Реферат Курсовая Конспект
Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Понятие Цивилизация Имеет Много Смыслов И Значений. В Ходе Этих Лекций Мы Дад...
|
Понятие цивилизация имеет много смыслов и значений. В ходе этих лекций мы дадим четыре значения понятия цивилизация.
Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. Поэтому можно сказать, что человеческая цивилизация есть то, в чем мы возвышаемся над биологическим в нас. Отождествление цивилизации и культуры часто проявляется в языке. Например, мы употребляем выражения “культурный человек” и “цивилизованный человек” как имеющие одинаковый смысл. В фантастической литературе пишут о внеземных цивилизациях или внеземных культурах: марсианская цивилизация, культура Венеры, цивилизация созвездия Гончих Псов.
Второе значение. Цивилизация понимается как определенная ступень развития человеческой культуры. Сначала идет этап дикости - сотни тысяч лет: общество, которое живет за счет собирательства того, что дает природа в готовом виде, отсутствуют орудия труда или они чрезвычайно примитивные. Затем варварство - десятки тысяч лет: люди живут охотой, рыболовством, огородничеством, есть орудия труда, еще нет государства.
Далее идет цивилизация - ее возраст до полутора десятка тысяч лет. Этап цивилизации длится до сих пор. Хотя некоторые племена в отдаленных регионах земли остались на стадии варварства или даже дикости.
Что представляет собой общество на стадии цивилизации? Имеется разделение на умственный и физический труд, имеются классы и сословия, более или менее развиты товарно-денежные отношения. В варварском же обществе обмениваются непосредственно продукты на продукты, так до сих пор происходит у некоторых племен.
На этапе цивилизации возникает религия с системой ценностей, которые направляют и регулируют поведение людей, их мораль, правовые отношения, отношения собственности. Но самый очевидный признак цивилизации и выхода из варварства состоит в наличии государства с управленческим аппаратом (чиновничество), органами принуждения (армия, полиция, тюрьмы) и налогами. Можно сказать так: есть в обществе государство - совершился переход к цивилизации; нет государства, значит, все еще варварство.
Раньше считалось, что государство возникает вместе с классами. Теперь выяснилось, что государство возникает раньше классов при объединении племен для решения общих задач: защита от врагов, проведение крупных совместных работ – строительство каналов, пирамид и т.д.
Переход к цивилизованному состоянию совпадает с переходом к земледелию и скотоводству, т.е. к производству того, что в готовом виде в природе не существует. Возникает металлургия, гончарное искусство, кораблестроение, атомные электростанции, выводятся особые породы животных или виды злаков, которых в природе нет. Однако в конце концов все эти преобразования могут привести к нарушению природного равновесия. Сейчас подсчитано, что цивилизационный путь развития может продолжаться от силы еще несколько десятилетий – до середины XXI века. Далее могут начаться катастрофы – демографическая (от перенаселения), или экологическая (от нарушения природного равновесия), или тепловая, или, наоборот, начнется всеобщая зима, или всеобщая радиационная смерть. Богатый выбор. Поэтому необходим переход человечества к другому способу бытия, не приводящему к нарушению равновесия с природой.
Третье значение понятия цивилизация. Цивилизация - категория для характеристики разнообразия одновременно существующих типов общества.
Например, в античности одновременно сосуществовали, часто даже очень мало зная друг о друге, древнегреческая цивилизация, азиатские деспотии, Древний Египет, китайская цивилизация.
В средние века параллельно существовали арабская цивилизация, Китай, Япония, европейская христианская цивилизация. В Америке в это же время существовали цивилизации инков, майя, ацтеков. В Тропической Африке существовали мощные негритянские государства с почтами, дорогами, централизованной властью. Цивилизации в Америке и Африке были уничтожены европейцами, которые нуждались в золоте и рабах.
В наше время можно говорить об одновременном сосуществовании западного общества с рыночной экономикой и так называемых развивающихся стран, которые сами распадаются на качественно различные типы обществ.
Важно, что мы здесь имеем разнообразие человечества в пространстве. Одновременно существующие цивилизации – это качественно различные общества со своими ценностями, взглядом на мир, с пониманием сущности человека и Бога. И лишь вместе они составляют человечество.
Конечной причиной разнообразия цивилизаций является различие в природных условиях, в которых живут общества: климатические, географические, этнические и др.
Все цивилизации можно разделить на два больших класса. Первый класс – общества, которые качественно не меняются в течение столетий и тысячелетий. Такие общества основаны на повторе однажды сформировавшихся экономических, политических структур и ценностей.
В этом классе можно выделить три варианта. Первый вариант - налицо естественное изобилие жизненных благ, например, много плодородной земли, мягкий климат. Все это не заставляет развивать производительные силы и интеллектуальные способности. Так обстоит дело во многих районах Африки. Например, в Древнем Египте условия жизни были настолько благоприятны, что государству приходилось специально расходовать излишек благ и человеческих сил на сооружение гигантских пирамид, которые затем благополучно забрасывались.
Второй вариант - наоборот, крайняя скудность и суровость условий для жизни. Это заставляет без остатка тратить все силы, физические и умственные, на простое поддержание самой жизни и не дает возможности сколько-нибудь развиваться. Примером могут служить северные народы. Ясно, что бессмысленно от них ждать перехода на основе чисто внутреннего развития к рабовладельческому строю, потом к феодальному и т.д. Эти народы столетия и тысячелетия могут вести один и тот же образ жизни.
Третий вариант. Природные условия таковы, что необходим массовый коллективный труд, например, для сооружения оросительных каналов или сбора урожая на больших пространствах в ограниченное из-за особенностей климата время, или необходимо напряженное освоение больших пространств. Сюда можно отнести Россию, Китай. В этих условиях неизбежным становится централизованное управление и контроль, поэтому возникают мощные деспотичные государства с армиями, колоссальным чиновничьим аппаратом и т.д. Любые серьезные изменения строя и культуры связаны в этих условиях с большими трудностями. И даже после радикальных изменений все через некоторое время более или менее возвращается к прежнему типу жизни.
Например, Октябрьская революция в России после гражданской войны и всех преобразований в конечном счете вернула Россию в прежнее состояние, из которого пытался вырваться еще царизм, именно - к крепостному строю в виде колхозов, абсолютной власти теперь уже Генерального секретаря; вернулись к постоянным войнам и расширениям территории: присоединение Прибалтики, Западной Украины, Молдавии, попытка то же самое сделать с Финляндией.
Общей чертой цивилизаций, которые существуют в неизменном виде столетия и тысячелетия, является то, что отдельный человек или отдельная семья не выступают самостоятельными субъектами. Например, здесь не работает английская поговорка “мой дом – моя крепость”. Самостоятельным субъектом выступает лишь община, родовой коллектив или общество в целом в лице государства. Личность растворяется в общественном целом. Соответственно в таких цивилизациях вырабатываются ценности и мировоззрения, которые отвергают какое-либо обновление, всякое серьезное изменение оценивается как что-то противоестественное, нарушающее нормальную жизнь, заветы предков, богов и т.п.
Однако именно в обществах с деспотическим централизованным государством впервые возникают искусство, литература, начатки науки, философия, такие изобретения, как книгопечатание, компас, порох. В этих обществах были прекрасные дороги, поэзия, математика, интеллигенция, в то время как в Европе еще ходили в шкурах и не знали письменности.
Второй класс обществ. Здесь самостоятельным субъектом выступает не только общественное целое – племя, община, общество в целом, но и отдельный человек, отдельная семья, сохраняющие относительную самостоятельность – экономическую и духовную. Дело в том, что природные условия таковы, что отдельная семья может содержать себя за счет собственного труда. В то же время нет развращающего изобилия естественных богатств в виде чрезмерно плодородной земли, ископаемых. Главной фигурой в таких обществах постоянно выступает свободный крестьянин. Так было в германских обществах, в Древней Греции, на территории Киевской и Новгородской Руси.
Такие общества оказываются способными к качественным прогрессивным изменениям, у них есть история. Эти общества располагались на сравнительно малой территории – в Западной Европе и Киевской Руси. Что-то около 10 % всей земной суши. А вокруг много совершенно другого типа цивилизаций – вся Азия, Африка, еще не открытые Америка и Австралия. К цивилизациям, способным изменяться во времени, применимо понятие общественно-экономической формации, которое было выработано К. Марксом.
В отличие от понятия цивилизации, которое характеризует изменение человечества в пространстве, понятие формации характеризует общество или человечество со стороны изменений во времени.
У Маркса есть место в одном из писем к русской революционерке Вере Засулич, где он указывает, что его теория формации возникла как обобщение истории Западной Европы, а вот насколько эта теория применима к другим обществам, например к России, это надо специально смотреть. Но потом В.И. Ленин его теорию, вопреки предупреждению ее основателя, объявил универсальной.
Что такое общественно-экономическая формация? Это – общество, взятое в своей конкретно-исторической определенности. Или по-другому – это исторически-определенная общественная система, рассматриваемая в процессе ее возникновения, функционирования и переходе в другую систему. То есть общественно-экономическая формация возникает, развивается, а затем сменяется другой общественно-экономической формацией. Например, рабовладельческий строй в Древней Греции и Древнем Риме был заменен феодальным, который позднее был вытеснен буржуазной формацией. Таким образом, здесь нет неизменности в течение столетий и тысячелетий, есть смена одной формации другой.
О соотношении Запада и Востока как разных типов цивилизаций. Европейцам кажется нормальным обществом такое, где есть свобода личности и права человека, частная собственность, деление на классы, развитие науки, техники, философии, свободный диалог по всем вопросам, многопартийность и т.д. А общества с другими ценностями кажутся отклонением от нормы. Но на самом деле именно это “отклонение от нормы” существовало и в какой-то степени до сих пор существует на подавляющей территории, по сравнению с которой Европа – маленький пятачок. И вся история Европы с ее сменой формаций в течение двух с половиной тысячелетий есть краткий миг по сравнению с многими тысячами лет жизни других типов цивилизаций.
Эти другие типы цивилизаций обобщенно называют Востоком, или азиатскими обществами, хотя сюда входят цивилизации Африки и доколумбовой Америки. Их называют еще азиатским способом производства - понятие, выдвинутое и разработанное К. Марксом, или строем типа восточной деспотии, по Г.В. Плеханову. Под это определение можно подвести также дореволюционную Россию, в которой, правда, в начале века уже начинал развиваться все более бурными темпами общественный уклад европейского типа.
Азиатский способ производства – это строй не рабовладельческий, не феодальный и не буржуазный. Экономической основой его являются крестьянские общины с натуральным производством, которые не связаны между собой товарным обменом и полностью погружены во взаимоотношения с природой. В таких общинах господствует коллективная, общественная собственность.
В качестве политической надстройки над этими общинами возвышается государственно-чиновничий аппарат, который тоже живет своей собственной жизнью. Он управляет страной при помощи коррупции, налогов и репрессий, воюет с другими государствами, занимается интригами и дворцовыми переворотами.
Этому обществу соответствует идеология, в основе которой лежит обожествление императора, или вождя, или очередного Генерального секретаря. Император или вождь – верховный собственник земли и подданных, правит, опираясь на чиновничий аппарат, армию и репрессивные службы.
Такое общество очень устойчиво, оно может существовать столетия и тысячелетия. Народные восстания приводят лишь к его укреплению. Например, восстания Болотникова, Разина, Пугачева приводили к укреплению крепостнического строя в России. После Октябрьской революции многочисленные восстания рабочих и крестьян, например, кронштадский мятеж, тамбовское восстание, приводили лишь к закреплению возникшего в результате гражданской войны советского государства.
Такое общество изменяется лишь под каким-нибудь внешним воздействием, например, в силу природных бедствий, или агрессии со стороны, или прямого истощения людских и природных ресурсов. Тогда оно вынужденно меняется, или просто погибает. Например, перестройка в Советском Союзе началась, когда старые нефтяные месторождения были истощены, а новые было очень трудно освоить, в то время как страна жила на валюту, выручаемую от продажи нефти. Важно, что старый строй не перерастает плавно в новый строй, обязательно все происходит через катастрофу и развал старого, нет преемственности и плавного перехода. Действует формула: или – или.
Этот строй обладает огромной мощью по отношению к собственному народу, но очень уязвим со стороны агрессии более развитых обществ. Например, громадный Китай, а также Россия были беспомощны в войнах с маленькой Японией в конце XIX-начале XX веков. Но именно под воздействием этих войн в России и в Китае начались революционные изменения. Другой пример: вся громадная Америка с мощными империями инков, майя, ацтеков была быстро завоевана несколькими сотнями испанских авантюристов, которые вошли в эти империи, как нож в масло.
Дело в том, что в таких обществах не развивается инициатива личности. Люди действуют по команде сверху. Если использовать теорию Льва Гумилева, то можно сказать, что в таком обществе нет пассионариев, т.е. людей с избыточной энергетикой, потому что такие люди планомерно устраняются государством. Производство основано на традиции, на повторе освоенного тысячи или сотни лет назад.
В то же время в таких обществах редко кто умирает с голоду, нет безработных, конкуренции. Развито социальное обеспечение. Например, в государствах инков были специальные фонды для стариков, вдов. Государство или община обеспечивают содержание всех, поэтому никто не действует на свой страх и риск.
В настоящее время в литературе признается, что этот строй есть особый тип цивилизации, такой же нормальный и закономерный, как другие типы. Или – это особая ветвь развития человечества, причем его подавляющего большинства.
В целом можно говорить о западной и восточной цивилизациях как дополняющих друг друга. Обе цивилизации имеют положительные и отрицательные стороны. В настоящее время происходит как бы прорастание одного типа общества в другом, их взаимопроникновение, взаимообогащение ценностями, в результате чего происходит постепенное становление единого человечества.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... quot МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ quot...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие цивилизации. Формация и цивилизация. Запад и Восток
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов