Лейбницианская идея матем-ки как учения о возможных мирах и универс-й науки как фил-кого исчесления
Лейбницианская идея матем-ки как учения о возможных мирах и универс-й науки как фил-кого исчесления - раздел Науковедение, 1.24.24.Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке
Лейбниц (1646-1716) – Нем. Ф-Ф, Физик, Математик, Языковед...
1666г. раб. «О комбинаторном иск-ве» - идея о созд-и матем. логики.
1669г. Соч. «Исповедание против пр-ды атеистов»
1671г. «Нов. физическая гипотеза»
1671г. Труд «Тер-я абстр-го движения»
1686г. «Рассуждения о метафизике»
1686 г. «Теологич. с-ма» (хотел объединить церкви)
1693г. «Протогея»
… «Нов. с-ма пр-ды и общение между субстанциями»
1710г. «Опыты Теодицеи»
1714 г. «Монадология»
Конц-я «Логика возможных миров» разраб. Лейбницем. Под возм-ми мирами Л. понимал такие миры, явления в кот. м. описать без противоречия. Причем необ-ми истинами он счит. лишь такие положения, кот. верны во всех логически возможных мирах, а случайными – истинные лишь в отд-х мирах. Возм-й мир - это максимал-е мн-во «совозможных явлений», т.е. таких явлений, кот. м. сосущ-ть др. с др. Но многообразие возм-х миров сущ-т лишь в разуме Бога. При этом выбор реал-го мира из мн-ва мыслимых вариантов произв-ся Богом исходя из пр-па максим-го соверш-ва. Т.о., бытие бога он доказ-т по-разному. Возм. мир - это мир, лишенный противоречий. В разуме бога сущ-т множество возм. миров.
Пр-п минимакс - крит-й, задающий крит-й совершенства, т.е. в мире д. б. миним-е. кол-во з-нов при максим-м разнообразии следствий.
Исторические типы научной рациональности
Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глоб. науч. револ., м. охарак-ть как три ист-ких типа науч. рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной ц
Общие пробл. ф-фии науки
Родиной Н. явл. запад. цив-ция. Н. воз-т в Нов. вр (17 в.).
Ф.Бэкон родонач-к ф-фии Нов. вр., ф-ф, знал теологию, в ф-фии б. сторонником двойственной истины. Решил, что т-
Совр. концепции развития наук
Кумулятивистская конц-я(К.К.) –первая в ист-м плане. Явл. конц-й позит-зма на всех его этапах. К.К. наз. позитивистской, индуктивистской. Суть К.К.: всякое изм-е в Н. – это накопле
Научно-техническая революции
Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм
Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо
Науки о пр-де и науки о духе
Науки о духе – это комп-с дисц-н, изуч-х универс-е ценности, их пр-ду, f и проявления в чел. ж-ни в коллективном и инд. пов-и людей. К абс. универс-м ценностям относят: бога, благо
Герменевтическая методология в гум. знании
Шпет, Бахтин, Лотман, выготский
Герменевтика – это сфера зн-я, кот. разв-сь кумулятивно с античных времен. Разв-е нач. с языкозн-я, литератур-ния, Ψ. Г. – это детище
Феноменология Гуссерля
Ф-фия – промежуточная сфера м/у наукой и религией. С этой позицией феноменологии не согласны. Они утвержд-т, что ф-фия сод. Стор. это наука, а сдр. – это особая наука. Сам проект ф-фии как строгой
Наука и ф-фия
На первй взгляд м. показ-ся благоразумным предоставить иссл-е фактов позитивной науке. Физика и химия б. заним-ся неорганиз-й материей, биол. и психол. науки станут изуч. проявления ж-ни. З-ча ф-фа
Философия науки Мамардашвили
Мераб Константинович (1930-1990), груз-кий Сократ. Осн. идеи и работы: «Ф-ма и содержание мышл-я», «Классич. и неклассич. идеалы рацион-ти», «Как я понимаю ф-фию», «Трактат о разв-ся знании» (позже
Гадамер о философии и герменевтики
Гадамер (1900-2002) - классик герменевтики. Его Г. явл. принципиально новой. Чел. бытие изначально нах-сь в с-ме поним-я. З-ча Гер-ки – в истолковании этой с-мы. Поним-е-это отн-е к
Гадамер о философии
Пыт. рассм. фил-ю как незаверш-й пр-с с од. стор., и пыт. подкоррек-ть методологизм фил. Нов. Времени.
Осн. з-ча фил - люб. высказывание сформул-ть точно, чтобы оно не вызывало противоречи
Формы орг-ции науки. Науч. сообщества и их ист-кие типы.
Науч. сообщество (совр. Пон-е в ф-фии и социологии) – совок-ть проф-х ученых, т.е. людей со спец. подг-кой, соц. F кот. явл. получение учений и зн-ий. Сам термин появ-ся в сер. 19
Дифференциации внутри самой философии науки
Ф.Н. – это фил-кое направл-е, кот. выбирает св. осн. проблематикой науку как эпистемологический и социокультурный феномен, а также это еще и спец. фил. дисц., предметом кот. явл. непосредственно на
ФН и Ф. техники
Концепции:
1) тех-ка рассм-ся как прикладная наука.
2) пр-сы разв-я науки и тех-ки рассм-ся автономно, но как скоординир-ные м/у собой пр-сы.
3) Наука в целом развивалась
Сорв. периодич. издания ФН
Алгебра и логика, Альма-матер, Вестник ГАСА, молодых ученых, МГУ, НГУ, РАН, СПГУ и т.д. Вопросы ист. естествозн-я и техники, Вопросы фил (с 1947), Вопр. языкозн-я, Восток. Афроазит-кие об-ва, Высше
Философское исчисление
Л. стремился осущ-ть алгебраизацию всего чел. зн-я путем построения универс.н – фил-го исчисления. Данная фил. наука позв. решить даже самые слож. пробл. посред-м простых арифметич. операций
Изм-е науч. зн-я в свете осн. допущений постструктур-зма
Структурализм как некот. тип зн-я нач. с языкознания и восходит к первым векам.н.э. С-зм как опред-я линия ан-за зарожд-ся и разв-ся в осн. в рамках религ-й проблематики. Его истоки м. увидеть в по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов