рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.

Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире. - Лекция, раздел Культура, Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры Поскольку В Средние Века Папство Претендовало И На Духовную, И На Светскую Вл...

Поскольку в Средние века папство претендовало и на духовную, и на светскую власть в наднациональном масштабе (т.е. во всей Западной Европе), смена римских понтификов сопровождалась войнами, смутами, народными восстаниями. Зачастую титул папы одновременно носили двое или более церковных иерархов; одних церковь в дальнейшем признала папами, других — «антипапами». Постоянные междоусобные конфликты, в которых участвовал папа, падение духовного авторитета главы католической церкви, безнравственный образ жизни высшего духовенства вызывали многочисленные протесты мирян и клира, обличительные памфлеты и т.п.

На протяжении Средневековья католическая церковь вела ожесточенную борьбу с отступлениями от официального вероучения — ересями. В большинстве случаев причиной появления тех или иных ересей и сект был социальный гнет, протест против которого облекался в религиозную оболочку. В господствующей системе церкви еретики не признавали продажу индульгенций, симонию (распространённая в средние века в Западной Европе покупка-продажа церковных должностей или духовного сана), безнравственный образ жизни верхушки духовенства. В мировоззренческом плане ереси Средневековья продолжали традицию ересей первоначального христианства, осужденных на Вселенских соборах. В значительной степени различные еретические вероучения предвосхищали и идеологию Реформации, требуя упрощения обрядности и догматики. Проповедь возвращения к демократизму и имущественному равенству первых христианских общин имела выраженный социальный подтекст. Основные еретические течения в католической церкви XI—XIII вв. — катары, альбигойцы, вальденсы, патарены и др.

О том, какой масштаб принимало распространение ересей, можно судить по истории альбигойского движения. Альбигойское вероучение в начале XIII в. обрело такую популярность в Лангедоке (Южная Франция), что папа вынужден был провозгласить специальный крестовый поход против альбигойцев. В ходе этого похода крестоносцы разорили цветущие города Южной Франции, почти поголовно истребив их население. Именно тогда папским легатом (посланником) была произнесена знаменитая фраза — ответ на вопрос о том, как отличить еретика от благочестивого католика: «Убивайте всех. Господь на небе узнает своих».

Для борьбы с ересями римская курия создала в конце XII в. особый церковный суд — трибунал Святейшей Инквизиции. При помощи разветвленного аппарата осведомителей инквизиция выявляла еретиков и приверженцев свободомыслия, заставляла их под пытками признаться в «грехах», после чего передавала в руки светской власти для казни. Традиционным способом казни было сожжение на костре, иногда с предварительным удушением. Поскольку имущество раскаявшегося еретика конфисковывалось, постепенно деятельность инквизиции превратилась в доходное для церковных властей предприятие. Особый размах она приобрела в Испании, где Супрема (испанская королевская инквизиция) уничтожила за несколько столетий сотни тысяч человек. Сожжения на костре (аутодафе) были массовыми и превращались едва ли не в театрализованные представления.

Значительную роль сыграла католическая церковь в организации крестовых походов, якобы призванных освободить Гроб Господень и Святую Землю от «неверных» — мусульман. Крестовые походы, составившие целую эпоху в истории, на деле оборачивались неприкрытым грабежом завоевываемых земель.

Начиная с эпохи Тридентского собора католическая церковь пыталась строго контролировать круг чтения прихожан. Религиозные, философские, научные и художественные произведения, признанные безнравственными или еретическими, заносились в «Индекс запрещенных книг». Издание «Индекса» было прекращено только в XX в., когда в него оказались включены практически все сколь-нибудь значительные произведения европейских писателей и ученых Нового времени.

Чрезвычайно важную роль в становлении и развитии католицизма в Средние века сыграло монашество, выступавшее в роли носителя духовной традиции. По сравнению с институтом монашества в православной церкви католические монашеские ордена имели свою специфику:

• постриг принимался и священнослужителями поместных церквей, благодаря чему церковное служение постепенно стало основной целью жизни в монастырях;

• в отличие от восточной церкви, где основной упор делался на аскезу и бегство от мира, монашество в Западной Европе в силу особенностей климата и уклада жизни было более практичным, монастырские уставы — менее жесткими.

В ходе развития католической церкви четко обозначилась тенденция к разделению монашества на монахов-священников и монахов без сана, принявших постриг и обеспечивавших жизнедеятельность монастыря.

Общность устава, единоначалие, единство практических задач и мировоззренческих установок приводили к созданию монашеской организации особого типа, также не прижившегося в православии, — ордена.

Ранее других организационно оформился бенедиктинский монашеский орден, основанный св. Бенедиктом Нурсийским, создавшим в 529 г. знаменитый монастырь в Монте-Кассино. Св. Бенедикт рекомендовал положить в основу монашеской жизни следующие принципы:

• отказ от имущества; обет целомудрия; послушание аббату, возглавлявшему монастырь;

• монастырь должен находиться в уединенном и труднодоступном месте;

• сведение к минимуму контактов с внешним миром;

• обет оставаться в монастыре до самой смерти.

Эти принципы, позднее утвержденные папой, были положены в основу уставов всех католических монастырей.

Объявленная папой Урбаном II в 1095 г. борьба за освобождение Гроба Господня (Иерусалима) и Святой Земли (Палестины) от мусульман привела к крестовым походам, что, в свою очередь, стимулировало создание рыцарских орденов. Политическая экспансия западноевропейских государств тесно смыкалась с религиозной экспансией католицизма: постепенно объектами «освобождения» стала не только Палестина, но и восточноевропейские страны и Византия. Рыцарские ордена, из которых наиболее известны тевтонский орден и орден тамплиеров (храмовников), стали основной военной и идеологической силой, борющейся за торжество католицизма.

Активное развитие средневековых ересей (альбигойцы, катары, валъденсы и др.), резко критиковавших церковь за измену идеалам Евангелия, — проявление стяжательства, социального неравенства, привело к формированию нищенствующих орденов. Эти ордена создавались в рамках официальной церковной идеологии и иерархии как своеобразный противовес еретикам; всем своим образом жизни — сбором милостыни, отказом от мирских благ, аскезой, помощью неимущим — они были призваны укреплять авторитет церкви. Среди их основателей — видные церковные деятели Средневековья св. Франциск Ассизский, св. Доминик и др. Наиболее известные нищенствующие ордена — францисканцы, доминиканцы, кармелиты, августинцы.

Монастыри стали важнейшими источниками миссионерской деятельности, накапливая и распространяя в различных странах Европы не только религиозные, но и светские знания. Наличие при крупнейших монастырях больших библиотек превращало их в центры развития всех отраслей знания, в первую очередь — теологии.

На сегодняшний день Ватикан – центр католицизма – представляет собой город-государство на территории Рима. Это не только резиденция папы, но и суверенное государственное образование. Ватикан приобрел современный статус в 1929 г. в результате заключения Латеранского договора между папой Пием XI и Б. Муссолини, придя на смену Папской области. Сегодня это государство занимает около 44 га с населением менее 500 человек, имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, дипломатические отношения более чем с 160 государствами мира, является мощным международным финансовым и политическим центром.

Государственный аппарат по традиции именуется римской курией и выполняет как светские, так и церковные административные функции. В состав курии входят государственный секретариат, 9 конгрегаций (ведомств, контролирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. Как суверенное государство Ватикан проявляет дипломатическую активность через папских нунциев (послов) в различных странах.

Римская католическая церковь — строго централизованная организация. Во главе как светской иерархии Ватикана, так и иерархии церковной стоит сам Папа Римский. Значительную роль в пропаганде католицизма и миссионерской деятельности играют монашеские ордена (около 150 орденов), особенно элитарный орден иезуитов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Понятие культура, духовная культура, духовность. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы. Структура и функции ре

Структура и функции религии.
  Структура религии религиозное сознание религиозная деятельность религиозные отношения религиозные

Христианство: история и основы вероучения
Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: кн

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии
(Исход. Глава 20, С. 79). 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на

Золотое правило нравственности.
В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма. В Новом Завете эта заповедь неоднократно по

Православие как культрурообразующая религия России
Организация православия как восточной ветви христианства. Основы православного вероучения и культа. Институт священства. Монашество. Праздники и посты. Православ

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма.
Католицизм (греч. katholikos — всеобщий, вселенский) — наряду с православием и протестантизмом одно из основных направлений в христианстве. Как вероучение и церковная организац

Реформация в Европе XVI века. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина.
  Наряду с католичеством и православием протестантизм (лат. protestans — протестующий) является одним из ведущих направлений в христианстве. Он возник на севере Европы в ответ на криз

Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация вероучительного авторитета Библии, всеобщее священство.
Оправдание только личной верой. Человек должен признать свою ограниченность, незнание, грех, вину. Он не может оправдаться перед Богом посредством добрых дел, как в католицизме

Лекция № 6. Буддизм
  Религиозно-философское учение буддизма: происхождение и сущность. Буддийская этика. Буддийский храм. Обрядовая практика. Монашество. Основные направления буд

Лекция № 7. Иудаизм
Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора. Танах. Нормы Талмуда. Основные идеи учения иудаизма. Пророки и праведники в иудейской культуре. Хр

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы
  Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна. Суннизм и шиизм – основные направления ислама. Секты ислама. Бахаи. Суфизм. Ислам в современ

Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Международное общество Сознания Кришны.
  Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е

Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенности.
Деструктивный культ или деструктивная секта— термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, н

Религия и свободомыслие. Основы светской этики.
1. Свободомыслие как духовное выражение процесса секуляризации. Исторические формы свободомыслия по отношению к религии. 2. Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести в межд

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии.
В XX в. религия была подвергнута критике с научной, философской и этической точки зрения. По мнению критиков религии, ее доктрины утратили смысл и воздействие в условиях современности и перестали у

В международном праве.
  Свобода совести — это право на исповедание любой религии либо на отказ от вероисповедания. Укрепление религиозной свободы и гражданских прав — важная характеристика современного эта

Свобода совести в российской империи, СССР. Новации религиозной политики в ходе демократизации общества.
  В Российской империи право на свободу совести отсутствовало до начала XX в. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин государства должен был являться последователем то

Культура и мораль. Светская этика. Основные этические категории и ценности. Добро и зло.
Мораль (moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид обществ

Долг и совесть.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людь

Честь и достоинство
Честь и достоинство – категории комплиментарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Они одновременно и едины, и отличаются друг от друга

Идеалы, принципы, нормы светской морали.
Принципы морали: гуманизма, патриотизма, оптимизма и толерантность Нравственность –система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги