рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ

Работа сделанна в 2003 году

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ - раздел Культура, - 2003 год - Символика цвета в различных культурах Учение О Цвете Й.в. Гете. Известно, Что Сам Гете Ценил Свою Работу По Цвету В...

УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества.

Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер 1983 чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена в штыки. Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру.

Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет Чувственно-нравственным действием цветов. Гете считал, что цвет независимо от строения и формы материала которому он принадлежит - прим. автора оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать специфические состояния. И далее отдельные цвета вызывают особые душевные состояния. Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.

Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в душевном состоянии, которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол. Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на положительные - желтый, красно-желтый оранжевый и желто-красный сурик, киноварь и отрицательные - синий, красно-синий и сине-красный.

Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к нейтральным. Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете. Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что веет теплом. Чисто желтый - приятен.

Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов цвет серы или нанесении на неблагородную поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации. Оранжевый. То, что сказано положительного о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени.

Оранжевый энергичнее чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами. Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются предпочитают эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. Как цвет это - энергия однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. Гете тонко чувствует мистицизм синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, уходит от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде. Красно-синий сиреневый. Этот цвет вызывает ощущение беспокойства.

Цвет живой, но безрадостный. Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен. Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете идеальное удовлетворение. Красный кармин производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения.

Более темный символизирует старость, а светлый - юность. Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день страшного суда. Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа отдыхает. Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, ограничивает душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга. Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности.

Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы ВНС человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания желтый - красно-синий синий - красно-желтый пурпур - зеленый. Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего фиолетового. Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют цветовой круг Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний приводящих к цельности , Гете выделяет характерные и нехарактерные. Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

Характерными Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской. Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает для цельности красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет обыденным. Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное. Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого. Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся в цветовом круге между ними. Нехарактерными Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга.

Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет пошло веселым, а синий с зеленым - пошло-противным. Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. Активная сторона положительные цвета при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а пассивная отрицательные цвета - проигрывает.

И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более веселой и жизнерадостной. Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, некультурных народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое отвращение к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека.

Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый. Значение Учения о цвете для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека.

Метафора светоносной души человека получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание. 7.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Символика цвета в различных культурах

Несерьезное, бессмысленное занятие? Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука… Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УЧЕНИЕ О ЦВЕТЕ Й.В. ГЕТЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ
ЦВЕТ И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ. В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жи

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЕ. В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объ

АНТИЧНОСТЬ
АНТИЧНОСТЬ. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное

ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА
ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА. Наиболее существенное отличие языческого периода цветовой символики от христианского заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождест

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА. В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В. ВЕКАХ Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона Лекции по оптике привели к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически,

ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ
ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИЗМ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ. Потеряв свои позиции в качестве богословского символа, цвет все больше и больше обращается к человеку, как это мы видим на примере учения Гете. Не прошли м

ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО
ЯЗЫК КРАСОК В.КАНДИНСКОГО. В разделе Действие красок В. Кандинский писал Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия - рождается чисто физическое воздействие и пс

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ. Аристотель. Собр. Соч. Т. 1. М 1976. 2. Бонгард-Левин Г.В. Древнеиндийская цивилизация. М 1980. 3. Гете И.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естество

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги