рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Справедливость, долг и честь.

Справедливость, долг и честь. - раздел Культура, Лекция 12. Нравственная культура и моральные ценности Общее Для Названных Моральных Ценностей То, Что Их Называют «Общественно-Орие...

Общее для названных моральных ценностей то, что их называют «общественно-ориентируемые ценности», иначе говоря, они относятся к этике норм. В них выражены требования общества (государства) к личности.

Исторически первоначально складывалась уравнительная спра­ведливость как общие требования ко всем членам группы (табу); таковой была и распределительная справедливость (равное распре­деление собранной пищи). Однако уже на этапе охоты распредели­тельная справедливость оказывается неравной и зависит от статуса человека в группе. Со времен Платона и особенно Аристотеля обос­новывается и развивается и то и другое понимание справедливости; первое приводит к развитию правовых, второе — экономических от­ношений. Религиозно-нравственное понимание справедливости свя­зано с законом судьбы (карма) в Древней Индии, согласно которому очередное перевоплощение души в сансаре (колесе жизни) предо­пределено ее нравственным или безнравственным поведением в жизни предшествующей. Точно так же и в христианстве человек нравствен­ный и человек безнравственный получают справедливое воздаяние тем, что душа первого оказывается в раю, а второго — в аду.

Современное понимание справедливости заключается, во-первых, в соответствии прав и обязанностей (долга) человека как члена общества. Во-вторых, в равных правах каждого человека. Их сово­купность определяет достигнутый данным обществом уровень меж­человеческих отношений. Нравственное содержание справедливости заключено в уважении человеческого достоинства в каждом.

Многообразен круг обязанностей, налагаемых обществом на чело­века и объединенных понятием долга. Не случайно многие философы-этики рассматривали этику как учение о должном — деонтологию (греч. Seov — должное). В начале XX в. сложилась медицинская деон­тология, положившая в основу клятву Гиппократа, которую принимает каждый врач. Императивность морали выражена в категорическом «Ты должен!» Моральный долг прежде всего есть форма контроля общества за поведением личности, поскольку в ней обнаруживается принуждение к соблюдению общепринятых норм.Пренебрежение ими ведет к общественному порицанию в достаточно разнообразных формах: от мягкого укора до бойкота. Иногда давление общества по­средством публичного обсуждения и осуждения оказывается силь­нее, чем правовые санкции. Известны ситуации, когда подвергнутый моральным обвинениям человек кончал самоубийством.

Если долг — требование исполнения обязанностей, то честь — об­щественное признание заслуг человека. Исторически честь, начиная со средневекового рыцарства, считалась исключительным достоянием определенной социальной группы: честь — прирожденное качество рыцаря, и ее не может быть у монаха, горожанина или крестьянина. От рыцарства честь, передающуюся по наследству, унаследовало дворянское сословие. Более того, и сейчас во многих европейских странах, особенно в Англии, Испании, отчасти Франции и Италии, наследники дворянских родов образуют более или менее замкнутую социальную группу, приобщиться к которой стремились и стремятся выходцы из буржуазии. Однако уже в XIV в. Петрарка противопо­ставлял сословной чести человеческое достоинство.

В настоящее время эти понятия стали соотносительными. Честь выражает общественное признание заслуг человека, достигшего успеха в своей профессиональной, ценной для общества деятельности. Отсюда понятие чести врача, деятеля науки, учителя, шахтера... Нередко честь оказывается связана с общественным статусом профессии: было время, когда молодые люди стремились стать инженерами, врачами, учите­лями. Сегодня — менеджерами или работниками в сфере искусства, особенно — персонажами массовой культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 12. Нравственная культура и моральные ценности

Моральные ценности... Аксиология или теория ценностей одно из сравнительно недавних направлений... Неокантианцы отнесли к миру ценностей вечному и неизменному духовные ценности логические истина эстетические...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Справедливость, долг и честь.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нравственная культура общества и личности
Культура — сложное и многослойное образование. Не случайно у этого понятия более сотни определений. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), пожалуй, дал самое краткое и емкое опр

Нравственная культура общества.
Как уже отмечалось в разделе «Нравственность как культурно-исто­рический феномен», возникающие в животном мире предпосылки нравственных отношений, иногда обозначаемые как «предмораль», позволяют го

Особенности нравственной культуры.
Каковы основные особенности нравственной культуры? 1.Приоритетность моральных принципов. Во всех сферах жизни общества в случаях столкновения интересов научных, экономи­че

Нравственная культура личности.
Богатство и бедность индивидуального морального сознания, его полнота и недостаточность, в значительной мере определяющие цельность или «разорванность» личности, закладываются с момента рождения. М

Достоинство, ответственность, совесть.
Быть может, первым проявил человеческое достоинство Эзоп, зна­менитый баснописец и раб. Когда ему был предложен выбор — остать­ся рабом или, став свободным, подвергнуться казни, он избрал смерть св

Любовь и дружба.
Среди моральных ценностей особое место занимают любовь и друж­ба. Они, пожалуй, занимают промежуточное положение между об­щественно и личностноориентируемыми ценностями, хотя тягот

Высшие ценности.
Основу всех человеческих ценностей составляет жизнь. А поскольку все ценности культуры — создание человека, то для них он сам со­ставляет фундамент, то есть является высшей ценностью. Нако

О смысле жизни человека.
Счастье — чувство полноты жизни, переполняющее сердце. Оно бы­вает и прочным, и непрочным, чаще временным, преходящим, неже­ли постоянным, случайным даром обстоятельств и отнюдь не всегда венчающим

Почему «о судьбах», а не о смысле жизни человечества?
Да потому, что никакого, по крайней мере вне человечества, смысла жизни нет. Это не значит, что жизнь — абсурд, как считал Ка­мю. Жизнь возникла на определенном этапе существования

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги