рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки.

Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки. - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Осн. Хар-Ки Науч. Зн-Я. Важно, Когда Эти Харак-Ки Присут-Т В Совокуп-Т...

Осн. хар-ки науч. зн-я. Важно, когда эти харак-ки присут-т в совокуп-ти. Наличие 9 хар-к свид-т, что зн-е действит-но научное.

Объективность – осн. видом истины на кот. ориент-ся наука д.б. объктив-я (впервые опред-е объкт. Истины дал Аристотель).

Рациональность – хар-ка науч. зн-я с точки зр. ее ф-мы.

Системность – хар-ка содержания. Ее не следует путать с рациональностью, классиф-й и делением.

Обоснованность – это некот-я рационалистич-ки ориентир-ная оц-ка зн-я для того, чтобы рез-т данного зн-я был принят другими. Это аналог убеждения.

Открытость для критики и проверки – внешнее усл-е для сущ-ния науч. зн-я.

Предметная определ-ть – у кажд. науки св. пр-т. Опред-е пр-та связ. со строгой рацион-кой процедурой.

Интерсубъективность – термин нов. Это консенсуальное согласие м/у суб-ми позн-я относ-но принятия разл. когн. реш-й (относ-но понимания знач-я и смысла конкр. терминов и понятий, истинного значения конкр. высказываний и т.д.). И. это та же объект-ть зн-я, но принятая науч. сообществом.

Полезность – практич. применимость.

Наличие собств. языка – кажд. Н. д. иметь св. язык. Не м.б. у 2-х разн. Н. одинакового языка. Сущ-т два стиля языка: 1) устно-разговорный (литер-разгов, разгов-бытовой, ораторский). 2) письменно-книжный (офиц-деловой, публицистич-й, беллетрический, научный).

Осн. черты науч. стиля: 1) логич. послед-ть науч. излож-я; 2) однозначность; 3) точность; 4) сжатость при информативной насыщенности содержания; 5) конкретность (предмет); 6) бесстрастность изложения (индифферентизм).

Харак-ные особ-ти науч. стиля:

1) насыщенность теминами 15-20%; 2) использ-е особ. науч. фразеологии; 3) преоблад-е абстрак-й лексики (термины с усложненными суффиксами); 4) употреб-е ф-мы ед-го числа в значении множественного (виды движения); 5) употреб-е существительных вместо глаголов; 6) наличие сложных и сложно-подчиненных предложений.

Осн. познав-е f науки:

1) синтетическая f - f Н. как особого вида зн-я, это объед-е отд. достоверных зн-й в единую целостную с-му. (С-ма – это совок-ть элем-в с отн-ми м/у ними).

2) объяснительная f – это выявление причинных и иных зависимостей, а ткж многообразие связей опр-го явления, его существенных харак-к, з-в происхождения и разв-я.

3) методологическая f – формул-ка на базе опр-й т-рии всевозм-х м-в, СП-в и приемов иссл-кой д-ти.

4) прогностическая f – это f предвидения, т.е. производство выводов на базе теор-х представ-й о сост-и изв-х явлений, о сущ-нии не изв. ранее фактов, объектов или их св-в и связей м/у явлениями (пример: с-ма Менделеева).

5) практическая f – практич. значимость.

1.32.2. Универсальность научного знания и ее границы: особ-ти пр-та, ср-в и методов, целей науки.

Наука изуч. рацион-ть (суб. и объективную). След. помнить о разнице м/у об-том и пр-том.

Универс-ть науч. зн-я не абс-на и обл. науч. интересов опр-ся поисками ответов тол. на 3 вопроса: что изучаем? Как? Почему? На вопрос «зачем?» т.е. с какой целью, наука отвечает уже с трудом и уступает место ф-фии, религии и иск-ву. Наука т.о. явл. ограниченной частью чел. к-ры как общечел-кой, так и национ-ной. Если гов. о в/д-вии Н. с др. ф-ми к-ры, то в этом плане Н. лучше всего в/д-вует с техникой, ф-фией и религией. Если гов. о запад. к-ре, то это вообще аксиома. Стрем-е найти ответы на эти фунд-е вопросы делает Н. наиб. динамичной частью чел. к-ры. Отрицая мир а его объект-ти (даже когда объектом делается суб-т) Н. дает лишь один из срезов многообразия чел. мира. Поэтому она не исчерпывает собою всей к-ры, а сост. лишь одну из ее сфер, кот. в/д-вует с др. сферами кул-го ТВ-ва – моралью, религией, ф-фией, иск-вом.

 

1.85.25. Конц-я разв-я зн-я И. Лакатоса в раб. «Фальсификация и метоло-гия науч-иссл-х программ»

Два осн. положения: 1) фил. и ист. Н. д.б.связ м/у собой неразрывным образом (в этом тезисе он проявл-ся как последователь Куна); 2) методол-гия иссл-х программ (Лакатос) – разв-е Н. предс. из себя смену иссл-х программ.

Состав иссл-кой программы Лакатоса: 1) ядро программы; 2) негатив. эвристика прогр. Ее цель – сосредоточить ср-ва, спасающие ядро от разрушения; 3) позтив. эвристика прогр. реш-т з-чу сохр-я иссл-кой прогр; 4) предохранительный пояс прогр.

Лакатос объяс-т смену прог-м тем, что все они (т.е. каждая очередная) приним-ся м-дом конвенциональных реш-й внутри науч. сооб-ва. Не ставится вопрос об истинности, лишь бы приносило пользу в экон. плане.

Критика Лакатоса: 1) нет удовлетв-го крит-я прогресса или регресса Н.; 2) нет, крит-я отбрасывания программ; 3) не реш-ся пробл. преемст-ти прогр. Напр., не ясно куда девается старая прогр, остается ли от нее что-л. и переходит ли это в нов. прогр.; 4) проблематичность конвенционализма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке

На сайте allrefs.net читайте: 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной ц

Общие пробл. ф-фии науки
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Становл-е науки Нового Вр., роль ф-фии в этом пр-се. Эмпиризм и рационализм.
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Эмпиризм и рационализм
Осн. хар-ки эмпиризма:1) ед-ный источ-к зн-я – опыт. Зн-я приобр-ся в пр-се ж-ни. 2) ориентация на детальны йан-з чувств-го позн-я. 3) принижение или игнорир-е рац-го позн-я. 4) от

Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле

Многообразие новаций в развитии науки и проблема преемственности науч. зн-я. Перестройка оснований науки и изм-е смыслов мировоз-ких универсалий к-ры
Новации в науке (по степени значимости): 1. науч. открытия, 2. нов. т-рии, 3. нов. гипотезы, 4. иссл-кие прогр-мы, 5. нов. обл. науки (нов. направления), 6. нов. дисц-ны, 7. обновление ср-в и м-дов

Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище

Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой

Наука и ф-фия
На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа

Философия науки Мамардашвили
Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже

Рационализм и матем. идеал науч. зн-я. Методология дедуктивизма и ее подход к опред-ю крит-я науч. зн-я.
Рациональность –это тип мышл-я и соотв-го ему продукта, т.е. рац. зн-я, облад-го дискурсив-тью (сп-ть выраж-ся в языке), опред-тью пон-й и терминов, системн-тью, обоснов-тью, откр-

Пр-п фальсификацируемости в понимании науч. зн-я и реальная практика науки.
Фальсификационизм – противоположный подход к пр-пу В. Ф. в шир. см. – тоже самое что и Крит. рацион-зм, т.е. линия в постпозит-зме (осн-ль Поппер, предс-л

Гадамер о философии и герменевтики
  Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к

Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени. Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи

Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19

Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на

ФН и Ф. техники
Концепции: 1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука. 2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы. 3) Наука в целом развивалась

Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше

Лейбницианская идея матем-ки как учения о возможных мирах и универс-й науки как фил-кого исчесления
  Лейбниц (1646-1716) – нем. ф-ф, физик, математик, языковед 1666г. раб. «О комбинаторном иск-ве» - идея о созд-и матем. логики. 1669г. Соч. «Исповедание против пр-д

Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций

Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки.
Типы сциентизма по сфере применимости и хар-ру д-вия: 1. Социологический С. – (берет начало в одно вр. с воз-м ФН) – это направл-е ФН и социологии 19-20 вв, предс-ли кот.

Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги