рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры - Лекция, раздел Культура, ...

 

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь. В настоящее время существует свыше 500 определений «культуры». Слово… Современная наука пришла к необходимости выделения «аспектов» культуры как… 1) В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой…

Структура и функции религии.

Функции религиив обществе: 1) Интегративная функция религии — в поддержании единства людей в рамках той… 2) Компенсаторная функция — восполнение (в иллюзорной форме) слабости человека как социально-биологического существа,…

Происхождение и исторические формы (классификация) религии.

Существует теологическая (богословская) и научная (научно-философская) версии происхождения религии:

1) Теологическая версия. Австрийский этнограф и лингвист Вильгельм Шмидт (1868 – 1954) выдвинул теорию первобытного божественного откровения и основанную на ней концепцию прамонотеизма с целью объяснения происхождения религии в рамках теологического подхода. Концепция прамонотеизма возникла в начале XX века в качестве альтернативы анимистической теории Эдуарда Бернетта Тайлора (1832 – 1917). Изначальной формой религии в этой теории представляется единобожие, которое впоследствии было искажено и нарушено другими элементами, в том числе и мифологией. Образы культурных героев, демиургов и богов трактуются как «осколки» изначальных верований в единого Бога-творца. В своем исследовании Шмидт опирался на этнографический материал, но тем не менее его теория содержала ряд серьезных противоречий и стала объектом критики со стороны других антропологов.

2) Научная версия. В соответствии с научно-философскими концепциями происхождения религии в качестве первичной ее формы выступают анимизм (Эдуард Бернетт Тайлор), аниматизм (Джеймс Джордж Фрэзер) либо тотемизм (Эмиль Дюркгейм, Зигмунд Фрейд). Для исследования ранних форм религии привлекаются данные палеоантропологии, археологии, этнографии, языкознания, психологии. С точки зрения науки, происхождение и становление человека охватывает огромный период – более 1,5 млн лет. Около 30 – 40 тыс. лет назад формируется человек современного типа, homo sapiens. Свидетельства наличия примитивных религиозных верований датируются периодом Верхнего палеолита (20 – 4 тыс. лет до н.э.).

Формы первобытных верований:

1) Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование особых духовных, невидимых существ (душ и духов), которые управляют всеми явлениями и силами природы, материальным миром. В анимизме почитались духи предков, души живых людей, олицетворенные силы природы. Выделялись духи деревьев, водных источников, гор, небесных тел, духи рождения и смерти, болезни и здоровья, духи общины. Первобытный человек рассматривал природу как нечто подобное себе, отсюда присущая его восприятию тенденция к ее одушевлению: помимо видимой, явной стороны все окружающее наделялось невидимой, духовной сущностью. Таким образом, мир первобытного человека был населен многочисленными духами. Первоначально в сознании первобытного человека происходило наделение явлений и предметов сверхъестественными свойствами; со временем эти свойства приняли форму духовных двойников вещей, превратились в души и духов, которые непременно соотносились с материальными объектами. Духи (в отличие от душ) начинают постепенно представляться самостоятельными, не связанными с конкретными объектами существами, способными влиять на различные предметы.

2) Ряд ученых (Роберт Рэйналф Маретт и Джеймс Джордж Фрэзер) придерживались мнения, что анимизму предшествовал аниматизм (лат. animatus – одушевленный) – вера в существование некой силы, оживотворяющей природу и оказывающей влияние на жизнь людей.

3) Тотемизм – одна из ранних форм религиозных верований первобытного общества, основывавшаяся на совокупности представлений, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с определенными объектами – тотемами. Термин «тотемизм» был введен в научный оборот английским путешественником Джоном Лонгом в 1791 г. Тотем (англ. totem из яз. индейцев – его род) – животное или растение (реже явление природы или неодушевленный предмет), которое почитается группой людей в качестве их покровителя и первопредка. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. Тотемизм носит преимущественно клановый (родовой) характер. С тотемизмом связаны мифы, описывающие различные эпизоды культурной деятельности тотема; обряды (считалось, что магическим путем можно воздействовать на тотем и вызвать изобилие тотемного животного или растения); ритуалы жизненного цикла членов рода (рождения, посвящения, смерти); запреты (на употребление в пищу тотемных животных и растений, на определенные слова и действия); наличие особых (священных) предметов, на которые распространяется табу; культ предков (якобы принявших облик тотема после смерти). Тотемизм выполнял интегративную (объединяющую) и регулятивную функции. Дюркгейм и Фрейд рассматривали тотемизм как изначальную форму религии и ее исходный элемент.

4) Ранние формы верований тесно связаны с табу (от полинезийского нечто особенное). Табу распространялось на слова (запрет произносить имена); людей; тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения; разнообразные формы и виды поведения; пищу и питье; животных, растения, различные предметы, посещение тех или иных мест и т.п. Нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти).

5) Магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – совокупность представлений и обрядов, связанных с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия подразделялась на белую (применяемую в благих целях и совершаемую при поддержке светлых сил) и черную (приносящую несчастье и взывающую к «нечистой силе»). Тесно связана с магией мантика, или гадание. Выделяют два аспекта мантики: предсказание будущего и познание неизвестных событий прошлого или настоящего. На ранних этапах развития общества мантика использовалась для предсказания событий и явлений, важных для выживания человека (к примеру, погодных условий, видов на урожай).

6) Фетишизм (порт, feitico – талисман, идол) культ неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, часть скелета животного. Со временем человек сам начал изготовлять фетиши – каменные или деревянные фигурки. Фетишам приписывалось свойство влиять на предметы и события, при этом их действие представлялось как благоприятным (амулеты), так и вредоносным (тела умерших). Фетиши не только являлись объектами почитания, но и считались источниками помощи; в последнем случае в их отношении применялись особые способы воздействия, к примеру, в них вколачивали гвозди, чтобы заставить духа исполнить просьбу. Фетишам приписывалась и охранительная способность (талисманы, обереги).


Лекция № 2

Христианство: история и основы вероучения

  Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.   1) Христианство — вторая по времени возникновения и наиболее многочисленная по количеству приверженцев религия.…

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Источник христианской этики — в первую очередь Декалог Ветхого завета, жизнь Христа, заповеди Нагорной Проповеди, жизнь и проповедь Его учеников, апостолов, Отцов Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни современной Церкви.

Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию (пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта. Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух мало отличающихся друг от друга версиях (В Исходе и Второзаконии).

Обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях (каменных плитах), «Скрижалях свидетельства», и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца (Золотой телец – идол, несколько раз появляющийся на страницах Ветхого Завета как предмет культа отступившихся от Бога Израиля), то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Во Второзаконии).

 

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что… 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя…

Девять евангельских заповедей о блаженствах по Матфею (глава 5, 3-11).

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

«Горе вам»

Относительно малоизвестен тот факт, что в Евангелии от Луки (Лк.6:24-26) Иисус Христос противопоставляет заповедям блаженства «заповеди горя», напротив:

1. Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (славянский текст – яко отстоите утешения вашего).

2. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.

3. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

4. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

 

Толкование заповедей блаженства. При толковании особенно часто вызывает споры первая заповедь по Мф.5:3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем».

2) По другому традиционному толкованию эта заповедь означает, что блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт христианину возможность войти в Царство Небесное.

3) Есть третье толкование, основанное на буквальном прочтении текста, утверждающее, что человек, ощущающий свою духовную нищету, особенную нужду в Боге, блажен, так как такое положение перед Богом Ему угодно. Такое толкование также имеет право на жизнь, так как согласуется с особенностями характера Бога, раскрывающимися в других местах Священного Писания.

4) Ещё одно толкование встречается у философа Анри Бергсона. Он толкует эту фразу так: блаженны нищие «по велению своего духа», то есть те, кто сам отказывается от своего богатства.

 

Отче наш (также молитва Господня) — главная молитва в христианстве. Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам на просьбу научить их молитве. Молитва Господня приводится в Евангелиях в двух вариантах, более пространном в Евангелии от Матфея и кратком — в Евангелии от Луки. Различны и обстоятельства при которых Иисус произносит текст молитвы. В Евангелии от Матфея Отче наш входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Иисус дарует ученикам эту молитву в ответ на прямую просьбу «научить молиться». Вариант Евангелия от Матфея получил всеобщее распространение в христианском мире как главная христианская молитва, причём использование Отче наш в качестве молитвы восходит к самым ранним христианским временам.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Мф.6:96:9—13)

 

Золотое правило нравственности.

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом. · В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали… · В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк.12:32-34).

Лекция № 3.

Православная культура: история и современность.

Православие как культрурообразующая религия России

Основы православного вероучения и культа. Институт священства. Монашество. Праздники и посты.

Монашество (от греч. — «отшельник») возникает в последние десятилетия III в. Причины этого сложного явления разнообразны. С одной стороны, оно связано с утратой морального климата ранних времен возникновения христианства, с его тягой к мученичеству. С другой стороны, монашество достигает массовых масштабов, прежде всего в самых густонаселенных районах Средиземноморья. Безработица и нищета толкали людей на бегство из городов и деревень.

В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианскойаскезы (от греч. – «упражнение»), не упомянуты там и монахи. Иисус Христос учил о тщете всего мирского и призывал следовать за собой, оставив имущество и родных. Мотив следования Христу во спасение души, единения с ним становится ключевым в христианской аскезе. Другой ее важной особенностью был культ послушания, смирения. Христианин должен был победить не плоть, но свой эгоизм во имя любви к Богу.

На становление монашества оказали влияние иудейские секты ессеев итерапевтов (врачевателей), которые жили коммунами во время появления самых первых идей христианства. Не могло не оказать влияния и буддийское монашество в условиях торгового обмена между азиатским Востоком и Западом.

Первым христианином, получившим прозваниеанахорета(того, кто удаляется), был святойАнтонии (256-356). Он был основателем отшельнического монашестваеремитов (тот, кто живет в уединении, в пустыне).

В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.

Послушник (послушница) – лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды – рясы, послушникам разрешают носить подрясник. Послушники исполняют разные послушания (уборка помещений, прислуживание в алтаре и храме, пение и чтение во время богослужения, работа у свечного ящика, работа в мастерских или подсобных хозяйствах, дежурство в трапезной, звонарство) при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам. По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.

Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет – послушания. Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток. Рясофорный послушник (рясофорная послушница) сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней, мирской жизни.

2. Инок (инокиня) (от др. русск. «инъ» — иной) — древнерусское название монаха, иначе чернеца. В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок – как бы «новоначальный монах».

Малая схима, или мантийное монашество (Схима (от др.-греч. – образ) – торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения)). Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом.

Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:

1. Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);

2. Безбрачия (или девства);

3. Нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью);

4. Непрестанной молитвы.

В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.

Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).

Великая схима или схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимонахом, или схимником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую. Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.

 

  1. Праздники и посты.

Большое значение в православии придается праздникам и постам.

Пост — ритуальное воздержание от принятия определённой пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Книга Левит, глава 16, стих 31 и др.). Практика православных постов невероятно развита — по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православным праздникам, образующим годовой богослужебный круг, и делятся на многодневные и однодневные.

По строгости в употребляемой трапезе посты имеют несколько степеней:

· пост «с ядением рыбы»: растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;

· пост «с ядением сварения с елеем»: горячая растительная пища с растительным маслом;

· пост «с ядением сварения»: горячая растительная пища без масла;

· пост с «сухоядением»: холодная неварёная растительная пища без масла, неподогретое питьё;

· строжайший пост: полное воздержание от пищи, допустима только вода.

Помимо этих постов соблюдаются ещё еженедельные посты по средам (день воспоминания о предательстве Иуды и аресте Иисуса) и пятницам («пяткам») (в память о крестных страданиях и смерти Спасителя) весь год. Но в некоторые среды и пятницы пост отменяется, то есть разрешается есть мясную пищу всю неделю. Такие недели называются «сплошные седмицы»:

· Пасхальная седмица — неделя после Пасхи;

· Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы;

· Святки — с 7 января до 18 января, то есть 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня — Крещенского сочельника;

· седмица мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста;

· Масленица (без мяса) — неделя перед Великим постом.

Имеются также однодневные посты, в которые разрешается пища с растительным маслом:

· строгий пост в день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи — 11 сентября;

· строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября;

· Крещенский сочельник — 18 января.

В дни поста воздержание должно быть всестороннее: от житейских развлечений и увеселений, употребления спиртного, бурного проявления страстей и отрицательных эмоций.

Праздники. Важнейший праздник года — Пасха, или Воскресение Иисуса Христа. Ей предшествует длительный, в тече­ние 40 дней, Великий пост (четыредесятница), завершающийся страстной седьмицей (неделей), когда верующие вспоминают страдания Христа на кресте, его смерть и погребение. За неделю до Пасхи, в воскресенье, которое на Руси называют Вербным, праздну­ется Вход Господень в Иерусалим, когда встречающие Его бросали емy под ноги пальмовые ветви.

На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне, когда Он вознесся на небо. На пятидесятый день после Пасхи насту­пает праздник Пятидесятница — день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот праздник называют еще Троицей. Суббота накануне Троицы известна как Родительская суббота, когда поминаются усопшие родственники. В первый воскресный день Троицы празд­нуется праздник Всех Святых, после которого начинается Петров пост. Его иногда называют апостольским. Он завершается 12 июля в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (от­сюда его название).

Кроме переходных праздников, не имеющих точных дат и зави­симых от Пасхи, остальные двунадесятые праздники отмечаются в постоянные дни:

Рождество Христово (7 января нового стиля);

Крещение Господне (19 января нового стиля);

Сретение Господне (15 февраля нового стиля) — встреча младен­ца Иисуса Христа в Иерусалимском храме со старцем Симеоном, который признал в нем Мессию — Спасителя мира;

Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля нового стиля) — сообщение Деве Марии, что она родит Спасителя Иисуса;

Преображение Господне — Яблочный Спас (19 августа нового стиля) — Христос на Фаворской горе в Палестине во время молит­вы был озарен чудесным светом, преобразился, когда раздался глас Бога-Отца, что Иисус есть Сын Его единородный. В этот день про­изводится освящение первых плодов;

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа нового стиля) отмечается как день памяти скончавшейся в Иерусалиме Божьей Матери;

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября нового стиля);

Воздвижение Креста Господня (27 сентября нового стиля) — память Кресту, на котором был распят Христос;

Введение во храм Святой Богородицы (4 декабря нового стиля), когда Богородица была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий на приготовление к тому, чтобы стать матерью Спа­сителя мира.

 

  1. Православный храм и икона.

Православный храм,или церковь, состоит из трех основных частей.

Восточная его часть, отделяемая иконостасом, — алтарь (свя­тилище), где предполагается место бытия Бога. Это помещение для лиц, совершающих богослужение. В центре его находится пре­стол — наиболее почитаемое место в церкви, символизирующее самого Иисуса Христа. Иконостас — имеет трое врат (дверей), средние из которых называются Царскими, потому что через них при вынесении Святых Даров при совершении Божественной ли­тургии проходит сам Царь Славы — Христос. Через эти врата раз­решается проходить лицам в священном сане. На Царских вратах с наружной стороны находятся иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех апостолов-евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними изображена «Тайная вечеря». Слева от царских врат находится икона Божьей Матери, справа — икона Спасителя (Иисуса Христа), а затем — того праздника или свято­го, которому посвящена церковь. Иконостас, как и храм, заверша­ется наверху крестом — символом жертвы, принесенной Христом для спасения человечества.

Средняя часть храма предназначается для верующих. Здесь нахо­дятся иконы, перед которыми зажигаются лампады и восковые све­чи. Перед иконостасом находится возвышение для священнослужи­телей — солея. Средняя ее часть — амвон, на котором читается Евангелие и провозглашается ектения (род молитв, прошений, вхо­дящих в православное богослужение). По краям солеи находятся клиросы для певчих и чтецов. В середине храма против Царских врат алтаря ставится аналой — столик с пологим верхом, на кото­ром обычно лежит икона празднуемого в этот день святого, а во время службы — Евангелие для чтения.

В центральном куполе изображается Христос-Вседержитель, ни­же — архангелы, посредники между Богом и человеком. В парусах, на которых покоится купол, — четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн), оставившие людям записанное ими учение Христа в виде Евангелий.

На западной части храма над входными дверями принято обычно помещать изображение Страшного Суда как напоминание христианину, выходящему из храма, о том, что ждет грешника. В западной части храма находится притвор, или трапезная. Здесь совершаются некоторые богослужения, например панихиды по умершим.

Икона (др.-греч. «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

По сюжетам иконы можно разделить на:

· Иконы Святой Троицы — символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.

· Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.

· Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.

· Иконы святых и сил бесплотных.

· Иконы праздников и событий священной истории.

· Символические и аллегорические композиции.

По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.

По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы.

По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.

По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».

По технике исполнения выделяют:

· живописные иконы,

· вышитые иконы — выполненные в той или иной технике шитья

· литые иконы

· резные иконы

· печатные или типографские иконы

· сводчатый алтарь — складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон

По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые.

Среди невоцерковлённого народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании, систематически критикуется православными богословами.

 

  1. Современное состояние православия. Русская православная церковь.

В отличие от католицизма право­славие не имеет единого административного центра. Самоуправ­ляемые, административно независимые (автокефальные) церкви, возглавляемые патриархами, митрополитами и архиепископами полностью автономны в своей внутренней жизни. Степень их влия­ния в различных регионах мира и странах различна. В настоящее время насчитывается 17 Автокефальных (Поместных) Православных Церквей. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, официальный перечень автокефаль­ных Церквей следующий: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Ру­мынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская, Японская, Китайская.

За Константинопольским патриархом сохраняется титул «Все­ленского патриарха», но он не имеет права вмешиваться в деятель­ность других Церквей. Иначе говоря, Константинопольский патри­арх по авторитету («по чести») считается «первым среди равных». На сегодняшний день наиболее крупная по численности в мире — Русская Православная Церковь.

Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти являются Поме­стный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает уче­ние Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноничекое единство с Поместными Православными церквями, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, изби­рает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процеду­ру такого избрания.

Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а так­же викарных архиереев, возглавляющих синодальные духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подве­домственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместно­го Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических пастыр­ских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужеб­ных чинопоследований; компетентное истолкование законопо­ложений и т.д.

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви, попечение о внутреннем и внешнем благополучии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно с Синодом, являясь его Предсе­дателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладаю­щих высшим образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к канонической дея­тельности, имеющих доброе свидетельство от внешних (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.

Русская Православная Церковь разделяется на епархии — мест­ные церкви, возглавляемые архиереем Епархии. Они делятся на округа, а округа — на приходы. Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Это первичное звено Рус­ской Православной Церкви. Его возглавляет священник, который Руководит деятельностью прихода с помощью церковного совета — выборного органа из верующих мирян. В состав церковного совета входят староста, его заместитель, казначей и члены ревизионной ко­миссии (не менее трех членов).


Лекция № 4. Католицизм

 

  1. Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма.
  2. Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.

 

Католицизм как западная ветвь христианства. Догматические нововведения и специфика культовой деятельности римо-каталицизма.

Католицизм является господствующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, странах… Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр — Ватикан,… Специфическое положение римского епископа сложилось уже к IV—V вв. и состояло в том, что он признавался главой…

Создание теократического государства. Монашеские ордена. Католицизм в современном мире.

На протяжении Средневековья католическая церковь вела ожесточенную борьбу с отступлениями от официального вероучения — ересями. В большинстве… О том, какой масштаб принимало распространение ересей, можно судить по истории… Для борьбы с ересями римская курия создала в конце XII в. особый церковный суд — трибунал Святейшей Инквизиции. При…

Лекция № 5

Протестантизм

1. Реформация в Европе XVI века. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина.

2. Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация вероучительного авторитета Библии, всеобщее священство.

3. Особенности основных форм классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

4. Специфика позднего протестантизма: пятидесятничество, баптизм, адвентизм, иеговизм, Новоапостольская церковь, мормоны, квакеры, методизм, меннониты, Армия спасения.

Реформация в Европе XVI века. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина.

Наряду с католичеством и православием протестантизм (лат. protestans — протестующий) является одним из ведущих направлений в христианстве. Он возник… Оформление доктрины и практики протестантизма связано с деятельностью Мартина… · признание Библии единственным источником веры;

Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация вероучительного авторитета Библии, всеобщее священство.

Вера приобретает исключительный статус: вся религия как бы сводится к вере, однако последняя охватывает все сферы жизни. Так, в противовес… Священство всех верующих является попыткой возрождения «истинного… Исключительный авторитет Библии в вопросах вероучения. В качестве единственного авторитета протестантизм почитает…

Особенности основных форм классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство.

 

Лютеранство возникло на территории Германии, впоследствии распространилось в Финляндии, Швеции, Дании, Исландии, странах Прибалтики; после 1740-х гг. — в Северной Америке. Первоначально сторонники этого движения предпочитали называться «евангелическими христианами», в знак того, что они имели своей целью возрождение принципов апостольской, евангельской церкви. Название «лютеранство» было дано противниками движения и имело уничижительный оттенок.

В числе вероучительных писаний лютеранства «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера (1529), «Аугсбургское исповедание» (1530) и «Апология Аугсбургского исповедания» (1530) Ф. Меланхтона, «Шмалькалденские статьи» (1536) Лютера и «Формула согласия» (1580); однако лишь два признаются всеми лютеранскими церквами: «Малый катехизис» Лютера и «Аугсбургское исповедание»; что касается других книг лютеранского канона, то их состав варьируется в зависимости от церкви.

Лютеранство принимает доктрину оправдания единой верой. За человеком признается свобода воли исключительно во внешней, не связанной с верой сфере. Деятельность церкви в лютеранстве должна сводиться к проповеди Евангелия и отправлению обрядов.

В этическом учении принципиальны два положения:

• добрые дела понимаются не как условие, но как результат веры;

• человек свободен от заботы о собственном спасении (благодаря Богу) и потому должен направить все свои силы на служение ближним.

В отношении государства лютеранство придерживается умеренной позиции, выделяя и разделяя «два царства» — «закон» и «Евангелие», т.е. практически признавая самостоятельность государства по отношению к церкви.

В связи в особым вниманием к слову Божьему на первом месте в богослужении стоит проповедь; ее тематика, как правило, связана с библейским повествованием либо теологическими вопросами.

В лютеранском храме нет икон, но сохранены распятие, церковное облачение, алтарь. Большое значение в богослужении отводится музыке (преимущественно органной) и исполнению гимнов.

В рамках ортодоксального лютеранства в XVII—XVIII вв. в Германии получили развитие идеи пиетизма (лат. pietas — благочестие) — мистического течения, выступившего против догматизации протестантской церкви. Основателем пиетизма стал

Филипп Якоб Шпенер, поставивший своей целью возродить «истинную религию», основанную на глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах. Шпенер подчеркивал необходимость личного переживания Бога верующим, позволяющего обрести «божественную благодать».

В 1947 г. был создан Всемирный лютеранский союз, объединяющий 59 лютеранских церквей; всего же последних насчитывается более 190. Лютеранские церкви принимают активное участие в экуменическом движении.

Кальвинизм (евангелическо-реформатская церковь) обязан своим возникновением деятельности Жана Кальвина и Ульриха Цвингли и первоначально закрепился в общинах Швейцарии, Франции (гугеноты), Шотландии и Англии (пуритане), Германии. Согласно учению кальвинизма, судьба каждого человека предопределяется Богом индивидуально. С догматом об предопределении связывается и необходимость самосовершенствования человека: поскольку человеку неизвестно, к чему он избран, он должен вести себя так, чтобы быть достойным вечного блаженства.

Вероучение кальвинизма зафиксировано в таких документах, как «Первый катехизис» (1536), «Женевский катехизис» (1545) и «Женевское соглашение» (1551) Кальвина, «Галликанское исповедание или исповедание веры французских церквей», «Гейдельбергский катехизис» и др.

В кальвинизме отменен епископат, нет клира; во главе общины, состоящей из добровольно объединившихся лиц, стоят выборные и смещаемые пресвитеры и пасторы. Вопросы вероучения и организации жизни общин решаются на общинных собраниях. Обряды и ритуалы немногочисленны; алтарь, иконы, свечи, крест и другие внешние атрибуты культа не используются. Центральное место в богослужении отводится проповеди; кроме того, в него включены импровизированные молитвы и коллективное пение псалмов.

Кальвинизм распространен в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США. В настоящее время он представлен такими направлениями, как реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские церкви.

Англиканство возникло в XVI в. в Англии и является государственной церковью этой страны. Англиканские церкви также существуют в Шотландии, Ирландии, США и Новой Зеландии. Процесс Реформации в Англии был поддержан верхними слоями общества, и парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви, которая, таким образом, официально отделялась от Рима. Вероучение англиканства изложено в «Книге общинного богослужения» (1549) и «Символе веры» (1571), состоящем из 39 статей. Протестантское учение о спасении личной верой в англиканстве сочетается с принятым в католицизме догматом о спасающей силе церкви. Англиканство сохраняет целибат, семь таинств, учение о пресуществлении, торжественное богослужение. В качеств священных текстов почитаются Писание и труды отцов церкви.

От католицизма англиканство переняло культовую и организационную структуру. Во главе церкви стоит король, в полномочия которого входит назначение епископов. Централизованное правление отсутствует: архиепископ Кентерберийский, являющийся примасом англиканской церкви, пользуется скорее моральным, чем каноническим авторитетом. Существует три степени священства — епископы, священники, диаконы; власть епископов является ограниченной.

В рамках англиканства выделяются три церкви: высокая — наиболее близкая к католицизму; низкая — сближающаяся с пуританизмом (английский кальвинизм, выступивший за преобразование англиканства в духе последовательного протестантизма) и пиетизмом; широкая — представляющая собой доминирующее направление.

По отношению к государству англиканская церковь занимает умеренную позицию; церковь должна почитать государственную власть, однако не является зависимой от нее.

В англиканском культе используются неизмененные формы литургии, сохранено церковное облачение для священников. Центральным обрядом богослужения является причащение. Тексты молитв закреплены в «Молитвенной книге» 1662 г., хотя применяется и вариант 1928 г.

Во 2-й четверти XVIII в. в англиканской церкви зародилось движение методистов (его приверженцы отличались особым рвением и методичностью в изучении Библии, отсюда название «методизм»). Сохранив основные положения англиканства и его культ, методисты создали собственную централизованную организацию; ее высший орган — ежегодно созываемая конференция. Методизм распространен в Англии, США, Канаде, Австралии и других странах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет, который каждые 10 лет созывает Всемирную конференцию методистской церкви.

 


Специфика позднего протестантизма: пятидесятничество, баптизм, адвентизм, иеговизм, Новоапостольская церковь, мормоны, квакеры, методизм, меннониты, Армия спасения.

 

Анабаптизм (греч. anabaptizo — крещу вторично) — движение, возникшее в XVI в. в Швейцарии и Германии. Название обусловлено основополагающей идеей о вторичном крещении в сознательном возрасте с целью создания свободной общины верующих (церкви). Первое такое крещение состоялось в Цюрихе в 1525 г.

Основные принципы вероучения:

· требование невмешательства государства в церковные дела и отделения церкви от государства;

· неучастие в государственной деятельности;

· отказ от накопления богатства;

· признание религиозной свободы личности.

Радикальная позиция анабаптистов стала причиной жестоких гонений, которым подверглись участники движения. Анабаптизм положил начало возникновению таких сект, как меннониты, мельхиориты, гуттерские братья.

Баптизм (греч. baptizo — погружаю в воду, крещу) основан в начале XVII в. в Голландии англичанами-конгрегационалистами. Основные принципы вероучения:

· крещение взрослых;

· церковь состоит только из верующих;

· равенство верующих в делах церкви;

· независимость местных общин;

· отделение церкви от государства.

В вопросе предопределения часть баптистов (так называемые «частные» баптисты) следует традиции кальвинизма, считая, что Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к гибели, а других — к спасению; другие («общие» баптисты) полагают, что спасение предопределено всем, кто уверовал в Христа. Общины управляются выборными пресвитером и советом; объединяются в региональные ассоциации. Баптизм распространен во многих странах мира; в 1905 г. был создан Всемирный союз баптистов.

Адвентизм (лат. adventus – пришествие) – течение, возникшее в 1-й половине XIX в. в США. Адвентизм генетически связан с баптизмом. Его последователи верят в близкое второе пришествие и последующее тысячелетнее царство Христово.

В рамках адвентизма имеется несколько ветвей, наиболее значительная из которых – адвентисты седьмого дня (АСД), которые:

· отрицают бессмертие души (лишь души праведников бессмертны), соблюдают «день седьмой» – субботу в качестве дня отдыха;

· вносят церковную десятину;

· выполняют ряд правил гигиенического характера и пищевых запретов.

Их культ во многом сходен с баптистским. АСД ведут активную миссионерскую работу.

Меннониты – последователи учения Менно Симонса, голландского католического священника, жившего в XVI в.

Основные принципы вероучения:

· отказ от насилия (в частности, от воинской службы);

· нравственное самоусовершенствование;

· крещение взрослых;

· отрицание церковной иерархии;

· самостоятельное управление общин.

У меннонитов имеется международный орган — Всемирная конференция меннонитов, созданная в 1989 г. Меннонитские общины существуют в США, Канаде, Голландии, Германии.

Мормоны («святые последнего дня») – религиозная секта, основанная в 1830 г. в США. Вероучение мормонов зафиксировано в «Книге Мормона». В его основе — идея «прогресса», движения мира к совершенству. Мормоны считают себя богоизбранным народом; ими создана строгая церковная иерархия во главе с президентом общины, почитаемым в качестве пророка.

Центр мормонского движения – штат Юта в США; осуществляется миссионерская деятельность и в других странах.

Квакеры (от англ. quake – дрожать) – секта, возникшая в Англии в XVII в. Ее последователи считают, что в душе каждого верующего присутствует Христос, и истину веры постигают, вслушиваясь в собственный внутренний голос, который есть голос Бога.

Основные принципы вероучения:

· отказ от внешней обрядности, таинств, обязательного богослужения;

· отказ от праздников, атрибутов культа;

· равенство всех членов общины;

· отрицание духовенства;

· вера в моральный прогресс человечества;

· строгие моральные принципы;

· пацифизм;

· аскетизм.

Квакерские общины имеются в Англии, США, Канаде, Восточной Африке.

Свидетели Иеговы – секта, отделившаяся от адвентизма и изначально называвшаяся «исследователи Библии»; нынешнее название Организация свидетелей Иеговы получила в 1931 г.

Основные принципы вероучения:

· отрицание триединства Бога;

· Христос и Дух Святой – порождение Иеговы (ветхозаветное имя Бога Отца);

· искупительная миссия Христа;

· Бог как источник нравственного закона;

· идея Армагеддона — решающей битвы сил Иеговы против сил Сатаны, в которой погибнет все человечество, кроме иеговистов.

Организация свидетелей Иеговы строго централизована, во главе ее стоит президент. Иеговисты ведут активную миссионерскую деятельность.

Пятидесятники — течение, возникшее в начале XX в. в США. В основе их учения представление о сошествии Святого Духа на апостолов после воскресения Христа, когда апостолы, согласно Священному Писанию, «начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать».

Основные принципы вероучения:

· близость второго пришествия и тысячелетнее правление Христа;

· глоссолалия («говорение на иноязыках») как результат сошествия Святого Духа, обретения благодати;

· вера в видения и пророчества.

Новоапостольская церковь – международная христианская религиозная организация, возникшая в XIX столетии из движения последователей ряда протестантских церквей в Англии и Шотландии за восстановление «первоначального облика» христианства по образцу апостольских времен, дабы подготовить верующих к возвращению Иисуса Христа. Наибольшую известность получило проповедование об этом бывшего пресвитерианского пастора Эдуарда Ирвинга (1792—1834). Считается, что в 1832 г. состоялось явленное Святым Духом Откровение об избрании новых апостолов для «возвещения учения Христа» вплоть до второго пришествия. Тогда же в Англии учреждается Апостольская католическая церковь. Джон Бейт Кардейл (1802—1877) и еще 11 человек были объявлены призванными в апостольском качестве и на богослужении в 1835 г. произошло их официальное посвящение. На европейском континенте идея возобновления апостольского служения также нашла приверженцев. Однако разделявшие ее христиане Германии, Голландии и Швейцарии не признали исключительного статуса английских апостолов и определили для этой миссии собственных, образовав в 1863 г. самостоятельную церковь, которая с 1930 г. действует под названием Новоапостольская Церковь. Всего в мире насчитывается ок. 9 – 12 млн последователей этой церкви в 190 странах мира. Вероучение основано на авторитете Библии, почитании Декалога, общехристианских представлениях о Троице и спасающем пришествии Иисуса Христа, которые дополняются верой в сохранение церкви через деятельность постоянно посылаемых Богом живых апостолов. С установлением тысячелетнего царствия Христова всем, пребывавшим некогда вне церкви, будет еще раз предложен путь к спасению принятием «запечатления от Духа Святого». В России последователи Ирвинга стали появляться с 1838 г. (апостол Уильям Доу и др.), но только в 1870-е гг. сложились первые крупные общины; существование приходов продолжалось до начала 1930-х гг. В конце 1980-х гг. деятельность новоапостольской церкви возобновилась, ныне ее координирует Управленческий центр новоапостольской церкви России (в Москве), объединяющий 10 региональных управленческих центров.

Армия спасения – международная миссионерская и благотворительная организация, существующая с середины XIX века и поддерживаемая протестантами-евангелистами. Штаб-квартира находится в Лондоне. В 1865 г. британский священник-методист Уильям Бут создал евангелическую Христианскую ассоциацию возрождения. Прежде чем получить своё современное название, организация дважды переименовывалась – сначала в «Христианскую миссию Восточного Лондона», потом в «Христианскую миссию».

Принципы Армии спасения базируются на текстах Ветхого и Нового заветов. Организация распространяет идеи и догматы Библии с помощью проповедей, а также оказания нуждающимся социальной, медицинской, консультативной, моральной и иной поддержки, включая предоставление материальной помощи в чрезвычайных ситуациях. Армия спасения содержит столовые для нищих, ночлежные дома для бездомных, молодёжные клубы; работает с осуждёнными и другими асоциальными элементами общества.

Миссия Армии спасения – проповедовать Евангелие Иисуса Христа, удовлетворять основные человеческие нужды, давать личное наставление и способствовать духовному и нравственному возрождению и физическому восстановлению всех нуждающихся, попадающих в сферу ее опеки, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и возраста.

Несмотря на свою миролюбивую деятельность, в которой отсутствуют откровенно религиозные мотивы, деятельность Армии спасения встречается в штыки в целом ряде государств, которые не в состоянии самостоятельно оказывать помощь неимущим и опустившимся гражданам своих стран. Тем не менее, благотворительная деятельность Армии спасения по оказанию помощи населению, пострадавшему в локальных войнах известна во всех точках Земного шара.


Лекция № 6. Буддизм

Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся в VI—V вв. до н.э. на территории Древней Индии. Распространившись в Индии,… Религиозная система буддизма основывается на жизни и учении Будды (санскр.,… Буддийскую религиозную литературу можно разделить на две большие группы: канонические произведения и неканонические. …

Лекция № 7. Иудаизм

  Иудаизм – религия евреев. Иудаизм является самым ранним образцом монотеизма в… · политеизм (пантеонов ваалов);

Лекция № 8. Ислам и нетрадиционные религиозные культы

  Источники и основы вероучения ислама. Священный Коран и Сунна.   Ислам (араб. букв, покорность) – вторая после христианства по количеству последователей и самая поздняя по времени…

Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Международное общество Сознания Кришны.

Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть… Неокульты называют «молодежными религиями», поскольку в число их адептов… Образование нетрадиционных религиозных движений, как Правило, начинается с возникновения харизматических культов —…

Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические особенности.

В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых для страны религиозных организаций и групп. За пределами постсоветского… Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ… Деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, которые практикуют «промывание…

Лекция № 9.

Религия и свободомыслие. Основы светской этики.

2. Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести в международном праве. 3. Свобода совести в российской империи, СССР. Новации религиозной политики в… 4. Культура и мораль. Светская этика. Основные этические категории и ценности. Добро и зло.

Свободомыслие как духовное выражение процесса секуляризации.

Исторические формы свободомыслия по отношению к религии.

Религия как фактор общественной жизни в настоящее время оказывается менее значимой, чем ранее. С целью укрепления сообщества и формирования… Свойственный современной эпохе культурно-мировоззренческий плюрализм (лат.… В свете религиозного плюрализма возможны две тенденции в практике религиозных институтов:

В международном праве.

Свобода совести — это право на исповедание любой религии либо на отказ от вероисповедания. Укрепление религиозной свободы и гражданских прав —… Свобода совести включает следующие аспекты: • добровольный выбор личностью своей позиции по отношению к религии и атеизму;

Свобода совести в российской империи, СССР. Новации религиозной политики в ходе демократизации общества.

В Российской империи право на свободу совести отсутствовало до начала XX в. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин государства… В советское время новым правительством одним из первых был принят Указ «Об… Но, несмотря на закрепленные в Конституции права граждан, в советское время свобода совести не осуществлялась в полном…

Культура и мораль. Светская этика. Основные этические категории и ценности. Добро и зло.

Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию… Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности… Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма…

Долг и совесть.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать… Александр Круглов провел интересное сравнение между этими понятиями. …  

Честь и достоинство

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании,… Достоинство –это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности,… Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания; честь – это то, что…

Смысл жизни и счастье.

Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла жизни как главной ее ценности носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл – в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).

Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

· смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

· смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

· смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

· не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни – в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (B.C. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна, сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего. Как замечает мудрец: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Сенека: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит».

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

· смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

· смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н. Толстой);

· смысл жизни в достижении некого идеала человека;

· смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно с достоинством и чувством исполненного долга.

Счастье – состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. «Высшее возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это достоинство быть счастливым» (Кант. Критика способности сужения).

Идеалы, принципы, нормы светской морали.

Нравственность –система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в кот.…    

– Конец работы –

Используемые теги: Лекция, Духовная, Культура, Понятие, проблемы, нципы, Религия, контексте, духовной, культуры0.115

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Лекция 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 1.1 Понятие и сущность менеджмента
ПЛАН... Понятие и сущность менеджмента Виды и функции менеджмента предприятий сервиса и туризма Понятие и классификация методов менеджмента...

Лекция: Методы взаимодействия процессов В лекции рассматриваются: взаимодействие процессов: проблема ограниченного буфера
В лекции рассматриваются взаимодействие процессов проблема ограниченного буфера проблема производитель потребитель прямая и косвенная связь... Содержание Введение Независимые и взаимодействующие процессы Виды организации взаимосвязи процессов...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Лекция № 1 Ключевые слова: . Религия как форма проявления культуры
Лекция... Религия как форма культуры особый социокультурный институт Ключевые слова Религия как форма проявления культуры...

Религия и наука в контексте культуры
Содержание... Введение... Происхождение и ранние формы религии...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам