рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия науки Мамардашвили

Философия науки Мамардашвили - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Мераб Константинович (1930-1990), Груз-Кий Сократ. Осн. Идеи И Работы: «Ф-Ма ...

Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже он ее назвал «Стрела познания») 1996г., «Курсы лекций».

«Ф-фия - это не тол. то, что ты думаешь, но и то, что ты есть».

Язык ф-фии парадоксален, его нельзя знать в пр-пе, след-но раз его нельзя знать, то это язык не знания, а жизненной мудрости.

З-ча ф-фа - дать возм-ть думать самому и мыслить другим; умение смотреть на мир ни при пом. одного из 5 ч-в, а глазами души. В этом м. помочь транстенденция.

«Истина больше, чем Родина» - груз. национ-ты не м. простить М. эту фразу, когда в 90-е гг. он вернулся в Грузию. После его смерти его мысли и его зн-я польз-сь дост-ной популярностью.

Правящая верхушка не обучаема. Обучение достигается за счет революций.

М. был спец-том по ф-офии сознания. Мышл-е - это труд ж-ни. Гл. з-ча ф-фа – дать возм-ть думать самому и мыслить др.

Ф-фия марксизма оказала значит-е влияние на М., в то вр. когда бол-во людей не знали о нем ничего. Маркс-зм нач. изучать тол. в конце 60-х г. Быть знатоком маркс-зма являлось десиденством.

Раб. Вазюлина «Логика капитала» явл. первоначальный базой, необх-й для последующего изучен-я марксизма (т.к. необх-ма предварительная подготовка)

«Как я поним-ю ф-фию» - раб. интересующая нас в плане ф-фии науки.

Предпосылки для занятия наукой: 1) опровергал полож-е Куна о поступательном разв-и науки; 2) роль науки в совет. союзе («служанка марксизма»).

Классич. наука (конец 19-нач. 20 в.) - задала опред. онтологию ума, наблюдающую объек-е явления.

В 20в. воз-т з-ча ввести в науч. карт мира явление соз-я. Воз-т з-ча самоопред-я и поиска гармонии чел. в технич. мире.

Понимание науки М. видит в проблеме соотн-я науки и к-ры, М. наз. это онтологич. пробл. С точки зр. онтологии видны различия м/у наукой и к-рой и связи, в кот. они м. вступать.

М. различ-т содержание науч. з-на и факт его извлеченности.

Универс-е физич. з-ны сущ-т незав. от чел. Чел. изуч-т эти з-ны в рамках св. к-ры. Наука ориент-на космически в св. содержании. Она универс-на по отн-ю к люб. к-рам и не завис. от познающего суб-та. Будучи существом конечным, чел. пыт. постичь универс-е физич-е з-ны. М. наз. чел. уникальным. Мы не просто видим сущность мира, но д. мыслить. Есть разница м/у содержанием з-на и м/у тем, как его ассимилировали. Это явл основой для разв-я чел.

К-ра – это суб. сторона зн-я (т.е. все то, что зависит от чел.).

М. рассм. кул-ный мех-зм в науке, т.е. к-рой наука явл. в той мере, в какой чел. способен владеть зн-ми универсума.

Раб. «Наука и ценности: конечные и бесконечные».

Не сущ-т прикладных наук, а сущ-т лишь наука и ее применение.

Проблема тв-ва в науке.

М. заним-ся пробл. разраб еще Кантом – аналитич-х и синтетич-х высказываний.

1.78.18. Проблемы логики и ф-фии языка в «Логико-ф-ком трактате» и «Ф-ких иссл-ниях» Л. Витгенштейна

Л. Витгенштейн (1889-1951). Его раб. «Логико-ф-кий трактат» получила одобрение Рассела, опубликована в 1921 г., переведена на рус. Язык позднее в 1928.

Лекции «Голубая книга» и «Коричневая книга» опубл. В 1958 г.

«Логико-ф-кий трактат» - 7 тезисов от более простого к сложному: 1) Мир есть все, что происходит. 2) Происходящее – факт сущ-ния со-бытий, кот. связ-ся в опред. контекст. 3) Мысль – это логич. картина факта. Соз-е детерм-но реал-тью, кот. задает возм-ные сп-бы и ф-мы построения осмысл-х высказыв-ний. Это полож-е счит-ся антипсихол-ким.

Центр. моментом трактата явл. предложение. Смысл выраж-ся отд. фактом – предложением. Высказыв-е делается осмысл-м тол. тогда, когда оно объед-но в предлож-е.

Реал-ть, соз-е и язык предс. собой единое целое. Обыденный язык – это чувственная оболочка мысли, кот. во мн. Случаях скрывает как саму стру-ру мысли, так и св-во языка, кот. явл. источником фил-х проблем. Соответсвенно, ф-фия д. предс. собой д-ть по регламентации правил языка по восстан-нию порядка там, где он скрыт сп-ми повседнев-го выражения. Это полож-е явл. осн. вего трактате, за что его сил. критиковали и именно это полож-е позднее В. изменил.

Начиная с 30-х гг. В. отказался от идеи о том, что необ-м этот логич. совершенный язык. Язык нельзя употреб-ть не прав-но и не коррек-но. Эти идеи отразилисьв его раб. «Фил. иссл-я» (1951) – пересмотр собств. идей. В. стал рассм. язык как продукт соглашения.

В. – предс-ль логич. позитивизма. Реал-ть отраж-ся в соз-и и выраж-ся в языке. Тогда зачем изучать реал-ть и соз-е, когда м. изучать тол. язык? Все изуч-е мира, т.о., м. свести к изучению языка.

Позитивизм – это позиция, кот. отрицает надобность ф-фии.

1.50.20. Научный закон: понятие, типы, функции, СП-бы получения и обоснования

Амонимия набл-ся в тожд-ве предмета изуч-я и науки об этом. Н: логика – правильное мышление и предмет науки. Спасает контекст.

Физические з-ны – это абс-но все з-ны пр-ды. З-ны физики – это те з-ны физич. мира, кот. уже открыты и стали достоянием физики. А если гов. о к.-л. конкр. физике, то этих з-в стан-ся намного меньше.

Научные з-ны вкл. в себя з-ны науки, а з-ны науки вклю в себя з-ны конкр. науки. Метод опр-ся пр-том изуч-я. В гум. науках – это герменевтика.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке

На сайте allrefs.net читайте: 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия науки Мамардашвили

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторические типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной ц

Общие пробл. ф-фии науки
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Становл-е науки Нового Вр., роль ф-фии в этом пр-се. Эмпиризм и рационализм.
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.). Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-

Эмпиризм и рационализм
Осн. хар-ки эмпиризма:1) ед-ный источ-к зн-я – опыт. Зн-я приобр-ся в пр-се ж-ни. 2) ориентация на детальны йан-з чувств-го позн-я. 3) принижение или игнорир-е рац-го позн-я. 4) от

Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки.
Осн. хар-ки науч. зн-я. Важно, когда эти харак-ки присут-т в совокуп-ти. Наличие 9 хар-к свид-т, что зн-е действит-но научное. Объективность – осн. видом истины на

Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле

Многообразие новаций в развитии науки и проблема преемственности науч. зн-я. Перестройка оснований науки и изм-е смыслов мировоз-ких универсалий к-ры
Новации в науке (по степени значимости): 1. науч. открытия, 2. нов. т-рии, 3. нов. гипотезы, 4. иссл-кие прогр-мы, 5. нов. обл. науки (нов. направления), 6. нов. дисц-ны, 7. обновление ср-в и м-дов

Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо

Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище

Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой

Наука и ф-фия
На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа

Рационализм и матем. идеал науч. зн-я. Методология дедуктивизма и ее подход к опред-ю крит-я науч. зн-я.
Рациональность –это тип мышл-я и соотв-го ему продукта, т.е. рац. зн-я, облад-го дискурсив-тью (сп-ть выраж-ся в языке), опред-тью пон-й и терминов, системн-тью, обоснов-тью, откр-

Пр-п фальсификацируемости в понимании науч. зн-я и реальная практика науки.
Фальсификационизм – противоположный подход к пр-пу В. Ф. в шир. см. – тоже самое что и Крит. рацион-зм, т.е. линия в постпозит-зме (осн-ль Поппер, предс-л

Гадамер о философии и герменевтики
  Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к

Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени. Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи

Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19

Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на

ФН и Ф. техники
Концепции: 1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука. 2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы. 3) Наука в целом развивалась

Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше

Лейбницианская идея матем-ки как учения о возможных мирах и универс-й науки как фил-кого исчесления
  Лейбниц (1646-1716) – нем. ф-ф, физик, математик, языковед 1666г. раб. «О комбинаторном иск-ве» - идея о созд-и матем. логики. 1669г. Соч. «Исповедание против пр-д

Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций

Мировоззрение сциентизма (см. 1.7.7), его разновидности и основные постулаты. Интернализм и экстернализм в трактовке процесса развития науки.
Типы сциентизма по сфере применимости и хар-ру д-вия: 1. Социологический С. – (берет начало в одно вр. с воз-м ФН) – это направл-е ФН и социологии 19-20 вв, предс-ли кот.

Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги