рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШ И ДН И

В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШ И ДН И - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   Мы Продолжаем Анализ Ценности Практики, Вовлекая Те- Перь В Н...

 

Мы продолжаем анализ ценности практики, вовлекая те- перь в него новейшие философские направления.

Феноменология. Как известно, феноменологи первостепен- ное значение придают выработке феноменологических смыслов. Феноменологов часто обвиняют в том, что они непрактичны, за- цикливаются, мол, на созерцаниях. Эти обвинения не вполне пра- вомерны. Феноменолог не говорит, что не надо действовать, он утверждает, что смысл действий заключен не в их природных качествах, а в феноменологических смыслах.

Герменевтика. Герменевты действительно настроены более практично, чем феноменологи. Они считают, что смысл практи- ки заключен в ней самой и может быть выявлен лишь в процес- се осуществления практики. Здесь-то и раскрывается сущность вещей, с которыми человек контактирует, осуществляя свое бы- тие в мире. Ценность практики — в разрешении напряженнос- ти вопрошения, в реализующемся ответе на зов самих вещей. Прак- тика соединяет человека с миром, в этом и состоит ее смысл.

Что касаетс я аналитиков, то они все согласны в том, что смысл практики выясняется при анализе высказываний о прак- тике. Но дальше появляются разногласия. Одни, их называют натуралистами, склонны приписывать моральные ценности фак- туальному миру, а другие, ненатуралисты, полагают, что мораль есть чувство. Для наших целей достаточно сделать вывод, что для аналитиков смысл практики выясняется в процессе интерпре- тации высказываний о ней. Многие аналитики — сторонники этики последствий поступков. Они считают, что главное — оце- нить последствия поступков.

Постмодернисты, оценивая практику, также заняты ин- терпретацией текстов. Они стремятся устоявшиеся этические Ценности окончательно предоставить истории. Но их собствен- ные этические концепции не формируются сколько-нибудь яс- ным образом. Видимо, эстетика возвышенного должна одновре- менно служить заменой прежних как эстетических, так и эти- ческих воззрений.

В отличие от постмодернистов представители так называ- емой коммуникативной этики готовы говорить о практике и этике с утра до вечера, это их главный интерес. Свою филосо- фию они (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) часто называют практиче- ской философией. Как приходят к этическим ценностям? В про-

 


цессе дискуссий и выработки общего мнения (все это называет- ся дискурсом). Кант не объяснил, откуда берутся нравственные законы, а они являются итогами дискурса. Маркс считал, что общество построено на общественном труде, в действительности же его фундаментом является достигнутое в дискуссии согласие, сам общественный труд нуждается в интерпретации.

Итак:

Смысл практики во всех современных философских направ- лениях видят в этических ценностях (все реже используются выражения «этика добродетелей», «этика долга», все чаще го- ворят и пишут об «этике ценностей»).

Этическая (моральная) ценность понимается как ин- терпретация, выработанная посредством определенного фило- софского метода.

 

 

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО? КАК ЕГО ИЗМЕРИТЬ?

 

Предыдущий анализ поз- воляет ответить на вопрос о природе добра, признаю- щийся остродискуссионным, довольно кратко. Добро — это положительная цен- ность поступка, действия. Как и в случае с красотой, можно построить шкалу мо- ральных оценок, используя лингвистические или циф- ровые переменные.

Мы преднамеренно доба- вили к словам «доброе» и «злое» лингвистические переменные. Можно было использовать другие слова. Так, о добром говорят: отлич- ное, первоклассное, достой- ное восхищения, бесподоб- ное, неоценимое, лишенное недостатков, блестящее, ве- ликолепное, редкое, несрав-


ненное, совершенное, первостепенное и т.д. Соответственно и для злого (зла) нетрудно привести слова ряда семейного сходства, оце- нивая их затем только положительными или положительными и отрицательными числами.

Можно ли измерить добро? Разумеется, можно, но, ка к и в случае с эстетическими ценностями, не с помощью какого- либо прибора. Его должна заменить интерпретационная дея- тельность. Еще лучше, если это делается в процессе дискуссии. Один ум хорошо, а два лучше.

О том, что этические ценности можно подсчитывать, впервые высказались английские философы-утилитаристы А. Смит, И. Бентам, Дж. С. Милль. Латинский термин «утилитас» озна- чает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим кри- терием добра оказывается достижение пользы. Бентам сформи- ровал такое требование: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Саму полезность Бентам понимал как наслаж- дение при отсутствии страданий.

Утилитаристов очень много критиковали. Маркс назвал Бен- тама «оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века». Критики были недовольны тем, как утилитаристы трактовали полезность, часто сводя ее к сугубо эгоистическому интересу. Но каж- дый волен по-своему понимать добро. Если вы не согласны с Бентамом, дайте свою собственную интерпретацию добра.

Важно понимать, что представления о добре являются раз- личными и могут быть различными. Но если вы их имеете, а каждый человек действительно их имеет, то добро можно из- мерить и, думается, во многих случаях это как раз и надо де- лать.

Возьмем простой пример: у вас есть 2 часа свободного време- ни и вы решаете, как их провести: то ли пойти в гости к прияте- лю, то ли выполнить полученное от кого-либо задание. Вы начи- наете сопоставлять и приходите к решению: «сделаю это, ибо оно для меня важнее». Что, собственно, вы проделали? Сравнили два возможных поступка, подвели их под одну и ту же ценность, оп- ределили, как выражаются, вес этих поступков, отклонили тот поступок, у которого вес меньше. Если бы у вас были не две, а, Например, десять возможностей, то вы могли бы поочередно сравнивать по два возможных поступка до тех пор, пока не ос- тался бы один претендент на действительное осуществление.

Есть теории, которые позволяют математически осмыслить си- туацию выбора решений. Такова, например, теория игр. Но ни од-

 


на математическая теория не может объяснить, какие именно цен- ности должны быть признаны в качестве приоритетных. Вот тут- то и заключена главная проблема. Какие ценности мы выбираем? Те, которые мы способны выработать, а это зависит от философ- ского потенциала личности.

Всякие надежды на то, что можно раз и навсегда определить, что такое добро, неизменно посрамляют себя. Нравственность, как и все в этом мире, имеет историю, одни представления сменяют дру- гие. Мы всегда знаем, что такое добро, но вместе с тем ищем его снова. Такова наша жизнь. Ниже, рассматривая этику ответствен- ности, еще раз обратим внимание на историю проблемы добра.

 

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИЛ И СВОБОДА?

ЛУЧШ Е ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

 

Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон и Аристотель мечтали о справедливо уст- роенном государстве. Несправедливо, если правителями являют- ся не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего возраста, пронес убеждение о не- справедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, ли- бо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Все, что Маркс считал несправедливым, современный либерал американец Ро- улз полагает, наоборот, справедливым. Он видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным.

О свободе (независимости и самостоятельности) также мечта- ли с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древ- нем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою во- лю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свобо- ды наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до на- ших дней сопровождается требованием обеспечения для лично- сти разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества. Показа- тельна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сар- тра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н.А. Бердяев.

 


Против требования справедливости и свободы мало кто отважи- вается выступать — оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить иде- ал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей урав- ниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справед- ливости и свободы трудно согласовать друг с другом.

Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свободы и справедливости. Своеобразный прорыв в этой области наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Иона- са «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для тех- нической цивилизации». Как-то сразу многим стало понятно: а ведь этика ответственности — это и есть объединение этики спра- ведливости с этикой свободы.

Йонас, безусловно, учел уроки герменевтики Хайдеггера: бытийствуя в мире, человек уже в силу самого факта своего су- ществования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственно- сти людей перед живыми организмами.

Чтобы лучше понять проблематику ответственности, обратим- ся к проблемам техники. Физики, руководствуясь идеалами сво- бодного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена боль- шая энергия. Она находится там в связанном состоянии, но ее мож- но извлечь с помощью цепных ядерных реакций. Так возникла идея создания атомной бомбы. Политики, стремясь прекратить войну, приказали летчикам сбросить бомбу на Хиросиму и Нагасаки (заметим также, что уже простое испытание ядерного заряда в си- лу радиоактивного загрязнения среды несет смерть десяткам ты- сяч людей). Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. В этой связи как раз и возникло представление о том, что на ме- сто этики справедливости и свободы следует поставить этику от- ветственности, а уже в ней учесть достоинства как этики справед- ливости, так и этики свободы. Добро это ответственность.

 

 

ОБЗОР: ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Философы установили, что период стремительного развития этики ответственности всецело относится к XX веку (последние

 


20 лет — это уже нечто вроде бума в области представлений об ответственности), но истоки этого процесса надо искать в древ- ности. Весьма показательно, как проходили становление и раз- витие этики ответственности. Для дальнейшего важно пони- мать, что ответственность есть трехчастное отношение: 1) носи- тель ответственности; 2) адресат ответственности; 3) инстанция ответственности.

Платон еще допускал ответственность животных. Если, на- пример, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотель считает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическим путем.

Это направление мысли было унаследовано от римлян католи- цизмом, а также протестантизмом. Адресат ответственности — Бог, ему противостоит человек. Бог всегда прав, виновным оказывает- ся человек, обвиняемый. Насколько человек виновен, решается су- дом (святым или светским). В Новое время вину понимают свет- ским образом в соответствии с юридическим мировоззрением.

Именно в Новое время складывается классическая концеп- ция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответст- венность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих по- ступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельно- сти. Вся картина кажется ясной и простой.

Но там, где субъект выступает участником группы, где раз- деление функций крайне многозвенно, а такие ситуации встре- чаются в технической цивилизации на каждом шагу, классиче- ская концепция ответственности теряет свою привлекатель- ность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.

Неклассическая концепция ответственности рассматривает че- ловека в мире, наполненном случайностями, риском, неопреде- ленностями, мириадами взаимосвязей, участием в общих де- лах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоем- ком мире отказ от ответственности был бы равносилен самоубий- ству, поэтому требование ответственности и осуждение безответ- ственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто ви- новат? все виноваты — никто не виноват). Налицо проблемная

 


ситуация. Люди не могут пройти мимо нее, они вынуждены по- стоянно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая потреб- ность в эффективной философии.

Неклассическая концепция ответственности ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следу- ет ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать че- ловека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касается природы ответственности, то она устанавливается в процессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандартами, но философски на- строенные люди никогда не довольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смысл добра, кото- рый никому не дан раз и навсегда.

Сотворение добра (увы, порой и зла) — это повседневное за- нятие всех людей, всякой личности. В одних случаях природа добра достаточно очевидна (согрей замерзшего, помоги постра- давшему), в других — до его смысла надо добираться.

Итак, в наши дни в его самом глобальном, емком значении добро понимается как ответственность.

 

 

•*•, , | и ИЩИТ Е ДОБРО !

 

Не следует опасаться неудач в отыскании добра. Смело бери- тесь за анализ интересующей вас ситуации, поступка. Начи- найте с философии, сверяйтесь с воззрениями великих филосо- фов, используйте представления об известных вам этических цен- ностях, советуйтесь со знакомыми. И успех обеспечен. Вам удастся открыть тайну добра (и зла). Человек не живет по ту сто- рону добра и зла, поэтому он должен уметь расшифровывать их содержание. Человек может сделать больше, чем он имеет пра- во. Значит, надо умело ограничивать себя.

И последний вопрос: следует ли быть добрым? Широко рас- пространенное мнение гласит: добр человек или зол, зависит от его воли.. Человек с доброй волей добр, а человек со злой волей зол. Но в таком случае вновь возникает вопрос, почему один об- ладает доброй, а другой злой волей.

Приведем поясняющий пример. Неразумно представлять себе плохо играющим на скрипке Паганини, поющего фальцетом Ле- мешева, истязающую больных мать Терезу, не попадающего мя-

 


чом в баскетбольное кольцо Майкла Джордана. Нечто аналогич- ное имеет место и в моральной жизни человека. Добрым становят ся и остаются до тех пор, пока ведут интенсивную нравственную жизнь. Тот, кому не удается стать добрым, оказывается злым.

Дорогу к добру осиливает идущий.

 

О С Н О В Н Ы Е ВЫВОД Ы

 

• Ценность — это то, что значимо для человека.

• Ценность — это интерпретация, в которой субъект выража- ет свои предпочтения.

• Ценность можно измерить.

• Эстетическое (художественное) — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необхо- димой степени совершенства.

• Красота есть эстетическая интерпретация.

• Многообразию философий соответствует многообразие эсте- тик.

• Практика есть деятельность человека по достижению цели.

• Ценность практики определяется в процессе ее нравствен- ной интерпретации.

• Добродетели человека понимаются в свете нравственных иде- алов.

• Многообразию философий соответствует многообразие этик.

• Добро — это ценность поступка.

• Ответственность — это наиболее емкое современное пони- мание добра.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИН Ы

 

Учение о ценности

 


ЦЕННОСТЬ

ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕННОСТИ

ВЕРА ЦЕЛЬ


АКСИОЛОГИЯ ВОЛЯ

ИДЕАЛ


 

Философияискусства

 


ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ


КУЛЬТУРА КРАСОТА


 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ВА Канке... ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШ И ДН И

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»   В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделяв- шихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Н

R> <• ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗА КРАТКОСТЬ, но ПРОТИВ ПОВЕРХНОСТНОСТИ
  Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В филосо- фии высоко ценится умение кратко, емко, выразительно сфор- мулировать проблему либо ее решение. Выдающийся русский фи- лосо

ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ
  Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отлич

ФИЛОСОФИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, практической деятельностью человека, накопили материал для обобщения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству,

СКОЛЬКО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПРОШЛА ФИЛОСОФИЯ ЗА 2,5 ТЫСЯЧИ ЛЕТ
  На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мелких этапах раз- вития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, ос

ЕДИНОЕ - ЭТО МАТЕРИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ
  Первым философом часто называют Фалеса из города Миле- та. Рассказывают, что несколько юношей решили купить улов рыбаков. Сеть вытащила треножник. Было решено отдать его само

СОСТОИТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗ МАТЕРИИ?
  Более двух тысяч лет тому назад не удавалось объяснить, что все существующее произошло из одного материального первоис- точника. Возможно это осуществимо в наши дни, если брать за о

МНОГОЕ НЕ СЯЩЕСТВЗЕТ. СЮРПРИЗЫ ЭЛЕАТОВ
  В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита- ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима- ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей-

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
  Духовная революция Сократа.Сократ совершил в филосо- фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше- нием проблемы: что такое природа й последняя р

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
  Концепция идей.Платон — выдающийся мыслитель антич- ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра- тегия та же: на первом плане этика, а

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
    учениео форме и четырех причинах.Аристотель — вели- кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром- ный п

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВНЮ ЭПОХИ
  Древние греки называли себя эллинами, они защищали се- бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек- сандра Македонского резко изменили ситуацию, возникла им- п

ЭПИКНРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
  Основателем эпикуреизма является Эпикур. Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроиз- вольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ
  Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский фи- лософствовал в портике, который был выстроен на т

Тицизм: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ от догм
ИВЯДЬТЕБЕЗМЯТЕЖНЫМИ   Основателями скептицизм а являлис ь Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе ка к бы три смысла —

О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ
  Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув- ственное переживание человека, связывающее его с тем, что   для него является более соверше

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
  Философские идеи в средние века чаще всего были облаче- ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, св

ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕ И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
  Греческое слово «Библиа* означает «книги», они составля- ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной л

Д А ИЛ И НЕТ ? ВЕРЯГЮЩИЙ ИЛ И АТЕИСТ?
  Многовековая история развития религии и философии пол- на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно- стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за

Зл. ФИЛОСОФИЯ эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ
  ДВАЦЕНТРА:БОГИЧЕЛОВЕК   Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух- вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа- ет Новое время. В

ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА
(XVII-XYIII ВВ.)     РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ   Выдающийся французски

КАК ПОЛЯЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?
  Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести

ВЫРАБОТКА НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Новый стиль философствования, где бы его не применяли — в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но- вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по- знания.

КАК НАДО КРИТИКОВАТЬ?
  В названиях главных книг, написанных Кантом, присут- ствует слово критика: «Критика чистого разума», «Критика спо- собности суждения». Для Канта критика — это н

ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА
  Философия Канта во многих отношениях считается образ- цовой, но и она не является окончательной истиной. На этом осо- бенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выда

ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАНКА, ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА
    Гегель писал : «Я взя л на себя тру д способствовать возвыше - нию философи и до уровн я науки» . С это й цель ю Гегель строи т систему идей , с

НИЦШЕ : ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воз- зрения — ярка я реакция на философию Нового времени, преж- де всего на левоцентризм. Сущность вещей, считает

ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
  • Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной филос

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ   Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ   Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-

О ПЛЮРАЛИЗМЕ В ФИЛОСОФИИ
  В переводе с латинского плюрализм означает признание пра- вомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности

КДЖВЮ ПРОБЛЕМН СТРЕМИТСЯ РЕШНП ФЕНОМЕНОЛОГИЯ?
  Феномен — это в переводе с греческого то, что является. В на- шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмыс

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
  Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово- лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ- екта объекту. При таком противопоставлении преуве

ГЕРМЕНЕВТИКА
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЕРМЕНЕВТИКА»   По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и

КАК МЫ ПОНИМАЕМ?
  Выше при определении герменевтики мы использовали цен- тральный дл я нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с п

КОМ? И ЗАЧЕМ НЯЖНА ГЕРМЕНЕВТИКА?
  Герменевтика имеет своих сторонников и противников. В на- уке она почти не используется, зато в искусстве к ней обраща- ются очень часто. Герменевты озабочены тем, что в нашем ми- р

ПОЧЕМН ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
  Философия наших дней включает в себя не только те направ- ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч- но ориентированной философии, например герменевтику. Гран- диоз

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  Если местом становления аналитического направления в фи- лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра- ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр д

КАК ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так слу- чилось, что аналитическая философия на определенном этапе сво- его

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней- шую информацию о мышлении и действии. • Язык имеет логическую форму. • Значение слова есть факт, который он

ПОСТМОДЕРНИЗМ
  'я - ПРОГРАММА ПОСТМОДЕРНИСТОЕ.   Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постм

ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ
  Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до- стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг- вистической философии. Снова в центр философствования ста

ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО
  Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде- ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня-

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз- вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер- вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленин

ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - эт о ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА
иТВОРЧЕСТВО   Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в

О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
  Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще- ствуют, они н

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це- лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч- ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Главный интерес китайской философии — это отношения меж- ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те- ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на перв

ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ИРОВЛЕМ. МЕНЯЕМ юте!
  В современной философии широко используют два основ- ных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его

ЧТО ИЗЯЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ? МИР ФИЛОСОФИИ
  Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении раз- личных философских направлений. Самый обстоятельный ответ На поставленный вопрос состоит в перечислении основных поло-

О ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНАХ И КАТЕГОРИЯХ
  Выше мы каждую главу заключали списком основных тер- минов. В переводе с латинского термин означает границу, пре- дел. С учетом этого мы задавали границы, особенности философ

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
    " ' О ТЕРМИНЕ «АНТРОПОЛОГИЯ»   В переводе с греческого антропология означает учение о че- ловеке. Но это учение м

ОБЗОР: ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
  Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на природу человека. 1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма- тривали человека как образ космоса, как «м

ЧЕЛОВЕК - СНЩЕСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при- роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен- ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не- к

Ч В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО НЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
  В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс- ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан- ные

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ИНДИВИ Д И ОБЩЕСТВО
  Наука об обществе называется социологией (от латинского сло- ва социетас — общество). Нас конкретно интересует не социоло- гия, а ее философские основания. С чего начи

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ СМЫСЛ
  Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тог- да возникает вопрос: чем именно общество отличается от приро- ды? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим при

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  Внаши дни концепция линейного развития общества подвер- гается критике. Техника становится совершеннее, но становят- ся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но

ЗАПА Д И ВОСТОК. КТО МЫ ? КЕ М БЗДЕМ ?
  Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запа- да на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне,— европей- цы, азиаты, евразийцы? Для дальнейшего определимся б

ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?
  В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот- ветственно аксиология — это учение о ценностях. Человек самим своим существованием выделен из мира бо- лее резко

ПОЧЕМЭ ТОЛЬКО В XX ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ НЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?
  Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-   ние о ценностях. Почему? Разобр

КАК ИЗМЕРЯЮ Т ЦЕННОСТИ?
  Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю- ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотра

ЧЗВСТВА. ЭМОЦИИ.ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ.
ИДЕАЛ ИЦЕЛЬ   В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув- ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це- лостное, постольку все п

БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРЭГ К ДРНГИТ
  До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процес- се совместной жизни складываются относительно устойчивые цен- нос

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КНЛЬТНРД
  Цивилизация и культура — слова латинского происхожде- ния. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Куль- турный — воспитанный, образованный, развитой, почитаемый

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
  Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж- дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са- мое

ОБЗОК КАК ИСКАЛИ КРАСОТЭ
  История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,   которое мы, следуя философской трад

ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
  Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по до

ОБЗОР: В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ, СМЫСЛ ПРАКТИКИ ?
  Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не

ЧНВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ «НА ВХОДЕ», «В СЕРЕДИНЕ» И «НА ВЫХОДЕ» ПСИХИКИ
  И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи- нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолю

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ
  Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете ан- тичной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философиях очень скудно. Нововремен- но

ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
  Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувствен- ное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рацио- нал

ПАМЯТ Ь и ВООБРАЖЕНИЕ
  Память — это способность человека сохранять и воспроиз- водить освоенные им чувственные и рациональные формы. Раз- личают кратковременную и долговременную память. Слова и зву

ТВОРЧЕСТВО. ТАЛАНТ Ы И ГЕНИИ
  «Творчество,— подчеркивал Н~А. Бердяев,— есть всегда при- рост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире».\Каж- дый человек является существом творческим. Психика как

СТРОЕНИЕ ПСИХИКИ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ, НАДСОЗ- НАТЕЛЬНОЕ
  Животное обладает психикой, в этом оно сходно с человеком, Но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами). Допустим, у вас есть верный друг — собака, она

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?
  Согласно Евангелию от Иоанна, накануне казни Иисуса со- стоялся его разговор с римским наместником в Иудее Понтием Пилатом. Иисус: «Я на то родился и на то приш

ВЧЯВСТВОВАНИЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ
  Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла- дания человеком уникальными способностями. Человек опери- рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че- ловек

ЧТО ТАКОЕ НАНКА?
  Наука — это деятельность человека по выработке, систе- матизации и проверке знаний. Научным является не всякое зна- ние, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВРОВЕНЬ НАНЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобще- ния фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обоб- щения имеют дело со многими фактами, с учетом этого гово

МЕТОДЫ НАЯЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  Метод научного познания — это те приемы и операции, ко- торые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, класси- ф

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИН Ы
  Философияпознания   ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИНТУИЦИЯ ИСТИНА   РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПОНЯТИЕ

ЯЗЫ К — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗН И
    В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к фи- лософии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения язык

ОБЗОР: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯЗЫК А
  Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках че- тырех ведущих современных философских направлений: фено- менологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма. •

МЕТАЯЗЫК И ОБЪЕКТНЫЙ ЯЗЫК , ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЯЗЫКОВ
  Метаязык — это язык , на основе которого исследуется дру- г°й язык, последний при этом называется объектным языком. ^ точки зрения человека, говоряще

ФИЛОСОФИЯ КАК ЯЗЫК
  Существует старое-престарое заблуждение, что специалис- тами в язык е должны быть только преподаватели русского и иностранных языков. Этих преподавателей называют филоло- &

ПРАКТИЧЕСКОЕ U ЖОММЯНИКАТИВНОЕ ЖДВЙПКППС ЯЗЫКА
  Язык необходим не только для познания, но и для действия. Мы привыкли считать, что практика человека придает подлин- ный смысл нашим словам, показывает, что в них истинного и лож- н

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?
  Как только мы обращаемся к философии техники, на нас сра- зу же обрушивается камнепад проблем. На первый взгляд, все обстоит просто. Но чем глубже мы вникаем в суть дела, тем боль-

О ПОЛЬЗЕ МОРАЛЬНЫХ КОДЕКСОВ
  Два десятка лет тому назад в России невозможно было най- ти учебное заведение или учреждение, в котором бы на видном месте не красовался так называемый «Моральный кодекс стро- ителя

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА ?
  Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые п

К ПРИРОДЕ
  • Античная философия космоцентрична, космос понимает- ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо- фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс-

КАК ВСЕ БЫЛО? БЫЛ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ
  Откуда вер взялось — звезды, планеты, жизнь, сообщества лю- дей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом. Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в не

ЯРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДЫ 1.
  Природа бывает неживой и живой. Уровни организации не- живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молеку- лы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы г

ПРИРОД А И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
  Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож- но сказать, что философия XX века решительно покинула харак- те

ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
  • Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. • Природные системы существуют в соответствии с законами с

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
    «Любовь,— отмечал писатель А.П. Платонов,— есть соедине- ние любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями — осуществления через него (любимого

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
  •Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо- лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взро

ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ
  Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани- цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж- дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж- но, к

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРЕ Д НОВЫМ ВЫЗОВОМ
    Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских си- стем философия молодых больше всего напомин

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разно- образных наук, искусств, практик — дело абсолютно безнадеж- ное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном от

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состояни- ем образования. Везде ищут новые пути образования, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или ме- нее

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
  ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ     ВОПРОС Ы И ЗАДАНИ Я

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг- нуть и развить глубинные смыслы своего собст

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО- НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ   Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования.

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Античная натурфилософия. Возникновение философии ка к ре- зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди- ное как : материальные субстанции (милетцы),

ТЕМ А 7. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
  Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при- роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра- жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Ч

ТЕМ А 8. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАНКИ
  Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по- знание: понятие, суждение, умозаключе

ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯФИЛОСОФОВ
(В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)     Античность до н.э. Фалес (624-546) Парменид(540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ

К главе 10
  Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
    Абеляр П. (1079-1141) 46, 164 Августин (354-430) 46, 119, 126, Айер А. (1910-1989) 87 Александр Македонский (356-323 до н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги