рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 4 Средневековая философия

Тема 4 Средневековая философия - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Вопросы: 1. Существует Ли Связь Между Христианской Традицией И Антич...

Вопросы:

1. Существует ли связь между христианской традицией и античной философией? Если да, то какая?

2. Каково соотношение философии и теологии в средневековой культуре?

3. Был ли воспринят теологией «миф о вечном возвращении» (М. Элиаде), т. е. идея о кругообразном течении исторического времени?

4. Как трактуется место человека в мире согласно Библии?

5. Какие представления о человеке развивались в средневековой теологии и философии?

6. Характерна ли для античной культуры идея о Боге как личности и творце?

7. Назовите основные проблемы, рассматривавшиеся в патристике (ранней средневековой философии и теологии), например, у Бл. Августина.

Задачи и задания:

1. Представители патристики исходили из того, что вера независима от разума. Если разум утверждает бессмысленность веры, то вера относится к этому совершенно безразлично. Приведите возможные доводы, обосновывающие подобное противопоставление.

2. Историк средневековой философии констатирует: «Августин принадлежал к обоим мирам во многих отношениях и не меньше, чем в других, в отношении интеллектуальном». Прокомментируйте эту мысль. О каких «мирах» идет речь?

3. В духовной эволюции Бл. Августина можно выделить несколько этапов. Будучи язычником, но философски образованным человеком («философствующим ритором цицероновской школы»), Августин делает предметом своих интеллектуальных поисков вопрос о том, что должно быть для человека высшим благом. Эти поиски привели его в возрасте около тридцати лет (годы жизни 354—430 гг.) к принятию христианства. подумайте и установите порядок мировоззренческих поисков Августина: скептицизм, манихейство, неоплатонизм.

4. Бл. Августин писал: «Вере в Бога должно предшествовать понимание некоторых вещей. В то же время вера, которой в него верят, помогает больше понимать… Но поскольку вера происходит от слышания, а слышание — через проповедование Христа, можно ли было верить проповеднику веры, если бы прежде не был принят, по крайней мере, его язык, чтобы не сказать больше? Но и обратно: имеются вещи, которым сначала нужно верить, чтобы потом их понять». Что Августин ставит на первое место: веру или понимание?

5. «Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадлежит миру и поэтому в то время, когда не существовало Вселенной, не было никакого времени,— говорит один из создателей квантовой механики, Гейзенберг». Можно ли установить созвучие с суждениями Августина о природе времени?

6. Современный православный теолог утверждает: «Христианства нет без свободы. В том числе без свободы делать зло и отвергать Бога. Часто спрашивают: почему Бог не создал всех людей изначально хорошими? Почему он не заставляет их поступать, как Он хочет? Все мыслящие существа, даже Сатана были созданы добрыми, но имеющими свободу сделать выбор в пользу зла. Такой выбор стоит и перед каждым человеком. Богу не нужна подневольная любовь, любовь из страха или по принуждению,— если таковую вообще можно назвать любовью. Он создал нас Своими детьми, а не рабами или наемниками, любя нас, ждет от каждого свободной любви к Нему». А как решает вопрос о добре и зле Бл. Августин?

7. Средневековую философию часто называют схоластикой (философия, которая «изучается в школе»). Чем объяснить, что высшим авторитетом средневековых схоластов пользовались труды Аристотеля и Библия?

8. Относится ли следующее доказательство бытия Божьего к числу доказательств, сформулированных Фомой Аквинским: «Наша идея Бога — это идея о совершенстве (о Верховном Существе). Мы не можем представить себе большего совершенства. Независимое (реальное) существование является более совершенным, чем относительное (например, вымышленное) существование. Таким образом, Бог как наивысшее Совершенство должен существовать как независимая Реальность». Почему это доказательство называется «онтологическим»?

9. Средневековый философ Беренгарий Турский (ок. 1000— 1088 гг.) писал: «Нет ничего реального помимо субстанции, а субстанция (в свою очередь) есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств (по крайней мере здесь, в земной жизни). Но если так, то как объяснить «реальное присутствие» в причащении «тела Христа»? Беренгарий объясняет это так: при обряде причащения человек «вкушает» обычные хлеб и вино, а не «тело и кровь господню», как учит церковь. Это «таинство» имеет лишь духовное, символическое значение. Ведь тело Христа в свое время «вознеслось на небо», как же оно может «присутствовать» в причастии, как можно «вкушать устами» то, что «в прославленном виде находится на небесах?.. Если бы тело Христово было таким громадным, как громадна башня, которая здесь перед нами стоит, то оно все-таки давно было бы съедено, если бы так много людей его вкушало». К какой из средневековых философских традиций — реализму или номинализму — следует отнести взгляды Беренгария? Какая особенность средневекового философствования нашла отражение в приведенном отрывке?

10. В трудах Фомы Аквинского встречаются два определения истины: 1) «истина разума есть соответствие разума и вещи»; 2) «каждая вещь постольку называется истинной, поскольку приближается к сходству с Богом… то, что познается душой, есть истина, поскольку в ней существует сходство с той божественной истиной, которую познает Бог». Какое из этих определений сходно с аристотелевской дефиницией истины? Какую теорию истины формулирует сам Фома Аквинский?

11. Номиналист Уильям Оккам сформулировал принцип, по­лу­чивший название «бритвы Оккама», гласящий: «Сущностей не следует умножать без необходимости», или «бесполезен делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего». В чем его антисхоластическая направленность? Можно ли данный принцип истолковать в духе «экономии мышления»?

 

Схема 25

Гносеология Фомы Аквинского

 
 

Верно, что некоторые христианские истины нельзя постигнуть разумом (В—Г, например, сущность Бога), но разум может вести нас по направлению к Богу. Некоторые истины (Б—В, к ним относится, например, существование Бога) мы можем постигать на основе и разума, и веры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ... Г А АНТИПОВ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 4 Средневековая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антипов Г. А.
А72-1 Философия: Практикум.— Новосибирск: СибАГС, 2004.— 108 с. Практикум ориентирован на развитие навыков философского мышления, на закрепление знаний, складывающихся в п

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  Цель изучения курса философии — развитие у студентов интереса и потребностей к самостоятельному и творческому мышлению, овладению основами философских знаний, формирование способнос

Тема 2 Возникновение философии. Философия в ее истории
Вопросы: 1. Каковы основные черты мифологического сознания? 2. Что такое антропоморфизм? 3. Действием каких факторов ускорялся процесс генезиса философской мысли в Древне

Тема 3 Античная философия
Вопросы: 1. Почему именно в Элладе генезис философского знания приобрел наиболее отчетливый вид? 2. В чем основное отличие учения милетцев о первоначалах от предфилософских предст

Философия Анаксагора
Схема 10 Онтология и космология Левкиппа и Демокрита

Эпоха греческого Просвещения Возникновение софистики как социального института
Схема 12 Философия Протагора и развитие традиций со

Идентифицируйте, пользуясь хрестоматией, текст, определите автора, эпоху.
«Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, вы

Тема 5 Философия Нового времени
Вопросы: 1. Почему философскую традицию Нового времени иногда называют «битвой вокруг метода»? 2. Как генезис новоевропейской философии связан с формированием науки? 3. Ч

Тема 8 Русская философия XIX — XX вв.
Вопросы: 1. Как марксистская трактовка философии сказалась на исследованиях русской философской мысли в СССР? 2. К какому времени можно отнести возникновение русской философской т

Эволюции русской философской мысли
Философия марксизма в Россиии «Всякая логическая идея погружена в недра материальности и в значительной мере ею опред

ТЕМА 9 Философская антропология
Вопросы: 1. У кого из древнегреческих философов нашел наиболее отчетливое выражение антропологический поворот античной философии? В чем он заключался? 2. В чем Э. Агацци видит спе

Тема 10 Философия (методология) науки
Вопросы: 1. Каковы социальные функции науки? 2. В чем специфика науки как формы общественного сознания? 3. Существуют ли четкие критерии, отличающие научное знание от дру

Основной
  1. Антипов Г. А. Философия: Учебно-методический комплекс для дис­танционного обучения / Г. А. Антипов.— Новосибирск: СибАГС, 2001. 2. Русская философия: Слова

Дополнительный
1. Антология мировой философии: В 4-х т.— Т. 1, 2, 3, 4.— М., 1981. 2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г. Г. Майоров.— М., 1979.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги