рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука и ф-фия

Наука и ф-фия - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке На Первй Взгляд М. Показ-Ся Благоразумным Предоставить Иссл-Е Фактов Позитивн...

На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа тогда очерчивается точно – он получает из рук ученого факты и законы, и, пытается ли он превзойти их, чтобы постичь глубинные причины, или счит. невозможным идти так далеко – в обоих случаях он испытывает к фактам и к отношениям почтение. К позн-ю он приложил критику позн-ной сп-ти и метафизику. Что касается самого позн-я, то он счит. его делом науки, а не ф-фии.

Но разве не очевидно, что это разделение труда приводит к тому, что все запутывается? Метафизику или критику, право на созд-е кот. ф-ф оставляет за собою, он получает в готовом виде от позит. науки. Нельзя описать вид предмета без предварит-го суждения о его истинной пр-де и его орг-ции. Ф-му нельзя отделить от материи, и тот, кто сначала предоставил ф-фии тол. принцип-е вопросы и тем самым пожелал поставить ф-фию выше науки, тот вынужден б. постепенно свести ее к простой протоколизации, з-чей кот. станет - формулировка в более точных выражениях не подлежащих обжалованию приговоров.

Позит. наука есть действительно творение чистого интеллекта. Интеллект ч-вует себя особенно свободно в сфере неорганизованной материи. Цель ф-фии - умозрение, то есть вдение; ее позиция по отн-ю к живому не явл. позицией науки, кот. стремится тол. д-вать и кот. рассм. и остальную реальность тол. под этим углом зр. Что же будет, если ф-фия полностью предоставит позит. науке факты биол. и психологич., как по праву уступила она ей факты физические? Она примет a priori доктрину простого ед-ва позн-я и абстрактного ед-ва пр-ды.

С этого вр. ф-фия м. считаться завершенной. Ф-фу останется тол. выбирать м/у метафизическим догматизмом и метафизическим скептизмом, кот. основаны на одном и том же постулате и не прибавляют ничего к позит. науке. Все эти ф-фии на разных языках скажут, что наука вправе обращаться с живым, как с инертным, и что нет никакой существенной разницы, не нужно проводить никакого различия м/у рез-ми, к кот. приходит интеллект, прилагая свои категории, - будет ли он пребывать в инертной материи или устремится навстречу жизни.

Ф-фия так и будет колебаться м/у доктриной, считающей абс. реал-ть непознаваемой, и той, чье представление об этой реал-ти гов. нам не более того, что говорила наука. Желая предупредить всякий конфликт м/у наукой и ф-фией, жертвуют ф-фией; но при этом не много выигрывает и наука. И, стремясь избежать использования интеллекта с целью его же превзойти, попадают в весьма реальный круг, старательно отыскискивая в метафизике ед-во, кот. с самого начала было дано a priori, - ед-во, принятое б/соз-но, одним тем, что весь опыт был предоставлен науке, а вся реал-ть - чистому разуму.

Проведем демаркационную линию м/у инертным и живым. Инертное входит в рамки интеллекта, живое поддается этому лишь искусственно, а потому и нужно занимать по отн-ю к живому особ. позицию и смотреть на него по-иному, чем позит. наука. Ф-фия овладевает областью опыта. Она вмешивается во мн-во вещей, кот. до сих пор ее не касались. Наука, т-рия позн-я и метафизики оказ. перенесенными на одну почву. Вначале это вызовет у них некот. замешательство. Всем троим будет казаться, что ими что-то утрачено. Но в конце концов все трое извлекут пользу из встречи.

Область разума - это инертная материя. На нее глав. образом и направлено чел. д-вие, а де-вие не м. совершаться в нереальном. Если же науке удается овладеть живым, аналогично тому, как она поступает с неорганизованной материей, то это бывает только случайно – по воле судьбы. Здесь приложение рамок разума уже не явл. ест-м. Науку д. сопровожд-ть ф-фия., чтобы науч. истина дополнялась позн-м метафизическим.

Отвергая внушаемое рассудком иск. внеш. ед-во пр-ды, мы отыщем ее истинное ед-во, внутреннее и живое.

1.88.28. Особ-ти разв-я науки в ф-фии методологического анархизма П. Фейерабенда.

Воз-т как критика неопознт-зма и кумулятивизма. Его критика также нач. с Поппера.

Критика (Крит-т Ф.): 1) пр-п – ошибочность кумулятивисткого пр-па инвариантности знач-я терминов, входящих в последоват-но сменяющих др. науч. т-рий; 2) ошиб-ть неопозит-го пр-па, логич-й выводимости т-рии- предшественницы из т-рии-приемницы.

Суть его программы: в работе «Против методологического принуждения». Раз-е Н. по Феербенду: 1) такое разв-е осущ-ся ч/з б-бу и взаимную критику; 2) ученые при этом д. руков-ся 2-мя стратегиями: - «пр-пом пролиферации» (размножножение) - надо соз-ть т-рии, альтернативные общепринятым, поск-ку нет др. сп-ба выдержать конкур-цию.; - «пр-пом устойчивости» - надо защищать св. позиции, максимально используя их сил. стороны и не пасуя перед труд-ми. 3) Знач-е всех терминов и эмпир-х, и теор-х они все равно теоретически зависимы. Поэтому выбор яз. для опис-я, набл-й завис от прогматич. предпочтения. 4) У сменяющих др. др. т-рий нет ни общ. терминологич., ни эмпирич. базиса. Науч. т-рии => счит. не соизмеримыми, т.е. они не м. противоречить др. др. 5) взаим. Критика разл. теор-х позиций не м. опир. на логич. аргументы. 6) Ф. не отриц. рац-ть как таковую. 7) одним из элем-в нов. рац-ти м.б. «методологич. анархизм», основой кот. явл. глуб. зн-е ист. науки, умен-е форм-ть и отбирать варианты методологии и предлагать конкурир-е науч. традиции. 8) предметом науки д. стать пр-п «пригодно все, что способ-т успеху». 9) привести в соотв-е рац-кие ценности с гуманизмом (свобода духа). 10) ученые в праве пропагандировать св. идеи. 11) наука, кот. присущ рац-й шовинизм д.б.лишена поддержки гос-ва и об-ва.

 

1.41.11. Парадигмальная модель научности знания (Кун)

Весь пр-с разв-я Н. уклад-ся в 3 периода:

1) период норм. науки – отказ от нов. т-рий, т.к. кажд. нов. т-рия это покушение на парадигму, у всякого науч. новшества отсут-т ореол открытия. Лучше соверш-ние старых т-рий. Все раб. на укрепление парадигмы.

2) подпериод кризиса в Н. признаки кризиса: а) нарастает несп-ть норм. Н. решать локальные пробл. ср-ми парадигмы; б) внутри самой парад. Воз-т аномалии; в) пробл. поле парад.сужается, т.е. пробл. уже нет; г) растет число ф-ров, остающихся за пределами парад. Как следствие этих 4-х приз-в воз-т «смутное ч-во интел-го дискомфорта» и нарастает стремление самих ученых к ф-фии.

3) период экстроординарной (револ-ной) Н. – старая парад. замен-ся новой, кот. не совместима со старой. Пропаганда за нов. парад. Мир остается прежним, но видим его по-новому.

Конц-я Куна не м. объяснить момент преемственности, а без нее не б. разв-я.

Критика Куна: 1) монопольность парад.; 2) тезис о несоизмер-ти парадигм разрушает преемст-ть зн-я; 3) нет четкого крит-я прогресса Н.; чрезм. психол. и иррац-й подтекст.

«+» стороны конц-и Куна: 1) дает бол. возм-ти для объяс-я разв-я; 2) срабатывает ист. подход; 3) в конц-и воз-т усл-я для соед-я не тол. фил. науки, но и мех-мы в/д-вия науки с др. бог-вом мира; 4) есть эл-ты соц-гии науки.

Парадигма – категория, кот. соед-т «норм. науку» и «науч. револ.» Парадигма (ввел Кун) использ. В 3-х смыслах: 1. П. –совок-ть всех тех науч. пр-в, установок и ценностей, кот. опр-т спец-ку и х-р науч. иссл-й в данных конкр. промежут-х вр. 2. П. – (в шир. см.) – это такое сост-е общ. к-ры, кот. опр-т особ-ти чел. позн-я в опред. эпохе (заслуга Куна). 3. П. – (в уз. см.) – (парадейгма) разновид-ть аналогии.

1.69.9. Методология системного иссл-я К. Маркса в его работах «Нищета ф-фии», «К критике полит. экономии», «Капитал» и «Экономическо-фил-кие рукописи 1844 г.».

Маркс (1818-1883) имеет базовое фил. образов-е. Понял, что ему необ-мо еще и экон-е. В сер. 40-х гг. М. переходит к материализму. Разраб. пр-пы материал-го поним-я истории.

Раб. «К критике полит. экономии».Осн. понятия: капитал, земел. собственность, наемный труд, гос-во, мир. рынок. Особ. вним-е уделяет произв-м отн-м. Соз-е людей опр-ся их общественным бытием, буржуазной общественной ф-мой завершения предистории об-ва.

В конце 40-х гг. пишет 1 том «Капитала». 2 и 3 закончить не успел, их закончил Энгельс.

1 том – иссл-е произв-ва капитала. 2 том – обращение капитала. 3 том - ф-мы ед-ва произв-ва и обращения капитала.

Раб. сила, прибавочная стоимость, ср-ва произв-ва.

Заканч-т св. ж-нь в ссылке в Лондоне. Его высылают из всех госуд-в. У него было мн. детей (13), почти все умерли лт нехватки денег. А в Лондоне жил и раб. Энгельс, кот. помогал Марксу. В последствии Э. посвящ-т св. ж-нь наследованию М.

М. впер. гов. о системном подходе в методолгии и тол. спустя 100 лет системный подход стан-ся популярным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке

На сайте allrefs.net читайте: 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука и ф-фия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной ц

Общие пробл. ф-фии науки
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Становл-е науки Нового Вр., роль ф-фии в этом пр-се. Эмпиризм и рационализм.
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Эмпиризм и рационализм
Осн. хар-ки эмпиризма:1) ед-ный источ-к зн-я – опыт. Зн-я приобр-ся в пр-се ж-ни. 2) ориентация на детальны йан-з чувств-го позн-я. 3) принижение или игнорир-е рац-го позн-я. 4) от

Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки.
Осн. хар-ки науч. зн-я. Важно, когда эти харак-ки присут-т в совокуп-ти. Наличие 9 хар-к свид-т, что зн-е действит-но научное. Объективность – осн. видом истины на

Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле

Многообразие новаций в развитии науки и проблема преемственности науч. зн-я. Перестройка оснований науки и изм-е смыслов мировоз-ких универсалий к-ры
Новации в науке (по степени значимости): 1. науч. открытия, 2. нов. т-рии, 3. нов. гипотезы, 4. иссл-кие прогр-мы, 5. нов. обл. науки (нов. направления), 6. нов. дисц-ны, 7. обновление ср-в и м-дов

Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище

Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой

Философия науки Мамардашвили
Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже

Рационализм и матем. идеал науч. зн-я. Методология дедуктивизма и ее подход к опред-ю крит-я науч. зн-я.
Рациональность –это тип мышл-я и соотв-го ему продукта, т.е. рац. зн-я, облад-го дискурсив-тью (сп-ть выраж-ся в языке), опред-тью пон-й и терминов, системн-тью, обоснов-тью, откр-

Пр-п фальсификацируемости в понимании науч. зн-я и реальная практика науки.
Фальсификационизм – противоположный подход к пр-пу В. Ф. в шир. см. – тоже самое что и Крит. рацион-зм, т.е. линия в постпозит-зме (осн-ль Поппер, предс-л

Гадамер о философии и герменевтики
  Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к

Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени. Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи

Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19

Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на

ФН и Ф. техники
Концепции: 1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука. 2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы. 3) Наука в целом развивалась

Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше

Лейбницианская идея матем-ки как учения о возможных мирах и универс-й науки как фил-кого исчесления
  Лейбниц (1646-1716) – нем. ф-ф, физик, математик, языковед 1666г. раб. «О комбинаторном иск-ве» - идея о созд-и матем. логики. 1669г. Соч. «Исповедание против пр-д

Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций

Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки.
Типы сциентизма по сфере применимости и хар-ру д-вия: 1. Социологический С. – (берет начало в одно вр. с воз-м ФН) – это направл-е ФН и социологии 19-20 вв, предс-ли кот.

Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги