рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тело Духа.

Тело Духа. - раздел Культура, Живая антропология Логос, Внутренний Закон, Атман, Абсолют, Микрокосм, Образ Божий, Святой Дух, ...

Логос, Внутренний Закон, Атман, Абсолют, Микрокосм, Образ Божий, Святой Дух, Искра Божья, Инсе, Самость, Брахма, Дао……

Вечное нетленное нематериальное всеобщее начало, Принцип Бытия, Связь, Смысл, Цель и Единство Всего Сущего в нашей индивидуальной проекции, голографический фрагмент Макрокосма, Живой Вселенной.

Есть ли Дух, первичен ли он по отношению к материи (и что есть материя?), что представляет собой реальность за пределами ментального тела, и вне тела культуры? Мое сознание не в состоянии выйти само из себя и отринуть шоры культурных установок и интерпретаций, будь то наука или религия. У меня нет иных доказательств, кроме совершенно очевидных для меня, но не для других: я чувствую себя – я существую – я есть. Для меня существует весь этот мир в его пределах и запредельях, я и он творим друг друга и являемся единым целым. Что было ДО, что будет ПОСЛЕ? В этот момент мне недоступно знать это, ибо каждый миг есть процесс со-творения. Можно ли узреть прошлое? Или заглянуть в будущее? Можно! Но это будут мои ментальные модели, или ментальные игры других со-творцов реальности, писателей, ученых, пророков, просветленных и святых. Возможно, их миг – иной, что для меня будущее, для них уже – настоящее.

Что есть Я? Набор мыслей, чувств, клеток, хромосом, генов, молекул, химических элементов? Все это лишь поток приходящих и уходящих элементов моего существа, вращающихся одно мгновенья в танце под названием «Я» и летящих дальше по биогеохимическим циклам и культурным эстафетам («Передай дальше!»), все это за миг принадлежало не мне, и через миг будет частью другого существа или процесса. А что есть «Я»? Миг присутствия, миг осознания, миг любви к жизни – миг вечности… Вот это вот единственно реальное и абсолютно неуловимое для передачи мое ощущение и есть мое тело Духа – абсолютно непостижимая ось моего существа, вокруг которой и вращается весь этот танцующий набор элементов от химии до лирики. Пока она, эта ось, присутствует, как мой внутренний закон, мой принцип существования – я собираюсь ежесекундно заново – я есть. И я знаю (ощущаю, верю) – таков весь мир от кварков до Метагалактики: существует, собирается только то, что имеет свой Единый Принцип Существования (внутренний закон, идею, абсолют), хотя при воплощении возможны варианты, а чего нет, того НЕТ.

Помимо Духа – единого и всеобщего принципа существования нашего Универсума бытует еще и множество духов, что называется, вариаций на тему - частных проявлений всеобщих законов, случаев и феноменов.

Вообще, термином «дух» у нас называют все, что угодно – запахи, армейских первогодков, душманов, полтергейсты, призраков, обитателей нашего воображения и прочие порождения творческой фантазии, национальную идею, силу воли или характера и т. п. Термин «духовность» еще более расплывчатый. Это и религиозность (Вера в Бога), и вера в чудесное и сверхъестественное вообще, и порядочность, и нравственность и даже «окультуренность», воспитанность и образованность! В одну кучу свалено все «нематериальное»: и физические явления (тела энергетические), и особенности чувственного восприятия (тела сенсорные), и продукты мыслительной деятельности (тела ментальные), и их воплощения в искусстве, народной мифологии, научном мировоззрении (тела культуры).

По сути же все зависит от того, как определено понятие «Дух». И если Дух это единый принцип Универсума, то духовность (тело Духа) это проявленность в бытии и сознании человека целостности и целесообразности его существования, как части Универсума. Счастье – этимологически это соучастье, соединение частей в Единое Целое. Но уровень отражения Универсума в ментальной реальности у каждого свой, да и культура подсовывает свои трактовки – семья, род, племя, нация, народ, Родина (Русский Дух ,Прусский Дух), Православие, Христианство, Монотеизм, Вера, Человечество, Культура, Природа, Ноосфера, Космос, Иные измерения…

Все уровни отнюдь не плохи, когда не воюют друг с другом, не выводят свою вариацию в единственно возможный путь и всеобщий мировой закон. В теле Духа возможно выделить два уровня – Абсолютная Идея – универсальная основа всего Сущего, единая программная основа, объединяющая все возможности, все пути, все варианты развития, все уровни сложности и структурированности Бытия – Одно, которое объединяет и делает целесообразным все, а второй уровень это собственно Пути развития – предназначения, миссии каждого элемента Бытия. Одно – едино, путейбесконечное множество, но каждый из них реализует свою функцию в Целом. Каждая структура во Вселенной, как клетка, одновременно включает в себя и образ Целого, программную основу всех возможных путей специализации, и свой индивидуальный путь дифференциации, пойдя которым, она проживает свой единственный вариант воплощения. Идея – многомерна и полипотенциальна, материализация (реализация Идеи)– это всегда выбор единственной формы из всех возможных. Нарушениями духовного тела человека являются как «застревание в Идеале» без реализации себя, так и абсолютизация своего варианта развития, попытка направить всех на свой «единственный и неповторимый путь». Первое обычно связано со страхом выбора и потери свободы, и трактуется как борьба за автономию, свободу и независимость от окружающей реальности. Второе – с узостью взгляда, ограниченностью опыта, эгоцентризмом, страхом потеряться в мире множества возможностей, и представляется как борьба за порядок, единство и всеобщее счастье по единой мерке. И то и другое приводит к деструктивным последствиям. Каждый структурный компонент Универсума является не просто кусочком, малой пылинкой, фрагментом Целого, он является и всем этим Целым одновременно, преобразуется вместе с Целым, и преобразует его вместе с собой. Многообразие мира вкупе с уникальной целесообразностью всех его структур и процессов, какими бы странными, несообразными, непостижимыми и случайными они нам не казались и есть основа нашего бытия.

Наука создала образы идеальных тел, например, Идеальный Раствор – «однородная система переменного состава, образованная двумя или более компонентами, при смешении которых энергия и объем системы не изменяются; тенденция к образованию И.Р. определяется только увеличением энтропии» (Советский энциклопедический словарь, с.481), и Идеальный Кристалл – «кристалл бесконечных размеров, со строго периодическим расположением атомов» (там же). Есть ощущение, что в нашей модели реальности Абсолютная Идея пульсирует в этих пределах от абсолютной энтропии – Хаоса, со 100% степеней свободы до Абсолютного Порядка с нулевой энтропией и нулевым движением. В первом случае – полное безОБРАЗие и тепловая смерть Вселенной, а во втором – достигнутое совершенство, бездвижное и с температурой абсолютного нуля. Что больше нравится? Лично мне хочется воскликнуть: «Слава Богу (Святому Духу), что мы еще столь несовершенны, а значит и не завершены! Да здравствует творчество и творческий беспорядок! Да здравствует стремление к самореализации, самоОБРАЗованию, к самосовершенствованию и самоупорядочиванию! Да здравствует многообразие индивидуальных путей Духа к Целостности и Счастью!»

В современной научной психологической литературе, с моей точки зрения, наиболее универсальную формулу духовности предложил Роджер Уолш в своей книге «Основания духовности» (R. Walsh “Essential spirituality”). Проштудировав теоретически и практикуя на собственном опыте подходы разных религиозных направлений, конфессий, школ, он пришел к выводу, что, не смотря на все многообразие и видимые противоречия разных религий, они имеют много общего, особенно в своих практиках, направленных на достижение просветления, обретения духовного восприятия мира – развития духовного тела. Все мировые культуры больших и малых народов стремились обрести свою духовность – истинное миропонимание, постижение смысла и цели своего существования, связи настоящего с прошедшим и будущем, открытием и обретением пока еще непроявленного.

Р. Уолш описывает семь универсальных практик развития духовного тела.

Описывать их дело неблагодарное, поэтому только назову:

1. Преобразование мотивации: отказ от пристрастий, согласование потребностей своих тел разных уровней, без подавления одних в пользу других, познание своих истинных желаний на всех уровнях организации, познание себя, обретение внутренней целостности.

2. Развитие эмоциональной мудрости: принятие своих эмоций без подавления и вытеснения, проживание своих эмоций, выяснение их истоков и причин, искусство прощения себя и других, развитие благодарности, обретение любви.

3. Нравственная жизнь: открытие внутреннего закона, ценность добродетели, открытия себя для других и других для себя. Сосредоточивайте и успокаивайте свой ум: практики по развитию и упорядочиванию ментального тела.

4. Пробуждение духовного зрения: развитие внутреннего внимания, развитие осознания, отказ от эгоцентрической позиции, расширение уровня восприятия, трансперсональное мировоззрение, духовное(целостное) восприятие реальности.

5. Воспитание духовного ума: обретение мудрости, понимания и принятия жизни.

7. Практика духовного действия: открытие своего предназначения, обретение духа великодушия и служения, наслаждение Самостью, пробужденным сердцем и пробужденным умом.

 

В одной старой притче индийский учитель образно разъяснил ученику взаимодействие тонких тел человека на примере кибитки:

Плотное тело – кибитка, если в ней сломана ось, колесо и т. п., она не сдвинется с места.

Энергетическое тело – упряжь, передающая кибитке момент движения.

Астральное тело (тело чувств) – лошадь, главный источник движения.

Ментальное тело (разум, сознание) – кучер, задача которого содержать в порядке кибитку и лошадь, управлять ими.

Кармическое тело ( причинное тело) – правила движения и карта местности, по которой поедет кибитка, прогноз погоды и политической ситуации.

Будхиальное тело (тело миссии) – седок, который указывает направление и цель путешествия.

Атманическое тело (высшее тело Духа) – Хозяин и кибитки, и лошади, и кучера, и дороги, и местности, и правил движения, и бюро путешествий, и самого седока.

Чем более развиты тела высшего уровня, тем выше эффективность всего путешествия – жизненного пути человека.

 

Предложенную в этой книге интегративную модель человека можно, в духе времени, сравнить с устройством компьютера:

Плотное тело – «железо».

Энергетическое тело – электрическое питание системы.

Сенсорное тело – вся возможная деятельность компонентов чувствительности компьютера (клавиатуры, мышки, модемов, антенн, дисководов, портов, пультов, камер, микрофонов и прочих сенсоров принимающих и реагирующих на информационное воздействие окружающей среды и собственных состояний, например на информационную перегрузку ).

Ментальное тело – программное обеспечение данного компьютер, вся его внутренняя деятельность (и творческая, и обыденная).

Тело культуры – компьютерная сеть, спутниковая связь, вообще все виды коммуникативных взаимодействий, вся внешняя деятельность по сборке, обеспечению и обслуживанию компьютера, а так же по взлому и заражению вирусами, и, разумеется, вся выполняемая компьютером работа во вне , публикация его внутреннего творчества (и расселение собственных вирусов), все возможные варианты прикладного использования компьютеров и их разрушения.

Тело Духа – идея, принцип работы компьютера, смысл и предназначение информационных систем и их сетей (как искусственных, так и естественных).

Каково предназначение компьютера: обеспечить сложнейшую технологию синтеза невероятного в природе материала или удивительных звуков и красок для небывалой еще музыкальной живописи? Спасать жизни новыми хирургическими операциями или управлять новейшим оружием массового уничтожения? Помочь в освоении космоса или разрушении биосферы Земли?

Сеть призвана объединить или уничтожить все человечество? А каково назначение гипертрофированного мозга? Человека? Человечества? Мы стремимся познать Пути Духа, в сущности это и есть основная функция культуры, потому что одной жизни отдельного организма для этого не хватает. И на каждом этапе своего развития мы заново отвечаем на вопрос о смысле и цели своей жизни. Какие у нас есть на то основания? Очень субъективные. Движения Духа ощущают те, у кого есть соответствующее чувство (духовное зрение, духовный слух?), либо особое форма мышления (интуиция, духовная мудрость, духовное осознание), либо особая форма эмпатии, сочувствия к ощущениям или осознанию других (вера), либо… Бог знает что еще?

Как объяснить, что такое свет абсолютно слепому, никогда света не видевшему. Как объяснить, что такое музыка абсолютно глухому и никогда не слышавшему? Как объяснить, что такое притягательный или отвратительный запах начисто лишенному обоняния?

Этим занимается культура, создавая понятия, рождая ассоциации и образы, придумывая аналогии и обходные пути. Глухие, например, могут танцевать и постигать музыку через ритм собственного движения. Слепые же рисовать мир на ощупь или звуками. Но для этого каждый из них должен довериться существованию изначально для них неощутимого. Так и мы бываем глухи, слепы и лишены всякого духовного чутья, агрессивны по отношению к тем, чей горизонт дальше нашего, слух тоньше, интуитивное чувство точнее. И только на собственном трагическом опыте можем убедиться в реальности пророчества. Человечество с изумительным постоянством передает из поколения в поколение мифы о сбывшихся пророчествах и о своем к ним недоверии. Главного глазами не увидишь, зряче одно лишь сердце, открытое миру…Собственным, подчас весьма кровавым, опытом, через распятия, сожжения, расколы, геноцид, концлагеря и атомные взрывы культура постигает Духовное Бытие. Нередко человеку, чтобы понять, что дорога ведет решительно не туда, куда ему надо, приходится ее пройти. Слава Богу, если для других это послужит уроком, а сам он не только осознает свое заблуждение, но и примет его со смирением и покаянием, как путь служения просветлению человечества.

Существует ли тело Духа у животных? Если оно есть, то, по определению, обладает всеобщностью. Но осознается ли кем-то кроме человека? Не знаю, скорее всего, нет. Культура и формируемое ей индивидуальное сознание, похоже, единственные субъекты Духовного Бытия. Существуют ли иные формы индивидуального сознания, вплоть до Высшего Сознания? Ничего не могу утверждать! СО-ЗНАНИЕ, как со-бытие и как со-компетенция, существует на всех уровнях жизни, а вот Индивидуальная Личность Мирового Бога? Сие мне не ведомо. Все может быть. Мы – Его Образ, или Он – наш? Бог знает, а я Ему молюсь…

Подводя итог, приходится признать, что если современная наука действительно желает понять пути эволюции человека, то ей надо увидеть и принять его не в разорванном виде, разобрав на тело, душу, личность и социальный элемент и раздав для изучения самым разным своим разделам, а как единое многомерное целое. И тогда станет очевидным, что, несмотря на все свое биологическое сходство с животными, человек – принципиально новая форма организации живой системы. Это новый уровень взаимного сотворчества Духа и живой материи. И ранг этого нового уровня не менее подцарства, то есть не менее, чем порядок различий между одноклеточными и многоклеточными животными, а может быть и более.

Но решать это, разумеется, не мне, а систематикам и классификаторам.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Живая антропология

Вселенная Человек...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тело Духа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гизуллина А.В.
Вселенная-Человек; Живая антропология. Что такое человек? Каково его происхождение? Каковы пути и перспективы его развития? Свободен ли человек в выборе своих путей или ограничен обстоятел

Существующих, что они существуют,
и не существующих, что они не существуют.» Протагор   Антропология – слово греческое, состоит из двух корней: anthropos – человек и logos – слово (у

Часть 1. Живые системы.
Понятие жизни.   Разговор придется начать традиционно: с определения понятия жизнь. Не стану цитировать Ф.Энгельса, потому что это определение и так п

Принцип №2. Открытая автономия.
Живые системы не могут существовать в изоляции от окружающей среды. Они нуждаются в поступлении извне энергии, в притоке необходимых веществ, в освобождении от продуктов жизнедеятельности, в постоя

Принцип №3. Типизированная индивидуальность.
Каждая живая система относится к определенному типу организации, имеет типичное, характерное именно для этой группы строение, генетическую структуру (геном), экологические функции, обладает определ

Принцип №4. Динамическое постоянство.
Понятие «гомеостаз» переводится как «ровное состояние», а означает постоянство основных физических и химических параметров внутренней среды. Действительно, живые системы обладают возможностями обес

Принцип №8 Интегративная дифференциация (принцип сопряженного развертывания)
Дивергенция эволюционных направлений замечена биологами очень давно. То есть, что все многообразие современных ( и вымерших) форм может происходить от общих предков не вызывает у большинства биолог

ПУТИ ВИТАЛИЗАЦИИ.
Как осуществляется витализация присвоенного пространства и усвоенного вещества? Есть несколько путей. Присоединение и перепрограммирование готовых органических матриц. То есть разбор чужер

Систематическое положение.
Для начала надо определиться с местом человека среди живых систем. В соответствии с общепринятой биологической классификацией оно выглядит так: ИМПЕРИЯ: ЭУКАРИ

Культура, как особая, человеческая форма социальности
Культура – от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание – переработка, возделывание человеком пространства и объектов природы с целью создани

Разумного (с позиций интегративного подхода).
Человек разумный является живой системой имеющей особую многоуровневую организацию. Его различия с животными надо искать не на нижних уровнях этой структуры – их там нет, а на «верхних этажах» орга

Плотное тело.
Анатомо-морфологическая структура, которую обычно полагают единственным человеческим телом. Структура эта хорошо изучена в мертвом (фиксированном) состоянии, хотя исследуется и в живом. Химическая,

Энергетическое тело.
Пространственное распределение и динамическая характеристика потоков энергии и соотношения основных ее видов в живом(!) организме. Процессы метаболизма в организме на всех е

Сенсорное тело.
Тело чувств, тело раздражимости, тело восприятия, сенсорно-перцептивное тело, психо-эмоциональное тело, психическое тело, психика, анима, душа, жива, живот, жизнь, вита, витальное тело, астральное

Ментальное тело.
Тело сознания, мышления, воображения, мыслеобразов, моделей окружающей действительности и способов ее преобразования, тело ума, разум, анимус, внутренний мир, система взглядов и установок, интеллек

Тело культуры.
Причинное тело, каузальное тело, Кармическое тело, социальное тело, тело надсознания, тело надорганизменной индукции индивидуального развития, источник и причина развития ментального тела, «культив

Основные подходы к проблеме антропогенеза.
Во всем многообразии идей и моделей происхождения биологического вида Homo sapiens (Человек разумный) можно достаточно определенно выделить три принципиально разных подхода:

Симиальной теории.
  Опираясь на данные генетики, биохимии, сравнительной морфологии, анатомии и этологии , современная естественно-научная антропология не только определяет систематическое положение

Целенаправленное освоение окружающей среды.
«Тщательные исследования указывают на то, что места большинства из очень ранних стоянок на Олдувае были тщательно выбраны (курсив мой. А.Г.) там, где потоки свежей питьевой

Наследование благоприобретенных признаков.
В 1871 году была опубликована книга Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», которая явилась первым фундаментальным монографическим трудом, посвященным проблеме эв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги