рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Ответы На Тесты Модуля Іі: 2.1. - Все Существующее,...

Ответы на тесты модуля ІІ:

2.1. - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; 2.2. – Гераклит; 2.3. – идеализма; 2.4. – объективную реальность; 2.5. – Аристотель; 2.6. – Парменид ; 2.7. – изменение вообще; 2.8. – движение есть способ бытия материи, осуществляемый только в пространстве и времени; 2.9. – нет; 2.10. – да; 2.11. – гилозоизм; 2.12. – материализм; 2.13. – в результате занятия трудом; 2.14. – возникновение сознания и общества было единым, неразрывным процессом; 2.15. – сознание существует в неразрывной связи с языком; 2.16. – мораль; 2.17. – да; 2.18. – нет; 2.19. – рационализм; 2.20. – агностицизм; 2.21. – сенсуализмом; 2.22. – субъективный образ объективного мира; 2.23. – рационализм; 2.24. – верное отражение действительности; 2.25. – с практикой; 2.26. - проверка практикой; 2.27. – нет; 2.28. – развитие науки; 2.29. – эмпирический ; 2.30. – моделировать несуществующие объекты, с целью более глубокого изучения реального объекта; 2.31. – Сократ; 2.32. – отбросил ее как теологическое построение; 2.33. – эклектикой; 2.34. – догматизм ; 2.35. – идеализму; 2.36. – диалектику; 2.37. – одновременное изменение количества и качества; 2.38 – перехода количественных изменений в качественные; 2.39. – связь, преемст­венность между старым и новым; 2.40. – повторение пройденного на новой основе; 2.41. – перехода количественных изменений в качественные; 2.42. – необходимость проявляется через массу случайностей, случайность есть форма проявления необходимости; 2.43. – да; 2.44. – абстрактную (формальную).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Модуль III. Социальная философия

Тема 11.

Природа как предмет философского исследования

1. Понятие природы и общества.

2. Проблема взаимосвязи природы и общества.

3. Экологический кризис и пути выхода из него.

 

Понятие природы и общества  

 

Проблемы взаимосвязи природы и общества стали сегодня глобальными проблемами, связующими воедино весь мир. Природа, в широком смысле, это объективная действительность во всем многообразие ее форм, т.е. весь окружающий человека материальный мир. В этом смысле термин «природа», включает в себя всю объективную реальность и предстает как предельно широкая философская категория в чем-то соизмеримая с понятием “материя”, так как охватывает собой весь материально-энергетический и информационный мир.

Не все структурные части этого мира: Земля, солнечная система, Галактика и Вселенная в целом - одинаково актуальны для человека, Различно они оказывают свое воздействие на жизнь людей. Поэтому, в узком смысле, под природой понимают совокупность естественных условий существования и развития человека и общества (географическая среда). Географическая среда – это совокупность материальных систем органической и неорганической природы, т.е. земное природное окружение человеческого общества, часть географической, или ландшафтной оболочки: поверхность Земли, гидросфера, прилегающие слои атмосферы и земной коры, выступающих как необходимое условие существования человеческой цивилизации.

Слово «среда» подчеркивает, что это среда жизнедеятельности человечества, а слово «географическая» указывает на пространственную ограниченность данной среды географической оболочкой. Не все в географической оболочке стало средой человеческого общества, так как освоение этой среды не завершено и продолжается процесс включения тех или иных феноменов в среду непосредственного взаимодействия общества с природой.

Полеты человека в космос положили начало эпохе его непосредственного проникновения в космосмическое пространство. Сейчас средства космонавтики используются для прогнозирования погоды и создания уникальных систем связи, для геологической разведки и картографических съемок, для экспериментов по космической технологии. Это показывает, что человечество, осваивая космос, в своем взаимодействии с природой выходит за пределы географической оболочки.

Че­ловек, общество непосредственно связаны не со всей природой, а с определенной ее частью - географичес­кой средой, с той частью природы (земная кора, атмос­фера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), которая вовлечена в производственный про­цесс и используется в материальной жизни людей.

Идея обусловленности общественных явлений гео­графической средой высказывалась еще в античности и получила особенно широкое развитие и распростра­нение в период становления техногенной цивилизации. Тогда она носила прогрессивный характер и была направ­лена против религиозной идеи о божественном харак­тере законов социальной жизни.

На различных этапах истории географическая среда ока­зывала ускоряющее или, наоборот, замедляющее дей­ствие на развитие производительных сил. При этом за­висимость общества от географической среды тем зна­чительнее, чем ниже уровень развития производитель­ных сил. Рост производительных сил освобождает обще­ство от безграничной власти стихийных сил природы.

На всем протяжении истории, на всех стадиях об­щественного развития общественное производство есть главное условие обмена веществ между человеком и природой. Географическая среда представляет собой естественную основу трудовой деятель­ности человека, объективную предпосылку материаль­ного производства. По мере развития производитель­ных сил общества изменяются и расширяются рамки географической среды.

На ранних этапах истории главным образом ис­пользовались естественные источники средств жиз­ни, в дальнейшем решающую роль приобретают иско­паемые и энергетические ресурсы, т.е. природные бо­гатства, являющиеся предметами труда.

В последние годы, говоря о природе, используется понятие «окружающая среда» (довкiлля). Окружающая среда - это географическая среда в единстве со средой «искусственной», т.е. созданной человеком.

Философская специфика понятия природы наглядно просле­живается при сопоставлении его с понятием культура. Если по­нятие природа показывает совокупность естественных условий существования человека, то понятие культура предполагает не­что освоенное, возделанное, преобразованное человеком. Если природа то, что противостоит человеку, существуя по своим соб­ственным, независимым от него основаниям и законам, то куль­тура - это уже преобразованная человеком природа, а деятель­ность человека определяется как превращение природного, естественного в культурное, искусственное. И здесь-то, в преоб­разовании природы, и состоит самая суть человеческого способа существования в мире. Деятельность человека противопоставля­ется природе, и одновременно человек - часть природы находится в тесной связи с ней. Человек живет природой и оста­ется с ней в процессе постоянного общения. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой. Это означает, что природа неразрывно связана сама с со­бой, ибо человек есть ее часть, следовательно, речь идет не лишь об одной физической, но и о духовной связи человека с приро­дой. для человека природа не только естественное условие суще­ствования и поле его преобразовательной деятельности. Отно­шение человека к природе - это и познавательное, и оценочное отношения, выражающиеся с помощью понятий блага, красо­ты и т.п. Сохранение окружающей природной среды - важней­шая и сложнейшая обязанность современного человека, особен­но в условиях постоянного возрастания производительных сил общества. Человеческое общество и культура одновременно про­тивостоят природе и включены в нее.

Роль природной среды в жизни общества трудно переоценить. Природа является источником энергетических, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, оказывая определяющее влияние· на размещение предприятий добывающей промышленности и специфику сельскохозяйственного производства, а в этой связи, и на многие процессы расселения человечества. Кроме того, природа, в силу присущей ей цикличности: смена дня ночью, зимы - летом и т.д. ­заставляют людей подчиняться этой цикличности.

Природа, для которой характерны такие процессы как землетрясения, тайфуны, бури, ураганы и т.п., может выступать и выступает силой разрушающей плоды человеческого труда.

И, наконец, что весьма важно, природа выступает основой всех человеческих знаний о мире.

Зависимость человека от природы является объективным фактором, действующим на протяжении всей человеческой истории. Без природной среды человек не может существовать. Природа является постоянным условиям и предпосылкой бытия человеческого рода. Даже улетая в космос, человек вынужден имитировать, искусственно воссоздавать определенные условия своего земного существования. И это закономерно, так как человеческое общество не отделено бездонной пропастью или непреодолимой стеной от природы, а является ее составной частью, ее высшим продуктом.

В тоже время общество представляет собой обособившуюся, специфическую часть природы. Кроме биологических предпосылок для общества необходимы материальные элементы, такие как способ производства, и духовные элементы в виде: нравственных, правовых, научных, религиозных, философских и иных воззрений. В этом плане, общество - это социальная система, включающая в себя совокупность всех социальных, экономических и духовных отношений людей, складывающихся на основе данного способа производства, образа жизни и социокультурной сферы (науки, культуры, политических, правовых, этических, религиозных и других воззрений).

В связи с осознанием человеком своего особого положения в мире и в результате новых подходов к осмыслению проблемы возникновения жизни и эволюционных процессов на Земле, философский анализ понятия природы начал опираться на такие понятия как «биосфера», «ноосфера», «техносфера». Биосфера или «сфера жизни» (греч. bios- жизнь) – это живая оболочка земли, слой животных и растений. Биосфера представляет собой результат предыдущего развития неживой природы. Она образует тонкую оболочку Земли, в которой протекает жизнь и охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Ноосфераэто геологическая оболочка планеты, охваченная человеческой деятельностью. Один из авторов термина «ноосфера» В.И.Вернадский подчеркивал, что она представляет собой высший эволюционный уровень развития биосферы, на котором процесс взаимодействия живой и неживой природы и взаимосвязи между живыми организмами и окружающей природной средой приобретают целостную планетарную систему.

Техносфераэто те области на планете и за ее пределами, куда проникают технические средства, атакже изменения в биосфере, вносимые производственной деятельностью людей.

Для характеристики проблем взаимоотношений природы и общества, начиная со второй половины ХІХ в., применяются понятие “экология”(автор Э.Геккель) и “экологический кризис”. Экология это учение о взаимосвязи живого с окружающей средой. Экологический кризисэто кризис среды обитания.

Проблема взаимосвязи природы и общества

Начиная с глубокой древности, мыслители пытались определить место человека в системе природы. Одни из них считали, что человек, являясь продуктом природы, составляет ее неразрывную часть. (В ІV веке до н.э. древнегреческие философы - стоики считали, что идеалом достойным мудреца является жизнь сообразно с природой. В средние века Леонардо Да Винчи писал: „Благородная природа так обо всем позаботилась, что повсюды ты находишь, чему учиться). Другие противопоставляли человека природе, считали, что человек должен господствовать над природой. (В ХVII веке Ф.Бэкон провозгласил целью науки и техники господство над природой. Через столетие И. Фихте писал: «Я хочу быть господином природы. Она должна служить мне». В 20-30е годы ХХ века в СССР был лозунг: «Свободу получим, природу научим»).

Если добавить к этому, что человеческому обществу вообще присуще представление о том, что природа представляет собой неисчерпаемый резервуар благ, то отсюда становится ясно, что экологические взгляды и отношение человека к природе долгое время оставались на примитивном, архаичном уровне.

Одновременно на всем протяжении человеческой истории зависимость человека от природы, как правило, воспринималась как проявление могущественных, сверхъестественных сил.

Решая вопрос о взаимодействии природы и общества, отдельные социологи - представители так называемого географического детерминизма - абсолютизировали роль природной среды, брали за основу развития общества географическую среду. Они (Ж. Боден, Ш.Монтескье, Л.И. Мечников) считали, что географическая среда определяет сознание людей, их государственное устройство и нравы. Так, французский философ Шарль Монтескье (1689 - 1755), высказавший глубокую идею о все­общей закономерности, которой подчинены все явле­ния при роды и общества, считал, что характер народа, общественно-политическое устройство страны, религи­озные представления, положение женщины, форма се­мьи - весь образ жизни людей, а значит, и законы их развития определяются, прежде всего, характером повер­хности Земли, почвой и особенно климатом. Власть кли­мата, говорил Монтескье, сильнее всех властей. Согласно его воззрениям, холодный климат по­рождает крепких и мужественных людей, жаркий ­расслабленных и малодушных; рабство политическое зависит от природы и климата.

Представители географического детерминизма, в том числе и Монтескье, недоучитывали того, что: природа, во-первых, изменяется более медленным темпами, чем общество; во-вторых, что человек деятельное существо, активно воздействующее на природу.

Географический детерминизм в современных условиях проявляется в геополитике и особенно в астрологии.

Природа и общество постоянно взаимодействуют между собой. Материальный процесс жизни связывает общество с природой, которая является постоянным условиям и предпосылкой самого бытия человеческого рода.

Основной формой взаимосвязи между ними выступает человеческий труд, в ходе которого человек регулирует обмен веществ между обществом и природой. Развивая производство, человек все более и более воздействует на окружающую природу, изменяя тем самым и свою собственную природу. Человеческий труд как фактор, не только удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и т.д.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает основой всей истории.

Развитие и усложнение трудовой деятельности немыслимо вне эволюции форм семейно-брачного поведения людей. Поэтому формы воспроизводства человека (деторождение, воспитание, социализация и пр.) неотделимы от собственного производства материальных благ, тем более на ранних стадиях развития общества, когда от физических возможностей человека, его здоровья и работоспособности зависело само существование общины. В истории сексуальных отношений для человека большое эволюционное значение имело наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. В этой связи можно отметить специфику демографической проблемы.

Демографический детерминизм при объяснении общественной жизни абсолютизирует - роль народонаселения. В частности, последователи Томаса Мальтуса – неомальтузианцы, пытаются доказать, что наличие «избыточного» населения (а не состояние экономики и формы управления обществом) являются причиной нищеты и социальной незащищенности людей.

Религиозный функционер и экономист англичанин Т. Мальтус (1766-1834), избиравшийся, кстати, иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1826 г.), стал знаменитым благодаря своей книге «Опыт о законе народонаселения…». В ней Мальтус заявил, что как честный человек он стремится к гуманному, справедливому обществу, но как ученый он против этого. С научной точки зрения, утверждал он, люди крысы. Для них нельзя создавать амбар, в котором люди будут быстро размножаться, так как очень скоро им нечем будет питаться и род их погибнет.

Мальтуса не однажды считали опровергнутым, однако его идеи и сегодня вновь и вновь возрождаются. Наиболее четко они нашли свое отражение в работе «За чертой», вышедшей в рамках Римского клуба и увидевшей свет в 1992 г. Ее авторы - братья Даниэл и Денис Медоузы - отмечают, что к середине ХХI в. население планеты должно быть сокращено на 1 млд. человек. Украине они советуют не копировать западные технологии, а максимально сокращать свои потребности. К 2025 г., по их мнению, в нашей стране должно обитать всего 10-15 млн. человек.

Демографический процесс – сложнейшая система, так как воспроизводство поколения зависит от такого количества факторов, что далеко не всегда их может охватить современная наука. На ее решение накладывали и будут накладывать отпечаток природные, региональные, социокультурные и другие условия и факторы. Не маловажными в этом комплексе условий и факторов выступают религиозные и национальные и многие другие особенности социального развития. Тем не менее, во многом поведение человека в данном вопросе выглядит парадоксальным. Казалось бы, материальное благополучие – первая предпосылка для рождения детей, однако наиболее высока рождаемость в странах бедных или небогатых. Наиболее высоким темпами воспроизводится население в мусульманском мире (удвоение идет каждые два десятилетия), а в странах с преобладанием православия и протестантизма эти темпы гораздо ниже.

По оценкам специалистов в скором будущем возможен демографический коллапс в виде резкого снижения численности населения. Оно может быть вызвано глобальным голодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для питья, тепловым перегревом поверхности планеты, распространением СПИД. Сегодня с одной стороны, происходит постоянный рост населения, особенно в Африке и Латинской Америке. (В настоящее время на Земле проживает более 6,5 млд. человек, а через четверть века человечество может перешагнуть 8 млд. рубеж). С другой – уже сегодня на нашей планете от голода ежегодно умирает несколько миллионов человек. Как отметили в начале 2008 г. специалисты из ООН, в ближайшее время на Земле от голода будет страдать около 100 миллионов человек.

Географическая среда и народонаселение играют важную роль в жизни человечества. Однако основополагающий источник развития общества лежит не в этих факторах, а в закономерностях функционирования и развития самого общества, в экономике, политике, культуре.

Экологический кризис и пути выхода из него

 

Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии человека и природы. Использование новейших технологий превратило человеческую деятельность в силу соизмеримую и даже превосходящую действие стихийных сил природы. Человечество вступило в каче­ственно новый период своего развития. Как утверждает основатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи, при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с «внешними пределами» планеты, «внутренними пределами» самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него; с мировым сообществом, которое он дол­жен построить, экосредой, которую он должен защитить любой це­ной, и, наконец, сложной и комплексной производственной систе­мой, к реорганизации которой ему пора приступить.

Развивая производительные силы, человек в орбиту своей деятельности вовлекает все новые и новые вещества природы, используя их с нарастающей интенсивностью. Человек эксплуатирует 55 % суши, использует 50 % прироста леса, добывает около 150 млрд. т. полезных ископаемых. Эти показатели постоянно растут, и это не может не сказываться на характере протекания экологических процессов.

За всю историю своего существования человек оказывал влияние на природу. Однако ранее степень этого влияния была незначительной. Совсем другое дело – современное индустриальное производство, которое привело к возникновению кризисных явлений в жизни, обусловленных отрицательными последствиями научно-технического развития. Среди особенно тревожных тенденций основными являются: а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, рост «парникового эффекта» и грядущее изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности); б) резко растущая социальная дифференциация как между раз­личными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения; в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты; г) расточительный режим расходования невозобновимых при­родных ресурсов, без учета в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

Вместе с тем, при нынешней численности населения Земли не обойтись без достижений научно-технического прогресса (НТП). Возврат к примитивным, устаревшим формам материального производства невозможен, так как это обречет человечество на вымирание. Поэтому только разумное использование достижений НТП и бережное отношение к природе есть залог существования человека на Земле.

Научно-техническая мощь человеческой цивилизации с особой силой ставит задачу ответственности человека перед природой. По своим последствиям воздействие человека на окружающую среду превосходит силу воздействия на нее мощных геологических и космических процессов. При этом, расширяются пространственные границы освоения природы человеком, распространяясь вширь и вглубь. Происходит интенсивное использование природных ресурсов и все возрастающее загрязнение природной среды. Природа уже не в состоянии утилизировать отходы. В результате, человеческая активность по отношению к природе все больше превращается в силу, грозящую уничтожить человечество.

Производя невиданные ранее изменения в природной среде, человек все ощутимее испытывает на себе отрицательную, ответную реакцию со стороны природы. Вместо матери природа оказывается злой мачехой, как это происходит, например, в зоне аварии Чернобыльской АЭС. Использование атомной энергии даже в мирных целях представляет реальную опасность для человека и других живых существ. Авария на Чернобыльской АЭС в полной мере обнаружила эту опасность, нанеся ущерб здоровью людей. Там, как ранее до аварии, на деревьях щебечут птицы, бродят животные, леса полны грибов и ягод, но жизнь человека поставлена под угрозу, а дары природы стали для него смертельно опасны.

В современных условиях человеческая жизнь оказывается под угрозой не только в регионах типа зоны вокруг Чернобыля. Перед человечеством в целом все более и более зримо разрастается экологический кризис среды обитания.

Естественное загрязнение окружающей среды, вызываемое извержениями вулканов, лесными пожарами, выветриванием горных пород существенно оказывает влияния на характер протекания природных процессов. Масштабы современного индустриального производства многократно превосходят действие геологических процессов. Не до конца осознанным является и воздействие животных на экологию. Так, ежегодно травоядные домашние животные выделяют в атмосферу более 80 миллионов тонн метана. Это почти одна третья часть всего объема метана, который выбрасывается в воздух при прямом или косвенном участии человека. Если при этом верны данные японских исследователей о том, что в процессе получения одной семейной порции жаркого выделяется столько же парниковых газов, сколько выбрасывает автомобиль за 300 км пути, то рост численности домашних животных создает серьезные экологические загрязнения. Ведь, как свидетельствует статистика, спрос на мясо в мире постоянно растет.

В результате воздействия указанных выше факторов уже в настоящее время значительно нарушен естественный баланс планеты, который определяет характер климатических процессов и представляет большую опасность для существования жизни. Изменение климата может привести гибели всего живого на Земле, так как в ходе своей эволюции оно приспособилось к строго определенным факторам внешней среды.

В условиях, когда негативное воздействие на природу становится все

более ощутимым, человечество постепенно начинает осознавать, что наша планета не механический набор элементов, не индифферентная система, а целостный организм, в котором все взаимоувязано. Преобразования в нем человек может осуществлять только в строго определенных пределах. Их нарушение ведет к резкому изменению функционирования всей системы и переходу ее в новое качественное состояние, катастрафически неблагоприятное для существования человечества. Образно говоря, наша планета это тот же космический корабль, но корабль с существенным недостатком - у него нет отсека для удаления отходов. За загрязнения окружающей среды расплачиваться ныне живущим и последующим поколениям людей.

Осознание этого актуализирует борьбу с загрязнением и нарушением экологического равновесия в природной среде. Не однажды эти проблемы обсуждала ООН. В июне отмечается Международный день защиты биосферы, а в апреле День окружающей среды (довкiлля).

К сожалению, до настоящего времени наука не может дать четкого ответа на вопрос о путях выхода их экологического кризиса. Нередко ученые утверждают, что выход - в безотходной технологии. Однако это не совсем так. Современное производство, перейдя к безотходной технологии (эту схему подсказала природа, у которой отходы одного процесса служат основой для другого) сможет замедлить, но не предотвратить экологический кризис, ведь промышленность нередко использует не возобновляемые ресурсы: уголь, нефть, сланцы. Значит безотходное производство, несмотря на всю его привлекательность, не может быть панацеей от всех экологических бед.

Экологические проблемы - это проблемы глобальные. Для их решения необходимо объединение усилий всего человечества и мирное сосуществование, необходимо так же дальнейшее развитие науки, техники и новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Некоторые исследователи перед лицом грозящего человечеству, экологического кризиса проповедуют тезис: «Назад к природе». Эту позицию принято называть руссоистской или неоруссоистской, так как этот тезис провозглашен выдающимся просветителем XVIII в. Ж.-Ж.Руссо, хотя был известен уже в глубокой древности.

Во все века тезис «Назад к природе» был утопичным, нередко реакционным, а в современных условиях он и антигуманистичен. Дело в том, что человек не может обойтись без применения техники, развития производственных сил. Без этого он обречен на гибель. Ограничивая прогресс человечества, ссылками на необходимость сохранения природы, фактически высказывается недоверие к человеку, его творческим силам и разуму и осуществляете выходящее за разумные пределы, преклонение перед природой.

Человек является в этот мир творцом, а не сторожем. Он не может окружающую его природу превратить в первозданный, нетронутый заповедник. Его задача в ином. В древнем мире идеалом достойным мудреца считалось жить в согласии с природой. И в этом плане, более правильным была бы проповедь тезиса: «Вперед к природе».

Природу не нужно завоевывать, не следует ее и преобразовывать в соответствии со своим (на каждом историческом этапе весьма ограниченном) пониманием этого преобразования, а необходимо научиться жить и творить в гармонии с природой, необходимы новые подходы к пониманию роли природы в жизни человечества.

Современный человек, в силу условий своего бытия, все более и более отодвигается, отгораживается от «первой» природы. Все больше и больше он начинает жить в преобразованной им «второй» природе. Однако эта природа не должна входить в конфликт с «первой», для чего должна быть создана здоровая для жизни человека среда, создана обстановка обеспечивающая максимальные возможности для его развития.

Экологические проблемы в начавшемся столетии будут обостряться. Нередко их решение потребует сокращения реализации социальных программ и отодвинет их на второй план. Становится очевидным, что существуют пределы эксплуатации природных экосистем, а переход за эти пределы ведет к их разрушению и деградации. В соответствии с этим формирование нового отношения к природе, основанного на сохранении важнейших характеристик биосферы. Человек должен научиться жить (мыслить и действовать) в гармонии с природой, не нарушая естественно сложившегося равновесии в природной среде. От решения этого вопроса зависит будущее. Только гармоничное взаимоотношение с природой предоставит человечеству возможность дальнейшего существования на планете. Объективные условия, в которых приходится действовать челове­ку в ХХI в., диктуют новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей.

* * *

В справочной литературе смотрите следующие статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.: «Законы общественные», «Природа», «Ноосфера», «Общество», «Социальное».

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Природа», «Экология социальная».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:«Природа», «Екологія», «Екологічна політика», «Философія екології».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Донецкий национальный университет экономики и торговли... Имени Михаила Туган Барановского... Кафедра философских наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ББК 87я 73
О 85 УДК 1 (075. 8) Авторы: Никитин Л.Н., д.ф.н., проф. (темы 1,5,7-9,11,12,17, практическая часть, словарь основных терминов); Алексеева Л.А., к.ф.н., проф.(тема

Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану: 1. Мировоззрение, его сущность и структура. 2. Предмет философии. 3. Основные функции философии.

Основные исторические типы философии
  1. Античная и средневековая философия. 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Немецкая классическая философия.  

Философская мысль в Украине XI – XXI вв.
  1. Философские идеи в культуре Киевской Руси. 2. Развитие философской мысли в Украине XV – XVIII вв. 3. Философия в Украине в XIX – начале XXI вв.  

Основные философские концепции современности
1. Позитивизм: эволюция и основные идеи. 2. Марксизм и его место в истории философии. 3. Антропологические школы в философии.

Человек является центральной проблемой концепций психоанализа (неофрейдизма) и персонализма.
Основоположником психоанализа является австрийский психиатр З. Фрейд (1859 – 1939). Главная проблема созданного им учения – бессознательное. Психическое (бессознательное) для психоана

Модуль I**.
  1.1. Материализм – это признание: - первичности сознания, вторичности материи, - материальных благ, - первичности материи и вторичности сознания?

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ ЧАСТЬ: Модуль І.
  1. Объясните: является ли выражением точки зрения материализма положение, согласно которому вначале возникла материя, а затем сознание?   2.Укажите: как назыв

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ответы на тесты Модуля І.
1.1. - первичности материи, вторичности сознания; 1.2. – идеализм; 1.3. - материализм - это признание первичности материи и вторичности сознания; 1.4. - признание

Философское понимание мира: бытие, материя
  1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.   Категори

Философское понимание сознания
1.Понятие и структура сознания. 2.Происхождение и сущность сознания. 3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.    

Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание. 2. Структура общественного сознания. 3. Формы общественного сознания. Индивидуальное и общественное с

Познание и его основные формы
  1. Познание как философская проблема. 2. Чувственное и рациональное познание и их формы. З. Проблема истины в философии и науке.  

Научное познание
1. Специфика научного познания. 2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания. 3. Формы и методы научного познания.   Специф

Диалектика, ее законы и категории
  1. Диалектика и ее альтернативы. 2. Принципы и законы диалектики. 3.Важнейшие категории диалектики.   Диалектика

Модуль II.
  2.1. Бытие - это: - существование только предметов материального мира; - все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные; - досто

Модуль ІІ.
  1. Обоснуйте: с позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?   2. Прокомментируйте сле

Общество: основы философского анализа
1. Общество как подсистема объективной реальности. 2. Проблема построения теоретической модели общества. 3. Социальное познание и его специфика.

Общество как развивающаяся система
1. Понятие общественного производства. 2. Основа социального бытия общества. 3. Политическая система общества, ее структура. Понятие общественно

Бытие человека как проблема философии
  1. Проблема человека в истории философии. 2. Социально-природная сущность бытия человека. 3. Смысл жизни как функция человеческого бытия.  

Личность и общество
  1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом. 2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности. 3. Социальны

Культура и цивилизация
  1. Понятие культуры и цивилизации. 2. Закономерности культурно-исторического процесса. 3.Научно-технический прогресс и развитие культуры.  

Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности
  1. Понятие социального прогнозирования. 2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 3. Перспективы социального развития.  

Модуль ІІІ.
  1. Прокомментируйте следующее положение Герцена: «Мы привыкли человеческий мир отделять каменной стеной от мира природы это несправедливо, в действительности нет никаких строго пров

Ответы на тесты модуля ІІІ.
3.1. – натурализм; 3.2. – географического детерминизма; 3.3. – геополитика; 3.4. – сознание; 3.5. – натурализм; 3.6. – идеализм; 3.7. – экономику; 3.8. – материализм; 3.9. – государство; 3

Предмет этики
  1. Понятия «этика», «мораль», «нравственность». 2. Предмет этики и ее основные проблемы. 3. Этика - практическая философия, ее социокультурная значимость.

Основные этические учения
  1.Античная и средневековая этика. 2.Этика эпохи Нового времени и Просвещения. 3. Современные этические теории.   А

Категории этики
  1. Классификация категорий этики. 2. Важнейшие этические категории. 3. Смысл жизни и счастье. Культура общения и этикет.    

Эстетика как наука и ее категории
1. Предмет эстетики. 2. Категории эстетики. 3. Эстетика и практика.   Предмет эстетики Понятие "

История эстетической мысли
  1. Эстетические взгляды античности и средневековья. 2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 3.Эстетическая мысль Украины.  

Тема 23. Художественная реальность Украины и пути эстетического воспитания студентов.
  1. Художественная реальность: формы и способы существования. 2. Эстетическое воспитание и его функциональные особенности. 3. Государственная политика в области кул

Тема 24. Логика как основа философского мировоззрения.
  1. История и предмет логики. 2. Логика и язык. 3. Логический анализ понятий и основных законов логики. История и предмет логик

Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия, ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его? 2. О каком значении лог

Умозаключения
1. Простые суждения, их виды и состав. 2. Сложные суждения, их виды и логические значения. 3. Понятия об умозаключении и его видах. Простые сужд

Задачи и упражнения
1. В нижеприведенных выражениях выделите истинные, ложные и неопределенные высказывания: а) Тиха украинская ночь! б) Атом – мельчайшая частица вещества. в) Все металлы – твердые вещества.

Логика дискурса. Доказательство и опровержение
1. Понятие дискурсивного мышления. 2. Понятие доказательства. 3. Понятие опровержения. Понятие дискурсивного мышления

Подмена тезиса.
В процессе доказательства нередко нарушается первое правило по отношению к тезису вследствие его подмены. Не находя аргументов для данного тезиса оппонент умышленно или неумышленно подменяет изнача

Правила к аргументам.
К наиболее важным относятся следующие: 1. Аргументы должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Противоречащие аргументы взаимно отрицают друг друга и не могут быть основаниями

Ошибки в аргументах доказательства.
1. Ложность оснований, которая в логике называется «основное заблуждение». Это заблуждение происходит при нарушении первого правила аргументов («истинности аргументов»), когда истинный аргумент зам

Ошибки по отношению к демонстрации.
Несмотря на разнообразие нарушений правил демонстрации, они сводятся к тому, что нарушается логическая связь между аргументами и тезисом доказательства. И тогда тезис логически не следует из аргуме

Ее предмет и функции
1. Происхождение религии. 2. Религиозное сознание, его особенности и структура. 3. Религиозная деятельность и религиозные организации.  

Общая характеристика христианского вероучения.
  Современные национальные религии Среди национальных религий особое место занимает иудаизм, который нередко называют мировой религ

Реализация принципов свободы совести в Украине.
  Принцип свободы совести в европейской культуре В истории человечества религия была и остается наиболее массовым мировоззрением. Р

Культурология как наука и ее категории
1. Культурология, ее предмет и специфика. 2. Категории культурологии. 3. Методы и принципы исследования культуры. Культурология, ее предмет

Необходимым компонентом в познании культуры являются методы, то
есть конкретные способы получения нового культурологического знания. Культурология использует различные методы изуче­ния культуры. Важнейшими из них являются. Диахронический метод

Сущность культуры и ее генезис
  1. Сущность и основные функции культуры. 2. Культурогенез и типология культур. 3.Модернизм и постмодернизм как теоретические модели современной ку

Феномен и тенденции развития культуры Украины
1. Понятие украинской культуры. 2. Исторические особенности развития национальной культуры 3. Основные тенденции развития культуры Украины Понят

Основных терминов курса
Агностицизм - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира. Аксиология -учение о ценностях. Альтернатива

Практика(гр. praktikos - деятельный, дельный) -предметная, чувственно-материальная целенаправленная деятельность людей.
Предмет философии - область духовной деятельности человека, а так же осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире. Представлени

Навчальне видання
  Автори: Нікітін Л.М., д.ф.н., проф. (теми 1, 5, 7-9, 11, 12, 17, практична частина, словник основних термінів); Алєксеева Л.О., к.ф.н., проф. (тема 6); Андрєєва Т.О., д.ф.н., проф.

Підручник
(російською мовою)     Технічний редактор О.І. Шелудько   Зведений план 2009 р., поз. № ___ Підписано до друку ­­­­­­­­­­­­_____

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги