рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Долг и совесть.

Долг и совесть. - Лекция, раздел Культура, Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры Долг — Внутренне Принимаемое (Добровольное) Обязательство. Д...

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми. Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг. Долг изучает философская дисциплина деонтология. Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит. Наибольшую значимость понятие долга приобретает в Новое время, особенно в этике Канта. По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг — это стремление человека к счастью.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Александр Круглов провел интересное сравнение между этими понятиями.

Долг Совесть
Долг – направляет, указывает, требует. Он априорен, то есть всегда знает, чего от тебя хочет. И спрашивает по максимуму, – точнее, «от сих до сих», не меньше и не больше. Совесть именно судит, и почти не умеет указывать и направлять – разве что в слишком очевидных «минимальных» случаях, которые совесть лишь и согласна почитать за долг.
Долг абсолютен; его максимум есть одновременно минимум – ты должен все до капли, что должен, и не жди за то поощрений, – а минимум – максимум: «ни от чего не отказывайся, ни на что не напрашивайся». Совесть абсолютна; если долг – это лишь безусловный и явный моральный минимум, то совесть тяготеет к максимуму.
Долг – знает (а чего вправду не знает, в том нет и долга, – тут делай, что душе угодно!). Ему тем легче знать, что он принципиально не расположен ничего понимать, входить во внутреннее и ситуативное. Классический лозунг долга – «ты должен, значит, можешь»; это значит: никакие обстоятельства не рассматриваются, кроме разве что непреодолимых физических. Задача и, так сказать, материал совести, с которым она работает – внутреннее и ситуативное. Слишком мало для нее заведомо ясных вопросов – чем и пользуется наша слабость… Зато по прошествии времени, рассмотрев много больше того, что видно сразу, она вполне может сказать: нет, ты мог тогда еще и то и то, а значит, был должен…
Больше всего долг боится – поблажек и послаблений, которые каждый, как в то верит «святая простота», обязательно себе даст, как только позволит себе рассуждать. Совесть не дает поблажек. Всякому мыслящему по опыту известно, что спрятаться от правды все равно невозможно. Тем паче, когда эта правда таится в глубине твоей же души…
Мнение долга – единственно верное, сомнение в нем есть уже уклонение, уже – грех. «Категорический императив, – можно сказать, – не обсуждается»… Долг авторитарен, обращается с тобой, как с существом неразумным: тебе необходимо и достаточно уразуметь, чего он от тебя хочет, но, ни в коем случае, не почему. Совесть – со-мнение, сомнение без конца. С момента, когда перестаешь сомневаться, перестаешь слышать и совесть (но, не исключено, лишь на время)… Совесть – не «святыня», не «высшая инстанция» (то есть не выше лучшего в тебе), – это твои собственные разум и сердце, от которых, если только они есть, никуда не уйдешь.
…Получается, долг знать не хочет совести, презирает ее. Совесть для долга – тот самый «червь сомнения», что точит нравственность изнутри. …Получается, совесть долга побаивается. Как искушения слишком легко, не допустив ничего к душе, ощутить себя правым и «нравственным».
Долг, повторюсь – религиозен или квазирелигиозен. Он или прямо прописан божеством (как Моисеевы заповеди), или, дедуцированный из необходимости общежития как «поступай согласно той максиме, относительно которой желал бы, чтобы она стала всеобщим законом». Совесть – секулярна. Как только ее седлает какая-нибудь святая вера, она или гибнет (что называется фанатизмом), или сбрасывает наездника. Совесть не верит, а исследует. Она – понимание без границ, не нисхождение святыни, а восхождение к истине, причем бесконечное, «асимптотическое».
Долг, в идеале, предустановлен, заповеден, и, как говорилось, ничем не смеет поступиться в пользу ситуации. Долг – нормативен. Совесть – процесс, никогда не могущий быть завершенным, – так оно уже потому, что никогда не бывает исчерпанным смысл ситуаций, который она пытается постичь.
Работа долга – «серийная». Он в точности равен себе и не ведает исключений. Работа совести – «штучная». В каждом случае она начинает свою работу заново, не ведает никаких «вообще», «раньше», «другие в таких случаях»…

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Долг и совесть.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Понятие культура, духовная культура, духовность. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы. Структура и функции ре

Структура и функции религии.
  Структура религии религиозное сознание религиозная деятельность религиозные отношения религиозные

Христианство: история и основы вероучения
Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: кн

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии
(Исход. Глава 20, С. 79). 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на

Золотое правило нравственности.
В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма. В Новом Завете эта заповедь неоднократно по

Православие как культрурообразующая религия России
Организация православия как восточной ветви христианства. Основы православного вероучения и культа. Институт священства. Монашество. Праздники и посты. Православ

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма.
Католицизм (греч. katholikos — всеобщий, вселенский) — наряду с православием и протестантизмом одно из основных направлений в христианстве. Как вероучение и церковная организац

Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.
Поскольку в Средние века папство претендовало и на духовную, и на светскую власть в наднациональном масштабе (т.е. во всей Западной Европе), смена римских понтификов сопровождалась войнами, смутами

Реформация в Европе XVI века. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина.
  Наряду с католичеством и православием протестантизм (лат. protestans — протестующий) является одним из ведущих направлений в христианстве. Он возник на севере Европы в ответ на криз

Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация вероучительного авторитета Библии, всеобщее священство.
Оправдание только личной верой. Человек должен признать свою ограниченность, незнание, грех, вину. Он не может оправдаться перед Богом посредством добрых дел, как в католицизме

Лекция № 6. Буддизм
  Религиозно-философское учение буддизма: происхождение и сущность. Буддийская этика. Буддийский храм. Обрядовая практика. Монашество. Основные направления буд

Лекция № 7. Иудаизм
Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда. Основные идеи учения иудаизма. Пророки и праведники в иудейской культуре. Хр

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы
  Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм. Ислам в современ

Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Международное общество Сознания Кришны.
  Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е

Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенности.
Деструктивный культ или деструктивная секта— термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, н

Религия и свободомыслие. Основы светской этики.
1. Свободомыслие как духовное выражение процесса секуляризации. Исторические формы свободомыслия по отношению к религии. 2. Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести в межд

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии.
В XX в. религия была подвергнута критике с научной, философской и этической точки зрения. По мнению критиков религии, ее доктрины утратили смысл и воздействие в условиях современности и перестали у

В международном праве.
  Свобода совести — это право на исповедание любой религии либо на отказ от вероисповедания. Укрепление религиозной свободы и гражданских прав — важная характеристика современного эта

Свобода совести в российской империи, СССР. Новации религиозной политики в ходе демократизации общества.
  В Российской империи право на свободу совести отсутствовало до начала XX в. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин государства должен был являться последователем то

Культура и мораль. Светская этика. Основные этические категории и ценности. Добро и зло.
Мораль (moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид обществ

Честь и достоинство
Честь и достоинство – категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Идеалы, принципы, нормы светской морали.
Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма и толерантность Нравственность –система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги