Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Кафедра этнологии, музеологии и истории искусств
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Блок: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
Для студентов 2 курса специальности
1-23 01 12 Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)
автор - доцент кафедры этнологии, музеологии и истории искусств
Томашева И. Г.
Минск 2011
ТЕМА
ВВЕДЕНИЕ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Вопросы
I. Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры.
II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация.
III. Архитектура Древнего Египта
IV. Изобразительное искусство Древнего Египта
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Вопросы
I. Общая характеристика античного искусства. Периодизация
II. Искусство Эгейского мира
III. Искусство Древней Греции
IV. Искусство Древнего Рима
II. Искусство Эгейского мира
IV. Искусство Древнего Рима
Особенности искусства:
· трезвое и практическое мировосприятие («утилитаризм» искусства)
· анонимность в искусстве как следствие низкого общественного статуса художественной интеллигенции
· греческое и этрусское влияние как основа художественного мировоззрения
· основа искусства – внешняя эффектность (decorare)
· ведущие области искусства – архитектура, скульптурный портрет и исторический рельеф протокольно-повествовательного характера.
Архитектура Древнего Рима
Ведущая отрасль – гражданскаяархитектура. Ведущие типы построек – акведуки, форумы, базилики, термы, триумфальные арки, театры.
Ведущий тип театра – амфитеатр. Амфитеатр Флавиев (Колизей), 80 г., Рим:
· план - эллипсовидная композиция
· экстерьер – трехъярусность ордерной системы
· основной материал – бетон и мраморная облицовка (монолитно-оболочечная система)
· основная архитектурная форма – полуциркульная арка.
Структура арки
- пята арки
- импост
- архивольт
- антревольт
- замковый камень
Аркада – виды:
· аркада ордерная (Колизей)
· аркада по колоннам (Дворец Диоклетиана, Сплит, Далмация, 305 г.)
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Вопросы
Общая характеристика византийского искусства. Периодизация
Архитектура Византии
Изобразительное искусство Византии
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ
Вопросы
Общая характеристика искусства Древней Руси. Периодизация
Архитектура Древней Руси
Столпник Алимпий
Макарий Египетский
Пантократор
Троица
· Иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле (в соавторстве с А. Рублевым и Прохором из Городца) (1405 г.).
Икона «Преображение», из Благовещенского С, 1405 г.
· Иконы - «Донская Богоматерь», ок. 1392 г., ГТГ (с оборотной стороны «Успение Богоматери»).
Андрей Рублев(ок. 1360-1430).
Ведущий мастер московскойиконописнойшколы 15 в.
Работы А. Рублева:
· Иконостас Благовещенском собора Московского Кремля (1405) – совместно с Ф. Греком и П. из Городца.
· Фрески Успенского собора во Владимире (1408) – совместно с Даниилом Черным.
· Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой (20-е гг. 15 в.). Икона «Троица»
· Иконостас Савино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1420-1430-е гг).
· ряд миниатюр
Манеру Рублева отличает:
- глубокая человечность образов
- возвышенная одухотворенность
- открытость, доверчивость эмоционального рассказа
- красота поэтического, смягченного созерцания.
Ангел, миниатюра из «Евангелия Хитрово», ок. 1400 г., пергамент, Российская гос. биб-ка, Москва – преобладание певучих круговых очертаний.
Спас, из Звенигородского чина, нач. 15 в., ГТГ. – возвышенный и мудрый образ Спасителя, открытый миру своей добротой, кротостью, ласковостью и доверчивостью.
«Троица», 1420-е гг, ГТГ – проповедь душевного согласия и единения людей соединяется с готовностью принесения великих жертв во имя идеала.
К концу 14 века христианское искусство выработало 2 основных иконографических типа «Троицы»:
· «Троица Ветхозаветная»
· «Троица Новозаветная» -
-первый вариант - Отечество,нач. 15 в., новгородская шк, ГТГ
- второй вариант – собственно «Троица Новозаветная».
Дионисий – (1430-е - умер после 1502).
Работы Дионисия:
· иконы – Распятие, 1500 г.
· фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, ок. г. Кириллова (ок. 1500 г.)
Манеру Дионисия отличает:
- праздничность и нарядность
- тонкий рисунок
- изысканный светлый колорит.
Роспись алтарной апсиды собора в Ферапонтовом монастыре.
Формы русского иконостаса
Тип высокого иконосаса сложился на Руси в конце 14-начале 15 веков.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1405
Чины иконостаса (сверху вниз):
· Праотеческий - в центре – «Троица» или изображение Саваофа
· Пророческий – в центре извод Богоматери (чаще всего, «Знамение»).
· Праздничный
· Деисусный - в центре – «Спас на престоле» или «Спас в силах»
· Местный чин.
- царские врата
– вход в жертвенник и диаконник
- «Евхаристия»
- икона Богоматери (чаще «Одигитрия»)
- икона Иисуса Христа (чаще «Вседержитель»)
или самая почитаемая икона в данном храме.
Иконостас церкви Ильи Пророка, Ярославль, 1647-50 – резные и позолоенные тябла.
Иконостас Воскресенского собора Новоиерусалимского м-ря, Истра, 1658-1666 – уникальные керамические иконостасы, выполненные белорусскими мастерами под влиянием объемной (флемской) резьбы по дереву.
Иконы 17 века
Под влиянием светского западноевропейского мировоззрения русская икона утрачивает классическую ясность выражения и ту высокую одухотворенность, которую она имела в пору своего расцвета.
Стоглавый собор (1551 г.) - устанавливает 2 вида иконописных изображений:
- «письмо бытейное»
- «письмо притчами»
«Строгановская» И
Чудо Федора Тирона о змее, Никифор Савин, темпера, нач. 17 в., ГРМ:
- излишняя повествовательность сюжета
- миниатюрная тонкость письма
Отличительная черта русской иконописи 16-17 веков – появление новых многофигурных (хоровых) композиций.
О тебе радуется, сер 16 в, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник – многословность повествования.
Симон Ушаков
Возглавлял Иконописную палату в Оружейной мастерской.
Произведения (росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают традиционные приемы иконописи с объемной светотеневой лепкой формы.
Спас Нерукотворный, 1658 г., Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Троица, 1671, ГРМ – причудливо соединяет перспективную трактовку заднего плана с «рублевской» композицией Троицы.
ТЕМА
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Вопросы
Искусство раннего средневековья
Искусство Западной Европы эпохи романики
Искусство Западной Европы эпохи готики
Маркграф Эккехард и его жена Ута.
Герман и Риглинда - лукавая и жизнерадостная. Ее образ более простой и народный.
Скульптура 14 века – наиболее популярные типы скульптуры:
· распятия на кресте в виде «древа жизни». Распятие, дерево, 1304, Кельн, церковь Санкт Мария им Капитоль.
· «Пьета».