Общие пробл. ф-фии науки - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Родиной Н. Явл. Запад. Цив-Ция. Н. Воз-Т В Нов. Вр (17 В.).
...
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.).
Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-рию дв. ист. надо заменить чем-то новым.
Термин «ФН» ввев в конце 70-х гг. Дюринг. В русскояз-м поним-и – Бухарин.
Гл. для ф-фии – быть мировоззрением,а быть наукой для нее не главное.
- методологическая: 1) эвристич-я (помог. совер-ть науч. открытия, сама ничего не открывает), 2) координирующая, 3) гносеологич-я (познав-я).
Нам важна координирующая f: 1) устан-т в/связи (в том числе м/у науками); 2) опр-т отн-я м/у науками и ф-фией; 3) устан-т отн-я м/у науками, фил. и др. обл-ми зн-я.
ФН более всего проявл. в св. методологич. f.
Позит-зм объявил ф-фию просто опред. методолгией по отн-ю к др. наукам, исключив ее мировоз-ю f . Заявил, что ф-фия не нужна. Парадокс: отрицая ф-фию, позит-зм попал в категорию ед-ной ф-фии науки.
За ф-фией след. признать на первом месте методологич. f , на втором – мировоз-кие.
Появл-е термина «ФН» не совпад. с появл-м интереса к ФН. В запад. к-ре этот интерес сущ-л всегда. Становление ФН в антич-ти прошло 3 этапа: 1) ионийский (осн. фил. шк. форм-сь на тер-рии малой Азии); 2) элейский; 3) сократический (5 в. до н.э.). Сократ поменял ф-фию от пр-ды к чел.
Первый серьезный естествоисп-ль и ф-ф – Демокрит (Др.Гр.) занимался не тол. атомами. Энгельс наз. его первым энциклопедич. умом Др.Гр. Ему принадл-т около 70 трудов. Он созд-т логику как основу рац-го зн-я. Это была логии индуктивная. Дальнейшие шаги сделал Сократ, затем Платон, а завершил все это Арист-ль. Как потом оказалось это была первая теор. наука (логика). В дальней логика стала базовой основой для ф-фии. Благ. логике потом родится матем. Т-рия (и это 2-й шаг).
После логики и матем. появл. след наука Нов.вр. – физика (Лейбниц, Декарт, Ньютон). Ньютона счит. не тол. ученым, но и ф-фом. В то вр. отделить уч-го от ф-фа б. невоз-но, т.к. ф-фия помогала род-ся собств-но науке. После физики происх-т отделение происх-т отделение химии, биологии. Затем они нач. дробиться: биол. химия, хим. биология).
На сайте allrefs.net читайте: 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Общие пробл. ф-фии науки
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Исторические типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной ц
Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле
Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм
Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо
Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо
Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский
Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище
Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой
Наука и ф-фия
На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа
Философия науки Мамардашвили
Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже
Гадамер о философии и герменевтики
Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к
Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени.
Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи
Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19
Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на
ФН и Ф. техники
Концепции:
1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука.
2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы.
3) Наука в целом развивалась
Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше
Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций
Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов