рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

Работа сделанна в 2003 году

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА - раздел Культура, - 2003 год - Символика цвета в различных культурах Цветовая Символика Ислама. В Странах Ислама Цветовой Символизм Достигает Чрез...

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА. В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств.

Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни. В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из Тысяча и одна ночь белый называется лучшим из цветов. Золотой желтый символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался лечебным цветом Омар Хайям. Вместе с тем, желтому соответствовали и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.

Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую жизненную силу. Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть.

Вера в великую силу красного была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены красные символы, например, красная роза означала страстную любовь. Почитаемым и священным считался зеленый цвет зеленое знамя пророка. Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.

Синий и фиолетовый цвета тени, как и в Христианстве, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража. Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета.

Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации грязи, греха, злых дел. Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен, нечист, грязен, то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому.

Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а отношение к цвету - практическим.

Впечатляющему колориту католической церкви противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и ученые начинают постигать физическую природу света и цвета, используя при этом, отнюдь, не богословские категории. Если Леонардо да Винчи говорит об основных цветах белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая систематика.

Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так Бернандино Телезио в своем труде Происхождение цветов ставит в соответствие цветам две неуничтожимые субстанции - тепло и холод. Вместе с тем, в эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета. Свет в них трактовался как духовная субстанция, а темнота символизировала косную материю. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию идеи цвета. Каждый из 12 цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный - материя, коричневый - земля, синий - воздух, белый - духовный свет, блеск и сияние - Бог. Надо отметить, что подобная символика оказала заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения в частности, Рафаэля, которые опирались на нее при создании своих произведений. Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой символики в Европе.

Например, существовал цветовой код одежды.

По Коронато Оккольти белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет. В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо 15 в. поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному - меланхолический, красному - сангвинический, а желтому - холерический.

Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные - с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым холодным он полагал белый, а теплым - черный. Цвет, спускаясь с горних высот, начинает все больше становиться символом человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих исследований взаимосвязи между цветом и психикой. ГЛАВА 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Символика цвета в различных культурах

Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука… Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ
ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ. В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жи

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ. В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объ

АНТИЧНОСТЬ
АНТИЧНОСТЬ. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА
ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА. Наиболее существенное отличие языческого периода цветовой символики от христианского заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождест

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В. ВЕКАХ Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона Лекции по оптике привели к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически,

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ
УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес с

ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ. Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и больше обращается к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не прошли м

ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО
ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО. В разделе Действие красок В. Кандинский писал Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и пс

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ. Аристотель. Собр. Соч. Т. 1. М 1976. 2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. М 1980. 3. Гете И.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естество

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги