рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 1. Бытие

Лекция 1. Бытие - раздел Философия, Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 1. Онтология Как Учение О Бытии. 2. Различное Понимание Категории «Б...

1. Онтология как учение о бытии.

2. Различное понимание категории «бытие» в истории философии.

3. Бытие и небытие. Бытие и существование.

4. Основные формы бытия.

1.Принято считать, чтомир представляет собойопределенное единство, которое существует вечно (или очень длительное время), размеры которого бесконечны (или очень велики) и развитие которого имеет определенную внутреннюю логику и не подчиняется воли и сознанию человека. Возникает вопрос о том, как понимать данное единство? Ведь, если данный вопрос не пытаться решить, то в противоречивом состоянии оказываются все конкретные вопросы частных наук.

Для того, чтобы сформировать подобное представление, в которое бы входили все отдельные предметы, и которое бы являлось предельно общим и достаточным для понимания всего мира как единого целого необходимо особое понятие, не похожее на понятия о конкретных предметах и вещах. Такое представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира». «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Различают религиозную, научную и философскую картины мира. В религии подобным собирательным понятием выступает понятие «Бог», в науке к нему принято относить понятие «энергия», в философии единый, бесконечный и непреходящий характер мироздания принято обозначать термином «бытие».

Проблемы появления мира, его единую первооснову границы мироздания, универсальность законов мирового развития в рамках философского знания изучает отдельный раздел, называемый онтологией. Термин «онтология» употребляется впервые в произведениях Р. Гоклениуса и Хр. Вольфа (XVIII в.)

Онтологические вопросы включают в себя вопросы конкретных наук – физики, химии, астрономии, геологии, позволяющих понять устройство, происхождение и развитие мироздания. Однако, онтологические вопросы к ним не сводятся и выходят за их рамки, пытаясь понять модель единой Вселенной, мира как целого. В этой связи онтология отвечает на принципиальный вопрос: происходит ли начало мира из единого источника или данных источников несколько? По характеру ответов на данный вопрос все философские учения традиционно разделяются на монистические (монизм) исходящими из признания одного начала мира, дуалистические (дуализм) исходящими из признания двух начал мира, либо плюралистические (плюрализм) исходящие из признания множественности начал мира.

 

2.Философские представления о бытии появляются гораздо раньше теоретического осмысления данной категории. Так, в древнеиндийской и древнекитайской философии развивались представления о целостности мироздания, первоосновах мира, утверждались или опровергались представления о естественных началах сущего – огне, воздухе, воде, свете, пространстве и времени. В философии Древней Греции досократического периода бытие отождествлялось с различными стихиями – водой (Фалес), огнем (Гераклит), воздухом (Анаксимен). У философа Анаксимандра первоосновой сущего выступал «апейрон». У Демокрита и Левкиппа развивались представления о бытии как состоящем из атомов. Однако, так или иначе большинство мыслителей рассматривали бытие сквозь призму явлений чувственного мира, а нередко и отождествляли бытие с ними.

При подготовке второго вопроса плана следует обратить внимание на то, что в теоретической форме понятие «бытие» представлено впервые в учении элейской школы древнегреческим философом Парменидом.

Бытие, с точки зрения Парменида, есть мысль, которая стоит за миром чувственных вещей. Бытие абсолютно и совершенно. Парменид полагал, что бытие есть мысль, Парменид имеет в виду не мысль отдельного человека, а космический Разум, Логос, через который раскрывается содержание мира для человека.

У другого древнегреческого мыслителя Платона бытие предстает как множество умопостигаемых сущностей - идей. Он исходит из того, что мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются, в них нет ничего устойчивого, а значит и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины должна быть вечной и неизменной, не подлежащей никаким переменам, и таковыми являются бестелесные нечувственные начала - идеи (эйдосы), постигаемы разумом.

Ученик Платона Аристотель не соглашается со взглядами своего учителя, согласно которым идеи составляют особый, сверхчувствительный мир, законом которого подчиняется реальное бытие. Он считает, что если идеи и предшествуют чувственным вещам, то не по бытию, а только логически.

В средневековой философии детально разрабатывал учение о бытие Фома Аквинский. Для него бытие - это высшее начало, первое из созданий. Свойство «быть» приписывается как Богу, так и миру, но лишь по аналогии, поскольку Бог - само бытие, а мир только обладает бытием. Согласно Ф. Аквинскому, для того, чтобы что-то в мире появилось (в том числе и сам мир), необходим особый акт наделения бытием, исходящий от Бога.

В философии Нового времени интерес к проблеме бытия заметно снижается На первое место выходят проблемы познания. Поэтому первооснова всего сущего, подлинного бытия усматривается в активности субъекта. Бытию отказывается в объективности. Оно становится субъективным и определяется человеческими способностями воспринимать и действовать. Так Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования. Он считал, что можно сомневаться во всем: в существовании мира, Бога и т.д., несомненно только одно - то, что «я мыслю, следовательно , существую».Тем самым Декарт сделал бытием мысль, а творцом мысли объявил человека.

В немецкой классической философии наиболее полно проблема бытия исследована в философской системе Гегеля. Бытие рассматривается Гегелем как процесс, как развитие, как вечное становление. В XX веке происходит переориентация философского осмысления проблемы бытия самого человека. Особенно ярко это отражается в философии экзистенциализма. Так немецкий философ М. Хайдеггер разделяет «бытие-в-мире» на «бытие-с» (другими) и «бытие самого себя». Если характеристика последнего – это «повседневность», «обыденность», то «бытие -с» обезличивает человека, имеет тенденцию превратить его в «такого как все» сохранение своего «Я», искусство быть - вот та задача, которая стоит перед человеком.

3.Если попытаться суммировать многочисленные философские определения бытия, то по мнению проф. Л.П. Станкевича их можно свести к нескольким общим моментам:

1. Если окружающие нас предметы природы и культуры даны нам в повседневном опыте, то бытие непосредственно нам не дано и понять его можно только, когда мы выходим за пределы опыта и находим глубинные внутренние закономерности, окружающего нас мира, которые стоят за данными нам непосредственным опытом вещами и событиями.

2. Если данные нам в опыте предметы и события преходящи, имеют начало и конец, то бытие вечно, не имеет начала и конца, поэтому вся действительность, окружающая нас выходит из бытия и вновь возвращается к нему.

3. Если предметы и события конечны, и мы можем определять их границы, то бытие бесконечно, оно не начинается и не кончается нигде и в то же время охватывает эти предметы и события.

4. Если предметы и процессы всегда имеют какую-то объективную причину, поддающуюся исследованию, то бытие является причиной самого себя и в этом отношении может считаться беспричинным, поскольку не имеет никаких внешних для себя причин.

5. Если предметы и события подчиняются определенным закономерностям, за пределы которых они не могут выйти, то бытие имеет свои собственные закономерности, которые определяют закономерности природы, общества и человека. При этом закономерности бытия – это высшие линии существования и развития.

6. Если мир предметов и событий, даны нам в опыте, разнообразен и многосторонен, то бытие целостно в самом себе и едино. Оно содержит в свернутом, зародышевом виде все богатство порождаемого мира[3].

Однако, для того, чтобыпонимать что-либо необходимо сравнить понимаемое с таким предметом, которым оно не является. В обычном мире подобная операция не вызывает труда, так как все вещи уникальны, но когда речь заходит о мире в целом, о бытии – мышление впадает в известную трудность – ведь как можно сравнивать мир с самим миром, тождественное с тождественным. А если нам не с чем сравнивать объект, то как мы вообще знаем что-либо о нем? Определенным выходом в этой ситуации является соотнесение категории «бытие» с такими категориями как «небытие», «существование».

Категории «бытие» и «небытие» являются взаимосвязанными. Первичное определение любой вещи или предмета – это указание на то, чем данный предмет не является. Вопрос в понимании указанной «не явленности». Принято считать, что небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует. Все вещи и явления в мире рождаются из «небытия» и в «небытие» уходят. Уникальность каждой вещи в мире – также является причиной ее исчезновения в «небытии» после разрушения или смерти. Для обоснования категории небытия как исходного пункта философствования А.Н. Чанышев приводит ряд доказательств:

— доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие будущего и прошлого;

— доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом месте;

— доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его пока нет еще там, где оно еще есть;

— доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;

— доказательство от противоположностей: всякое явление имеет свою противоположность, бытие которого есть одновременно его небытие («добро» и «зло», «+» и «-», «движение» и «покой», «материя» и «сознание» и др.)[4].

Вместе с тем. Все рассуждения относительно наличности небытия должны учитывать, что переход из бытия в небытие есть частный случай бытия в йцелом, а вернее переход одной его формы в другую. То есть бытие абсолютно, а небытие относительно.

Категория «существование» также является вторичной по отношению к категории «бытие». Если бытие – отражает неизменность и бесконечность мироздания в целом, то «существование» («сущее») – это категория, отражающая факт наличия конкретного, единичного предмета. Существуют конкретные явления и процессы, которые со временем разрушаются. Таким образом, категория существование позволяет понять мир не только как вечный, бесконечный и безграничный, но и как временный, имеющий границы и положение, взаимодействующий и многомерный. Существующие вещи – это различные формы бытия.

4.Категория «бытие» допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм и включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, явлений и процессов, , которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе принято выделять следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором необходимо различать:

а) бытие процессов, явлений и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, так называемая «вторая» природа.

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное (сознание);

б) объективированное духовное (предметы, хранящие информацию, речь);

4) Бытие социального (язык, культура, традиции)[5].

Рекомендуемая литература:

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. - М.: Изд-во Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

7. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вестник МГУ. – Серия 7. – Философия. – 2000. - №2.

8. Философия. Учеб. Пособие под ред. проф. Л.П. Станкевича. - Липецк, ЛГТУ 2002.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите основные исторические особенности понимания категории «бытие» в истории философии.

2. Зачем необходимо введение подобной универсальной категории? Почему данная категория является только умопостигаемой?

3. Каково соотношение категорий «бытие», «небытие», «существование»?

4. Перечислите основные формы и свойства бытия?

5. Что такое онтология и каково ее место в структуре философского знания?

Темы докладов и сообщений

1. Бытие и небытие.

2. Проблема взаимосвязи бытия и сознания в работах С.Л. Рубинштейна.

3. Проблема бытия в западной философии XX века.

4. Темная энергия и темная материя в структуре Вселенной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Линченко А.А «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 1. Бытие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Линченко А.А.
  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЛИПЕЦКОГО ИНСТИУТА УПРАВ

Ковригин Вадим Валерьевич
    Л Линченко А.А. Основы философских знаний.Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления. – Липецк: Издательство Л

Современная цивилизация и философия
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной циви

Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Понятие мировоззрения. 2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы. 3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.  

Тема 2. Философия, ее сущность и назначение
1. Предмет философии: человек и мир, бытие и сознание. Основные типы философствования. 2. Сферы философского знания. 3. Функции философии 4. Философия в системе культуры:

Лекция 2. Материя
1. Понятие материи и эволюция представлений о нем в истории философии и науки. 2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция. 3. Динамический аспект бытия: движение,

Лекция 3. Движение и развитие
1. Движение и развитие. 2. Метафизика и диалектика в понимании процесса развития. Законы и категории диалектики. 3. Системный подход и синергетика. 1.Люб

Тема 4. Философия человека.
1. Философия о природе и сущности человека. Человек как соотношение биологического и социального. 2. Проблема антропосоциогенеза. Распредмечивание и опредмечивание. 3. Проблема см

Лекция 1. Сущность и структура сознания.
1. Дух и сознание как философская проблема. 2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания. 3. Отражение и сознание. Психика животных. 4. Структур

Лекция 2. Самосознание и общественное сознание.
1. Сознание и самосознание. 2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального. 3. Общественное сознание и его структура.   1.Осмы

Лекция 1. Сущность и структура процесса познания.
1. Различные подходы к познаваемости мира. Отражение и творчество. 2. Проблема субъекта и объекта познания. 3. Чувственное и рациональное в познании. Проблема интуиции. 4

Лекция 2. Философия научного познания.
1. Понятие науки. 2. Эмпирический и теоретический уровни познания. 3. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. 4. Основные методы научного познания и их соотношение.

Лекция 1. Общество как предмет социальной философии
1. Предмет и структура социальной философии. Место социальной философии в социально-гуманитарном знании. 2. Анализ различных подходов к пониманию факторов развития общества. 3. Об

Лекция 2. Основные проблемы философии истории
1. Понятие философии истории. Основные концепции общественного развития. 2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Роль личности в истории. 3. Понятие обще

Тема 8. Философия Древнего Востока
1. История философии в структуре философского знания. 2. Философия Древней Индии. 3. Философия Древнего Китая.   1.Полноценное познание и о

Тема 9. Философия Древней Греции.
1. Особенности древнегреческой философии и ее периодизация. 2. Философия Древней Греции на раннем этапе. Досократики. 3. Философия Древней Греции классического периода – Сократ, П

Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
1. Основные особенности средневековой философии. 2. Философия периода патристики. 3. Философия периода схоластики. 4. Влияние арабской философии на европейскую средневеко

Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения
1. Общие особенности философии эпохи Возрождения. 2. Философия Н. Кузанского. 3. Натурфилософия эпохи Возрождения и представления об обществе.   1.

Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XX вв.
1. Основные особенности русской философии. 2. Западническая и славянофильская традиции в русской философии. 3. Русская религиозная философия второй половины XIX – нач. XX вв. (В.С

Тема 16. Основные направления современной западной философии
1. Позитивизм как философия науки XX века. 2. Экзистенциализм. 3. Философская антропология и персонализм. 4. Постмодернизм.   1.XX

Периодические издания и Интернет-сайты по философии
  ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ 1) Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2) Вопросы философии 3) Общественные науки и современность. 4) Социально-гуман

Основы философских знаний
Учебное пособие для студентов всех специальностей Липецкого Института Управления     Издается в авторской редакции   Подписано в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги