рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.

Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии. - раздел Философия, Философия как вид познания Закон Отрицания Отрицаний Органически Связан С Двумя Другими. Его Сущность Мо...

Закон отрицания отрицаний органически связан с двумя другими. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое, диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утверждающего или отрицающего характера. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох, теорий). Гносеологические корни такого понимания отрицания кроются в непризнании наличия противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются или сводятся к действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий – все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки – объективность, имманентность(самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определения способа отрицания и в смысле единства противоположностей – уничтожения и сохранения), результативность – должно возникнуть что-то новое. Таким образом диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного. З.о.о. предполагает: 1.повторяемость в процессе развития. 2.возврат к исходному положению, но на более высокой ступени. 3.относительную завершенность конкретных циклов развития. 4.несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе-третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель назвал о.о. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты: две стороны антагонизма – положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности ; преобладание отрицательной тенденции над положительной, отрицание старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе и в общественной жизни и в науке и в общественной жизни. Крупнейшим отрицанием 20-го века стала теория относительности Энштейна, которая отрицает старые представления о мире. Спиралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как-бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени в иных условиях, среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. З.о.о. имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Правда его проявление весьма своеобразно. Из интегрального характера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии

48.Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление. Категории-это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Это наиболее общие фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе ни охватывают мир как целое, отношение человека к миру. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей. Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному. Являясь результатом отражения объективного мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования. Следовательно категории играют большую методологическую роль в науке. Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Единичное фиксирует индивидуальность предмета, его своеобразие, пространственную и временную определенность. Лишь сравнивая два предмета, явления между собой, можно выявить своеобразие каждого из них. Общее – это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: “человек”, “растение”, “закон”. В каждом единичном заключается общее как его сущность. Предметы могут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют в единстве. Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство - есть особенное. Тот или иной предмет приобретает конкретную форму своего существования в зависимости от того процесса, в движение которого он оказывается вовлеченным. Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. С. – нечто лежащее за пределами непосредственного восприятия. Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отл. От С., которая скрыта от взора человека явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. С. Сущность обнаруживается в массе явлений. В одних явлениях сущность выступает полно и “прозрачно”, а в других наоборот. Явление и сущность диалектически взаимосвязанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или конкретного предела познания. Человеческое познание движется от явления к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности.

49.Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель. Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах взаимодетерминации частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающее возможность в действительность. Принцип причинности имеет огромное значение в научном познании действительности. Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причины бывают внешними и внутренними. Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной причины с другой. Объективные причины осуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании. Непосредственные причины – это те кот. прямо вызывают и определяют данное действие. Опосредованные – которые вызывают и определяют данное действие через ряд промежуточных звеньев. Необходимость и случайность. Случайность-это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Пример внешней случайности-человек наступил на арбузную корку и упал. Что такое внутренняя случайность? Согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения полезные для них закрепляются наследственностью. В окружающем мире совершаются и необходимые и случайные события. Необходимость-это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, в силу которых в форме случайности проявляется необходимость, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость. Возможность и действительность. Под действительностью понимают творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего. Д. – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности.

 

50.Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, подсознание, безсознательное.

Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями. Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге. Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание – не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За его пределами противопоставление относительное, поскольку сознание не самостоятельная субстанция. Сознание – это одно из свойств движущейся материи, особое св-во высокоорганизованной материи. Это означает, что между материей и сознанием есть различия и единство. Различие- сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь – псих. Явления и мозг тесно связаны как свойство и материальный субстрат, которому это св-во принадлежит и без которого он не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы сходны по содержанию с вызывающими их мат. Объектами. Сущностью сознания является его идеальность, выражающаяся в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых им предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями-прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное есть не что иное, как материальное пересаженное в чел. голову и преобразованное в ней. Такое преобразование производит мозг. Материи присуще св-во, сходное с сознанием – отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Это изменение одного явления под воздействием другого. Психика-это способность живых существ создавать чувственные и обощенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Психика охватывает не только сознательные, но и бессознательные и подсознательные процессы. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Сюда относятся действия, которые человек привык выполнять не обращая на это внимание (например дыхание, психическая деятельность во время сна, гипноза). Фрейд выделил сферу бессознательного и подверг ее

51.Познание как “отражение” действительности и как ее “конструирование”. Виды познания, мышления и языка.

Познание – отражение действительности в сознании человека. Раздел философии, изучающий познание наз. гносеология. Гносеология – учение о человеческом познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания. В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рациональной традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. По поводу возможности познания сформировались два направления: Оптимизмутверждение принципиальной познаваемости мира. Скептицизм – сомнение в принципиальной возможности познавания мира. Агностицизмполное отрицание возможности познания. В докантовской философии под субъектом понимали единично – оформленное бытие, человеческого индивида. Под объектом, то, на что направлена позитивная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных констукций. Субъект по Канту – это духовное образование, то что лежит в основе предметного мира. Объект – продукт деятельности этого субъекта. Субъект первичен по отношению к объекту. Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное внутренне детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Познание является отражением действительности. Отражение – это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях другой системы. В диалектико – материалистической философии свойство отражения распространяется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи оно обладает своими специфическими характеристиками. Объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводя особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы, т.е. сознания. А это значит, что образы сознания будучи объективными по содержанию, субъективными по форме, несут в себе определенные характеристики объекта. Виды познания. Говоря о познании следует обсудить большое разнообразие его видов. Житейское знание - основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Научное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что оно за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Практическое знание. Цель ученого – открытие закономерности. Цель инженера – создание новой вещи, на основе законов, открытых учеными. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще и сферу прошлого

53.Понятие истины и ее критерии. Аристотель–автор классической концепции истины: сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не как самостоятельная сущность. S=O , то- это истина, если между S и O нет тождества- заблуждение. Нормативное(традиционное) понимание истины исходит из установки, что O и S познания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой подход имеет отрицательные черты: 1.Сковывает широту поиска познающего. Творчеству(познанию нового ) места нет. 2. Есть признание зеркальности наших познавательных усилий. Идея нормативной истины прижилась в марксизме. В современности: Корреспондентская концепция истины. Корреспонденция предполагает простую информацию о событии. Референтная(реферативная) концепция истины–точный слепок событий или познающего объекта. Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание, с помощью которого можно добиться поставленных результатов. Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной»(договорная). Проблема разнообразия истины. Классически истина может быть только одна. Истина–понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками–убрали грань между О и S. Знание может быть разнообразно, т.к. S в процессе познания получает субъективные знания( само положение субъекта может влиять на получение знания–вспышка на Солнце и Земле). При познании О мы не просто должны включать знание S, мы не можем исключить субъекта из результата знания.(Н-р, изучение электрона в камере Вильсона: электрон не ведет себя естественно, т.к. соприкасается с газом, истина искажена прибором). Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины- одна истина может иметь множество измерений(толкований)(Н-р, рац.число изображаем на оси в пределах от.. и до …, пределы разные, но все толкования истинны). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина- не результат , а Истина–процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма(множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания. Истина и правда. Правда–не ложь, но правда не есть истина. Правда подразумевает в первую очередь правду жизни, ее находят в искусстве. Правда–как отражение мира, но в особой форме. «В науке добытое знание выражается в понятиях, а в искусстве–в образах». Правда художественного произведения заключается в том, что если художник(поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы это переживаем, то это- художественная правда. Критерии истины делятся на внешние и внутренние. Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях. Внутренние. 1.Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2.Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4.Симметричности. 5.Научной рациональности. Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являться сущностью.(«Вот это истинный человек»–это высказывание не метафора, а сущность). С точки зрения философской концепции истины: истина–то, чем предмет должен стать (а не есть).

62. Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.Универсального определения К. нет. Понятие К. (лат. возделывать, обрабатывать) совокупность мат-х и дух-х ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для развития человечества, передавать от поколения к поколению и составляет К. Под материальной стороной К. понимают качеств-е дост-я хар-е степень овладения человеком силами природы, совершенства орудий труда, технический уровень произ-ва, навыки и умения людей пользоваться техникой, научная орг-я культура труда, обсл-е материально бытовых потр-ей людей и т.д. Духовная К. Кач-е дост-я показ-е уровень и глубину познания природы и об-ва, широту достигнутого кругозора, внедрение в общ-ю жизнь прогр-х идей и получ-х знаний, т.е. духовная К. есть сов-ть кач-х дост-й в обл-и науки, философии, образования, просвщения, морали, литературы и искусства, пол-х и прав-х отн-ий. Явлениями дух-ой жизни явл-я язык, речь, логика, правила поведения, культуры чувств. Функции К. Познавательная (дост-я К. служат в кач-ве новых способов дальнейшего познания окр-го мира и использования этого знания в человеческой практике), информативная (накопление и трансляция соц-го опыта, от одного поколения к другому, внутри страны в пределах жини одного поколения, од одного народа к другому, К. выступает как память человечества) , коммуникативная (позв-я людям вступать в общ-е друг с другом), нормативная (рег-я поведение отд-х нд-ов и соц-х групп), цивилизационная (гуманистическая, главная, системообр-я функция). Близким понятием являя- цивилизация – отр-т хар-р и условия общ-го прогресса, т.е. степень разв-я мат-ой и дух-ой К. Цивилизация подчеркивает непрерывность ист-го процесса, проблему сохр-я, обог-я лучших дост-ий в челов-ой К. К негат-м кач-ва мцивилизации отн-т тенденцию к стандартизации мышления (СМИ), ориентацию на абсолютною верность неких истин, свойственную ей низкую оценку оригинальности и независимости индив-го мышления.

67. Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.Эстетическое сознание или художественное сознание принадлежит к числу древнейших форм общественного сознания, это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных художественных образов.Очень часто ЭС отождествляют с искусством, что не совсем точно. Искусство включает в себя деятельность общества по производству художественных ценностей и сами результаты этого производства – художественные образы, но за его пределами остается очень важный компонент ЭС – сознание потребителей художественных ценностей. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в его труде, в быту, в общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком. Функции. Познавательная. Произведения искусства явл-я ценным источником информации о сложных общественных процессах, порой о таких сущность и динамику которых наука схватывает гораздо труднее и с запозданием (напр. повороты и переломы в общественном сознании).Генеральным объектом познания в искусстве всегда был человек. Вот почему искусство в целом, и в частности, художественную литературу именуют человековедением, учебником жизни и т.п. Тем самым подчеркивается еще одна важнейшая функция искусства – воспитательная, т.е. его способность оказывать неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование, или, напротив падение. И все-таки эти функции не являются специфическими для искусства и характерны и для других форм общ сознания. Специфической же функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле этого слова явл-я эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, но и пропускаем это содержание через свое сердце, свои эмоции. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Познавательное, воспитательное и эстетическое в искусстве слито воедино. Результатом эстетического отражения действительности явл-я художественный образ, в котором определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта. В отличии от научного понятия художественный образ раскрывает общее в единичном. Показывая индивидуальное, напр. художник, вскрывает в нем типическое, то есть наиболее характерное для всего типа изображаемых социальных или природных явлений. Образ пушкинского скупого рыцаря – это не только конкретное изображение жадного старика, но и обличение самой жадности и жестокости. История развития. Эстетика зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва – в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развития получила в античной Греции – особенно в трудах Платона (Прекрасное есть не что иное, как абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея), Аристотеля и др. В Др. Риме – Лукреций, Гораций. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о божественной красоте (Августин (Бог – источник всякой красоты и воплощение красоты высочайшей), Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Петрарка, Де Винчи, Монтень). Классическая нем. философия (Кант, Гегель, Шеллинг) – историзм в подходе к исткусству, диалектический анализ его форм и категорий. Марксистко-ленинская эстетика утверждает общественно-исторический характер исторических явлений и худ.творчества, обосновывает принципы реализма, народности, партийности искусства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия как вид познания

На сайте allrefs.net читайте: "Философия как вид познания"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.
Философия-система знаний рассматривающая мир как единое целое, и свое положение в системе познаний человека и отличающаяся от религии и мифологии-доказыванием своей правоты на уров

Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля
Платон - ученик Сократа, основатель собственной философской школы Академии, основоположник идеалистического направления в философии (субъективного идеализма - внешний мир от сознан

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения
Философия Возрождения(14-17в.)делится на направления: Гуманистическое-центром является Италия;характерен антропоцентризм-особое внимание к человеку,воспевание его

Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона
Бэкон-основатель эмпиризма-в основе познания лежит только опыт”нет ничего в разуме, чего ранее не было в опыте(чувствах)”; ведущий методолог науки нового времени. Считал:чем

Критическая философия и этическая теория Канта
Иммануил Кант - основоположник немецкого классического идеализма; творчество делится на 2 периода: докритический период(материалистический) -проблемы бытия, природ

Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель-разработалтеорию объективного идеализма,диалектику-как всеобщий филосовский метод; главная идея онтологии-(учения о бытие)-отожд

Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука
Позитивизм-стремление поставить философию на твердую научную основу, опираться только на достоверное научное знание; фил.должна исследовать только факты, а не их сущность.

Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)
Неотомизм – официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского(томас-Фома). Основу неотомистского учения составляет принцип: «Философия – служанка

Религиозная философия В.С. Соловьева.
Соловьев создает теократическую теорию общественной жизни.Он выступил за осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Это означало создание свободной теософии или цельног

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии(Принципы, законы и категории диалектики. Объективное основание их связи).
Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. – это такое понимание мира, при котором р

Диалектика качественных и количественных изменений..
Закон перехода количественного в качественное, каким образом происходят изменения и возникает новое. Качество-это целостная характеристика функционального единства существенных сво

Противоречия и их роль в развитии мира.
Одним из коренных вопросов мировоззрения в общ. методологии явл. вопрос о том, следует ли искать источник движения и разв. мира вне его или в нем самом. Этот источник нах. В нем самом, в порождаемы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги