рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ

Работа сделанна в 2003 году

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ - раздел Культура, - 2003 год - Символика цвета в различных культурах Цветовая Символика В Древней Индии И Китае. В Индии И Китае С Древности И По ...

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ. В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным.

Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы. Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах. 2.1. ИНДИЯ Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде комментарии Шанкарачарьи красный цвет материального огня - цвет первоогня, белый цвет материального огня - цвет первичных вод, черный цвет материального огня - цвет изначальной земли.

Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета формы истинны. Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен трехчастен. Так съеденная пища распадается на три части самая тяжелая, темная часть черный становится калом средняя часть превращается в плоть красный и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью белый. То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части мочу черный, кровь красный и прану белый. В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три основных цвета соответствуют трем гунам или нитям существования мира - саттва, раджас и тамас.

Гуна саттва означает бытие, ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас красный представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас черный может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

На этих примерах видно, что в Древней Индии основные цвета являлись символами главных мировых космических сил, составляющих частей мироздания см. также Махабхарату, Рамаяму и др Основа основ для древних индийцев - солнце Брахман, главная веда и высшее божество не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие невидимого света, черного солнца и др. Свет и тьма белый и черный понимались как единство, тьма являлась инобытием света.

В Ригведе это единство выражено следующим образом огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле или обгоревшем предмете дождь, черный в небе в виде дождевых облаков, становится прозрачным на земле. Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет Махабхарата. Цвет богини любви - белый, смерти Кали - черный и красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом.

В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного. 2.2. КИТАЙ В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности. В Книге перемен мы находим следующую систему цветовой символики см. таблицу 2.1 исходящую из принципов теории соответствий.

Таблица 2.1.Цвет Время года Стихия, предмет Сторона света Планета Животное символ Зеленый или синий Весна Дерево Восток Юпитер Дракон Красный Лето Огонь Юг Марс Феникс Белый Осень Металл Запад Венера Тигр Черный Зима Вода Север Меркурий Черепаха и змея Желтый Конец лета Земля Центр Сатурн К списку основных цветов в Древнем Китае добавились синий зеленый и желтый. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного Сюань - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.

В китайской символике цвет выражал социальный статус каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на благородные и для простого народа, как об этом говорится в книге песен. В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый желтый цвет, а Инь - черный синий. Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве.

Цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему. ГЛАВА 3. ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА Во многом сходный характер цветовой символики мы встречаем и у древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца - огня зороастризм. Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был солнечным - светлым и ярким.

Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой желтый. Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д. Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы.

Следует также отметить, что древнееврейское слово чувство или страсть происходит от глагола quin ah краснеть. Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом, который содержит две противоположные тенденции жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних египтян зеленый - белый - красный. Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине.

В связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра верховного Бога Солнца. Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему приписывались, как правило, негативные значения - зла, греха, несчастья и т.д. Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела сколь либо существенного своеобразия или отличий по сравнению с другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей, и значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам известным.

Можно отметить, более выраженную амбивалентность красного цвета у древних евреев, но не выходящую за рамки его традиционных значений. ГЛАВА 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Символика цвета в различных культурах

Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука… Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ
ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ. В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жи

АНТИЧНОСТЬ
АНТИЧНОСТЬ. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА
ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА. Наиболее существенное отличие языческого периода цветовой символики от христианского заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождест

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА. В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В. ВЕКАХ Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона Лекции по оптике привели к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически,

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ
УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес с

ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ. Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и больше обращается к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не прошли м

ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО
ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО. В разделе Действие красок В. Кандинский писал Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и пс

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ. Аристотель. Собр. Соч. Т. 1. М 1976. 2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. М 1980. 3. Гете И.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естество

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги