рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуманизм как ценностная основа европейской культуры эпохи Возрождения. Идеи итальянских гуманистов. Кризис гуманизма.

Гуманизм как ценностная основа европейской культуры эпохи Возрождения. Идеи итальянских гуманистов. Кризис гуманизма. - раздел Культура, Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры Суть Движения Гуманистов – Это Движение, Сформировавшее Идеал Свободной Лично...

Суть движения гуманистов – это движение, сформировавшее идеал свободной личности. Человек стал рассматриваться как личность, индивидуальность. Гуманистов отличала вера в безграничные познавательные и деятельностные возможности человека.

Движение гуманистов – это еще и движение гуманитариев. Гуманистика начинается как гуманитаристика. Гуманизм начинается с филологии. Идеал свободной личности начинает формироваться с языка.

– Итальянские гуманисты заново открыли для себя античность, тем самым сознательно «поворачиваются спиной» к эпохе средневековья.

– Они переносят акцент рассмотрения концепции человека с небес на землю. Возвращают процесс познания в границы земного мира, как это было в эпоху античности. Мир живой, земной, который уже осмыслен античностью, начинает восприниматься как ожившая древность. Не случайно цикл своих произведений Данте называет «Новая жизнь», название которого можно перенести на всю эпоху.

Но гуманисты не отрекаются от христианства. Их цель: прояснить замысел творца относительно человека.

Их идеи возвращаются к изучению природы, космоса как это было во времена антиков.

Тысячелетие христианской цивилизации не прошли напрасно. В центре универсума в эпоху Возрождения стал человек, т.е. второй Бог.

Именно в кружках гуманистов шел процесс зарождения европейской интеллигенции как сознательных носителей образованности. Именно в кружках гуманистов зарождаются новые школы, штудии. Свои кружки – занятия назвали studio humanitatus.

Humanitas – полнота, неразделенность, многообразие природы человека (определение Цицерона).

Познание вещей – процесс, украшающий и совершенствующий человека, – происходил посредством риторики, истории, музыки, философии. Таким образом, акцент знаний в эпоху Возрождения переносится с теологии и логики на гуманитарные и прагматические особенности жизни человека.

Истоки такого мышления лежали в мастерской художника. Однако в группу гуманистов входили чиновники, государи, светские дамы, духовенство, ученые. Это был не профессиональный цех, а кружки по интересам. То что делало их гуманистами лишь пересекалось с их профессиями. Их гуманитарные занятия стали частным делом, увлечением этих людей. Но это не были часы безделья, это было время напряженного интеллектуального труда, время общения с книгой, время ученых бесед. Свободное время формировало свободную личность, которая была способна к реализации свое одаренности благодаря собственной воли. Идеалом человека в эпоху Возрождения стал гений.

Гений – это дух каждого человека. Если античный человек – это герой, средневековый – ученый, аскет, то человек эпохи Возрождения – это человек, формирующий себя сам.

В трактовке гуманистов человек есть не заданное Богом существо, а центральная фигура мира, сотворенная руками самого человека. Человек становится автором собственной жизни. Если человек эпохи средневековья рассматривается как набор социальных функций, то в эпоху Возрождения человек сам выбирает себе социальные роли.

Эпоха Возрождения антропоцентрична, а не теоцентрична как это было в эпоху средневековья. Никто из гуманистов не отказывался от Бога, но Бог в это время был перемещен в природу. Бог и есть природа. Бог и природа – это одно и тоже.

Пантеизм – это растворение божественного начала в природе. Но следует заметить, что это христианский пантеизм, а не античный, поскольку Бог один.

Иерархия уходит из мира. Все равны, все вещи равны. У всех людей равные стартовые возможности, которые необходимо только реализовать. Земная жизнь в эпоху Возрождения рассматривается как ценность. Это не ожидание Страшного суда. Единственная возможность для человека проявить себя – земная жизнь. Время жизни человека – это время, в течение которого человек должен обессмертить свое имя, остаться в памяти потомков. Во многом в этом понимании и кроется величие и парадоксальность ренессансного человека.

Естественный человек = божественное начало x на деятельность.

Человек предназначен служить самому себе. Через любовь к себе он приходит к любви к Богу.

Деятельное начало эпохи Возрождения – начало эпохи авантюристов, что было не случайно.

Эпоха Возрождения идеализирует телесность.

Но это и эпоха, которая возвеличивает уродство. Искусственное воспроизведение уродства. Появление шутов, карликов.

Это было связано, во-первых, с тем, что посредством анализа уродства человек пытался оценить отклонение от идеала. Во-вторых, отклонение от нормы рассматривалось не как слабость или болезнь, а как форма сосредоточенности на невозделанной культуре.

Признание отклонения, рождает иронию как особую форму.

Поэтому гуманистический идеал эпохи Возрождения – человек какой он есть. Человек, переступающий границы идеала, сталкивается с отклонением.

Человек эпохи Возрождения готов отвечать за себя сам. Он готов принять на себя все последствия своих поступков.

Господство инквизиции. Сжигают не только еретиков, ведьм, колдунов (они действительно ощущали в себе отклонения).

Человек перестает стыдиться самого себя.

Любимый литературный жанр эпохи: дневники, письма, биографии.

Это эпоха крупных личностей. Эпоха открытия человека во всей широте приводит к потребности закрыться.

Примером может служить способ шифрования документов Леонардо да Винчи. Он еще совсем юный человек, вместо того, чтобы веселиться и радоваться жизни, сознательно шифрует записи, никому не доверяя своих мыслей, уходя полностью в свое одиночество.

(Басовская Н. И. Человек в зеркале истории. Возрождение и новое время. М., 2009. С. 73).

Люди эпохи Возрождения стремятся к славе, признанию, пытаются запечатлеть себя. Человек этой эпохи личность еще и потому, что личность – совокупность разных личин. В XVI веке – жанр приключенческого романа – пикареск (приключенческий, плутовской, авантюрный роман). Человек – это актер, меняющий маски. Недаром широкое распространение получает комедия дель арте – комедия масок.

Таким образом, яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личность царит в этом мире. Утверждается автономное «Я».

Формулировка Н. Макиавелли (философа, гуманиста, царедворца) «цель оправдывает средства» – становится оправданием многих отрицательных явлений.

Эпоха Возрождения очень цельная эпоха и в этой цельности предельно контрастная. Это эпоха влечения к отклонениям.

Попытка вписать себя в эти противоречия и становится главной движения реформации.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры

Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуманизм как ценностная основа европейской культуры эпохи Возрождения. Идеи итальянских гуманистов. Кризис гуманизма.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Типология культур. Историческая типологизация культур.
Проблема типологизации культуры является одной из самых дискуссионных проблем совр. теории культуры. Ученые вырабатывают определенную типологию культур, которая предполагает выявление их сходств и

Историческая типологизация культур.
Она предполагает выделение в истории человечества определенных историко-культурных эпох с целью анализа изменений в динамике и морфологии культуры. Под историко-культурной эпохой понимаетс

Основные особенности изучения первобытной культуры.
Изучение первобытной культуры началось относительно недавно (100-130 лет назад) Изменения в отношении к первобытному обществу привели: 1) Актуальным стал вопрос хронологии

Синкретизм первобытной культуры.
Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность. Проявление синкретизма: 1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы; 2) человек

Ранние формы религии
Причины: 1) неуютная эмоциональная атмосфера; 2) постепенное развитие абстрактно логического мышления, которое приведет к формированию понятийного аппарата; 3) развитие в

Роль мифа в первобытной культуре
Миф - это попытка объяснить явления окружающей действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека - это отражение действительности в конкретно чу

Общая характеристика понятия античность
1. Важная категория – космологизм космос – это понятие о мире, которое возникает в эпоху античности. Космос это не только мир, вселенная, космос это порядок который противостоит хаосу. За

Природные условия.
Города государства располагались на островах эгейского моря, побережья Фракии Западной полосе малой Азии и именно эту территорию в истории мировой культуры и принято называть Элладой. Эту

Периодизация в Древнегреческой культуре
1. Крито-меккенский (эгейский) 3 тыс. – 1 тыс. Существала на остравах Крит, Ферра, острова Киклатского архипелага. На балканском полуострове 2. Материковая Греция (Микены, Тиринф,

По Гомеру (гомеровский человек)
Это человек который превосходит других к в физическом и в интеллектуальном плане, он сильный войн, эго отличает стремление к славе, забота о чести, он богат, ценит семейную жизнь и чувствителен к к

Характеристика Афин
Афины не знали дискриминации труда, все античные граждане с 20 лет участвовали в дебатах. Повестка дня объявлялась заранее, главная функция была связана с созданием законов, все законы обсуждались

Сходства древнегреческой и древнеримской культуры.
Их объединяет полисная система вокруг которой строится жизнь древнего грека так и древнего римлянина. Если в греческом языке город-государство – полис, то по-латински – цивитас-гражданская община.

Римский пантеон.
Был заимствован из древней Греции, только с римскими именами. Исследователи указывают, что римляне не имели собственного эпоса, мифологии в силу отсутствия значительного творческого потенциала, фан

Культура западноевропейского средневековья. Основные этапы развития и общая характеристика. Представления о мире и человеке в эпоху средневековья.
Термин «средние века» возникает в эпоху Возрождения. Понятие «средневековье» является не столько хронологическим, сколько содержательным. В истории мировой культуры этот этап определяется ка

Концепция человека в эпоху западноевропейского средневековья
  Человек в средние века рассматривается как подобие Бога, но не по рождению, а по творению. Бог сотворил человека как уникальное существо по своему образу и подобию. Человек средневе

Город как центр средневековой культуры. Храм и его функции.
Средневековый город – город, существовавший в Средние века в Европе. Несмотря на то, что уже в период Раннего Средневековья в Западной Европе имелись города, сохранившиеся со времен Римско

Храм и его функции. Синтез искусств в средневековом храме.
  Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской и

Рыцарство как феномен средневековой культуры.
Почётный титул рыцаря (от нем. “ritter” – «всадник») появился к концу X века, а ещё через сто лет – рыцарство. Внутри этого семейства были старшие и младшие, хозяева за́мков, целых областей и

Мистериальный театр.
Мистерия (от греч. mysterium – таинство, служба, обряд; лат. ministerium – «церковная служба») – это спектакль площадного религиозного театра XIV–XV вв. В таком представлении нередко объединялись р

Литургическая драма.
В католической литургии изначально присутствовали элементы драматического действия, поскольку диалог между священником, дьяконом и клиром содержал драматически развивающийся сюжет. Драматические эл

Миракль
На рубеже XII–XIII веков появляется новый театральный жанр, получивший название миракль (от лат. miraculum – чудо). Миракль – авторская драма, однако имена многих сочинителей не сохранилис

Моралите
Самый поздний жанр средневекового театра – моралите (от лат. moralis – нравственный) возник в начале XV века и наибольшее распространение получил во Франции, Англии и Нидерландах. Как вид

Особенности культуры Византии.
Византийская культура возникла на рубеже 2х эпох- крушения поздней античности и рождения средневекового общества. В 660г до н.э. в мегарской колонии был основан небольшой поселок Византий.

Общая характеристика культуры Ренессанса, ее переходный характер. Периодизация.
Название эпохи Возрождения было введено в 1840 году Жюлем Мишле. Этим понятием он обозначил период с середины XV по XVI вв. К содержательным аспектам понятия «Возрождения» относят, прежде вс

Переходный характер эпохи возрождения
Эта культура занимает промежуточное положение между культурой средневековья и нового времени, между феодальным и капиталистическим укладом жизни. Переходность культуры проявила себя: уклад жизни

Новые представления о человеке и его месте в мире. Воспитание нового человека Возрождения. Титанизм Возрождения.
Гуманистические представления о всемогуществе человеческой личности воплотились в титанизме, демонстрировавшем беспредельность возможностей человека. Когда говорят о титанах эпохи Возрождения, част

Новые представления о Боге и человеке в эпоху Возрождения.
Бог в религиозной картине мира – это сверхъестественная, универсальная и абсолютная личность. Сверхъестественность Бога означает невозможность чувственного его восприятия: бытие Бога усматривается

Переходный характер эпохи возрождения
Эта культура занимает промежуточное положение между культурой средневековья и нового времени, между феодальным и капиталистическим укладом жизни. Переходность культуры проявила себя: уклад жизни

Движение реформации и контрреформации
Начало процессов реформации – это конец высокого возрождения, которые обозначились в странах северной Европы (Германия, часть Швейцарии, Нидерланды). Реформация - это религиозное движение,

Движение контрреформации.
Контрреформация – это религиозное движение католической церкви которое возникает в ответ на процессы реформации. Было принято решение собрать тридентскии собор (1545) и основать в Европе новый орде

Общая картина жизни Западной Европы XVII века. Мировоззрение человека Нового времени.
XVII век в истории мировой культуры входит как эпоха создания «новой Европы», отсюда и название новоевропейская культура. Второе название эпохи – классический новоевропейский период. Главная цен

Отношение к идеи Бога в XVII веке.
Наука в XVII веке начинает противостоять религии претендуя на уникальность в определении истины. Однако ученые XVII века не отказывались от идеи бога, бог по-прежнему остается высшим гарантом сущес

Новое время как век новой науки.
Новое время — понятие, обобщающее культуры, цивилизации и события, ориентированные во времени примерно с 1492 по 1789 года новой эры. Понятие «новая история» появилось в е

Великие географические открытия
Одним из самых важных изменений было расширение известной тогдашним европейцам ойкумены. За очень короткий период (конец XV — начало XVI веков) европейские мореплаватели обогнули Африку, проложили

Астрономия
Первая страница книги Коперника «Об обращениях небесных сфер» Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось

Барокко как художественное течение.
Барокко воспринимает конфликтность мира как неотъемлемую его черту. Задачу, которую ставит перед собой барокко не изменить мир, а приспособиться к нему. Человек эпохи барокко смиряется с условиями,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги