Символика цвета в различных культурах

Государственный комитет российской федерации По рыболовству Мурманский государственный технический университет Кафедра философии Символика цвета в различных культурах Выполнил ст. гр. Бэ-131 Цейтлина А.Л. Проверил Келлер Г.С. Мурманск2003ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ 1. БЕЛЫЙ 2. ЧЕРНЫЙ 3. КРАСНЫЙ 9 ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ 1. ИНДИЯ 2. КИТАЙ 12 ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 14 ГЛАВА 4. АНТИЧНОСТЬ 15 ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 17 5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА 19 ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС 21 ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ 1. УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ 2. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 28 ГЛАВА 8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК 1. ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ 34 ВВЕДЕНИЕ Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный.

Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции.

Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины.

Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения.

Субъективно человек может цвета не ощущать цветовая слепота, либо воспринимать их искаженно дальтонизм. Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия. Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия.

Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики.

В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д. На сегодняшний день цветовая психология - эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография является попыткой преодолеть это препятствие.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - вот одни из главных вопросов этой проблемы. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые основные цвета, к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры.

Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к основным, либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия основной цвет далеко не однозначно. Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе т.е. изолированно от других цветов и форм представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью.

Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур круг, квадрат, треугольник, так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - цветовые метафоры. Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно например, синий чулок. Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на белую и черную свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.

Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. ГЛАВА 1.

ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами пл... Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного... Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного ц... Тэрнер - 1983 . В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодож...

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ

. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а ч... Согласно эзотерическим учениям три ряда символов оттенки цветов, соста... Так съеденная пища распадается на три части самая тяжелая, темная част... Цвета делились на благородные и для простого народа, как об этом говор...

АНТИЧНОСТЬ

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому... Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, ... Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных к... СРЕДНЕВЕКОВЬЕ После античной эпохи во времена средневековья в Европе ц...

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА

Наиболее существенное отличие языческого периода цветовой символики от... Поэтому средневековые богословы например, Аврелий Августин, восхваляя ... Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным... Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за вер... Оставшиеся цвета входили в группу низших или вторичных.

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

Золотой желтый символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую жизненную си... Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. ГЛАВА 6. В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических с...

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В

. Если в среде простого народа содержание цветового символа еще долгое в... Так коричневый цвет определялся Роже де Пилем как тяжелый, земной, выс... Ньютона Лекции по оптике привели к тому, что в эпоху Просвещения в Евр... ВЕКАХ Достижения физической оптики 17 века в лице И.

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ

Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым дело... Гете считал, что цвет независимо от строения и формы материала котором... Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания желтый - красно... Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатлени... Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отде...

ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ

Описывая впечатления производимые цветами, Гегель придает им особый си... ГЛАВА 8. феномен красных похорон. В недолгой истории психологии цвета одно из самых видных мест занимает... Кандинского О духовном в искусстве.

ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО

Вслед за Гете, Кандинский связывает с красками активной стороны желтым... Здесь мы наблюдаем движение от человека и к центру. Как главный тон лета, зеленый - символ природы, погруженной в самодово... Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как ... значение белого у Ндембу, как символа нового рождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является далеко не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи.

Целями, поставленными в первой главе, было, во-первых, показать глубокую и неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма. Первый из них - космологический мифологический, включает в себя цветовую символику первобытных народов, древнего мира и античности цвет как символ мировых сил, стихий и начал. Второй - религиозный богословский от поздней античности до эпохи Возрождения свет и цвет, как атрибуты божественного. И, наконец, третий - социально-психологический , Ренессанс - двадцатый век цветовая символика общественно-политических, социальных и индивидуально-психологических процессов и явлений. Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним ядро цветовой символики оставалось неизменным.

Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.

Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего первоначального смысла и не превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог краски сами по себе что-то выражают. Иными словами, цвет - не чистая доска, на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность - его объективное свойство. Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика - лишь только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой.

Основанием его являются объективные законы цветового воздействия на человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ

Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. 3. Гете И.В. Минск, 1984.

литература древности. М 1978 14. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М 1928. 15. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая Книга перемен. М 1960. 16. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М 1984.