными словами, если внизу находится творение, в котором присутствуют свойства малхут и бины, то, в зависимости от своей способности поднять свойства бины над свойствами малхут, оно может пробуждать мир Ацилут. Творение поднимает просьбу (МАН[167]), и, в соответствии с этим, мир Ацилут передает ему свет.
Рис. 8.2.2. Взаимодействие творения (души) с миром Ацилут, поднятие просьбы об исправлении (МАН).
Таким образом, здесь мир Ацилут действует уже по принципу реагирования. Он ждет, пока снизу все разбитые келим поднимут к нему МАН, и только тогда отвечает им, давая свет. О каких еще разбитых сосудах идет речь? Ведь вся система уже сформирована: мир Ацилут и миры БЕА выстроены. Бина вошла в малхут и выстроила эти миры.
Что происходит в этих мирах? Брия, Ецира и Асия – это бина, вошедшая внутрь малхут и организованная внутри малхут в такой форме, чтобы построить ор нэфеш[168], ор руах[169], ор нэшама[170]. Эти виды света будут влиять на творение, которое будет находиться в этих мирах, но творения пока еще там нет.
Можно представить это и другим образом: мир Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и после них – творение. Над всеми ними – Творец.
Почему мы не изображаем это именно так? Потому что творение относится к келим малхут, а келим малхут – это все келим миров Брия, Ецира, Асия–(озэн[171], хотэм[172], пэ[173] – сокр. АХАП), поскольку озэн относится к Брия, хотэм – к Ецира, и пэ – к Асия. Поэтому творение получает из всех миров (Брия, Ецира, Асия) параллельно – из каждого мира свой свет НАРАН (нэфеш, руах, нэшама).
Рис. 8.2.3. Келим творения (АХАП) в мирах БЕА и соответствующие им ор нэфеш, ор руах, ор нэшама.
Итак, мы пришли к такому состоянию: от мира Адам Кадмон до мира Ацилут происходит уменьшение света, а затем миры Брия, Ецира и Асия градуируют его поступенчато, соответственно степени исправления малхут за счет бины.
8.3. Система миров БЕА
Таким образом, до сих пор была построена система, способная, в случае появления здесь творения, обеспечить ему воздействие, исходящее от Творца сверху вниз, – поступенчатое, раздельное, направленное, построенное таким образом, что, если творение разобьется, эта система сможет понять его, подготовить к исправлениям в любых состояниях, а затем начать исправлять его, доведя до окончательного исправления (гмар тикун[174]).
Эта система называется системой миров (олам – мир) – от слова алама (сокрытие), поскольку в мирах существует сокрытие[175] и раскрытие, определяемое тем, какое воздействие необходимо оказать на творение в каждом конкретном состоянии: сколько в нем необходимо исправить, вызвать в творении осознание зла[176], осознание добра и т.д.
Почему эта система способна к такой работе? Потому что она построена уже из разбитого творения. Она впитала его в себя и была построена из общих, совместных келим, созданных сочетанием разбитых келим бины и малхут. Такова, в сущности, система миров.
Рис. 8.3.1.Система для исправления малхут – творения.
Затем, появляется собственно творение. Творение – это та же малхут мира Бесконечности[177]. Мы должны исправить эту малхут – именно она и является творением.
8.4. Исправление малхут
Мы говорили, что малхут невозможно исправить, что она не способна перенять никаких свойств Творца, не способна прилепиться к Нему, не способна абсорбировать Его качества. Как же в таком случае она будет исправлять себя, становиться подобной Ему?
Творение не способно включить свойства Творца внутрь своей эгоистической природы. Оно может перенять природу Творца только как намерение[178], надстроенное над своей природой, но не включенное в нее. Творение должно обязательно пройти некое исправление. Этот процесс и называется осознанием самого себя относительно Творца. Именно он и происходит в малхут мира Бесконечности.
Иными словами, не возможно вызвать в малхут мира Бесконечности исправление, которое бы обратило ее в бину, однако можно заставить малхут мира Бесконечности ощутить свое зло, то есть почувствовать, насколько она противоположна свойству бины, свойству Творца. В результате она до такой степени захочет уподобиться бине, что попросит исправить ее. Когда к ней придет свойство бины, оно исправит малхут, дав ей масах (экран), который будет намерением ради отдачи. В такой форме исправление возможно.
Рис. 8.4.1.Создание над малхут намерения ради отдачи.
Таким образом, природа остается той же самой. Поверх малхут, над природой, добавляется только намерение ради отдачи: сама малхут не может получить большее исправление.
Теперь мы выясним, что такое парцуф малхут, носящий название парцуф Адам Ришон[179] или нэшама (душа). Эта душа может теперь родиться. Сначала выстраивается вся система миров, и это происходит за счет действия и влияния света. Там отсутствует какая-либо свобода выбора и пока еще нет творения. Это просто действия, которые свет, подобно чисто физическим законам, производит над желанием насладиться. Система миров строится за счет взаимодействия желания насладиться и света, несущего наслаждение. Таким образом были построены все миры, от начала и до конца.
После этого, в действие вступает малхут мира Бесконечности и рождается в виде парцуфа, называемого Адам (человек)[180].
Процесс рождения Адама изучается в дополнительном курсе.
Тест
1. Из малхут, включенной в бину, образуются:
а. – души;
б. – миры БЕА;
в. – мир Ацилут;
г. – мир Бесконечности.
2. Малхут исправляется посредством получения:
а. – намерения;
б. – экрана;
в. – свойств бины;
г. – все ответы правильны.
3. Из бины, включенной в малхут, образуются:
а. – мир Ацилут;
б. – миры БЕА;
в. – свет НАРАН;
г. – души.
4. Какой мир является свойством чистой отдачи?
а. – мир Бесконечности;
б. – мир Асия;
в. – мир Ацилут;
г. – мир Ецира.
5. От чего зависит пробуждение мира Ацилут?
а. – от взаимодействия света и кли;
б. – от просьбы творения об исправлении;
в. – от Творца;
г. – от мира Бесконечности.
Урок №9
Краткое повторение пройденного материала (уроки 6-8)
9.1. Адам – особый парцуф
Разбиение сосудов
9.3. Следствие разбиения
9.4. Порядок исправления
9.5. Исправление АХАП
9.6. Разделение Адама на души
9.7. Путь человека
9.8. Исправление – подобием
Заключение
Тест
9.1. Адам – особый парцуф
От Творца до нашего мира расположено 5 миров, в каждом из которых имеется 5 парцуфим, а каждый парцуф состоит из 5 сфирот. Таким образом, от нас к Творцу ведут 125 ступеней[181].
Проходя все эти ступени, малхут поднимается на самую высшую. Тем самым достигается смешение четвертой стадии, единственного творения, с предшествующими стадиями. Малхут полностью перенимает их свойства и в результате этого становится равной Творцу. Это и есть цель творения.
Чтобы смешать малхут с остальными девятью сфирот, создается специальный парцуф, состоящий из малхут и 9 сфирот – от кетэр до есод. Он называется «Адам».
Древом называются все сфирот строения души. Изначально девять первых сфирот и малхут, десятая сфира, не соединены между собой. Поэтому сказано[182], что Адаму было запрещено есть плоды Древа познания добра и зла[183].
Чтобы исправить малхут, необходимо смешать ее свойства со свойствами 9 первых сфирот. Это и достигается в действии «грехопадения Адама»[184]: разбиваются его келим, 9 первых сфирот падают в малхут, и она получает возможность использовать их для осуществления своего подобия Творцу.
Если малхут останется сама собой, без изменений, это будет означать, что она, душа, Адам находится в мире Асия. Если она уподобится 3-й стадии, стало быть, она находится в мире Ецира. Ее подобие 2-й стадии предполагает пребывание в мире Брия, подобие 1-й стадии соответствует нахождению малхут в мире Ацилут, а подобие малхут нулевой стадии равно пребыванию в мире Адам Кадмон.
Все духовные движения сверху вниз – от малхут мира Бесконечности до нашего мира и обратно – заранее предусмотрены. Нет ничего, что не было бы запрограммировано с ориентацией на цель творения, когда 4-я стадия уподобляется 3-й, 2-й, 1-й и нулевой стадиям, находящимся внутри 4-й.
Миры – это нисхождение Творца, как бы Его сокращение, последовательное удаление творения от Творца, пока оно не спускается в наш мир и полностью отрывается от Творца, перестает чувствовать Его.
Начиная подниматься вверх, творение совершает свой путь по тем же 125 ступеням 5-ти миров, которые были созданы сверху вниз для этой цели. В результате подъема на очередную ступень творение получает от нее силы для перехода на следующую и т.д.
Спуск по ступеням – это процесс регрессии души, а подъем, соответственно, ее исправление и совершенствование. При спуске сила каждой ступени уменьшается, все больше прикрывая собой свет Творца по отношению к творению. Подъем же все больше и больше раскрывает свет Творца, и, следовательно, увеличивает силу, необходимую душе для преодоления этого пути.
Рис. 9.1.1. Спуск души в наш мир и ее подъем по 125 ступеням к Творцу.
9.2. Разбиение сосудов
Чтобы творение смогло в полной мере оценить совершенство и вечность, оно должно состоять из двух противоположных свойств: альтруистических и эгоистических. Вследствие этого, возникает необходимость в смешивании этих свойств Творца и творения. Это достигается разбиением этих свойств – лишением их экранов.
Свойства Творца – бина и свойства творения – малхут падают и смешиваются. Такое действие должно произойти в мирах (в мире Некудим) – в системе управления, и в душах (разбиение Адам Ришон).
Вначале происходит исправление миров, вследствие чего они становятся пригодными к управлению и приведению душ к исправлению, к цели. После того, как миры реконструировали себя, происходит разбиение Адама и затем, уже в нас, начиная с нашего времени-состояния, исправление душ.
Когда ор хохма начинает проходить сквозь парсу – границу между желанием отдавать и получать – происходит разбиение сосудов, так как сосуды, находящиеся под парсой, хотят получить свет ради себя, а не ради Творца. Поскольку отдающие сосуды, находящиеся над парсой, соединяются в одно целое с сосудами получения, расположенными под парсой, они разбиваются.
9.3. Следствие разбиения
В эгоистическую часть, малхут, падают 9 альтруистических сфирот, которые малхут пытается использовать для себя. При этом образуется смесь альтруизма и эгоизма. Если на нее окажет воздействие интенсивный свет, способный пробудить малхут и дать ей понимание – кто она и кто Творец, у нее возникнет стремление быть подобной верхним сфирот, то есть, свету Творца.
После разбиения начинают выстраиваться две параллельные системы миров Асия, Ецира, Брия – альтруистическая и эгоистическая.
Душа человека тоже состоит из альтруистических и эгоистических келим. Грехопадение Адама смешало вместе оба вида келим, его парцуф разбился. При подъеме каждой такой частички на соответствующую ступень миров, она обретает там соответствующее ей свойство.
Рис. 9.3.1. Две параллельные системы миров БЕА – альтруистическая и эгоистическая (клипа и кдуша).
Любой парцуф состоит из гальгальты вэ-эйнаим (ГЭ) – отдающих келим, и АХАП – получающих. При разбиении кли у него уже появляются не две части, а четыре: гальгальта вэ-эйнаим, АХАП, ГЭ внутри АХАП и АХАП внутри ГЭ. Такая смесь находится в каждом из разбившихся келим. Цель состоит в том, чтобы разбить каждую частичку и затем, отделить ГЭ от АХАП. В процессе отделения свойств ГЭ от АХАП творение обретает понимание действий Творца.
9.4. Порядок исправления
Порядок исправления таков: мир Ацилут направляет на каждую неисправленную частичку луч света, выделяет из смешанной частички ГЭ, поднимает ее к себе, а оставшийся АХАП «отставляет в сторону» как эгоистические келим, не используя их.
9.5. Исправление АХАП
Как исправляются АХАП, находящиеся под парсой? Они получают огромный свет, который позволяет им увидеть свое отличие от Творца. АХАП начинают желать исправления и обращаются к вышестоящему парцуфу, который по отношению к ним является Творцом, с просьбой позволить приобрести отдающие свойства, обрести экран. Если просьба какого-либо определенного АХАП истинна, вышестоящий парцуф поднимает его из миров Брия, Ецира, Асия (БЕА) в мир Ацилут. Наполнение светом происходит только в мире Ацилут.
Кроме АХАП, который можно поднять в мир Ацилут, в мирах БЕА остается еще множество келим, не имеющих такой возможности, ввиду того, что они не смешаны с ГЭ. Чтобы исправить и эти келим, должно произойти разбиение в душах, подобное уже происшедшему разбиению в мирах.
Для этого малхут мира Бесконечности, находящаяся в сокращении (ЦА), соединяется с келим мира Ацилут. При этом, мы получаем комбинацию отдающих келим с получающими, при которой такой парцуф разобьется на мелкие частички вследствие ударного соединения[185] противоположных свойств. Когда отдельные искорки альтруизма и эгоизм перемешаются между собой, появится надежда на исправление малхут с их помощью.
9.6. Разделение Адама на души
При разбиении парцуфа Адам Ришон его тело разделилось на 600.000 частей[186] – частных душ. Каждая из этих частей должна в течение 6000 лет[187], ступеней, совершить свое частное исправление.
Часть эгоизма, которой человек может пожертвовать ради Творца, называется его душой.
Разбившись, желания Адама упали на низший эгоистический уровень. Как следствие этого, в нашем мире отсутствует связь между людьми, они разобщены, и каждая отдельная частица желает лишь эгоистически наслаждаться. Поэтому и созданы в нашем мире специальные условия, помогающие человеку восстановить связь с Творцом, чтобы получить сверху свет исправления.
В течение 6000 лет, то есть, пока еще не все души исправлены, раскрытие Творца в этом мире не ощущается. После того, как исправятся все души, возникнет состояние, называемое «конечное исправления» (гмар тикун), и во всем мироздании проявится Творец, этот мир станет совершенным, потому что свет из мира Бесконечности низойдет до него, так как исчезнет парса мира Ацилут, являющаяся преградой для распространения света. Такое состояние называется «седьмое тысячелетие»[188].
Когда человек направляет к Творцу просьбу об исправлении всех своих желаний (МАН), на него нисходит свет Творца. Путем последовательных действий человек исправляет свою душу до такой степени, что она становится подобной малхут мира бесконечности и получает весь свет Творца ради Него.
Высший исправляющий свет приходит из исправленного состояния Адама. Духовный подъем начинается еще в пределах нашего мира[189], в состояниях сокрытия.
Рис. 9.6.1. Схема духовного подъема человека, начиная с нашего мира и до своего исправленного состояния в общей душе Адам Ришон.
Все что мы изучаем, относится только к миру Ацилут и парцуфу Адам Ришон. От того, насколько поднимается человек и какую часть в парцуфе Адам Ришон он занимает, зависит его ощущение мира, в котором он находится в каждый отдельный момент.
9.7. Путь человека
Чтобы ощутить духовный мир, необходимо иметь общие с ним свойства. Если из всех моих желаний, хотя бы одно в какой-либо своей части, будет соответствовать духовным качествам отдачи, через эту точку у меня произойдет контакт с Творцом. Самое сложное – установить первый контакт.
Когда человек получает духовное постижение, он не может ошибиться в том, что оно таковое, он четко это знает. Человеку нужно только стремиться изменить желания. Творец хочет нас исправить и ждет, когда мы Его об этом попросим.
Рис. 9.7.1.Исправление человека с помощью методики духовного подъема.
Высший свет пребывает в абсолютном покое. Изменяются только души. На каждом этапе изменения они получают от света новую информацию. Творец отвечает только на искреннюю молитву-просьбу. Если ответа нет, значит, это еще не истинное желание. Как только человек будет готов, ответ не замедлит появиться, потому что свет всегда желает войти в кли.
9.8. Исправление – подобием
Рождение пяти миров (Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия) и есть реализация 5-ти сфирот кетэр, хохма, бина, ЗА и малхут, находившихся в самой малхут. Миры сверху вниз распространяются как последовательное увеличение желания получать (авиют[190]) 0, 1, 2, 3, 4.
Миры являются той сферой, где существует душа. Это можно уподобить тому, как мы ощущаем наш мир, окружающим нас снаружи, а себя – внутри него. При исправлении органов чувств, изменении своих качеств, человек постепенно начнет ощущать следующую сферу, затем, более внешнюю и т.д.
Все миры являются как бы фильтрами на пути распространения Высшего света, постигая которые, человек удаляет их один за другим, все больше приближаясь к свету Творца. Если бы свет доходил без ослабляющих сфер, произошло бы разбиение келим человека нашего мира, и он оказался бы в полной власти нечистой системы[191], не имея возможности когда-либо выйти из-под ее диктата.
Рис. 9.8.1. Миры – фильтры на пути распространения Высшего света. Постигая, человек удаляет их один за другим на пути к свету Творца.
Постепенно снимая завесы-миры, человек впускает все их в себя и становится таким как свет. Подобное состояние наступает при конечном исправлении.
Пребывая внутри миров, человек ощущает их ограничивающую власть. Чтобы снять ограничение, нужно принять на себя внутреннее исправление, соответствующее, например, свойствам мира Асия. Это значит, уподобиться свойству отдачи (Творцу) на нулевом уровне.
Я преодолеваю мир Асия, и он входит в меня, отпечатывается во мне, я уже ощущаю его. Чтобы ощутить мир Ецира, необходимо уподобиться его свойствам, тогда он тоже войдет в меня. Таким образом, человек поднимается по ступеням миров.
Задачей человека является вобрать в себя все миры, уподобиться им и на последующих ступенях авиюта: 1, 2, 3, 4. Так исправляется малхут, вбирая в себя свойства 9-ти первых сфирот[192]. В итоге, человек выходит за пределы всех миров в мир Бесконечности.
Заключение
Изучая строение духовных миров, в которых находятся корни всего существующего и происходящего в нашем мире, каббала показывает пути, каналы, по которым из Высших миров нисходит программа, на основе которой существует наш мир. Эту программу мы должны понять, чтобы правильно ею пользоваться.
В нашем мире, как и в Высших мирах, все устроено по одной системе: в соответствии с пятиступенчатым нисхождением Высшего света. Миллионами нитей (можно назвать их духовными или информационными) связан наш материальный мир с миром Высшим.
В мире Ацилут находится контрольный блок, управляющий нашим миром. Вся его структура, всевозможные части и подблоки, а также связь между ними, определяют то, что существует в нашем мире. Здесь эти свойства обращаются в три основных параметра нашего ощущения действительности: движение, время и место.
Цель человечества состоит в том, чтобы каждый индивидуум (а в итоге, и все человечество), находясь в нашем мире, поднялся в своем постижении – причем, в явном, реальном и научном, то есть, чувственном – до ощущения мира Бесконечности.
Задача Высшего управления сводится к тому, чтобы поднять человека до более высокого уровня, чем тот, на котором он был создан. Причем, произойти это должно в соответствии с собственными усилиями человека – так, чтобы все, что он постигает, осознавалось им явно, разумно, с пониманием, чтобы желание постижения исходило от него самого, и все получаемое знание стало осмысленным, определилось как завоеванное им лично.
Изучая управление Высших миров нашим миром, каббала показывает их влияние на каждый участок планеты. В зависимости от этого человек ощущает различные воздействия Высших сил, и таким образом, изменяется его характер, даже внешность и тому подобное. Мы наблюдаем это на примере народов, населяющих землю. Каббала описывает общую структуру мироздания, и в ней можно обнаружить очень интересные сведения о зарождении музыки, языков, наук – любых форм деятельности человека.
Исходя из своего практического опыта, я бы сказал так: человек начинает видеть сетку, на которой лежит материя – весь наш мир, связи, соединяющие его объекты в общую систему. Это подобно тому, как можно увидеть все соединения, узлы, существующие с изнаночной стороны вышивки.
В данном разделе приведено очень краткое, тезисное изложение строения Высшего мира. У АРИ[193] описание мироздания занимает 21 том. Основной учебник по каббале – Учение Десяти Сфирот–содержит 6 томов (2200 страниц). Кроме того, существуют альбомы чертежей Высших миров, таблицы распространения света и много иного вспомогательного материала по данной науке.
Высший мир намного сложнее нашего, но, поскольку в нем зарождается этот мир и все, что в нем происходит, то, изучая Высший, мы постигаем и наш мир.
Теперь, глядя на открывающуюся вам стройную систему мироздания, судите сами, какие неограниченные возможности предстают перед современным человеком: полное постижение Замысла Творения, цели мироздания и нашей жизни, выход из тесной клетки материальности в мир бесконечный, вечный и совершенный.
Тест
1. В какой последовательности исправляются миры и души?
а. – одновременно;
б. – души – миры;
в. – независимо друг от друга;
г. – миры – души.
2. Что является результатом разбиения келим?
а. – разделение их на части;
б. – уничтожение кли;
в. – лишение их экрана;
г. – один из способов получения света.
3. В каком из миров происходит наполнение светом?
а. – в мире Асия;
б. – в мире Ецира;
в. – в мире Брия;
г. – в мире Ацилут.
4. Какую функцию выполняют миры при распространении света сверху вниз?
а. – ослабляют свет;
б. – усиливают свет;
в. – отталкивают свет;
г. – притягивают свет.
5. Какие келим в первую очередь исправляются в мире Ацилут?
а. – ГЭ;
б. – ГЭ и АХАП;
в. – АХАП;
г. – все ответы правильные.
Урок №10
Строение души Адама
Дополнительное занятие
10.1. Адам Ришон – единая душа
Адам Ришон относительно миров АБЕА