ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА - раздел Образование, Учебник по телевидению, кино, видео. Часть вторая Монтаж Дикторского Текста
Долгие Годы С Момента Появления Звукового ...
Монтаж дикторского текста
Долгие годы с момента появления звукового кино техника синхронных съемок оставалась очень громоздкой, тяжелой и неуклюжей. Для документалистов она была почти непреодолимым препятствием в условиях репортажа, далеких экспедиций и даже, казалось бы, несложных хроникальных съемок. Лишь игровой кинематограф с его многочисленными съемочными группами мог позволить себе «роскошь» работать с синхронными камерами, которые весили по 60 килограммов.
Но длительный исторический период развития экранного творчества при отсутствии легкой и простой техники примечателен становлением филигранного мастерства написания и укладки дикторского текста на изображение. Сформировалось даже словосочетание, которое определяло данный этап творческой работы: укладка дикторского теста. Новое поколение работников экрана, творящих свои произведения на видеотехнике, в массе своей не видело даже лучшие образцы фильмов того периода. Но зато унаследовало ложную легенду о якобы существующей «горе отрицательных качеств» дикторских текстов в экранных произведениях.
Так называемый дикторский текст используется во всех видах нашего творчества: и в игровом кино, и в телепередачах, и в документальных фильмах, и в научно-популярных, и в учебных, и в рекламе, и в мультипликации. И во всех жанрах — в комедии, в драме, в трагедии, в мелодраме, триллере и т. д.
Вошедший в обиход кинематографистов термин «дикторский текст» не только не отражает сути функций комментария, но главное — дезориентирует творцов в выборе выразительных средств. Ярлык «кондовости», «занудства» и даже одной из форм «марксис
тской пропаганды» налеплен на этот термин совершенно незалу-жено. Английский режиссер кино и телевидения, автор учебника по документалистике Майкл Рабигер стремится реабилитировать его в глазах нового поколения.
Текст, называемый «дикторским», лишь произносится артистом, которого в определенных случаях выбирали из числа дикторов радио. Естественно, что человек, владеющий искусством четкого произношения фраз и слов, употребляющий верные ударения, был предпочтительнее, чем артист, впервые оказавшийся наедине с микрофоном.
«Диктор» читает чужой текст с листа. Он — скрипач, исполнитель чужого произведения. А создатель этого произведения — автор, драматург, журналист. В лучшем случае диктору удается принять на себя личину автора, актерски перевоплотиться в него, но никак не стать им. Это представляет собой одну из форм условности экранного произведения, а не буквальную подмену одного другим.
Закадровый текст, написанный от третьего лица, лучше назвать по справедливости «авторским текстом» или «авторским словесным комментарием». Кстати, в игровом кино его так и величают.
Авторский текст всегда индивидуален. По крайней мере, должен быть таким. Он несет на себе черты личности его создателя, выражает отношение творцов произведения к экранным событиям, передает эмоции драматурга, режиссера, журналиста, возникшие у них в связи с действием в последовательности кадров. Словесный текст не может быть произнесен только от лица одного из авторов произведения. Он является выражением комплексной позиции авторов — драматурга-сценариста, драматурга-режиссера, драматурга-оператора. Каждый из них вложил в процессе съемок в изображение своими средствами и свое отношение, и свои чувства, и свой темперамент. Поэтому про голос, звучащий за кадром, иногда очень точно говорят — «голос самого фильма». В таком понимании закадрового авторского текста присутствует что-то более весомое, объективное, доверительное и убедительное.
От теории перейдем к делу.
Предлагается последовательность кадров и два варианта текста к ней.
Какой вариант по вашему мнению наиболее удачный? >:~
Второй вариант
Первый вариант ИЗО
Общ. Мужчина идет по улице.
Оглядывается по сторонам.
.
2. Ср. Мужчина подходит к ос тановке. Что-то увидел.
3. Общ. - ср. Приближается ав тобус. Можно разглядеть его номер:5-й.
4. Ср. Герой поднимается в са лон машины, быстро компости рует билет. Это видно через окно.
5. Общ.-ср. Он проходит впе ред на камеру, садится, раскры вает газету, начинает читать.
6. Общ. Пассажиры в автобусе не обращают на вошедшего ни какого внимания. Все заняты своими мыслями.
7. Ср. - общ. Неожиданно герой сминает газету и на очередной остановке выскакивает из автобуса.
На сайте allrefs.net читайте: "Учебник по телевидению, кино, видео. Часть вторая"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
А. Г. Соколов
Монтаж: телевидение, кино, видео — Editing: television, cinema, video. — M.: Издательство «625», 2001.—207с: ил. Учебник. Часть вторая Редактор Л. Н. Николаева Консультации по макету О. А. Кириченк
ОТ АВТОРА
Как хорошо, что вы раскрыли вторую часть учебника. Это означает, что первая часть вами уже прочитана. Вы познакомились с принципами межкадрового монтажа, приемами экранного рассказа и, может быть
Второй шаг. Разборка материала
Начинается собственно черновой монтаж.
Он выполняется одинаково как параллельно со съемками, так и в работе со всем материалом одновременно — по частям — по сценам и эпизодам.
Третий шаг. Первая сборка
Задача проста — собрать из отдельных кадров сцену, последовательность образов по бумажному варианту, склеенному из полосок. При работе с кинопленкой и монтаже на компьютере процесс практически од
New York: Focfl Press, 1998.
шую часть работы, не используя дорогостоящую технику. А дальше необходимо сделать черновой бумажный монтаж.
Для этого нужно набраться терпения и записать по кадрам весь материал на бумаге
Четвертый шаг
Вам предстоит делать окончательный чистовой монтаж на технике линейного монтажа или без использования компьютера. Каждая перегонка материала, каждое копирование может ухудшить качество изображения
Пятый шаг
Первый просмотр — на большом мониторе или на телевизоре. Киношники это делают обычно в зале.
Главная задача на данном этапе — оценить по черновому монтажу, как складывается или почему не
Совмещение панорамы и тревеллинга
Попробуем решить более сложную съемочную задачу. Как сделать, чтобы актеры длительное время находились в кадре, шли или бежали, перемещаясь на местности, но при этом обойтись сравнительно малыми
Движение прямо на камеру и от камеры
Вспомните, как на вокзале вы провожаете взглядом удаляющийся последний вагон поезда. Если вы проводили любимую девушку, то возникает щемящее чувство утраты. Но если вам не приходилось провожать н
Или в глубь кадра
Еще в 1935 году Л. Кулешов в учебнике «Практика кинорежиссуры» подробно рассматривал и объяснял преимущества диагонального движения. Такой вид движения обладает своего рода изяще
Экранная мизансцена и ее выразительные возможности
Многие режиссеры и педагоги придают мизансцене важное значение в экранном творчестве. М. Ромм, например, считал ее о дню из главных выразителей режиссерской мысли. Он утверждал, чте «хорошо построе
Сочетание нескольких приемов
Весьма сложный пример внутрикадрового монтажа и мизансценирования из фильма «Мир входящему».
Сцена, длящаяся 4,5 минуты, снята одним куском с применением простейших технических средств:
Звук на экране
Чтобы человеку, сидящему перед телевизором или в кинозале, показалось, что он воспринимает естественную, реалистичную звуковую ситуацию на экране, нам необходимо искусственными методами создать з
Принципы монтажа звука
Для начала проведем пробу пера. Выйдем на Тверскую улицу Москвы и где-нибудь у входа в Елисеевский магазин возьмем интервью у прохожего. Считаем, что мы провели такую съемку. Техника была первокла
Съемка и монтаж интервью
Никакая съемка не может производиться без предварительной подготовки. Журналист или режиссер обязан заранее предвидеть и учесть возможный ход мыслей и действий своего героя. А для этого изучаются
Работаем с тестом
Задача состоит в том, чтобы создать для зрителя иллюзию гладко произнесенных вопросов и ответов в сокращенном варианте. Монтаж текста требует от режиссера и монтажера отличных знаний интонировани
Функция создания определенного настроения
~Шумы способны не только передавать реалистичность состояния действия в кадре, но и привносить в него авторское начало.
Режиссер должен стремиться, используя все выразительные средства,
Драматургическая функция шумов
.. Критически настроенный читатель, который уже понял из общих положений монтажа, что почти все элементы экранного произведения так или иначе «работают» на драматургию, может возразить: зачем вы
Функция выражения состояния среды
Предположим, что возникла такая творческая задача: выразить тишину гигантской пещеры. А тишина, как вы помните, выражается отчетливым звучанием какого-либо слабого звука. В пещере ни комаров, ни п
Функция символизации события
Режиссер не может быть человеком равнодушным. Он изначально переживает все события и коллизии своего произведения. Каждая сцена рождает в нем клубок различных чувств, которые так или иначе должны
Функция замещения изображения и действия
Вперечне особенностей восприятия была названа способность без труда запоминать новые звуки, принадлежащие какому-либо действию или предмету, предъявленному зрителю в изображении.
Функция выражения субъективного восприятия звуков
Сочинения А.С. Пушкина — кладезь художественных приемов. А «Медный всадник» — как нельзя нам кстати. Убитый горем Евгений обвиняет в своем несчастье бронзового Перта. Он грозит ему: "Ужо!&quo
Новости и инфо для студентов