рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Царский ответ и первая осада

Царский ответ и первая осада - раздел Культура, Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви Царский Ответ И Первая Осада. Ответ Последовал На Четвертую Челобитную. 23 Де...

Царский ответ и первая осада. Ответ последовал на четвертую челобитную. 23 декабря 1667 г. были направлены две отдельные грамоты соловецким старцам, а также слугам и служебникам монастыря с предложением покориться, а 27 декабря 1667 г. был издан царский указ, означавший начало блокады монастыря за противство и непослушание светским и церковным властям, святейшим Вселенским патриархам.

В указе предписывал ось Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели.

Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. не разрешать отправлять в монастырь его хлебные запасы, присланные из Вологды и хранящиеся в амбарах в Холмогорах, а послать их в монастырские соляные промыслы для работных людей. Тогда же в 1668 году Вселенскими Патриархами была написана грамота архимандриту Иосифу с проклятием Соловецких мятежников за непокорение ко Святей Церкви.

Весной 1668 г. на Соловки прибыл стряпчий Игнатий Волохов с небольшим отрядом стрельцов несколько более 100 человек. В ответ монастырь заперся, что было началом его сидения. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.

С теми силами, которые были у Волохова, организация полной блокады островов оказалась делом невозможным. Восставшие пользовались авторитетом, сочувствием и поддержкой у поморского населения. На них смотрели как на сидельцев за Христово имя и Спасительный Крест. Численно среди сидельцев преобладали бельцы более четырех сотен московских стрельцов и донских казаков и боярских беглых холопов и крестьян, были разных государств иноземцы свийские немцы, и поляки, и турки, и татаровя.

Очевидно, бельцы играли заметную роль в руководстве восстанием. Не без их участия была организована караульная служба, налажено обучение сидельцев огневому бою, устроены окопы и земляной вал перед Никольской башней, надрублены раскаты деревянные стены на сушиле и проч. Однако и монахам военное ремесло было за обычей. Невежественность мятежников особенно проявилась 7-го марта 1669 года, когда они изорвали и сожгли более двухсот книг, а на оставшихся сделали раскольничьи приписки.

Авторитетным руководителем восстания был архимандрит Никанор. Позиция сидельцев и бельцов, и монахов была однозначной Мы, заявляли они, по новоисправленным книгам петь и говорить отнюдь не хотим и за то де мы хотим помереть все единодушно. Весьма сильными среди восставших были антиправительственные настроения. Действия Игнатия Волохова на протяжении 1668-1671 годов едва ли можно квалифицировать как осаду монастыря. Лето 1668 года было посвящено стоянию на Заяцком острове точно так же прошло и лето 1669 года. Приготовляясь к длительному сопротивлению, мятежники в июле 1669 года выслали из монастыря содержавшихся там в заключении греческого митрополита Макария, чернеца Герасима, попа Козьму, чернеца Иова Салтыкова, сына боярского Осипа Пирюгина.

В июне 1670 года под монастырем произошла стычка, во время которой был убит один стрелец и двое ранены потери восставших - трое убитых и двое раненых. На следующее лето военных действий вообще не было. Гораздо больше Волохова занимало выяснение отношений с архимандритом Иосифом.

Стряпчий и настоятель слали в Москву доносы друг на друга. В Москве не знали, кому и верить. В конце концов дошло до безобразия 16 марта 1672 года во время обедни приключилась драка - Волохов в церкви принародно архимандрита Иосифа бил и за бороду драл и, оковав, держал в тюрьме многое время. Правительство вынуждено было обоих отозвать в Москву. На место Иосифа был назначен старец Иоиль, на место Волохова голова Московских стрельцов Клементий Иевлев. 2.6.Вторая осада монастрыря Клементию Иевлеву предписывалось как мочно потеснить монастырь, но при этом ратных людей, стрельцов и иных по наряду для приступов к Соловецкому монастырю не посылать, и никакого воинского промыслу над монастырем не чинить, кроме того что у монастыря заставы учинить крепкие, чтобы отнюдь из монастыря никто ни с чем, также в монастырь тайно и явно не ездили.

Также рекомендовалось действовать убеждением, пытаться склонить мятежников к сдаче путем переговоров, за что правительство обещало 12 мая 1673 года бунтовщикам прежние их вины отдать. Лето 1673 года также не принесло К. Иевлеву сколько-нибудь заметного успеха.

За исключением того, что двинские стрельцы учинили бунт, едва не прибив своего начальника, посылавшего ратных людей на приступы без боевого запаса, от чего ратные люди несли большие потери. После бунта, едва избежав расправы, Иевлев бил челом царю об освобождении его от должности. 6 сентября 1673 года на смену Иевлеву был послан воевода Иван Алексеевич Мещеринов. 28 декабря 1673 года в монастыре было решено за Великого Государя богомолье отставить, тягчайшее по тем временам государственное преступление. 2.7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Значение Соловецкого сидения в расколе Русской Церкви

Историки называют этот век бунташным. Именно в этот период произошли два крупных крестьянских, два стрелецких, ряд… В 17 веке в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Царский ответ и первая осада

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало раскола
Начало раскола. В 1646 году при дворе царя Алексея Михайловича сложился кружок боголюбцев, или ревнителей благочестия во главе с настоятелем Благовещенского собора в Московском Кремле Стефаном Вони

Исправление церковных книг
Исправление церковных книг. Стремление царской власти к политическому единству с православным Востоком подразумевало единство религиозное. Поэтому при патриархе Иосифе дело исправления русск

Соловецкое сидение
Соловецкое сидение. В августе 1657 года на Соловки были присланы новоисправленные служебники. Под влиянием архимандрита Илии черный собор, не вникая в существо исправлений и опасаясь якобы содержав

Причины Соловецкого бунта
Причины Соловецкого бунта. В отсутствии Патриарха царь Алексей Михайлович по существу возглавил управление церковными делами. Предшествующая его деятельность принятие Соборного Уложения 1649

Некоторые особенности реформ Никона
Некоторые особенности реформ Никона. Заметим, что реформа не затрагивала основ православного вероучения она лишь приводила форму обряды в соответствие с содержанием догматикой. К числу наибо

Начало и развитие событий в Соловецкой обители
Начало и развитие событий в Соловецкой обители. Неприятие обрядовых изменений в Соловецком монастыре во многом определялось позицией архимандрита Илии. Многие священнослужители не разделяли его точ

Соловецкие челобитные царю
Соловецкие челобитные царю. В 1666 году архимандрит Варфоломей подписался под соборным деянием, в котором служение по новым книгам признавалось обязательным. Когда об этом узнали на Соловках

Действия воеводы Мещеринова
Действия воеводы Мещеринова. июня 1674 года И.А. Мещеринов высадился на Большом Соловецком острове и направил в монастырь посольство, которое было тут же посажено под караул. Пощады, даже в

Измена и расправа
Измена и расправа. Летом 1676 года Мещеринов готовился к решительному штурму. Он со 185 стрельцами устроил 13 батарей вокруг монастыря, стал вести подкопы под башни. В августе прибыло к нему ещ 800

Последствия и историческое значение Соловецкого сидения
Последствия и историческое значение Соловецкого сидения. Восьмилетнее сидение подорвало и духовную, и экономическую мощь монастыря. После мещериновского погрома в монастыре осталось только 14 монах

Библиографический список
Библиографический список. Во отоце океана моря Путеводитель по Соловецкой обители и ее скитам. Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигнальный мужской монастырь 2005. 2. Зызыкин М.В. Строит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги