рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии.

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии. - Лекция, раздел Культура, Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры В Xx В. Религия Была Подвергнута Критике С Научной, Философской И Этической Т...

В XX в. религия была подвергнута критике с научной, философской и этической точки зрения. По мнению критиков религии, ее доктрины утратили смысл и воздействие в условиях современности и перестали удовлетворять духовные потребности общества и отдельных индивидов; религия поддерживает изжившую себя мораль, которая на настоящем этапе развития человечества оказывается несостоятельной.

Религия как фактор общественной жизни в настоящее время оказывается менее значимой, чем ранее. С целью укрепления сообщества и формирования общественного сознания и общественной деятельности государство стремится к меньшей зависимости от религии и опирается преимущественно на образование, административную сферу и пропаганду. В качестве публичного культа выдвигается патриотизм, другие идеологии.

Свойственный современной эпохе культурно-мировоззренческий плюрализм (лат. pluralis — множественный) нашел отражение и в религиозной сфере. Современный человек имеет возможность ознакомиться с религиозными традициями различных культур и народов, в то время как ранее подобные знания были доступны лишь специалистам. Таким образом, возникает ситуация, когда человек может выбирать между той или иной конфессией.

В свете религиозного плюрализма возможны две тенденции в практике религиозных институтов:

· они могут, адаптируясь к ситуации, признавать религиозную свободу и демонстрировать толерантность по отношению к другим конфессиям;

· они могут отказаться от подобной адаптации, продолжая существовать и исповедовать свои догматы и истины в прежнем, изначальном виде.

Одним из ведущих факторов, определяющих облик религии на современном этапе, является секуляризация. Под секуляризацией традиционно понимается процесс освобождения различных сфер общественной и частной жизни от влияния религии. Первоначальные проявления секуляризации были тесно связаны с вопросом перераспределения политической власти, так как возникла необходимость в отмене контроля церкви над мирской сферой деятельности. Обоснование идеи секуляризации было найдено в новозаветном тезисе о разделении человеческого существования на земное, временное, и небесное, вечное («богу богово, кесарю — кесарево»). Идеи секуляризации впоследствии проникли в науку и этику. Возникли понятия светского государства, светского образования. Религия стала рассматриваться как одна из форм духовной жизни общества наряду с другими, ее приоритетный статус был утрачен.

Следствия секуляризации:

• размывание традиционных религиозных представлений;

• рост религиозного индифферентизма;

• ослабление религиозности;

• падение авторитета церкви и ее институтов;

• снижение показателей посещаемости церкви, участия в обрядах;

• формальное отношение к религиозным обязанностям;

• сокращение числа верующих.

Религиозное свободомыслие неразрывно связано с развитием духовной культуры человечества; его проявления обнаруживаются уже на ранних этапах человеческой истории. Оно представляет собой своего рода второе, критическое по своему характеру, измерение религиозной мысли, наряду с ортодоксией (греч. orthodoxia – правоверный) – неуклонным следованием установлениям какого-либо вероучения. Исходным положением развития свободомыслия стало признание права разума на критическое исследование мира. В основе первых проявлений свободомыслия лежал здравый смысл, способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны явлений. В числе факторов, обусловливающих его возникновение и эволюцию, – развитие познавательной деятельности человека, ведущее к успешному освоению мира. Оно опирается прежде всего на достижения естественных и общественных наук, искусства и философии, является не только результатом общественного прогресса, но и одним из факторов последнего.

Проявления свободомыслия многообразны по своим формам, их характеризуют разные цели, предпосылки, содержание. Критика религии может осуществляться как с религиозной, так и с нерелигиозной точки зрения, подразумевать либо полное, либо частичное отрицание религиозных установлений, предусматривать их переоценку либо безразличное отношение к ним.

К формам свободомыслия относятся:

1. Богоборчество – негативное отношение к сверхъестественным силам, признаваемым существующими. Богоборчество – выражение протеста против несправедливо устроенного мира и против Бога, создавшего этот мир. Мир представляется несовместимым с идеей блага, а Бог считается источником зла. Богоборчество нередко подразумевает неприятие идей страдания и пассивности. Идеи богоборчества нашли отражение в традиции самой религии. Богоборческие идеи были очень популярны в искусстве романтизма, они использовались и в литературе других периодов.

2. Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) выражает сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре древнего общества. В наши дни скептицизм в отношении религии является характерной чертой современной духовной культуры.

3. Антиклерикализм (лат. anti – против, clericalis – церковный) – социально ориентированная позиция неприятия института церкви, связанная с притязаниями церкви и духовенства на господство в обществе. Антиклерикализм может осуществляться в рамках как религиозного, так и светского мировоззрения. Возникновение его связано с укреплением позиций духовенства и закреплением за церковью особого статуса в обществе.

4. Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) подразумевает безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. Индифферентизм предполагает игнорирование религиозных установлений в практической или мировоззренческой деятельности, однако при этом вовсе не означает отсутствие духовных ценностей. В период духовной монополии церкви создавались произведения безрелигиозного содержания, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность. Такой подход к миру и человеку в духовной культуре Средневековья нередко заключал в себе протест против религиозной трактовки мира. В XVIII в. французские материалисты утверждают необходимость религиозного индифферентизма при решении научных и социальных проблем; в дальнейшем на первый план выходит безрелигиозная культура.

5. Агностицизм (греч. agnnostikos – недоступный познанию) – форма свободомыслия, базирующаяся на отрицании возможности познания существования Бога и объективного мира. Агностицизм первоначально возник как философское учение и одинаково низко оценивает возможности постижения как в науке, так и в религии.

6. Нигилизм (лат. nihil – ничто) – отрицание религии как позитивной духовной ценности с позиций индивидуализма. Еще Блаженный Августин именовал ни во что не верующих людей «нигилистами». Термин был введен в оборот немецким философом Фридрихом Генрихом Якоби (1743 – 1819), обвинившим Иоганна Готлиба Фихте в попытке исключить религию из сферы духа, т.е. в нигилизме. Слово «нигилизм» стало общепринятым среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих идей Великой французской революции.

7. Пантеизм (греч. pan – все, theos – Бог) представляет собой мировоззрение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. Термин «пантеизм» имеет более позднее происхождение, чем описываемое им явление, и подчеркивает всепроникающую, всеохватную сущность Бога в отличие от обычного религиозного мировоззрения, утверждающего его трансцендентность (внеположность) по отношению к миру. Сущность пантеизма как формы свободомыслия состоит в том, что он истолковывает взаимоотношения между миром и Богом иначе, чем это делает теистическая традиция. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней, Бог и природа идентичны. Существуют различные формы пантеизма. В их числе мистический пантеизм, придерживавшийся идеи растворения природы и человеческих душ в Боге, натуралистический пантеизм, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.

8. Деизм (лат. deus – бог) по своей сути является синтезом рационализма и идеи Бога. Согласно деизму, Бог выступает по отношению к миру как исходная причина последнего; дальнейшее развитие мира протекает по присущим ему разумным законам.

9. Атеизм (греч. а – отрицат. частица, theos – бог; букв, безбожие). Атеизм в традиционном понимании – мировоззренческая установка, альтернативная теизму (признанию существования бога), т.е. основанная на отрицании существования каких-либо сверхъестественных существ или сил. Атеизм осуществляет рациональную критику богословских доказательств бытия Божьего, религиозной картины мира, института церкви. Атеизм также раскрывает специфику и сущность религиозного отражения действительности, изучает причины возникновения религии, способы ее преодоления. Атеизм представляет собой систему взглядов, которая включает такие элементы, как идеи естественного происхождения различных явлений, неистинности религиозной картины мира, несотворенности природы и человека. Содержание понятия «атеизм» варьировалось в различные эпохи и в контексте различных религий. Атеизм существовал не во все исторические эпохи. Например, в эпоху феодализма, когда богословские представления были возведены в ранг абсолютных и непререкаемых, возможности для построения атеистической системы взглядов не было.

10. Светский гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – совокупность взглядов, выдвигающая на первый план человека, провозглашающая человеческую жизнь высочайшей ценностью.

Современная ситуация в сфере религии и свободомыслия может быть определена как «существование в отсутствие Бога», принимая во внимание провозглашенный Ницше тезис «Бог умер». Свободомыслие Новейшего времени характеризует наличие целого спектра направлений, от скептицизма и агностицизма до нигилистического отрицания религии. Можно выделить несколько основных течений в рамках современной мировоззренческой ситуации.

1. Неопозитивизм (Бертран Рассел). Опора на научное знание в противовес религиозной вере; определение религии как тормозящего фактора в развитии общества.

2. Фрейдизм (3игмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фромм). Религия трактуется как феномен психики, следствие неудовлетворенности желаний, «общечеловеческий навязчивый синдром», иллюзия, на которой не может основываться мораль общества.

3. Экзистенциализм (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). Человеческое существование как борьба за собственное достоинство и свободу; в этой схеме нет места Богу и провидению: существование Бога противоречит свободе человека. Человек может рассчитывать только на себя, он открыт миру и каждым своим поступком создает себя.

4. Нигилизм (Фридрих Ницше). Христианство – религия несвободных людей. Христианские ценности (смирение, аскетизм, жертвенность) должны быть отвергнуты; на смену им должен прийти новый идеал – сверхчеловек, сильная и свободная личность.

В настоящее время существуют различные организации, объединяющие свободомыслящих; в их числе Всемирный союз свободомыслящих (1886) и Международный гуманистический и этический союз (1952); их целью является утверждение свободы человеческого разума в его поиске истины и борьба со злоупотреблением авторитетом в религиозных делах.

    1. Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические формы свободомыслия по отношению к религии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Понятие культура, духовная культура, духовность. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы. Структура и функции ре

Структура и функции религии.
  Структура религии религиозное сознание религиозная деятельность религиозные отношения религиозные

Христианство: история и основы вероучения
Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: кн

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии
(Исход. Глава 20, С. 79). 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на

Золотое правило нравственности.
В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма. В Новом Завете эта заповедь неоднократно по

Православие как культрурообразующая религия России
Организация православия как восточной ветви христианства. Основы православного вероучения и культа. Институт священства. Монашество. Праздники и посты. Православ

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма.
Католицизм (греч. katholikos — всеобщий, вселенский) — наряду с православием и протестантизмом одно из основных направлений в христианстве. Как вероучение и церковная организац

Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.
Поскольку в Средние века папство претендовало и на духовную, и на светскую власть в наднациональном масштабе (т.е. во всей Западной Европе), смена римских понтификов сопровождалась войнами, смутами

Реформация в Европе XVI века. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина.
  Наряду с католичеством и православием протестантизм (лат. protestans — протестующий) является одним из ведущих направлений в христианстве. Он возник на севере Европы в ответ на криз

Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация вероучительного авторитета Библии, всеобщее священство.
Оправдание только личной верой. Человек должен признать свою ограниченность, незнание, грех, вину. Он не может оправдаться перед Богом посредством добрых дел, как в католицизме

Лекция № 6. Буддизм
  Религиозно-философское учение буддизма: происхождение и сущность. Буддийская этика. Буддийский храм. Обрядовая практика. Монашество. Основные направления буд

Лекция № 7. Иудаизм
Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда. Основные идеи учения иудаизма. Пророки и праведники в иудейской культуре. Хр

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы
  Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм. Ислам в современ

Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Международное общество Сознания Кришны.
  Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е

Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенности.
Деструктивный культ или деструктивная секта— термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, н

Религия и свободомыслие. Основы светской этики.
1. Свободомыслие как духовное выражение процесса секуляризации. Исторические формы свободомыслия по отношению к религии. 2. Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести в межд

В международном праве.
  Свобода совести — это право на исповедание любой религии либо на отказ от вероисповедания. Укрепление религиозной свободы и гражданских прав — важная характеристика современного эта

Свобода совести в российской империи, СССР. Новации религиозной политики в ходе демократизации общества.
  В Российской империи право на свободу совести отсутствовало до начала XX в. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин государства должен был являться последователем то

Культура и мораль. Светская этика. Основные этические категории и ценности. Добро и зло.
Мораль (moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид обществ

Долг и совесть.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людь

Честь и достоинство
Честь и достоинство – категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Идеалы, принципы, нормы светской морали.
Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма и толерантность Нравственность –система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги