рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура, как особая, человеческая форма социальности

Культура, как особая, человеческая форма социальности - раздел Культура, Живая антропология Культура – От Латинского Cultura – Возделывание, Восп...

Культура – от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание – переработка, возделывание человеком пространства и объектов природы с целью создания условий для собственного существования, образование «второй природы» – внутреннего живого пространства человеческих сообществ. Культуру традиционно делят на материальную (предметы, объекты, условия) и духовную (идеи, мировоззрения, технологии, знания, искусство, обряды, традиции, законы, религии). Культура - это не столько процесс обтесывания камней, или рыхления земли, одомашнивания животных, сколько процесс возделывания самого человека – его отношения к себе самому, другим людям, иным живым существам и ко всему окружающему миру. Иначе говоря , культура – это деятельная основа антропогенеза – процесса коллективногосо-творения человеком самого себя и мира для себя. Культура – это форма интеграции человеческих существ в сообщества с единой информационно-коммуникативной системой, шкалой ценностей и приоритетов, правил сосуществования, единой коллективной памятью, передающей информацию из поколения в поколения негенетическим путем. Любой физически полноценный человеческий младенец, оказавшийся в любой человеческой культуре в состоянии полностью интегрироваться в нее, усвоить язык, мировоззрение, технологии и ценности, при всех своих этнических и генетических особенностях, разумеется, если сама культура будет принимать этого растущего человека как своего. Культура не отменяет генетический поток информации, не игнорирует его, а активно использует его многообразие в своих целях, создавая в своем внутреннем пространстве множество функциональных ниш. Как в многоклеточном организме из изначально тотипотентных бластомеров развивается все клеточное многообразие и, специализируясь на разных функциях, достигает вершин различий строения и жизненных циклов, так и развитых человеческих культурах стратиграфия общества крайне разнообразна. Единый геном вида Homo sapiensпорождает обилие конституционных, психологических и экологических типов людей, и их сообществ, подчас во многом альтернативных друг другу. Но все элементы единой системы взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны, даже когда выглядят антагонистами. Культура индуцирует ниши человеческих адаптаций, как развивающийся организм основные пути специализации своих клеток, а биоценоз разнообразие экологических ниш, и любой человек, как и всякое живое существо, стремится овладеть наиболее пригодным для себя пространством адаптации. Но существовать эта система может только как единое интегрированное целое, даже если отдельные элементы системы не в состоянии полностью отразить, а тем более осознать эти многочисленные взаимосвязи. Особая изумительная лабильность человеческой нервной системы, позволяющая ему средообусловленно создавать базовые матрицы сенсорных и моторных механизмов, долгое развитие, огромный головной мозг, высокая активность и подвижность, универсальные двигательные возможности рук, развитые коммуникативные системы – все это делает человека исключительным учеником, объектом и субъектом культурной индукции. Культура создает из человеческого детеныша человека, как специфичного представителя своего места и времени, а человек всей своей жизнью создает вокруг себя культуру, как непрерывное пространство-время своего бытия.

Вне условий культуры формирование человеческого существа приводит к совершенно иным результатам. Генетически являясь Homo sapiens, будучи физически полностью здоровым и жизнеспособным, такое существо не только не может жить среди людей, но фактически проявляет себя только как животное, не имея в поведении признаков человеческих реакций. Развить у такого существа (в отличие от сказочных Маугли и Тарзана) прямохождение, речь, трудовую деятельность, человеческое мышление и сознание практически невозможно.

Неразрывно связана с культурой и морфологическая и поведенческая «неотения» человека. Неотенией в биологии называют «застревание» особи в личиночной стадии. То есть, даже достигнув половозрелости, особи некоторых видов могут сохранять характерные для личинок органы или черты строения. У человека таких черт «инфантилизма» множество – крупная голова, растущий до 16 лет мозг, почти голая кожа, слабо выраженные органы защиты (маленькие челюсти, короткие клыки), несформированность инстинктивного поведения, эмоциональная зависимость от других особей, а главное – гибкость, способность учится и развиваться. Все это может проявляться у большинства животных только на самых ранних стадиях развития в очень защищенной среде. Взросление – переход к жизненной автономии делает особь гораздо более жесткой, инертной, стабильной, независимой, защищенной во внешней среде. Благодаря культуре человек всю жизнь остается во внутренней среде человеческого сообщества, сохраняя черты развивающегося существа.

Каково происхождение культуры? Что это? Случайная мутация генов, определяющих особенности поведения, или закономерный этап надорганизменной социальной интеграции? Следствие вечной активности обезьяньих ручек или гипертрофированных прачеловеческих мозгов? Результат созидательной трудовой деятельности? Новый, альтернативный генетическому, способ накопления и передачи информации? Подарок богов-инопланетян?

Ряд авторов (З.Фрейд, Д. Джохансон, О.Лавджой, Ю.И.Новоженов и др) полагают, что главным энергетическим источником человеческой культуры является природная гиперсексуальность человека, связанная с постоянно высоким уровнем половых гормонов в крови , но табуированная социумом и сублимированная в разнообразнейшей деятельности по преобразованию себя и мира для увеличения все той же сексуальной привлекательности – сексуального статуса. Таким образом, с позиций этих авторов сексуальность (либидо), сублимированная в развитие культуры и есть основной двигатель эволюции человека.

С нашей же точки зрения, культура – это особая человеческая форма со-знания. Причем разные человеческие культуры тяготеют больше к 4 или 5 уровню со-знания. Пока культура заботится только о воспроизведении человека, то есть о моногеномном воспроизведении собственной популяции – это со-знание четвертого уровня. Когда же для сохранения и развития культуры необходимо сохранение и воспроизведение генофонда одомашненных растений и животных (и даже грибов и бактерий), когда в культуре появляются организмы, не встречающиеся в природе и неспособные выжить в естественной среде без ухода и заботы со стороны человека, мы говорим о со-знании пятого уровня.

Земледелие, животноводство, виноделие, хлебопечение, получение молочнокислых продуктов – все это процессы глубокой и высоко-технологичной интеграции человеческих сообществ с другими организмами. Трудно сказать, кто на кого оказал большее влияние: тот, кто приручил, или те, кого приручили. Недаром говорят, что «именно собака вывела человека в люди»! И «человек – это то, что он ест, пьет и одевает». Шерсть, шелк, лен, хлопок – все это часть культуры.

Наука же явно выходит на 6 (биосферный) уровень со-знания, который отражает неразрывность связи пространства культуры и пространства саморегулирующейся природной среды, зависимость развития человеческих сообществ от особенностей окружающих экосистем, потоков энергии, круговоротов вещества, разнообразия и устойчивости естественных природных сообществ, их способности к регенерации (самовосстановлению). Развитие и основные подходы современной экологии ориентируют развитие культуры на заботу не только о домашних организмах, но и о дикой природе, противостояние с которой на современном этапе может крайне неблагоприятно сказаться на развитии человечества. Извечная альтернатива культуры и природы достигла кризиса и осознания (если не всем человечеством, то хотя бы частью научного сообщества) острейшей потребности во взаимной интеграции.

Мировые религии и концепции Ноосферы В.И. Вернадского, П.Т. де Шардена пытаются сформировать 7 – космический уровень со-знания с элементами осознания человечеством самого себя как уникальной целостности Земли в мироздании Космоса. Человечество на этом уровне самоопределяется как целостное интегрированное Планетарное Сознание Земли (Земной Образ Творца), неотделимое от единого живого организма планеты. Благодаря эволюции Человека разумного Гея достигает самосознания и становится уникальной творческой силой, активно осваивающей Космос.

Разумеется, на данном этапе развития культуры подобные утверждения – только мечты и благие пожелания. Самосознание человечества пока весьма далеко от интеграции, постоянно порождает внутриусобные войны, озабочено созданием все более смертоносного оружия для разрушения как культурных, так и природных сообществ. «Освоение природы» идет крайне нерациональным разрушительным путем, порождая природные катастрофы и катаклизмы, и вызывая все больший страх перед силами природы, как у рядовых, так и высших представителей человеческих сообществ. Идеи культурной самоизоляции от внешних врагов, а также «полной и абсолютной независимости от стихии», создание Великой Культурной Стены, спасающей от опасных животных, болезней, стихийных катастроф, космических пришельцев, смерти и законов природы, вообще, становится весьма распространенной параноидальной идеей «маленького человечка», мечтающего стать сверхчеловеком. Как это далеко от ценностей Даосизма, Буддизма и раннего Христианства с их Любовью и Принятием всего живого и всего сущего как Высшей Милости Бытия…

И, тем не менее, именно культура является важнейшим принципиальным признаком, выделяющим Человека разумного из всего остального животного мира, а не число хромосом, объем мозга, голая кожа, речь, прямохождение или трудовая деятельность. Все вышеуказанные признаки могут быть сфомированы в разной степени, или некоторые из них могут полностью отсутствовать, но мы будем иметь дело с человеком, если он освоил хотя бы в основных общих чертах окружающую его культуру, или с «нелюдем», если фундаментальные культурные ценности нашего сообщества ему чужды.

8. Сознание – способность идеального воспроизведения реальной действительности в мышлении.Сознание – это способность человека создавать собственную отдельную ментальную реальность, неповторимым и индивидуальным образом отражающую происходящие с ним события и его внутренние состояния. Гипертрофированный мозг с обилием ассоциативных зон, гибкое образование связей между нейронами, обилие и сложность условных рефлексов, контроль со стороны коры за глубинными механизмами поведения, формирующаяся в индивидуальном жизненном опыте оценка происходящего – все это является базой субъективного отражения объективного мира. Разумеется, у каждого из нас есть общевидовые структурно-морфологические ограничения в восприятии. Обоняние человека слабее, чем у большинства млекопитающих, зрение менее острое, чем у дневных хищных птиц, цветоразличение иное, чем у насекомых, слух хуже, чем у летучих мышей и птиц, слабо выражена электромагнитная ориентация в полях Земли. Зато наши сенсорные матрицы могут настраиваться на нужные параметры в широком диапазоне и интерпретировать ощущения исходя из жизненного опыта. У нас нет крыльев, мы плаваем и ныряем хуже дельфинов и тюленей, бегаем медленней лошадей, антилоп, гепардов, плохо залезаем на деревья, не умеем прыгать с ветки на ветку, но наш мозг сформировал совершенно особый орган –УМ,который может всему этому научиться,если есть самолет, акваланг, автомобиль или другое подходящее оборудование. Эмоциональные реакции человека на происходящие события большей частью зависят от того как(!) осведомлен ум в данной конкретной ситуации – умеет ли он решать эту задачу. Одна и та же ситуация может вызывать чувство недоумения, страха, возбуждения и азарта, спокойного интереса, веселья, гнева, агрессии, уныния и тоски, скуки. Все это, в сущности, - этапы освоения умом определенного умения. Важнейшими характеристиками ума являются его индивидуальность, опыт, гибкость, творческая активность («выдумчивость», воображение, креативность?), организованность и трудолюбие (склонность тренировать себя). Весьма ценными признаются и острота (остроумие?), и объем (широта и глубина?) и смелость и даже красота. Эти характеристики делают похожим ум на различные приспособления животных – зубы, рога, хвосты, желудки. Но в отличие от них, ум орган виртуальный – ментальный, физическими инструментами его не измерить, он отнюдь не аналогичен объему головного мозга или толщине коры.

Рядом с умом у человека всегда шагают Чувства, но это вовсе не реакции органов чувств (зрение, слух и т. п.) – это очень сложноорганизованные эмоциональные состояния и переживания. Среди них те, которые мы называем совестью, долгом, ответственностью, вдохновением, дружбой, верой, надеждой, любовью, хотя, названия для них придуманы очень давно, крайне сложно описать, что они означают, потому что каждый переживает их индивидуально, по-своему.

И вот мы подошли к самому главному! Главным признаком человека является наличие у него чувства самого себя – своего Я.

«Я»– это ядро, центр индивидуальной картины мира, центр ментальной реальности, та точка отсчета и единица измерения с которой начинается кристаллизация человеческого мировоззрения. Именно «Я» взаимодействует с информационным полем культуры и становится его активным элементом (и объектом и субъектом культурного взаимодействия). И, хотя, постоянно лезет в голову поговорка из школьного детства, «Я», отнюдь, не последняя буква в алфавите культуры. Чувство своего Я и умение осознавать себя, свои качества, свойства, основные характеристики – являются фундаментальной основой человеческой личности.

Где формируется это «Я»? От чего зависят его качества? От генов, эмбриогенеза головного мозга, особенностей проживания младенчества и раннего детства, культурного окружения, кармы (предуготованной свыше судьбы), случайных стечений обстоятельств, счастливых или трагических исторических событий, законов природы, беспредела стихии, гримасы мутаций, Божьей Воли, личного выбора самого Я???

У науки, религии, житейского опыта и каждого из нас на этот вопрос очень разные ответы. Чтостоит за нашим Я? Сугубо индивидуальная, неповторимая, уникальная единичная реальность, ограниченная сроками нашего онтогенеза? Закономерная общая для всех представителей вида базовая матрица (набор архетипов, врожденных гештальтов и т.п.) лишь дифференцируемая культурой и индивидуальным жизненным опытом? Бессмертная (вечная!!!) душа (по образу и подобию Божьей)? Голографическое отражение единого СОЗНАНИЯ Вселенной (микрокосм, отразивший Макрокосм)? Все может быть…

Что есть ДУХ?Разыгравшееся воображение гипертрофированного мозга, коллективное чувство ответственности порожденное высокоинтегрированным социумом, когда единичное жертвуется целому, надындивидуальное сознательное или бессознательное мироотражение, «свойство высоорганизованной материи» или Высшая Форма Бытия Всего Сущего? Оставлю-ка я основной вопрос философии без ответа. Потому что ответа не знаю.

Но точно знаю, что мое «Я» (пусть ЭГО!) во мне есть. И душа тоже имеется и даже волнуется и болит периодически (не уверена, похоже, в своем бессмертии). И Чувство Духа тоже присутствует, хотя выразить его в словах проблематично. Больше всего это похоже на луч света направляющий мое внутреннее движение, достаточно жесткий и безразличный к моим чувствам – Вечный Императив внутреннего выбора. Какое отношение все это имеет к объективной реальности? Возможно, никакого! Исключительно к моим ощущениям…

Ощущения человека в первую очередь зависят от того, каким он видит себя в мире, и каким собирает мир по отношению к себе. Объективные характеристики реальности практически недоступны нашему субъективному отражению, наполненному преломляющими линзами многочисленных установок, загруженных в нас культурой и особенностями наших индивидуальных сенсорных матриц. Все относительно! Все зависит от точки зрения (или точки сборки?) – вот величайшее открытие Человека про самого себя и отражаемый им мир. Мы величайшие волшебники и можем создавать себя и мир, такими, какими сумеем вообразить: привлекательными или отталкивающими, созидательными или разрушающими, жалкими или чудовищными, счастливыми или страдающими. И мир, и людей, и жизнь, и смерть вокруг себя мы создаем собственным умом, чувствами и руками. По крайней мере, мы так думаем…

Соответственно, наша субъективная картина мира – наша ментальная реальность (сознание) и является главным источником и формой нашей адаптации (или дезадаптации) к окружающему миру.

Как соотносятся сознание и культура? Очевидно, что они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, но не сводятся друг к другу. Культура порождает великое множество индивидуальных вариантов сознания, каждое из которых вносит свой вклад в культуру (иногда абсолютно неповторимый, иногда массовый и весьма стандартный). В результате культурно-исторической интеграции рождается коллективная ментальная реальность этноса, народа, эпохи, отражающая непрерывное развитие мировоззрения целой человеческой общности, непосредственно определяющее развитие культуры. Можно сказать, что процессы формирования ментальной реальности и культуры в основе имеют взаимно обратные механизмы: сознание возникает в результате интериоризации («поглощения") культуры, превращении ее объектов в субъективные образы – идеализации, а культура формируется путем воплощения мыслеобразов индивидуального сознания в конкретные объекты и явления общественной жизни – материализации.

Итак, подведем итоги. Безусловно, многие общие признаки в области общей морфологии, биохимии и генетики позволяют систематизировать Человека разумного как представителя царства Животных, типа Хордовых, класса Млекопитающих, отряда Приматов, но это лишь на уровне строения и общего плана организма отдельной особи. Человек же – понятие надорганизменное и определяется особым межорганизменным взаимодействиемкультурой, и особой формой субъективного отражения окружающего мира – сознанием. Без культуры и сознания человеческое существо не человек, даже при наличии всех прочих морфологических, биохимических, генетических признаков.

Вероятно, близость человека и обезьяны столь же велика (или мала) как сходство клеток одного и того же типа (мышечных, нервных, сперматозоидов) у животных разных классов и даже типов. Или сходство любых вариантов сперматозоидов с представителями класса Жгутиконосцев. Структуры между собой сходны по строению, функциям и, возможно, по происхождению, но интегрированы в совершенно разные системы. И определять систематическое положение надо не только по структурным элементам системы, а и по характеру и уровню их системной интеграции.

Человеческое сообщество – это новый эволюционный уровень интеграции организмов Земли. Насколько близки к нему, в чем сходны с ним, и в чем различны другие социальные сообщества организмов, в какой мере они в состоянии создавать аналоги культуры и сознания возможно со временем установят социальная биология и социальная экология и др.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Живая антропология

Вселенная Человек...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура, как особая, человеческая форма социальности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гизуллина А.В.
Вселенная-Человек; Живая антропология. Что такое человек? Каково его происхождение? Каковы пути и перспективы его развития? Свободен ли человек в выборе своих путей или ограничен обстоятел

Существующих, что они существуют,
и не существующих, что они не существуют.» Протагор   Антропология – слово греческое, состоит из двух корней: anthropos – человек и logos – слово (у

Часть 1. Живые системы.
Понятие жизни.   Разговор придется начать традиционно: с определения понятия жизнь. Не стану цитировать Ф.Энгельса, потому что это определение и так п

Принцип №2. Открытая автономия.
Живые системы не могут существовать в изоляции от окружающей среды. Они нуждаются в поступлении извне энергии, в притоке необходимых веществ, в освобождении от продуктов жизнедеятельности, в постоя

Принцип №3. Типизированная индивидуальность.
Каждая живая система относится к определенному типу организации, имеет типичное, характерное именно для этой группы строение, генетическую структуру (геном), экологические функции, обладает определ

Принцип №4. Динамическое постоянство.
Понятие «гомеостаз» переводится как «ровное состояние», а означает постоянство основных физических и химических параметров внутренней среды. Действительно, живые системы обладают возможностями обес

Принцип №8 Интегративная дифференциация (принцип сопряженного развертывания)
Дивергенция эволюционных направлений замечена биологами очень давно. То есть, что все многообразие современных ( и вымерших) форм может происходить от общих предков не вызывает у большинства биолог

ПУТИ ВИТАЛИЗАЦИИ.
Как осуществляется витализация присвоенного пространства и усвоенного вещества? Есть несколько путей. Присоединение и перепрограммирование готовых органических матриц. То есть разбор чужер

Систематическое положение.
Для начала надо определиться с местом человека среди живых систем. В соответствии с общепринятой биологической классификацией оно выглядит так: ИМПЕРИЯ: ЭУКАРИ

Разумного (с позиций интегративного подхода).
Человек разумный является живой системой имеющей особую многоуровневую организацию. Его различия с животными надо искать не на нижних уровнях этой структуры – их там нет, а на «верхних этажах» орга

Плотное тело.
Анатомо-морфологическая структура, которую обычно полагают единственным человеческим телом. Структура эта хорошо изучена в мертвом (фиксированном) состоянии, хотя исследуется и в живом. Химическая,

Энергетическое тело.
Пространственное распределение и динамическая характеристика потоков энергии и соотношения основных ее видов в живом(!) организме. Процессы метаболизма в организме на всех е

Сенсорное тело.
Тело чувств, тело раздражимости, тело восприятия, сенсорно-перцептивное тело, психо-эмоциональное тело, психическое тело, психика, анима, душа, жива, живот, жизнь, вита, витальное тело, астральное

Ментальное тело.
Тело сознания, мышления, воображения, мыслеобразов, моделей окружающей действительности и способов ее преобразования, тело ума, разум, анимус, внутренний мир, система взглядов и установок, интеллек

Тело культуры.
Причинное тело, каузальное тело, Кармическое тело, социальное тело, тело надсознания, тело надорганизменной индукции индивидуального развития, источник и причина развития ментального тела, «культив

Тело Духа.
Логос, Внутренний Закон, Атман, Абсолют, Микрокосм, Образ Божий, Святой Дух, Искра Божья, Инсе, Самость, Брахма, Дао…… Вечное нетленное нематериальное всеобщее начало, Принцип Бытия, Связь

Основные подходы к проблеме антропогенеза.
Во всем многообразии идей и моделей происхождения биологического вида Homo sapiens (Человек разумный) можно достаточно определенно выделить три принципиально разных подхода:

Симиальной теории.
  Опираясь на данные генетики, биохимии, сравнительной морфологии, анатомии и этологии , современная естественно-научная антропология не только определяет систематическое положение

Целенаправленное освоение окружающей среды.
«Тщательные исследования указывают на то, что места большинства из очень ранних стоянок на Олдувае были тщательно выбраны (курсив мой. А.Г.) там, где потоки свежей питьевой

Наследование благоприобретенных признаков.
В 1871 году была опубликована книга Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», которая явилась первым фундаментальным монографическим трудом, посвященным проблеме эв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги