рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ - раздел Философия, Основы философии   Если Местом Становления Аналитического Направления В Фи- Лосо...

 

Если местом становления аналитического направления в фи- лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра- ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движе-

8*


ния переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Ней- ратп, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упо- мянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и фи- зики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трак- тату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолют- ное большинство философов эмигрировать в США, где они про- должали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствова- ла тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Ана- литическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский конти- нент.

Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют не- опозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позити- визм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений не- возможно обосновать. От философии следует отказаться в поль- зу науки, лиш ь она представляет собой обоснованное знание.

Аналитические и синтетические предложения. Это разли- чение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. При- меры аналитических предложений: «В квадрате все углы пря- мые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все уг- лы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. При- меры синтетических предложений: «На столе лежит книга»,

•Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определе- нию стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливает- ся эмпирическим путем.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки явля- ются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитиче- ские предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения — эм- пиричны, они отражают экспериментальные данные. В соот- ветствии с этим можно разделить все науки на эксперименталь- ные (физика, химия, психология, история, социология) и неэк-

 


спериментальные (логика и математика). А предложения фило- софии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный амери- канский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и фило- софских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

Верификация (проверяемость). Согласно принципу верифика- ции, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протоколь- ными предложениями, или предложениями наблюдения). Элемен- тарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удо- стовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Эко номика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к пред- ложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава груп- пы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперимен- те, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов.

Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказывать- ся же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один — согласиться с тем, что в основе научного понимания ле- жат философские принципы («Все проверяй фактами» — типич- ный философский принцип, ибо он обладает универсальным со- держанием), которые невозможно проверить фактами непосред- ственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчер- кивалось, философские принципы являются обобщениями все- го массива экспериментов.

История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и про

 


стоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простовато- сти, научной поверхностности.

Физикализм. Физикализм — это убеждение, что в эмпири- ческих науках все предложения должны в конечном счете сво- диться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверж- дали неопозитивисты.

На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но после- довательно проводить этот принцип за пределами физики, напри- мер в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое — это не само биологическое и со- циальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демо- кратия — это вполне реальное политическое состояние общест- ва. Но в свойствах элементарных частиц политическую демокра- тию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи вклю- чает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя эти- ми «либо».

Добро это чувство, его нельзя обосновать фактами, счи- тали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию ан- гличанин А. Айер. Моральные предложения, считал он, не мо- гут быть истинными или ложными, они являются выражения- ми эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чуж- да идеалам науки.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, сущест- венно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно ре- абилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопози- тивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.

 

Постпозитивизм

 

Часть философов сохранили свою приверженность неопози- тивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отда-

 


вать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозити- вистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками не- опозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпо- зитивисты критически относятся к феноменологическим и гер- меневтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты доста- точно резко отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, ис- тинное на века знание. Постпозитивисты же придают принци- пиальное значение тому факту, что человек существо ошибаю- щееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть до- стигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспе- чить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет оп- ределенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посред- ством коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии на- укой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между на- укой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

А теперь более детально о постпозитивизме.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать, доказывал Карл Поп- пер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем сказать, что теория верна, ибо, как сви- детельствует история, признававшиеся истинными теории рано или поздно проявляли свою недостаточность. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а по- том на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с лю- бой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается. Поппер считал, что в мире теорий идет «борьба за существование», схожая с известными представлениями Дареи- на о естественном отборе среди живых особей. Отсюда главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипо- тезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать;

2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, кото- рые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами

 


дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работо- способной и правдоподобной, либо предложения теории опровер- гаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория счи- тается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск но- вой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедук- тивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить про- блемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют те- орию на прочность (годится — не годится).

Научно-исследовательская программа имеет свое «твердое ядро». Имре Лакатос обратил внимание на то, что обычно уче- ный имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, обра- зующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы есть «твердое ядро» и «защитный пояс». Теории со- поставляют друг с другом. Рост научного знания совершается так: сначала разрушается защитный слой твердого ядра, а затем на- ступает черед и самого твердого ядра. Только тогда, когда будет разрушено твердое ядро программы, необходимым окажется пе- реход от старой научно-исследовательской программы к новой.

Твердым ядром научно-исследовательской программы Нью- тона являются три закона механики и закон тяготения. На этой базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели свои особен- ности, противоречия, недостатки, часть из которых не удавалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Понадо- бились годы и десятилетия, прежде чем разрушению подверглось твердое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жи- ва и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

В каждой науке есть свои научно-исследовательские про- граммы: программа дарвинизма или генетики в биологии, марк- сизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т.д.

Научный образец (парадигму) создает и преобразует, осо- бенно на стадии научных революций, научное сообщество. Так считает Томас Кун. Парадигма — это совокупность убежде- ний, ценностей, технических средств, принятых научным сооб- ществом и обеспечивающих научную традицию. У Куна наука понимается столь широко, что впору утверждать о выходе за пре- делы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борет- ся за чистоту науки. Кун же фактически имеет в виду всю со- вокупность ценностей и убеждений научного сообщества.

 


 

Добро это принцип. В неопозитивизме добро считалось чув- ством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Он об- наружил схожесть этики с признающимися образцовыми в на- учном смысле математикой и физикой. Этика начинается с пред- писаний («делай так, это добро», «не делаей этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логи- ки: руководствуясь правилами логики, можно из одних предло- жений выводить другие. По последствиям действий судят о пра- вомерности исходных положений.

Критикуй, а то проиграешь. В этом абзаце мы отдадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, счи- тал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, ко- торая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого, демократи- ческого общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс спра- ведливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспек- тивы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поп- пер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необоз- римое будущее.

 

ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА:

поздний ВИТГЕНШТЕЙН

 

В аналитической философии есть два интереса к языку. В од- ном случае речь идет об искусственных языках, т.е. в основном о науке, ибо именно в ней используются искусственные языки. Во втором случае речь идет о естественных языках, т.е. о жиз- ни в целом. Ясно, что во втором случае значение и смысл не яв- ляются столь четко определенными, как считал Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате».

В течение первого периода своего творчества Витгенштейн был настроен весьма позитивистски: все должно быть ясным, чет- ким, понятным. Ему казалось, что он решил эту задачу приме-

 


нительно к естественному языку. На некоторое время он даже потерял интерес к философии в целом и к философии языка в ча- стности. Когда в этот период его навещали выдающиеся фило- софы, то он неохотно обсуждал философские темы (Карнапу он предложил почитать вместе с ним стихи индийского поэта Р. Та- гора, чему великий логик немало удивился). Вскоре, однако, по- зиция Витгенштейна изменилась радикально. Теперь он недо- волен своими прежними изысканиями и ищет новые подходы к по- ниманию языка.

Значение слова есть его употребление. Напомним, что ран- ний Витгенштейн считал, что слова и предложения обладают значением, этими значениями являются либо отдельные пред- меты («этот стол» обозначает стол, на который обращается вни- мание), либо их расположение, со-бытие («на столе лежит ка- рандаш» обозначает, что взаиморасположение стола и каранда- ша именно такое, как сказано: карандаш лежит «на столе», а не где-то в другом месте). Витгенштейн пишет: «Когда мы гово- рим: "Каждое слово в языке что-то означает",— то этим еще сов- сем ничего не сказано...». Витгенштейн имеет в виду, что в прежних его работах слово и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле «слово есть метка предмета». А между тем язык — это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Приведем при- мер на этот счет.

«Кирпич!» — говорит строитель своему помощнику; тот при- носит кирпич. «Написал кирпич?» — спрашивает Иванова Си- доров. «Да нет еще,— отвечает Иванов,— не было времени сесть за диплом». «Ты видел Кирпича?» (имеется в виду Алексей Кирпичников, которого друзья называют Кирпичом). Слово не имеет раз и навсегда данного значения. Значение слова есть его употребление в языке и действии. Язык есть деятельность, форма жизненной игры. Как во всякой игре, здесь есть много воз- можностей.

«Семейное сходство» слов. Язык состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык — это сплошной хаос. При характеристике спорных, равно как и не спорных, во- просов имеет смысл использовать слова, обладающие «семейным сходством», похожие друг на друга. Одним словом суть дела не исчерпать. Значение слова во многом становится понятным

в Рамках группы слов. Рассмотрим, например, семейное сходст-

во слов, поясняющих и проясняющих слово «любовь».

 


 

Любовь сродниблагосклонности, преклонению, привязаннос- ти, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, потребности любви, эро- тике, сексуальности, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказательству любви, душевности, нежности, восхищению, влюбленности, обожествлению, страданию, супру- жескому чувству, отцовскому чувству, материн- скому чувству, заинтересованности и т.д.

 

Надеюсь, молодым людям из числа читателей этой книги ста- ло яснее, почему их подруги жаждут не односложного («Ты лю- бишь меня? — Угу-— И я угу»), а более пространного объяснения в любви: они интуитивно чувствуют достоинства концепции семей- ного сходства слов. Витгенштейн выразил концепцией семейно- го сходства слов одну из сторон нашей языковой практики.

Речевые акты. В аналитической философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке . Возможно ли это? Ран- ний Витгенштейн видел в языке границу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его прак- тическую жизнь. Можно ли считать язык, речь границей наших поступков, действий? На этот вопрос утвердительно ответил сво- ими изысканиями англичанин Джон Остин.

Остин утверждал, что речь состоит из речевых актов, дей- ствий. Всякая речь — это не просто слова, а принятие решения и само действие, точнее, его смысл. На первый взгляд кажется, что некто обещает сделать нечто, назовем это нечто А, но дела- ет В. Однако при более детальном рассмотрении, учете того, как, в каких условиях, в каком контексте было обещано сделать А, мы разгадываем подлинный смысл обещания, а именно ис- полнить В.

Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволя- ет выразить все богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык — это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии.

Что такое философия? Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избавления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и со- держащейся в ней логики. Витгенштейн выразил это образно:


цель философии — показать способ, «каким муха вылетает из мухоловки». Без философии человек остается в западне своих ка- жущихся неразрешимыми проблем.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы философии

ВА Канке.. Основы философии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»   В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделяв- шихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Н

R> <• ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗА КРАТКОСТЬ, но ПРОТИВ ПОВЕРХНОСТНОСТИ
  Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В филосо- фии высоко ценится умение кратко, емко, выразительно сфор- мулировать проблему либо ее решение. Выдающийся русский фи- лосо

ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ
  Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отлич

ФИЛОСОФИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, практической деятельностью человека, накопили материал для обобщения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству,

СКОЛЬКО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПРОШЛА ФИЛОСОФИЯ ЗА 2,5 ТЫСЯЧИ ЛЕТ
  На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мелких этапах раз- вития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, ос

ЕДИНОЕ - ЭТО МАТЕРИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ
  Первым философом часто называют Фалеса из города Миле- та. Рассказывают, что несколько юношей решили купить улов рыбаков. Сеть вытащила треножник. Было решено отдать его само

СОСТОИТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗ МАТЕРИИ?
  Более двух тысяч лет тому назад не удавалось объяснить, что все существующее произошло из одного материального первоис- точника. Возможно это осуществимо в наши дни, если брать за о

МНОГОЕ НЕ СЯЩЕСТВЗЕТ. СЮРПРИЗЫ ЭЛЕАТОВ
  В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита- ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима- ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей-

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
  Духовная революция Сократа.Сократ совершил в филосо- фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше- нием проблемы: что такое природа й последняя р

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
  Концепция идей.Платон — выдающийся мыслитель антич- ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра- тегия та же: на первом плане этика, а

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
    учениео форме и четырех причинах.Аристотель — вели- кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром- ный п

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВНЮ ЭПОХИ
  Древние греки называли себя эллинами, они защищали се- бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек- сандра Македонского резко изменили ситуацию, возникла им- п

ЭПИКНРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
  Основателем эпикуреизма является Эпикур. Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроиз- вольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ
  Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский фи- лософствовал в портике, который был выстроен на т

Тицизм: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ от догм
ИВЯДЬТЕБЕЗМЯТЕЖНЫМИ   Основателями скептицизм а являлис ь Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе ка к бы три смысла —

О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ
  Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув- ственное переживание человека, связывающее его с тем, что   для него является более соверше

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
  Философские идеи в средние века чаще всего были облаче- ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, св

ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕ И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
  Греческое слово «Библиа* означает «книги», они составля- ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной л

Д А ИЛ И НЕТ ? ВЕРЯГЮЩИЙ ИЛ И АТЕИСТ?
  Многовековая история развития религии и философии пол- на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно- стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за

Зл. ФИЛОСОФИЯ эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ
  ДВАЦЕНТРА:БОГИЧЕЛОВЕК   Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух- вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа- ет Новое время. В

ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА
(XVII-XYIII ВВ.)     РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ   Выдающийся французски

КАК ПОЛЯЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?
  Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести

ВЫРАБОТКА НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Новый стиль философствования, где бы его не применяли — в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но- вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по- знания.

КАК НАДО КРИТИКОВАТЬ?
  В названиях главных книг, написанных Кантом, присут- ствует слово критика: «Критика чистого разума», «Критика спо- собности суждения». Для Канта критика — это н

ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА
  Философия Канта во многих отношениях считается образ- цовой, но и она не является окончательной истиной. На этом осо- бенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выда

ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАНКА, ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА
    Гегель писал : «Я взя л на себя тру д способствовать возвыше - нию философи и до уровн я науки» . С это й цель ю Гегель строи т систему идей , с

НИЦШЕ : ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воз- зрения — ярка я реакция на философию Нового времени, преж- де всего на левоцентризм. Сущность вещей, считает

ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
  • Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной филос

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ   Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ   Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-

О ПЛЮРАЛИЗМЕ В ФИЛОСОФИИ
  В переводе с латинского плюрализм означает признание пра- вомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности

КДЖВЮ ПРОБЛЕМН СТРЕМИТСЯ РЕШНП ФЕНОМЕНОЛОГИЯ?
  Феномен — это в переводе с греческого то, что является. В на- шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмыс

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
  Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово- лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ- екта объекту. При таком противопоставлении преуве

ГЕРМЕНЕВТИКА
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЕРМЕНЕВТИКА»   По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и

КАК МЫ ПОНИМАЕМ?
  Выше при определении герменевтики мы использовали цен- тральный дл я нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с п

КОМ? И ЗАЧЕМ НЯЖНА ГЕРМЕНЕВТИКА?
  Герменевтика имеет своих сторонников и противников. В на- уке она почти не используется, зато в искусстве к ней обраща- ются очень часто. Герменевты озабочены тем, что в нашем ми- р

ПОЧЕМН ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
  Философия наших дней включает в себя не только те направ- ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч- но ориентированной философии, например герменевтику. Гран- диоз

КАК ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так слу- чилось, что аналитическая философия на определенном этапе сво- его

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней- шую информацию о мышлении и действии. • Язык имеет логическую форму. • Значение слова есть факт, который он

ПОСТМОДЕРНИЗМ
  'я - ПРОГРАММА ПОСТМОДЕРНИСТОЕ.   Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постм

ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ
  Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до- стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг- вистической философии. Снова в центр философствования ста

ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО
  Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде- ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня-

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз- вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер- вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленин

ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - эт о ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА
иТВОРЧЕСТВО   Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в

О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
  Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще- ствуют, они н

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це- лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч- ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Главный интерес китайской философии — это отношения меж- ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те- ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на перв

ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ИРОВЛЕМ. МЕНЯЕМ юте!
  В современной философии широко используют два основ- ных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его

ЧТО ИЗЯЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ? МИР ФИЛОСОФИИ
  Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении раз- личных философских направлений. Самый обстоятельный ответ На поставленный вопрос состоит в перечислении основных поло-

О ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНАХ И КАТЕГОРИЯХ
  Выше мы каждую главу заключали списком основных тер- минов. В переводе с латинского термин означает границу, пре- дел. С учетом этого мы задавали границы, особенности философ

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
    " ' О ТЕРМИНЕ «АНТРОПОЛОГИЯ»   В переводе с греческого антропология означает учение о че- ловеке. Но это учение м

ОБЗОР: ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
  Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на природу человека. 1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма- тривали человека как образ космоса, как «м

ЧЕЛОВЕК - СНЩЕСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при- роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен- ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не- к

Ч В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО НЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
  В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс- ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан- ные

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ИНДИВИ Д И ОБЩЕСТВО
  Наука об обществе называется социологией (от латинского сло- ва социетас — общество). Нас конкретно интересует не социоло- гия, а ее философские основания. С чего начи

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ СМЫСЛ
  Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тог- да возникает вопрос: чем именно общество отличается от приро- ды? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим при

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  Внаши дни концепция линейного развития общества подвер- гается критике. Техника становится совершеннее, но становят- ся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но

ЗАПА Д И ВОСТОК. КТО МЫ ? КЕ М БЗДЕМ ?
  Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запа- да на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне,— европей- цы, азиаты, евразийцы? Для дальнейшего определимся б

ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?
  В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот- ветственно аксиология — это учение о ценностях. Человек самим своим существованием выделен из мира бо- лее резко

ПОЧЕМЭ ТОЛЬКО В XX ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ НЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?
  Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-   ние о ценностях. Почему? Разобр

КАК ИЗМЕРЯЮ Т ЦЕННОСТИ?
  Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю- ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотра

ЧЗВСТВА. ЭМОЦИИ.ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ.
ИДЕАЛ ИЦЕЛЬ   В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув- ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це- лостное, постольку все п

БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРЭГ К ДРНГИТ
  До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процес- се совместной жизни складываются относительно устойчивые цен- нос

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КНЛЬТНРД
  Цивилизация и культура — слова латинского происхожде- ния. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Куль- турный — воспитанный, образованный, развитой, почитаемый

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
  Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж- дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са- мое

ОБЗОК КАК ИСКАЛИ КРАСОТЭ
  История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,   которое мы, следуя философской трад

ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
  Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по до

ОБЗОР: В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ, СМЫСЛ ПРАКТИКИ ?
  Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не

В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШ И ДН И
  Мы продолжаем анализ ценности практики, вовлекая те- перь в него новейшие философские направления. Феноменология. Как известно, феноменологи первостепен- ное значени

ЧНВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ «НА ВХОДЕ», «В СЕРЕДИНЕ» И «НА ВЫХОДЕ» ПСИХИКИ
  И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи- нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолю

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ
  Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете ан- тичной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философиях очень скудно. Нововремен- но

ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
  Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувствен- ное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рацио- нал

ПАМЯТ Ь и ВООБРАЖЕНИЕ
  Память — это способность человека сохранять и воспроиз- водить освоенные им чувственные и рациональные формы. Раз- личают кратковременную и долговременную память. Слова и зву

ТВОРЧЕСТВО. ТАЛАНТ Ы И ГЕНИИ
  «Творчество,— подчеркивал Н~А. Бердяев,— есть всегда при- рост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире».\Каж- дый человек является существом творческим. Психика как

СТРОЕНИЕ ПСИХИКИ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ, НАДСОЗ- НАТЕЛЬНОЕ
  Животное обладает психикой, в этом оно сходно с человеком, Но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами). Допустим, у вас есть верный друг — собака, она

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?
  Согласно Евангелию от Иоанна, накануне казни Иисуса со- стоялся его разговор с римским наместником в Иудее Понтием Пилатом. Иисус: «Я на то родился и на то приш

ВЧЯВСТВОВАНИЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ
  Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла- дания человеком уникальными способностями. Человек опери- рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че- ловек

ЧТО ТАКОЕ НАНКА?
  Наука — это деятельность человека по выработке, систе- матизации и проверке знаний. Научным является не всякое зна- ние, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВРОВЕНЬ НАНЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобще- ния фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обоб- щения имеют дело со многими фактами, с учетом этого гово

МЕТОДЫ НАЯЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  Метод научного познания — это те приемы и операции, ко- торые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, класси- ф

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИН Ы
  Философияпознания   ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИНТУИЦИЯ ИСТИНА   РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПОНЯТИЕ

ЯЗЫ К — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗН И
    В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к фи- лософии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения язык

ОБЗОР: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯЗЫК А
  Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках че- тырех ведущих современных философских направлений: фено- менологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма. •

МЕТАЯЗЫК И ОБЪЕКТНЫЙ ЯЗЫК , ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЯЗЫКОВ
  Метаязык — это язык , на основе которого исследуется дру- г°й язык, последний при этом называется объектным языком. ^ точки зрения человека, говоряще

ФИЛОСОФИЯ КАК ЯЗЫК
  Существует старое-престарое заблуждение, что специалис- тами в язык е должны быть только преподаватели русского и иностранных языков. Этих преподавателей называют филоло- &

ПРАКТИЧЕСКОЕ U ЖОММЯНИКАТИВНОЕ ЖДВЙПКППС ЯЗЫКА
  Язык необходим не только для познания, но и для действия. Мы привыкли считать, что практика человека придает подлин- ный смысл нашим словам, показывает, что в них истинного и лож- н

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?
  Как только мы обращаемся к философии техники, на нас сра- зу же обрушивается камнепад проблем. На первый взгляд, все обстоит просто. Но чем глубже мы вникаем в суть дела, тем боль-

О ПОЛЬЗЕ МОРАЛЬНЫХ КОДЕКСОВ
  Два десятка лет тому назад в России невозможно было най- ти учебное заведение или учреждение, в котором бы на видном месте не красовался так называемый «Моральный кодекс стро- ителя

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА ?
  Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые п

К ПРИРОДЕ
  • Античная философия космоцентрична, космос понимает- ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо- фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс-

КАК ВСЕ БЫЛО? БЫЛ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ
  Откуда вер взялось — звезды, планеты, жизнь, сообщества лю- дей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом. Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в не

ЯРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДЫ 1.
  Природа бывает неживой и живой. Уровни организации не- живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молеку- лы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы г

ПРИРОД А И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
  Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож- но сказать, что философия XX века решительно покинула харак- те

ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
  • Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. • Природные системы существуют в соответствии с законами с

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
    «Любовь,— отмечал писатель А.П. Платонов,— есть соедине- ние любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями — осуществления через него (любимого

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
  •Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо- лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взро

ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ
  Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани- цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж- дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж- но, к

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРЕ Д НОВЫМ ВЫЗОВОМ
    Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских си- стем философия молодых больше всего напомин

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разно- образных наук, искусств, практик — дело абсолютно безнадеж- ное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном от

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состояни- ем образования. Везде ищут новые пути образования, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или ме- нее

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
  ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ     ВОПРОС Ы И ЗАДАНИ Я

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг- нуть и развить глубинные смыслы своего собст

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО- НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ   Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования.

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Античная натурфилософия. Возникновение философии ка к ре- зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди- ное как : материальные субстанции (милетцы),

ТЕМ А 7. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
  Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при- роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра- жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Ч

ТЕМ А 8. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАНКИ
  Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по- знание: понятие, суждение, умозаключе

ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯФИЛОСОФОВ
(В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)     Античность до н.э. Фалес (624-546) Парменид(540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ

К главе 10
  Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
    Абеляр П. (1079-1141) 46, 164 Августин (354-430) 46, 119, 126, Айер А. (1910-1989) 87 Александр Македонский (356-323 до н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги