рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Камея Гонзаго

Камея Гонзаго - раздел Философия, КУЛЬТУРОЛОГИЯ ...

 

4.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ

Агора (аgога) — народное собрание у древних греков, а также название площади, где оно проходило. По ее сторонам строились храмы, здания, в которых размещались государственные учреждения, портики с торговыми лавками.

Академия (греч. Асаdemia) — название некоторых научных учреждений и учебных заведений. Ведет начало от наименования северо-западного пригорода Афин, где находились роща и храм, посвященные мифологическому герою Академу, в дальнейшем гимнасий и сад, обнесенный стеной, с жертвенниками Музам, Прометею, Эроту и святилищем Афины. Около 387 г. до н.э. Платон купил гимнасий и создал школу, получившую название Академия Платоновская и просуществовавшую почти тысячу лет — до 529 г. н.э.. В ХVП в. в Европе сформировались первые академии наук, высшие научные учреждения. В России Академия наук была основана в Петербурге в 1724 г.

Акведук (лат. aquaeductus, от aqua — вода и duсо — веду) — водовод для подачи воды к населенным пунктам. Акведуком называется также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акрополь (греч. akropolis [akros крайний — polis город]) — возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно возводились храмы божеств, покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах.

Античность, (от лат. antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более широком значении — греческая и римская древность (история и культура древней Греции и древнего Рима).
В эпоху Возрождения древнегреческое и древнеримское искусство стали называть античным. Античное искусство зародилось в южной части Балканского полуострова, на островах Эгейского моря, западном побережье Малой Азии и пережило наивысший расцвет в эпоху рабовладельческой демократии древней Греции в V—IV вв. до н.э. В эпоху эллинизма его влияние распространилось на обширные территории, прилегающие к Средиземному и Черному морям, на Ближний и Средний Восток. Сложившиеся традиции древнегреческого и эллинистического искусства получили продолжение и развитие в искусстве древнего Рима.

Апсида (абсида) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсида впервые появилась в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный на Восток.

Аркада (от франц. агсаdе) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы.

Базилика (от греч. basilike — царский дом, в Афинах портик, где заседал архонт-басилей) — вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть которого, прорезанное окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед Входом в базилику — поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа — полукруглый выступ (апсида). В древнем Риме базилики служили судебными зданиями, рынками, биржами и т.д. В дальнейшем архитектурный тип базилики был широко использован при строительстве христианских храмов. Они получили широкое распространение в византийской, сирийской, романской, готической архитектуре.

Камеи - камни с выпуклым рельефным изображением, использовавшиеся исключительно в декоративных целях, появляются с конца IУ в. до н.э. Особого расцвета это искусство достигает в эпоху эллинизма. Камея Гонзаго создана в Александрии в Ш в. до н.э. и изображает обожествленных правителей Египта Птоломея П Филадельфа и его жену Арсиною. Неизвестный резчик-виртуоз в рельефе передал идеализированный облик царя и царицы, прекрасно использовав природную расцветку трехслойного камня — сардоникса. История знаменитой камеи прослеживается лишь начиная с ХVI в, когда она принадлежала Изабелле д’Эсте — жене мантуанского герцога Гонзаго — отсюда и ее название.

Катарсис (греч. katharsis — очищение) — термин античной эстетики, служивший для Обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т.п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимал его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано Аристотелем. В «Политике» он писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается психика слушателей, у них возникают сильные аффекты (жалости, страха, энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием...»

Колизей, Колосеей (от лат. colosseus— громадный, колоссальный), или амфитеатр Флавиев в Риме, — памятник древнеримской архитектуры (75— 80 гг. н.э.). Включает эллиптическую в плане арену и поднимающиеся амфитеатром 4 яруса мест для зрителей (около 50 тыс.). Предназначался для боев гладиаторов и других зрелищ. При строительстве Колизея использовали туф, мрамор, кирпич, бетон. Сильно разрушен в последующие эпохи.

Метеки — в древней Греции чужестранцы и отпущенные на волю рабы, лично свободные, но не обладавшие гражданскими правами. Они не имели, например, права на покупку земельной собственности в Афинах. Так, метек-Аристотель не мог приобрести в свое владение Ликей, где им была открыта (около 385 г. до из.) философская школа, поэтому Ликей был куплен его учеником Феофрастом на свое имя. Зато в Афинах поощрялись занятия метеков ремеслами, что способствовало укреплению экономики и финансов полиса. Среди метеков встречались рабовладельцы, торговцы, владельцы ремесленных мастерских.

Ордер (архитектурный) — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер имеет несущие части (колонна с капителью, базой, пьедесталом) и несомые (фриз, карниз, архитрав). Различают дорический, ионический и коринфский ордера.

Пантеон (лат. Pantheon, от греч. Pantheion — место, посвященное всем богам) — 1) в древнем Риме — храм «всех богов»; 2) усыпальница выдающихся людей (в Риме, Париже, Лондоне — в Вестминстерском аббатстве). В Риме Пантеон — памятник древнеримской архитектуры, построенный в 125 г. н.э. на месте одноименного храма. Римский Пантеон представляет собой величественную ротонду, перекрытую полусферическим куполом диаметром около 43 м, в центре которого девятиметровое отверстие, через которое освещается интерьер. Вход в него подчеркивает портик из 16 коринфских колонн. В средние века Пантеон был превращен в церковь, а в дальнейшем стал национальным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства. В 1755—1789 гг. в Париже архитектор Ж. Суфло построил гигантскую церковь с грандиозным куполом. В 1791 г. Национальное собрание Франции решило похоронить в этом храме одного из депутатов — О. Мирабо, видного лидера революции, депутата от крупной буржуазии в парламенте. Было решено хоронить впредь в этой церкви всех великих людей Франции. Храм стал Пантеоном. В нем похоронены Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В. Гюго, Э. Золя и другие. В Англии пантеоном стало Вестминстерское аббатство с церковью, построенной в готическом стиле, в России — Архангельский собор Московского Кремля и Собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Периптер — прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма. Внутри он обычно состоял из пронаоса (преддверия,
полуоткрытой части античного храма) и наоса (целлы, внутреннего помещения античного храма, где находилось изваяние божества).

Перистиль (от греч. peristylos — окруженный колоннами, от регi вокруг и stylos — столб) — прямоугольный двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э.

Портик (от лат. portiths) — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — древний вид изобразительного искусства. Имеет объемную трехмерную форму из твердых или пластических материалов. Различаются круглая скульптура (статуя, статуэтка, группа, торе, бюст), и рельеф (барельеф, горельеф), где изображение располагается на плоскости. Подразделяется на монументальную, монументально-декоративную, станковую.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Российской Федерации... ГОУ ВПО Российский химико технологический университет... им Д И Менделеева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Камея Гонзаго

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нравственность и этическая теория
Этика (от греч. ethos — место общего пребывания, нравы определенного сообщества) - теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой яв

Искусство и эстетическое освоение действительности
Искусство — практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Прекрасное, возвышенное, трагическое — основные эстетические ценности — становятся основ

Темы докладов и выступлений
1. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Базовые культурологические школы и концепции. 3. Понятие «массы» в различных философско-культурологических концеп

Что такое культура? Структура и функции культуры
Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950

Типология культур. Основание типологии культуры
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Восто

Материальная и духовная культуры
В широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком. Однако во имя чего он создал "вторую природу"? Видимо, человек создавал ее, чтобы удовлетворять свои, прежде все

Культура и цивилизация
Понятие цивилизация входит в научный оборот с ХVIII века, когда начался процесс формирования различных теорий цивилизаций, продолжающийся до настоящего времени.

Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций
Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский,

Эволюция современных цивилизаций
Схематическое изображение 2.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Гу

Эволюция первобытного общества
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические усл

Возникновение ранних форм культуры
Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом,не имеющим точной даты зарождения. Об и

Основные черты и признаки цивилизации
С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы чел

МИФИЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов Период формирования Пиктографические тексты датируются концом IV - началом

Буддизм — одна из трех мировых религий
Основатель буддизма - принц Гаутама, сын царя племени шакьев. Согласно легенде принц, выехавший однажды из дворца, был потрясен четырьмя встречам

Даосизм
Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы, автор древнейшего трактата «Лао-цзы» Исходной идеей даосизма

Конфуцианство
Китайский мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций, жил в VI-V вв. до н.э. По его имени учение называют конфуцианством.

Великая китайская стена III в. до н.э.
  Великая китайская стена,построеннаядля защиты страны от набегов коч

Культура Древней Греции.
Культуру древней Греции и древнего Рима принято называют античной культурой. Культура древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаическ

Культура Древнего Рима
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на о

Театр Диониса в Афинах
Центральной частью греческого театра, первоначально сооружавшегося для выполнен

Культура Византии
Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры, Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину ХV в. со столицей Константинополем по

Культура средневековой Европы
Культурная жизнь европейского общества этого периода определяется христианством. Оно выработало новую этику проведения, определило новый взгляд на мир, на место человека в нем. Бог — творец всех ви

Культура эпохи Возрождения
Культуру Итальянского Возрождения делят на четыре периода: 1) XIII в. - проторенессанс, предвозрождение; 2) ХIV в. - раннее Возрождение; 3) ХV в. - высокое Возрождение;

Европейская культура эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789). Европейское Просвещен

Середина ХII в. - ХV-ХVI вв.
Готический стиль пришел на смену романскому, был преимущественно культовым и развивался в рамках феодально-религиозной философии. Новый стиль господствовал в Западной Европе между серединой ХII и Х

Титаны культуры Возрождения
Эпоха Возрождения дала миру выдающихся талантов, обладавших всесторонней образованностью, волей, целеустремленностью, энергией, необычайной гуманитарной широтой. Они создали законы линейной и возду

ХVIII век - столетие музыки
Огромный вклад в развитие музыки внесли австрийские и немецкие композиторы - Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом б

Реализм
Реалистическую тенденцию в искусстве ХVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 — 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянск

Периодизация культуры России
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза

Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тыс. до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как

Культура Древней Руси
Наиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюри

Русская культура XVIII в.
Радикальные реформы Петра 1 коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени: 1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь; 2) "спрессованность"

Повесть временных лет
Русско-православная цивилизация (IX-XVII вв.) Исторический период Характеристика исторического периода Предп

Збручевский идол
Датируется X в. Збручевский идол — скульптурно

Развитие грамотности на Руси
Славянская азбука Кириллица — одна из двух славянских азбук, названная по имени славянского просветителя середины IХ в. Кирилла, который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата М

Темы докладов и выступлений
1. Этнокультурные и духовные аспекты российской цивилизации в творчестве русских мыслителей XIX века. 2. Концепция всеединства и религиозно-поэтическое учение о Софии В.С. Соловьева.

Художественная культура России ХIХ века
Художественная культура России ХIХ века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм; романтизм; реализм.

Передвижники
Во второй половине XIX в. в России сформировалась организация художников — Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее в своем составе наиболее творческие силы русского искусства

М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 гг.
И.М. Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник 1888 г. &nb

Культура ХХ столетия и будущее человечества
На рубеже ХIХ—ХХ веков произошли количественные изменения, которые неизбежно должны были перерасти в коренные качественные и оказать глубокое воздействие на процесс развития

М. Шагал. «России, ослам и другим». 1911 г.
Репродуцируемый рисунок является вариантом ранней крупноформатной картины, находящейся в парижском Музее современного искусства. В рисунке чувствуются скрытая привязанность художника к жизни русско

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги