рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Христианство: история и основы вероучения

Христианство: история и основы вероучения - Лекция, раздел Культура, Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры Этапы Возникновения И Становления Христианства. Социально-Исторические ...

  1. Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.
  2. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание.
  3. Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов.
  4. Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

 

 

  1. Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.

 

1) Христианство — вторая по времени возникновения и наиболее многочисленная по количеству приверженцев религия. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи в результате взаимодействия монотеистической традиции иудаизма с религиозными верованиями древних греков и римлян, а также народов Передней Азии. Христианство не является единой религией. Оно распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм. Основателем христианства является Иисус Христос.

Христианство и иудаизм.Место действия всех евангельских сюжетов — Палестина. К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнетом, противоречиями между населением Иудеи и евреями диаспоры, широким проникновением в быт и культуру греко-римских традиций, обычаев, верований.

В иудаизме той эпохи существовало три наиболее влиятельных направления:

1) саддукеи, пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным;

2) фарисеи, выступавшие за буквальное, пускай и показное следование заповедям и обрядам Ветхого Завета;

3) ессеи, порвавшие с традиционным иудаизмом, жившие уединенными общинами-коммунами, проповедовавшие аскетизм и скорый приход мессии.

С последним течением, как свидетельствуют археологические находки в пещерах Кумрана близ Мертвого моря, и связано возникновение христианства. Окончательное же оформление христианства как религии, отличной от иудаизма, произошло среди еврейской диаспоры. Из иудаизма христианство заимствовало монотеизм, культ Яхве, отождествленного с Богом Отцом, часть Священного Писания — Ветхий Завет, многие догматы и обряды. Как самостоятельная религия оно оформилось лишь ко II в.

Становление христианства.Распространению христианства способствовали следующие причины:

1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.

2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.

3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.

По мере увеличения численности общин, роста: количества состоятельных людей среди обращенных трапезы уходят в прошлое. Демократизм уступает место иерархии и централизации.

Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир – постоянные служители культа и управляющие имуществом. С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:

1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;

2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;

3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.

 

  1. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание.

Священное Писание христиан — Библия (греч. книги), состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Согласно христианскому учению, Священное Писание «богодухновенно», т.е. получено в результате божественного откровения, а его тексты — канонические (греч. закон), обязательные для верующих.

Ветхий Завет христиан — перевод иудейского Танаха. Для христиан он неотделим от более позднего Нового Завета, категорически отвергаемого иудаистами. В отличие от иудаистов, читающих Танах в оригинале, на древнееврейском, православные и католики почитают Ветхий Завет, восходящий к тексту Септуагинты (греч. перевод 70 толковников) — переводу Танаха с древнееврейского на древнегреческий, осуществленному в III—II вв. до н.э. Этот перевод содержит не только канонический иудейский Танах (39 книг), но и 11 неканонических книг, созданных евреями диаспоры в более позднюю эпоху, а также греческие добавления к каноническим текстам. У православных и католиков количество почитаемых книг и дополнений к ним незначительно отличается. Протестанты считают каноническим точный перевод Ветхого Завета с древнееврейского языка.

Новый Завет, состоящий их 27 книг, посвящен деятельности Христа и его ближайших соратников — апостолов (греч. посланник), поэтому и носит название Нового — в противоположность Ветхому, заключенному Богом только с иудеями. Апостолам и их ученикам приписывается авторство всех книг Нового Завета. В структуре Нового Завета можно выделить три части:

 

Евангелия   От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна   Оформившееся на базе устных преданий описание рождения, проповеднической деятельности, смерти и воскресения Христа Середина I конец II в.  
Послания апостолов   2 послания Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла Послания, которыми обменивались руководители христианских общин в различных городах с целью проповеди и выработки общей догматики Конец I – начало II в.  
Другие книги   Деяния апостолов   Поздняя попытка создать историю проповеднической деятельности апостолов II в.  
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Библейский текст, содержащий эсхатологические пророчества 68-69 гг.  

Между каноническими текстами Библии существуют очевидные противоречия, связанные с тем, что создавались они в разное время представителями различных течений в раннем христианстве. Принято считать, что древнейшая из книг Нового Завета — Апокалипсис; древнейшее из Евангелий — Евангелие от Марка.

Кроме канонических текстов сохранились и христианские апокрифы (греч. скрытый) — произведения, по тем или иным причинам отвергнутые официальной церковью, не включенные ею в канон. В результате археологических поисков обнаружены Евангелия от Петра, от Филиппа, от Фомы, Евангелие Истины, Апокалипсис Петра и другие апокрифы.

 

  1. Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов.

 

Священное Предание (сказание) – в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием. Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные церквами литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи.

Канон (от греч. «правило, норма») – церковное установление апостолов, Вселенских, некоторых поместных соборов и Отцов Церкви, касающиеся церковного устройства и правил.

Христианская догматика формулировалась и обобщалась в IV—VIII вв.на Вселенских соборах съездах представителей христианских церквей всего мира, в процессе острой борьбы различных направлений в христианстве, богословских школ, при активном участии императорской власти, заинтересован­ной в церковном, а значит, и государственном единстве.

Первый Никейский собор сделал догматом божественное происхо­ждение Иисуса Христа (первая часть Символа веры). Первый Констан­тинопольский собор сформулировал вторую часть Символа веры, признав божественность Святого Духа. Эфесский собор сделал догматом определение Иисуса Христа как воплощенного Лого­са — Слова Божьего, а также узаконил почитание Девы Марии как Богоматери. На Халкедонском соборе церковь сделала дог­матом понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истин­ного человека в одном лице. Догмат о Троице и Иисусе Христе как «единосущном» Отцу Сыне окончательно был оформлен на Втором Константинопольском соборе.

Третий Константинопольский со­бор в целях борьбы с ересями признал человеческую волю Хри­ста, а Второй Никейский собор, осудив как ересь иконоборцев, отри­цавших почитание икон, сделал обязательным культ икон.

Итог деятельности Вселенских соборов — Символ веры, в концентрированном виде содержащий всю христианскую дог­матику:

1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли.

2. Верую в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного рожденного, не сотворенного, Единосущного Отцу.

3. Верую в таинство воплощения и искупления Иисуса Христа.

4. Верую в страдание Иисуса Христа, распятого за нас при Понтии Пилате.

5. Верую в воскресение Иисуса Христа на третий день по Писанию.

6. Верую в вознесение Иисуса Христа на небо.

7. Верую во второе пришествие и Страшный суд.

8. Верую в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего.

9. Верую в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую крещение и оставление грехов.

11. Ожидаю грядущее воскресение мертвых.

12. Ожидаю жизнь вечную.

 

 


  1. Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Христианство: история и основы вероучения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Понятие культура, духовная культура, духовность. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы. Структура и функции ре

Структура и функции религии.
  Структура религии религиозное сознание религиозная деятельность религиозные отношения религиозные

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии
(Исход. Глава 20, С. 79). 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на

Золотое правило нравственности.
В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма. В Новом Завете эта заповедь неоднократно по

Православие как культрурообразующая религия России
Организация православия как восточной ветви христианства. Основы православного вероучения и культа. Институт священства. Монашество. Праздники и посты. Православ

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма.
Католицизм (греч. katholikos — всеобщий, вселенский) — наряду с православием и протестантизмом одно из основных направлений в христианстве. Как вероучение и церковная организац

Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.
Поскольку в Средние века папство претендовало и на духовную, и на светскую власть в наднациональном масштабе (т.е. во всей Западной Европе), смена римских понтификов сопровождалась войнами, смутами

Реформация в Европе XVI века. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина.
  Наряду с католичеством и православием протестантизм (лат. protestans — протестующий) является одним из ведущих направлений в христианстве. Он возник на севере Европы в ответ на криз

Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация вероучительного авторитета Библии, всеобщее священство.
Оправдание только личной верой. Человек должен признать свою ограниченность, незнание, грех, вину. Он не может оправдаться перед Богом посредством добрых дел, как в католицизме

Лекция № 6. Буддизм
  Религиозно-философское учение буддизма: происхождение и сущность. Буддийская этика. Буддийский храм. Обрядовая практика. Монашество. Основные направления буд

Лекция № 7. Иудаизм
Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда. Основные идеи учения иудаизма. Пророки и праведники в иудейской культуре. Хр

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы
  Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм. Ислам в современ

Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Международное общество Сознания Кришны.
  Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е

Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенности.
Деструктивный культ или деструктивная секта— термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, н

Религия и свободомыслие. Основы светской этики.
1. Свободомыслие как духовное выражение процесса секуляризации. Исторические формы свободомыслия по отношению к религии. 2. Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести в межд

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии.
В XX в. религия была подвергнута критике с научной, философской и этической точки зрения. По мнению критиков религии, ее доктрины утратили смысл и воздействие в условиях современности и перестали у

В международном праве.
  Свобода совести — это право на исповедание любой религии либо на отказ от вероисповедания. Укрепление религиозной свободы и гражданских прав — важная характеристика современного эта

Свобода совести в российской империи, СССР. Новации религиозной политики в ходе демократизации общества.
  В Российской империи право на свободу совести отсутствовало до начала XX в. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин государства должен был являться последователем то

Культура и мораль. Светская этика. Основные этические категории и ценности. Добро и зло.
Мораль (moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид обществ

Долг и совесть.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людь

Честь и достоинство
Честь и достоинство – категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Идеалы, принципы, нормы светской морали.
Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма и толерантность Нравственность –система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги