Особенности культуры Византии. - раздел Культура, Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры Византийская Культура Возникла На Рубеже 2Х Эпох- Крушения Поздней Античности...
Византийская культура возникла на рубеже 2х эпох- крушения поздней античности и рождения средневекового общества.
В 660г до н.э. в мегарской колонии был основан небольшой поселок Византий. 11 мая 330 г. римский император Константин переносит сюда столицу, город получает название Константинополь ( на Руси называли Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на 2 части: Западная во главе с Римом и Восточная во главе с Константинополем. Западная была завоевана в 476 г., а Восточная просуществовала 1000 лет.
Византию называли "Второй Рим".
Территория: Византия была на перекрестке 3х континентов: Европа, Азия, Африка. Средиземное море называли "внутренним озером".
Наибольших размеров Византия достигла в 6 в. в период правления императора Юстиниана Великого, но во время арабских нашествий (7в) она потеряла часть своих владения, ограничила свою территорию Балканами и Малой Азией.
В плане культуры Византия являлась синтезом европейский и азиатских традиций.
Население:Жители называли себя "ромеями" (римлянами). Очень пестрая по своему этническому составу: греки, сирийцы, иудеи, славяне, армяне, грузины и т.д. Постоянная миграция варваров.
Византийскую культуру создавали все народы, входившие в империю. Но по преимуществу это была грекоязычная культура. Греческий язык стал государственным в 6 в., вытеснив латынь.
Византия вобрала в себя все знания античности: изучали и читали труды философов, читали античных авторов.
Христианство:Византия - первая христианская империя. Новые социальные идеалы: неразрывность единства священства и царства. Опора империи - власть императора и христианская вера.
Византия - особый тип воцерковленного государства. Император + вера = единое целое. Императоя являлся главой церкви.
Периоды развития культуры Византии:
1) Ранневизантийский период (4-7 век). Провозглашение христианства государственной религией, столица переносится из Рима в Константинополь, "золотой век" правления императора Юстиниана, нашествие арабов.
2)Центральный период (7-13 век). Консолидация власти вокруг новой династии Комнинов, благодаря им Византия вновь стала великой державой, искусство под влиянием религии все дальше уходило от реальности, сформировалась система православной литургии , иконописи, символики храма.
3) Поздневизантийская культура (13-сет 15 века). При династии Палеолог происходит падение государственной мощи при расцвете богословия и художественной традиции. В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами и разграблен (распад государства и кратковеременное существование латинской империи). Удалось восстановить империю, оно было нестабильно из-за турецкой угрозы и внутренних конфликтов. 29 мая 1453 года Константинополь был захвачен турками-османами . Империя оказалась в изоляции от христианского мира.
Культура:
Для Византийской эстетики - Бог есть высшая категория. Обращение к Богу, преображение человека через веру, возвращение духовного начала. Земной мир на 2м плане.
Искусство являлось трансцендентным ( т.е. идеальное начало - высшее). Был особый художественный язык, основанный на символах ( за ним скрывалось иное содержание, он многозначен) для выражения этого искусства.
Архитектура: сложилось 2 типа храма6
1) базиликальный (заимствован из Рима, постепенно приобретает статус культового сооружения).
2)крестово-купольный ( более соответствует духу эпохи, новому времени).
Иконопись:Главный образ - Иисус Христос, образ спасителя. Христос Пантократ (вседержитель) чаще всего в подкупольном пространстве (грозный судья).
Так же изображался образ Богоматери ( Богоматерь с Христом, Богоматерь Оранта (молящаяся)). Изображения святых: св. Георгий, св. Николай( образ христианского Архиерея). Иконы изображали христианские праздники - Рождество Христово, Троица (а. Рублева), Сретение и т.д.
Школа Византийской иконописи более утонченная, изысканные цветовые изыскания.
Литургия: Литургия - это каноны православного богослужения. Со временем молитва превратилась в крупную музыкальную традицию (молитва +пение). Особое место в православной музыке имели тексты псалтири - псалмы. Считали, что церковная музыка - это отзвук пения ангелов.
Причины распада Византийской империи:
-раздутый чиновничий аппарат
- невозможность простых граждан добиться справедливости в суде
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Особенности культуры Византии.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Типология культур. Историческая типологизация культур.
Проблема типологизации культуры является одной из самых дискуссионных проблем совр. теории культуры. Ученые вырабатывают определенную типологию культур, которая предполагает выявление их сходств и
Историческая типологизация культур.
Она предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменений в динамике и морфологии культуры.
Под историко-культурной эпохой понимаетс
Основные особенности изучения первобытной культуры.
Изучение первобытной культуры началось относительно недавно (100-130 лет назад)
Изменения в отношении к первобытному обществу привели:
1) Актуальным стал вопрос хронологии
Синкретизм первобытной культуры.
Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность.
Проявление синкретизма:
1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы;
2) человек
Ранние формы религии
Причины:
1) неуютная эмоциональная атмосфера;
2) постепенное развитие абстрактно логического мышления, которое приведет к формированию понятийного аппарата;
3) развитие в
Роль мифа в первобытной культуре
Миф - это попытка объяснить явления окружающей действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека
- это отражение действительности в конкретно чу
Общая характеристика понятия античность
1. Важная категория – космологизм
космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За
Природные условия.
Города государства располагались на островах эгейского моря, побережья Фракии Западной полосе малой Азии и именно эту территорию в истории мировой культуры и принято называть Элладой.
Эту
Периодизация в Древнегреческой культуре
1. Крито-меккенский (эгейский) 3 тыс. – 1 тыс.
Существала на остравах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове
2. Материковая Греция (Микены, Тиринф,
По Гомеру (гомеровский человек)
Это человек который превосходит других к в физическом и в интеллектуальном плане, он сильный войн, эго отличает стремление к славе, забота о чести, он богат, ценит семейную жизнь и чувствителен к к
Характеристика Афин
Афины не знали дискриминации труда, все античные граждане с 20 лет участвовали в дебатах. Повестка дня объявлялась заранее, главная функция была связана с созданием законов, все законы обсуждались
Сходства древнегреческой и древнеримской культуры.
Их объединяет полисная система вокруг которой строится жизнь древнего грека так и древнего римлянина. Если в греческом языке город-государство – полис, то по-латински – цивитас-гражданская община.
Римский пантеон.
Был заимствован из древней Греции, только с римскими именами. Исследователи указывают, что римляне не имели собственного эпоса, мифологии в силу отсутствия значительного творческого потенциала, фан
Концепция человека в эпоху западноевропейского средневековья
Человек в средние века рассматривается как подобие Бога, но не по рождению, а по творению. Бог сотворил человека как уникальное существо по своему образу и подобию. Человек средневе
Город как центр средневековой культуры. Храм и его функции.
Средневековый город – город, существовавший в Средние века в Европе.
Несмотря на то, что уже в период Раннего Средневековья в Западной Европе имелись города, сохранившиеся со времен Римско
Храм и его функции. Синтез искусств в средневековом храме.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской и
Рыцарство как феномен средневековой культуры.
Почётный титул рыцаря (от нем. “ritter” – «всадник») появился к концу X века, а ещё через сто лет – рыцарство. Внутри этого семейства были старшие и младшие, хозяева за́мков, целых областей и
Мистериальный театр.
Мистерия (от греч. mysterium – таинство, служба, обряд; лат. ministerium – «церковная служба») – это спектакль площадного религиозного театра XIV–XV вв. В таком представлении нередко объединялись р
Литургическая драма.
В католической литургии изначально присутствовали элементы драматического действия, поскольку диалог между священником, дьяконом и клиром содержал драматически развивающийся сюжет. Драматические эл
Миракль
На рубеже XII–XIII веков появляется новый театральный жанр, получивший название миракль (от лат. miraculum – чудо).
Миракль – авторская драма, однако имена многих сочинителей не сохранилис
Моралите
Самый поздний жанр средневекового театра – моралите (от лат. moralis – нравственный) возник в начале XV века и наибольшее распространение получил во Франции, Англии и Нидерландах.
Как вид
Переходный характер эпохи возрождения
Эта культура занимает промежуточное положение между культурой средневековья и нового времени, между феодальным и капиталистическим укладом жизни. Переходность культуры проявила себя: уклад жизни
Новые представления о Боге и человеке в эпоху Возрождения.
Бог в религиозной картине мира – это сверхъестественная, универсальная и абсолютная личность. Сверхъестественность Бога означает невозможность чувственного его восприятия: бытие Бога усматривается
Переходный характер эпохи возрождения
Эта культура занимает промежуточное положение между культурой средневековья и нового времени, между феодальным и капиталистическим укладом жизни. Переходность культуры проявила себя: уклад жизни
Движение реформации и контрреформации
Начало процессов реформации – это конец высокого возрождения, которые обозначились в странах северной Европы (Германия, часть Швейцарии, Нидерланды).
Реформация - это религиозное движение,
Движение контрреформации.
Контрреформация – это религиозное движение католической церкви которое возникает в ответ на процессы реформации. Было принято решение собрать тридентскии собор (1545) и основать в Европе новый орде
Отношение к идеи Бога в XVII веке.
Наука в XVII веке начинает противостоять религии претендуя на уникальность в определении истины. Однако ученые XVII века не отказывались от идеи бога, бог по-прежнему остается высшим гарантом сущес
Новое время как век новой науки.
Новое время — понятие, обобщающее культуры, цивилизации и события, ориентированные во времени примерно с 1492 по 1789 года новой эры.
Понятие «новая история» появилось в е
Великие географические открытия
Одним из самых важных изменений было расширение известной тогдашним европейцам ойкумены. За очень короткий период (конец XV — начало XVI веков) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили
Астрономия
Первая страница книги Коперника «Об обращениях небесных сфер»
Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось
Барокко как художественное течение.
Барокко воспринимает конфликтность мира как неотъемлемую его черту. Задачу, которую ставит перед собой барокко не изменить мир, а приспособиться к нему. Человек эпохи барокко смиряется с условиями,
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов