рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МЕТОДЫ НАЯЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ НАЯЧНОГО ПОЗНАНИЯ - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   Метод Научного Познания — Это Те Приемы И Операции, Ко- Торые...

 

Метод научного познания — это те приемы и операции, ко- торые используются в науке, а именно: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, различного рода сравнения, класси- фикации, рассуждения по аналогии, выдвижение гипотез, ис- пользование теорий, анализ (разложение на части) и синтез (воспроизведение целого), индукция (восхождение в мысли от частного к общему) и дедукция (движение мысли от общего к ча- стному).

Рассмотрим более детально три основных теоретических ме- тода. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции по- лучить теоремы данной теории. Аксиома — это положение, при- нимаемое без логического доказательства и не могущее быть оп- ровергнуто на основе эмпирических фактов. В рамках евклидовой геометрии через две точки на плоскости можно провести одну и толь- ко одну прямую линию (действительно ли дело обстоит именно та- ким образом, проверить нельзя). Аксиомы не должны противоре- чить друг другу. Аксиоматический метод широко используется в ло- гике и математике. Он напрочь исключает какие-либо противо- речия. Но как показал К. Гёдель, непротиворечивость теории, по- стРоенной на аксиомах, нельзя доказать в этой теории. Значит прин- Чип непротиворечивости рассуждений имеет более широкий, чем сУгубо логико-математический, характер. Непротиворечивость —• Принцип всякого теоретического знания, и его правомерность оп- ределяется сопоставлением теории с практикой.

 


В науках, обладающих не только теоретическим, но и экс- периментальным уровнем исследования, идеальным является гипотетико-дедуктивный метод. На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза, по определению, есть знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фак- тами. Гипотетико-дедуктивный метод используется широко в фи- зике, электротехнике, радиотехнике, экономических науках. Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей ма- тематической подготовки.

Если гипотетико-дедуктивный метод оказывается неприем- лемым, то приходится обращаться к другим методам, назовем их описательными. Описание изучаемых явлений может быть сло- весным, графическим, схематическим. Теперь мысль исследова- теля намного чаще, чем при гипотетико-дедуктивном методе, вы- нуждена обращаться непосредственно к данным эксперимента, ей реже удается обнаружить закономерные связи. Описательные методы широко используются в биологии, медицине, психоло- гии, социологии. Если описательные методы доводятся до уров- ня гипотетико-дедуктивного метода, то это всегда триумф. Воз- можно, однако, что для некоторых особенно сложных явлений описательный метод является наиболее подходящим; сами явле- ния таковы, что они не подчиняются жестким требованиям ги- потетико-дедуктивного метода.

 

О ПОГОВОРКЕ «ЭТО ВСЕГО ЛИШ Ь ТЕОРИЯ»

 

Великому Гёте принадлежат следующие часто цитируемые строки: «Сера, мой друг, теория, но вечно зелено златое древо жизни». В другом месте, рассуждая о естественных науках, Гё- те заявил: «Теории обычно являются продуктами торопливос- ти беспокойного рассудка, который охотно бы отделался от яв- лений и потому подсовывает на их место картины, понятия, а по- рой всего лишь слова». В одном отношении поэт, безусловно, прав: буйство и краски жизни незаменимы, в том числе и теорией. Од- нако мы не видим никаких, абсолютно никаких оснований про- тивопоставлять теории жизненным реалиям. Известная поговор- ка «Это всего лишь теория» способна ввести в заблуждение.

Чуть более 200 лет тому назад Кант посвятил большую ста- тью поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годит- ся для практики». Вывод его был такой: «то, что по соображе-

 


ниям разума имеет значение в теории, имеет значение также и на практике», а сама практика без теории уже и не практика. Кант относится к теории намного более строго, чем Гёте. Для Канта поспешные суждения, легкомысленные анализы, фан- тазии рассудка вообще не являются теориями. Теориями явля- ются лишь такие творения разума человека, которые придают его жизни подлинный и возвышенный смысл. Без размышлений жизнь теряет свой смысл и превращается в сочетание бессмыс- ленных актов поведения.

Сказанное не противоречит факту полноценной жизни людей, далеких, на первый взгляд, от науки. Они ведут вполне разум- ную жизнь, широко используют понятия и другие обобщения. Эти люди не являются профессиональными учеными, их рассуж- дения не облекаются в форму статей и монографий, равно ка к и математических формул.

Итак, теория и есть успешное размышление. Поговорка

«Это всего лишь теория» часто имеет следующий смысл: «Это еще не теория. Подумай, а потом скажешь. Нам нужна настоя- щая теория». , •

 

 

ИДЕАЛЫ ндзки . ЭТИКА ЭЧЕНОГО

 

Занятия наукой вырабатывают определенное ценностное от- ношение к миру. Превыше всего в науке ценится истина и все, что к ней ведет, различного рода эмпирические и теоретические методы. Истина — это главная ценность ученого, но далеко не единственная. В сообществе ученых высоко ценятся непротиво- речивость суждений, теоретическое и экспериментальное обос- нование достоверности знания, а также критическое отношение к догмам и всякого рода авторитетам, честность, порядочность, мужество в отстаивании своих воззрений.

Итак, наука как область человеческой деятельности глу- боко насыщена ценностными измерениями. Она не является цен- ностно нейтральной.

Более спорным считается вопрос об этическом содержании на- Уки. Все согласны с тем, что ученый не может быть выключен из этических отношений, в частности отношений со своими кол- легами, учениками. В научном сообществе считается недопусти- мым «списывать» чужие результаты, выдавая их за свои (это на- зывается плагиатом).

 


В то же время есть немало ученых, которые считают, что их дело исчерпывается добыванием истины. Мы, мол, ученые, а не этики. На это им возражают в том смысле, что ученые должны соизмерять свою активность с состоянием общества. Недопусти- мо, ссылаясь на свою научную специализацию, передавать в ру- ки тех, в ком течет кровь холодного злодея, средства массового уничтожения, манипулирования сознанием людей, бесконтроль- ного вмешательства в их дела. В этой связи обычно указывают на ядерное, биологическое и химическое оружие, на данные по манипуляции с генами животных и людей, на внесение в бан- ки данных компьютеров чуть ли не исчерпывающих сведений о каж- дом члене общества.

В последние годы все большее число ученых склоняется к тому, что науку неправильно считать ведомством всего лишь по добыче истины, ее следует включать, подчеркивали Н. Бор и В. Гейзенберг, в широкие общественные взаимосвязи. А это оз- начает, что ученые берут на себя ответственность, если не пол- ностью, то по крайней мере в существенной степени, за свои тво- рения. Они становятся этиками. Ибо ответственность — это этическая конструкция. Прежде чем создать что-либо, могущее угрожать безопасности людей, следует сто раз подумать, сверить свое мнение с другими. А приняв решение, не следует уходить от ответственности.

Подлинный ученый не стоит в стороне от этических, равно как и эстетических, ценностей. Он всецело принимает их досто- инства. Для ученого истина это знак добра (и красоты).

 

ОБЗОР: ФИЛОСОФИЯ И НАНКА

 

 

Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различа- ли . Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоя- нием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.

В Новое время, главным образом благодаря работам Декар та и Гегеля, было введено представление об универсальной на- уке, каковой и считали философию; остальные науки выступа- ли как части философии. Это спокойное согласие философии и на-

 


уки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философ- ской среде возникло движение против признания философии на- укой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой сто- роны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках не- опозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не за- нимается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений — «философия — это наука» и «философия не является наукой» — имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в на- стоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философ- ские положения. Правомерность этих положений определяет- ся среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с ма- тематикой философские положени я такж е подвергаются про- верке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверно- сти философского знания. В философию нельзя допускать нео- боснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер филосо- фии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и фи- зике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она явля ется наукой. Но наряду с научным философия обладает так- же эстетическим и этическим содержанием.

Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодерниз- ма — наиболее продуктивно философией науки занимается ана- литизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию позна- ния, ее влияние на современную науку пока еще не очень зна- чительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их

 


влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в об- ласти гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается по- ка неясным.

 

 

РЕЛИГИЯ и НАНКА

 

В «Фаусте» Гёте происходит разговор между ученым Фаус- том и его подругой Гретхен. Гретхен: «А теперь скажи, ка к ты относишься к религии? ». Фауст, не без смущения и вроде бы от чего-то защищаясь: «Не хочу никого лишать его чувства и его Церкви». Чистая и наивная Гретхен верит в Христа. Фауст же ведет себя уклончиво. Разговор между Гретхен и Фаустом — это своеобразная картина сложных взаимоотношений религии и на- уки. В данном случае мы говорим не о тех людях, которые про- сто-напросто не сведущи либо в религии, либо в науке. Для та- ких людей взаимоотношений религии и науки не существует, они признают что-то одно. Намного сложнее приходится тем, кто по- нимает достоинства как религии, так и науки. Можно ли их со- гласовать друг с другом, религию и науку — вот в чем вопрос.

В античности и средневековье на этот вопрос, как правило, отвечали утвердительно: «Конечно, можно и следует». Аристо- тель пришел к представлению о боге-первопричине. Средневе- ковые мыслители везде видели проявление Божественного Разу- ма, в чем их убеждала каждая новая открытая закономерность. Такой же позиции придерживались великие естествоиспытате- ли Нового времени — Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Мопертюи. По- степенно, однако, ситуация стала меняться, все чаще ученые ста- ли подчеркивать, что наука может обойтись без гипотезы Бога. В современном учебнике, например по физике, вы не встретите рассуждений о Боге. Основание — существование Бога нельзя под- твердить фактами.

В науке очень трепетно относятся к достоверности знания. Зна- ние достоверно, если вы его хорошо обосновываете логическим путем и соответствующими экспериментами. Приведем на этот счет характерный пример. Современные физики считают, что эле- ментарные частицы состоят из кварков, частиц, которые невоз- можно «оттащить» друг от друга, ибо силы их взаимного при- тяжения с увеличением расстояния между ними резко нараста- ют. Выходит, что кварк нельзя подобно электрону или позитро- ну «вытащить на белый свет» и провести над ним эксперимен-

 


ты. Тем не менее большинство физиков верят в существование кварков. Они рассуждают так: допустим, что кварки существу- ют, в таком случае в экспериментах должно быть это и это. Экс- перименты дают как раз те результаты, которое были предска- заны. Значит, нет оснований отрицать существование кварков.

В случае же с религией экспериментальные методы бессиль- ны в вопросе подтверждения или опровержения существования Бога. Бог, по определению, дан в его откровениях и чудесах. Экс- периментально это нельзя не подтвердить, не опровергнуть. По- этому неопозитивисты и аналитики не считают религию наукой. Но они и не собираются ее осмеивать, так как сознают, что ре- лигия — это культурный феномен, отказ от нее если не всегда, то, по крайней мере, в очень многих случаях равносилен забве- нию духовности. «Какими были бы наши чувства, если бы мы ничего не слышали о Христе?» — вопрошал Витгенштейн. Но что же в таком случае есть вера в Бога? В ответе на этот во- прос ученые, как правило, стремятся избежать всякой мистики. Вера в Бога — это чувство, считают многие аналитики, вера в Бо- га — это универсальная мысль о добре, полагают, между прочим вслед за Кантом, другие.

Итак, вера в Бога есть некоторая ценность, правомерность которой подтверждается не физическими экспериментами, а прак- тикой жизни. Религия выступает некоторой устремленностью че- ловеческого сознания, которое в отличие от искателей полезных ископаемых не вгрызается в толщу земли, а строит лестницу в не- бо. Нет никаких научных оснований препятствовать этому стро- ительству. Отсюда родилась защищаемая многими учеными формула, согласно которой религия и наука не отрицают, а вза- имодополняют друг друга. Нет необходимости противопоставлять науку религии или же возвышать одну над другой.

Положение о дополнительности религии и науки не каждо- му по нраву — часто отдают приоритет либо религии, либо на- уке. Если эта приоритетность выражается в резкой форме, то де- ло доходит до противостояния. Вопрос в том, насколько высоко Ценят религию и науку. В этой связи показательны следующие стихотворные строчки Гёте (перевод наш):

 

Наукой, искусством владея, Религию скупо оценят. Науку, искусство не зная, Религию искренне любят.

 

1ЯЧ


Что касается современной, новейшей философии, то она ча- ще, чем когда бы то ни было ранее, отдает приоритет науке. Ре- лигиозное содержание философии уменьшается. Вместе в тем ши- роко распространены варианты христианской философии. В Рос- сии культивируется православная философия, на Западе неока- толическая и неопротестантская.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ВА Канке... ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕТОДЫ НАЯЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»   В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделяв- шихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Н

R> <• ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗА КРАТКОСТЬ, но ПРОТИВ ПОВЕРХНОСТНОСТИ
  Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В филосо- фии высоко ценится умение кратко, емко, выразительно сфор- мулировать проблему либо ее решение. Выдающийся русский фи- лосо

ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ
  Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отлич

ФИЛОСОФИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, практической деятельностью человека, накопили материал для обобщения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству,

СКОЛЬКО ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ПРОШЛА ФИЛОСОФИЯ ЗА 2,5 ТЫСЯЧИ ЛЕТ
  На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мелких этапах раз- вития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, ос

ЕДИНОЕ - ЭТО МАТЕРИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ
  Первым философом часто называют Фалеса из города Миле- та. Рассказывают, что несколько юношей решили купить улов рыбаков. Сеть вытащила треножник. Было решено отдать его само

СОСТОИТ ЛИ ЛЮБОВЬ ИЗ МАТЕРИИ?
  Более двух тысяч лет тому назад не удавалось объяснить, что все существующее произошло из одного материального первоис- точника. Возможно это осуществимо в наши дни, если брать за о

МНОГОЕ НЕ СЯЩЕСТВЗЕТ. СЮРПРИЗЫ ЭЛЕАТОВ
  В то время как все вроде бы самые мудрые философы счита- ли, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внима- ние обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрей-

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
  Духовная революция Сократа.Сократ совершил в филосо- фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше- нием проблемы: что такое природа й последняя р

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
  Концепция идей.Платон — выдающийся мыслитель антич- ности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стра- тегия та же: на первом плане этика, а

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
    учениео форме и четырех причинах.Аристотель — вели- кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром- ный п

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВНЮ ЭПОХИ
  Древние греки называли себя эллинами, они защищали се- бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек- сандра Македонского резко изменили ситуацию, возникла им- п

ЭПИКНРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
  Основателем эпикуреизма является Эпикур. Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроиз- вольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ
  Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский фи- лософствовал в портике, который был выстроен на т

Тицизм: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ от догм
ИВЯДЬТЕБЕЗМЯТЕЖНЫМИ   Основателями скептицизм а являлис ь Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе ка к бы три смысла —

О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ
  Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув- ственное переживание человека, связывающее его с тем, что   для него является более соверше

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
  Философские идеи в средние века чаще всего были облаче- ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия — это богопослушание, св

ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕ И ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
  Греческое слово «Библиа* означает «книги», они составля- ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной л

Д А ИЛ И НЕТ ? ВЕРЯГЮЩИЙ ИЛ И АТЕИСТ?
  Многовековая история развития религии и философии пол- на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно- стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за

Зл. ФИЛОСОФИЯ эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ
  ДВАЦЕНТРА:БОГИЧЕЛОВЕК   Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух- вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа- ет Новое время. В

ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА
(XVII-XYIII ВВ.)     РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ   Выдающийся французски

КАК ПОЛЯЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?
  Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести

ВЫРАБОТКА НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  Новый стиль философствования, где бы его не применяли — в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но- вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по- знания.

КАК НАДО КРИТИКОВАТЬ?
  В названиях главных книг, написанных Кантом, присут- ствует слово критика: «Критика чистого разума», «Критика спо- собности суждения». Для Канта критика — это н

ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА
  Философия Канта во многих отношениях считается образ- цовой, но и она не является окончательной истиной. На этом осо- бенно резко настаивал Георг Гегель, еще один выда

ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАНКА, ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА
    Гегель писал : «Я взя л на себя тру д способствовать возвыше - нию философи и до уровн я науки» . С это й цель ю Гегель строи т систему идей , с

НИЦШЕ : ПОСЛЕДНИЙ ВСПЛЕСК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  Фридрих Ницше замыкает своей философией XIX век. Его воз- зрения — ярка я реакция на философию Нового времени, преж- де всего на левоцентризм. Сущность вещей, считает

ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
  • Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной филос

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ   Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ   Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-

О ПЛЮРАЛИЗМЕ В ФИЛОСОФИИ
  В переводе с латинского плюрализм означает признание пра- вомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности

КДЖВЮ ПРОБЛЕМН СТРЕМИТСЯ РЕШНП ФЕНОМЕНОЛОГИЯ?
  Феномен — это в переводе с греческого то, что является. В на- шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмыс

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
  Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недово- лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ- екта объекту. При таком противопоставлении преуве

ГЕРМЕНЕВТИКА
    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЕРМЕНЕВТИКА»   По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и

КАК МЫ ПОНИМАЕМ?
  Выше при определении герменевтики мы использовали цен- тральный дл я нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с п

КОМ? И ЗАЧЕМ НЯЖНА ГЕРМЕНЕВТИКА?
  Герменевтика имеет своих сторонников и противников. В на- уке она почти не используется, зато в искусстве к ней обраща- ются очень часто. Герменевты озабочены тем, что в нашем ми- р

ПОЧЕМН ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
  Философия наших дней включает в себя не только те направ- ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч- но ориентированной философии, например герменевтику. Гран- диоз

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  Если местом становления аналитического направления в фи- лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра- ботали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр д

КАК ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так слу- чилось, что аналитическая философия на определенном этапе сво- его

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней- шую информацию о мышлении и действии. • Язык имеет логическую форму. • Значение слова есть факт, который он

ПОСТМОДЕРНИЗМ
  'я - ПРОГРАММА ПОСТМОДЕРНИСТОЕ.   Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постм

ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ
  Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до- стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг- вистической философии. Снова в центр философствования ста

ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО
  Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде- ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня-

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
  Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз- вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер- вых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленин

ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - эт о ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА
иТВОРЧЕСТВО   Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в

О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
  Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще- ствуют, они н

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це- лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч- ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Главный интерес китайской философии — это отношения меж- ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те- ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на перв

ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ИРОВЛЕМ. МЕНЯЕМ юте!
  В современной философии широко используют два основ- ных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его

ЧТО ИЗЯЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ? МИР ФИЛОСОФИИ
  Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении раз- личных философских направлений. Самый обстоятельный ответ На поставленный вопрос состоит в перечислении основных поло-

О ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНАХ И КАТЕГОРИЯХ
  Выше мы каждую главу заключали списком основных тер- минов. В переводе с латинского термин означает границу, пре- дел. С учетом этого мы задавали границы, особенности философ

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
    " ' О ТЕРМИНЕ «АНТРОПОЛОГИЯ»   В переводе с греческого антропология означает учение о че- ловеке. Но это учение м

ОБЗОР: ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
  Для удобства читателя пронумеруем основные воззрения на природу человека. 1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассма- тривали человека как образ космоса, как «м

ЧЕЛОВЕК - СНЩЕСТВО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Мы довели до сведения читателя десять интерпретаций при- роды человека. Если читатель недоволен краткостью приведен- ных сведений, то ему просто-напросто необходимо перечитать не- к

Ч В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО НЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
  В философии не прекращаются попытки создания целостной концепции человека. Такое стремление похвально в том смыс- ле, что, конечно же, необходимо объединять и обобщать все дан- ные

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ИНДИВИ Д И ОБЩЕСТВО
  Наука об обществе называется социологией (от латинского сло- ва социетас — общество). Нас конкретно интересует не социоло- гия, а ее философские основания. С чего начи

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ СМЫСЛ
  Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тог- да возникает вопрос: чем именно общество отличается от приро- ды? Если мы укажем на это отличие, то тем самым установим при

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  Внаши дни концепция линейного развития общества подвер- гается критике. Техника становится совершеннее, но становят- ся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но

ЗАПА Д И ВОСТОК. КТО МЫ ? КЕ М БЗДЕМ ?
  Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запа- да на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне,— европей- цы, азиаты, евразийцы? Для дальнейшего определимся б

ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?
  В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот- ветственно аксиология — это учение о ценностях. Человек самим своим существованием выделен из мира бо- лее резко

ПОЧЕМЭ ТОЛЬКО В XX ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ НЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?
  Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-   ние о ценностях. Почему? Разобр

КАК ИЗМЕРЯЮ Т ЦЕННОСТИ?
  Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю- ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотра

ЧЗВСТВА. ЭМОЦИИ.ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ.
ИДЕАЛ ИЦЕЛЬ   В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув- ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це- лостное, постольку все п

БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРЭГ К ДРНГИТ
  До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процес- се совместной жизни складываются относительно устойчивые цен- нос

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КНЛЬТНРД
  Цивилизация и культура — слова латинского происхожде- ния. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Куль- турный — воспитанный, образованный, развитой, почитаемый

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА?
  Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж- дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са- мое

ОБЗОК КАК ИСКАЛИ КРАСОТЭ
  История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного,   которое мы, следуя философской трад

ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА?
  Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по до

ОБЗОР: В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ, СМЫСЛ ПРАКТИКИ ?
  Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не

В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШ И ДН И
  Мы продолжаем анализ ценности практики, вовлекая те- перь в него новейшие философские направления. Феноменология. Как известно, феноменологи первостепен- ное значени

ЧНВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ «НА ВХОДЕ», «В СЕРЕДИНЕ» И «НА ВЫХОДЕ» ПСИХИКИ
  И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи- нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолю

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ
  Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете ан- тичной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философиях очень скудно. Нововремен- но

ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
  Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувствен- ное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рацио- нал

ПАМЯТ Ь и ВООБРАЖЕНИЕ
  Память — это способность человека сохранять и воспроиз- водить освоенные им чувственные и рациональные формы. Раз- личают кратковременную и долговременную память. Слова и зву

ТВОРЧЕСТВО. ТАЛАНТ Ы И ГЕНИИ
  «Творчество,— подчеркивал Н~А. Бердяев,— есть всегда при- рост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире».\Каж- дый человек является существом творческим. Психика как

СТРОЕНИЕ ПСИХИКИ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ, НАДСОЗ- НАТЕЛЬНОЕ
  Животное обладает психикой, в этом оно сходно с человеком, Но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами). Допустим, у вас есть верный друг — собака, она

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?
  Согласно Евангелию от Иоанна, накануне казни Иисуса со- стоялся его разговор с римским наместником в Иудее Понтием Пилатом. Иисус: «Я на то родился и на то приш

ВЧЯВСТВОВАНИЕ. ОБЪЯСНЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ
  Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обла- дания человеком уникальными способностями. Человек опери- рует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Че- ловек

ЧТО ТАКОЕ НАНКА?
  Наука — это деятельность человека по выработке, систе- матизации и проверке знаний. Научным является не всякое зна- ние, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВРОВЕНЬ НАНЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Теория — это совокупность обобщенных положений. Обобще- ния фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обоб- щения имеют дело со многими фактами, с учетом этого гово

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИН Ы
  Философияпознания   ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИНТУИЦИЯ ИСТИНА   РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ПОНЯТИЕ

ЯЗЫ К — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗН И
    В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к фи- лософии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения язык

ОБЗОР: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯЗЫК А
  Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках че- тырех ведущих современных философских направлений: фено- менологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма. •

МЕТАЯЗЫК И ОБЪЕКТНЫЙ ЯЗЫК , ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЯЗЫКОВ
  Метаязык — это язык , на основе которого исследуется дру- г°й язык, последний при этом называется объектным языком. ^ точки зрения человека, говоряще

ФИЛОСОФИЯ КАК ЯЗЫК
  Существует старое-престарое заблуждение, что специалис- тами в язык е должны быть только преподаватели русского и иностранных языков. Этих преподавателей называют филоло- &

ПРАКТИЧЕСКОЕ U ЖОММЯНИКАТИВНОЕ ЖДВЙПКППС ЯЗЫКА
  Язык необходим не только для познания, но и для действия. Мы привыкли считать, что практика человека придает подлин- ный смысл нашим словам, показывает, что в них истинного и лож- н

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?
  Как только мы обращаемся к философии техники, на нас сра- зу же обрушивается камнепад проблем. На первый взгляд, все обстоит просто. Но чем глубже мы вникаем в суть дела, тем боль-

О ПОЛЬЗЕ МОРАЛЬНЫХ КОДЕКСОВ
  Два десятка лет тому назад в России невозможно было най- ти учебное заведение или учреждение, в котором бы на видном месте не красовался так называемый «Моральный кодекс стро- ителя

ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА ?
  Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа — это то, что находится при роде человеческом, то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые п

К ПРИРОДЕ
  • Античная философия космоцентрична, космос понимает- ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо- фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс-

КАК ВСЕ БЫЛО? БЫЛ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ
  Откуда вер взялось — звезды, планеты, жизнь, сообщества лю- дей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом. Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в не

ЯРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДЫ 1.
  Природа бывает неживой и живой. Уровни организации не- живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молеку- лы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы г

ПРИРОД А И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
  Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож- но сказать, что философия XX века решительно покинула харак- те

ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы
  • Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией. • Природные системы существуют в соответствии с законами с

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
    «Любовь,— отмечал писатель А.П. Платонов,— есть соедине- ние любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями — осуществления через него (любимого

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
  •Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо- лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взро

ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ
  Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани- цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж- дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж- но, к

МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРЕ Д НОВЫМ ВЫЗОВОМ
    Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских си- стем философия молодых больше всего напомин

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ОБРАЗОВАНИИ
  На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разно- образных наук, искусств, практик — дело абсолютно безнадеж- ное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном от

ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состояни- ем образования. Везде ищут новые пути образования, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или ме- нее

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
  ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ     ВОПРОС Ы И ЗАДАНИ Я

ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
    Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг- нуть и развить глубинные смыслы своего собст

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО- НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ   Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования.

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  Античная натурфилософия. Возникновение философии ка к ре- зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди- ное как : материальные субстанции (милетцы),

ТЕМ А 7. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
  Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при- роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра- жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Ч

ТЕМ А 8. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАНКИ
  Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по- знание: понятие, суждение, умозаключе

ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯФИЛОСОФОВ
(В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)     Античность до н.э. Фалес (624-546) Парменид(540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ

К главе 10
  Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
    Абеляр П. (1079-1141) 46, 164 Августин (354-430) 46, 119, 126, Айер А. (1910-1989) 87 Александр Македонский (356-323 до н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги