рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гомо=, гетеро= или би?

Гомо=, гетеро= или би? - раздел Образование, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183 Все Люди - Евреи, Только Не Все Об Этом Знают. Бернард Маламуд Безумие...

Все люди - евреи, только не все об этом знают. Бернард Маламуд Безумие... - понятие достаточно зыбкое, и люди мещанского складапроизвольно орудуют им, руководствуясь сомнительными критериями. Границуразумного они проводят наспех и очень близко от себя и своих пошлыхубеждений, а все, что находится за нею, объявляют сумасшествием. Томас Манн В том же направлении, что и биология, указывают и науки о поведении. Родоначальник статистических исследований сексуального поведенияамериканский энтомолог Альфред Кинзи (1894-1956) с группой сотрудниковобобщил данные о сексуальности опрошенных 20 тысяч американцев по двумшестибальным шкалам. Первая шкала фиксировала сексуальное поведение(гомо/гетеросексуальность): на одном ее полюсе стояли исключительногетеросексуальные индивиды, не имевшие в течение жизни ни одногогомосексуального контакта (0), на другом - исключительно гомосексуальные, неимевшие никакого гетеросексуального опыта (6), а посредине - те, кто имел, вразных пропорциях, как гетеро=, так и гомосексуальные контакты. Вторая шкалаточно таким же образом измеряла эротические чувства (гомо/гетероэротизм)испытуемых. Статистика Кинзи ошеломила Америку. Оказалось, что 48% опрошенныхмужчин имели в своем жизненном опыте хотя бы один гомосексуальный контакт,причем 37% из них испытали при этом оргазм (семяизвержение). 25% мужчинимели между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов, 18% имели втечение по крайней мере трех лет одинаковое число гомо= и гетеросексуальныхконтактов, 10% вели исключительно гомосексуальную жизнь не менее трех лет, а4% - всю жизнь. Из опрошенных женщин 25% признали, что хотя бы однаждыиспытывали эротические чувства к другим женщинам, 19% имели до 40 лет хотябы один гомосексуальный контакт, в том числе 13% - с оргазмом; исключительногомосексуальную жизнь вели 1% женщин. Людям было, о чем задуматься. Во-первых, гомосексуальные отношения игомоэротические чувства оказались значительно более массовыми, чем былопринято думать. Во-вторых, сексуальное поведение и эротические чувства оченьчасто не совпадают, человек хочет одного, а делает другое, причем егожелания и поведение могут быть разными на разных стадиях его жизненногопути. В-третьих, между гомо= и гетеросексуальностью не обнаружилоськитайской стены, это не разные сущности, а полюсы одного и того жеконтинуума, так что разных индивидов можно сравнивать по степени ихгетеро/гомосексуальности, а чувства и поведение одного и того же человекасплошь и рядом противоречивы, неоднозначны. Это вызвало жаркие споры о том, что считать "нормой" сексуальногоповедения и где же находится граница между количественными вариациями, впределах подразумеваемой нормы, качественными отклонениями, девиациями, скоторыми связаны какие-то социальные или психические проблемы, и опасныминарушениями, которые в медицине принято называть патологией. Отчеты Кинзи способствовали "нормализации" гомосексуальности вобыденном сознании: если так поступают многие, значит это не так страшно! Ностатистическая распространенность какого-то явления вовсе не доказывает его"правильности". В каждом обществе есть преступность, уничтожить ееневозможно. Значит ли это, что общество должно отказаться от борьбы с ней,которая только и вводит преступность в определенные рамки? В массовомсознании многие проблемы и цифры упрощались и искажались. Самым большимнедоразумением было приписанное Кинзи заключение, будто каждый десятыйамериканец - гомосексуал. На самом деле Кинзи вообще не разделял людей поэтому признаку, он анализировал только их поведение, которое может быть идействительно является разным не только у разных индивидов, но и на разныхэтапах жизненного пути одного и того же человека. Сексуальное поведение, эротические чувства и признание себя гомо= илигетеросексуалом - вещи принципиально разные. На вопрос "сколько на светегомосексуалов?" вообще нельзя ответить, потому что он некорректно поставлен.Репрезентативные национальные исследования начала 1990-х показывают это ещеяснее, чем данные Кинзи. Среди опрошенных американцев какой-то (хотя бы однократный) опытгомосексуального поведения после достижения 18 лет признали 4.9% мужчин и4.1% женщин; со времени своего сексуального созревания гомосексуальныеконтакты имели 9.1% мужчин и 4.3% женщин. Сексуальное желание или влечение клицам своего пола испытывали 7.7% мужчин и 7.5% женщин. Однако в большей илименьшей степени считают себя гомо= или бисексуалами (сексуальнаяидентичность) только 2.8% мужчин и 1.4% женщин. Среди опрошенных англичан, наличие гомосексуального опыта в течениежизни признали 6.1% мужчин и 3.4% женщин, но в прошлом году однополыеконтакты имели только 1.1% и 0.4%, а исключительно гомосексуальными призналисебя лишь 1% мужчин и 0.3% женщин. Во Франции наличие гомосексуального опыта в течение жизни признали 4.1%мужчин и 2.6% женщин, в последние 5 лет - 1.4% и 0.45, в последние 12месяцев - 1.1% мужчин и 0.3% женщин. Любопытно, что женщины чаще мужчинпризнают наличие у себя гомоэротических желаний, (6.6% против 4.6%), афизических гомосексуальных контактов у них значительно меньше. Возможно, что данные больших национальных опросов занижены: люди нелюбят признаваться в неодобряемых обществом поступках, особенно если ониимели место в прошлом; глубинные интервью, которые проводил Кинзи, былигораздо более доверительными. Но дело не в абсолютных цифрах. Большоепреимущество репрезентативных национальных опросов в том, что онивысвечивают социальные параметры сексуальной ориентации, которых сексологимогут не замечать. Например, среди мужчин, проживающих в 12 самых больших городах США,геями или бисексуалами считают себя свыше 9%; в следующих 88 по численностинаселения городах эта цифра снижается до 4.2%, в небольших городах - до 2%,а в сельских местностях меньше 1%. Сходная тенденция, хотя не столь резковыраженная, существует и у женщин. Это явно имеет не биологические, асоциальные причины. В большом городе человеку легче найти подходящую среду ипотенциальных сексуальных партнеров, проверить и осознать собственныеэротические предпочтения. Причем среда, в которой человек рос и воспитывалсядо 14 лет, влияет на формирование его сексуальной ориентации значительносильнее, чем та, в которой он живет потом. Такую же дифференцирующую роль играет образование. Среди американцев суниверситетским образованием вдвое больше мужчин и в 8 раз больше женщинсчитают себя гомосексуалами, чем среди тех, чье образование ограничилосьсредней школой. Почему? Образованные люди больше сексуальноэкспериментируют? Или откровеннее говорят о себе? Или сказывается болеетерпимая семейная среда их детства (высшее образование - явление классовое)?Или сама жизнь в университетском кампусе, без родительского контроля,благоприятствует сексуальному экспериментированию? Каждая из этих гипотез (имногие другие) имеет право на существование и может быть научно проверена,доказана или опровергнута, но самый факт социальной дифференциации сомнениюне подлежит. Поскольку сексуальная ориентация многомерна, а сексуальные предпочтенияпорой изменчивы и текучи, далеко не все люди могут однозначно определитьсвою сексуальную идентичность. Чтобы убедиться в этом, попробуйте заполнитьРешетку Сексуальной Ориентации Клайна [РСОК]. Таблица 1. Решетка сексуальной ориентации Клайна Качество Прошлое Настоящее Идеал Сексуальные влечения Сексуальное поведение Сексуальные фантазии Эмоциональные предпочтения Социальные предпочтения Стиль жизни Самоидентификация В ней семь автономных параметров. 1. Сексуальные влечения (гетеро/гомоэротизм) - лица какого пола васбольше возбуждают, привлекают в качестве потенциальных сексуальныхпартнеров. 2. Сексуальное поведение (гетеро/гомосексуальность) - каков пол вашихреальных сексуальных партнеров, с кем вы целовались, обнимались и совершалидругие сексуальные действия. 3. Сексуальные фантазии - людей какого пола вы преимущественновоображаете в своих эротических мечтах и при мастурбации. 4. Эмоциональные предпочтения (гетеро/гомофилия) - с кем выпредпочитаете дружить, поддерживать интимные личные отношения, изливатьдушу. 5. Социальные предпочтения (гетеро/гомосоциальность) - с лицами какогопола вы предпочитаете общаться, совместно работать, проводить свободноевремя. 6. Стиль жизни предполагает вопрос, проводите ли вы свое свободноевремя преимущественно в обществе гетеро=, гомо= или бисексуальных людей. 7. Самоидентификация отражает вашу сексуальную идентичность, считаетели вы себя гомо=, гетеро= или бисексуалом. Каждое из этих качеств фиксируется в трех временных измерениях - впрошлом (5 лет назад), в настоящем (за последний год) и в идеальном,желательном будущем. Чтобы измерить свою сексуальную ориентацию, скопируйте решетку Клайна изаполните каждую из 21 ячейки цифрами от 0 до 6. 0 - означает, что ваше сексуальное влечение, поведение, фантазии и т.д.были, есть или должны быть в идеале направлены исключительно на людейпротивоположного пола; 1 - что они направлены главным образом на лиц противоположного, ноиногда и своего пола; 2 - что в вашем эротическом воображении и т.п. преобладают лица другогопола, но представители своего пола также играют заметную роль; 3 - что ваши влечения, сексуальные контакты и т.п. разделены примернопоровну между лицами другого и своего пола; 4 - что в них преобладают лица своего пола, но люди другого пола такжеиграют важную роль; 5 - прямая противоположность 1; 6 - что ваши влечения, поведение и т.п. направлены исключительно на лицсобственного пола. Поскольку эта шкала не предусматривает полной асексуальности, если увас нет никаких сексуальных влечений, поведения или фантазий, сделайте всоответствующей графе пробел [-]. Ваши показатели по разным шкалам наверняка окажутся неодинаковыми.Можете подсчитать их отдельно, сложив свои баллы по 3 колонкам и затемразделив итог на 3. Чтобы вычислить общий балл своейгетеро/гомосексуальности, сложите все показатели по всем графам и разделитеитог на общее число заполненных граф (21 или меньше). Не смущайтесь, еслирезультаты окажутся противоречивыми: научные категории условны, а нашичувства сплошь и рядом неоднозначны. Сделали? Отлично. Даже если вы неузнали ничего нового о своей сексуальности, вы выяснили, что определить, какговорили когда-то советские социологи, "кто есть who", не так-то просто,даже применительно к себе. А ведь есть еще вопросы "почему", "зачем", "где","как", "кто виноват" и "что делать". Самый сложный вопрос теории сексуальной ориентации - проблемабисексуальности. Понятие это крайне неопределенно. По Фрейду,бисексуальность - всеобщее явление, свойственное всем людям. Это оченьудобная позиция, с ней трудно не согласиться. Но она только отодвигаетсложные вопросы. Почему один человек делает гомосексуальный, другой -гетеросексуальный выбор, а третий вообще не выбирает, оставаясь на всю жизньбисексуалом? Когда, в каком возрасте делается этот выбор, настолько онокончателен и необратим и т. д.? Можно заземлить проблему на биологические процессы половойдифференциации, которая допускает, в известных пределах, развитие организмакак по мужскому, так и по женскому типу (иногда это, вслед за Джоном Мани,это называют бипотенциальностью). В этом случае выбор пола предпочитаемогосексуального объекта также выглядит подвижным, текучим и хотя бы отчастизависящим от воспитания. Но здесь также должны быть свои критическиепериоды, по истечении которых ход назад невозможен. Клиника гендернойдисфории показывает, что смена пола имеет достаточно жесткие биологическиеграницы, "сделать" из биологически нормального мальчика девочку не удается.Сексуальная ориентация, конечно, пластичнее половой идентичности иформируется значительно позже. И все же... Не работает и чисто поведенческий подход. В основе шкалы Кинзи лежитпредставление, что разница между гомо= и гетеросексуальностью - толькоколичественная, это полюсы одного континуума. Однако в этом случаесексуальное поведение и чувства подавляющего большинства людей должны бытьбисексуальными, а исключительная гетеросексуальность - быть такой же редкой,как исключительная гомосексуальность. Эта философия импонирует радикальнымтеоретикам гей-движения, которые уверяют, что каждый "натурал", если с нимхорошенько "поработать" (соблазнить, заставить переспать и т.п.), можетобнаружить в себе некую "голубизну". Но те самые аргументы выдвигают сторонники "лечения" гомосексуальности:надо только пробудить в гее подавленное здоровое начало, и он с радостьюстанет "нормальным". На самом деле большинство людей не только не считают себя бисексуалами(они могут просто не знать о такой возможности), но и не экспериментируют вэтом направлении, а люди, имеющие бисексуальный опыт, в большинстве случаеврано или поздно останавливаются на чем-то одном, так что с возрастомжизненные пути и вкусы геев и "натуралов" не сближаются, а расходятся.Некоторые генетики утверждают даже, что среди мужчин, в отличие от женщин,бисексуальность практически не существует. Даже если ограничить понятие бисексуальности сферойсексуально-эротических переживаний, за ним все равно обнаружатся совершенноразные сексуальные сценарии и свойства. В одном случае бисексуальностью называется простая социальная мимикрия,когда гетеросексуальный брак служит прикрытием однополых привязанностей иотношений; если бы такой мужчина имел свободу выбора, он никогда не стал быспать с женщиной (и наоборот). В глазах враждебного общественного мнениябисексуальность выглядит престижнее, чем исключительная гомосексуальность,поэтому соблазн обмануться тут очень велик. Знаменитый английский писатель Сомерсет Моэм в старости признался: "Моясамая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четвертинормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительностивсе было наоборот". В другом случае это заведомо временное и преходящее сексуальноеэкспериментирование, чаще всего - в период подростковой гиперсексуальности,когда мальчик возбуждается по любому поводу и еще не знает, что его влечетбольше. В третьем случае это групповой секс, когда тела сплетаются друг сдругом в любых сочетаниях, а половые различия практически утрачиваютзначение. В четвертом случае налицо некая "специализация" эмоциональныхпривязанностей и сексуальных позиций, например, молодой человек одинаковоохотно спит и с мужчинами и с женщинами, но с женщиной он обязательно долженбыть "сверху", а с мужчиной - "снизу". Есть и такие люди, которые вообще не уверены, что или кто им большенравится: Когда вы обнимаетесь у меня на глазах, Я никак не могу решить, на чьем месте хотела бы оказаться. (Лия Абеляр) Ситуативная бисексуальность особенно часто встречается в богемнойсреде. Вуди Аллен как-то сказал своему бисексуальному продьюсеру: "Что бы ниговорили о бисексуальности, у тебя на 50 процентов больше шансов найтипартнера на субботнюю ночь". Знаменитый бабник художник Ларри Райверс в молодости имел такженесколько связей с мужчинами, включая поэта Джона О'Хару, и нисколько несмущался этим: " В двадцать семь лет гомосексуальный акт был для меняприключением, вроде того, как попробовать новую позицию с женщиной; я былнастолько уверен в своей гетеросексуальности, что мог позволить себе бытьгомосексуалом". Киноактер Джеймс Дин, которого один из его любовников назвал"мультисексуалом", на прямой вопрос ответил: "Конечно, я не собираюсьпрожить всю жизнь с одной рукой, привязанной к спине". А писатель Гор Видал сказал, что он "трисексуал": "Когда я был молод,даже неохраняемая дыня не была в моем обществе в безопасности". Вряд ли за этим стоит какой-то единый сексуальный сценарий. Что жекасается людей, для которых бисексуальность - более или менее постоянныйстиль жизни в течение нескольких лет, то хотя по большинствусоциодемографических и психосексуальных свойств они стоят посредине междугетеро= и гомосексуалами, они обычно больше тяготеют к тому или другомуполюсу. Многие из них (около 30%) в дальнейшем "мигрируют" в сторонугомосексуальности, а некоторые, наоборот, становятся гетеросексуалами. Можно ли "вылечить" гомосексуальность? В 1950-60-х годах это пыталисьделать медики самых разных специальностей. Однако ни хирургические, нигормональные, ни психотерапевтические, ни комплексные методы "коррекции"себя не оправдали. Попытки долгосрочной психологической "коррекции"сексуальной ориентации также оказались неэффективными. В настоящее время наЗападе "лечить" гомосексуальность берутся преимущественно безграмотныерелигиозные проповедники и шарлатаны. Американская психиатрическаяассоциация еще в 1973 г. исключила гомосексуальность из своего перечняпсихических болезней. В разделе "неспецифических сексуальных расстройств"остается лишь "постоянное и выраженное беспокойство по поводу своейсексуальной ориентации". Общая позиция мировой медицины, включая психиатрию, зафиксированная вдиагностическом справочнике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)(имеется ее русский перевод), состоит в том, что гомосексуальность неявляется болезнью и не подлежит "лечению". Американская психологическаяассоциация опубликовала даже официальные директивы, настоятельно рекомендуясвоим членам не участвовать в подобных действиях, поскольку они не имеют подсобой научной базы и могут нанести существенный вред клиентам. Это не значит, что геи и лесбиянки, как и представители другихсексуальных ориентаций, не нуждаются в психологической илипсихотерапевтической помощи. Принадлежность к дискриминируемому меньшинствунередко порождает у людей психологические проблемы и трудности, да и самосексуальное самоопределение зачастую неоднозначно. Квалифицированныйпсихолог или психотерапевт может помочь людям разобраться в своих проблемах,не принимать поспешных и рискованных решений, восстановить подорванноесамоуважение и т.д. Но все это должно быть сугубо добровольным ииндивидуальным. К сожалению, до российской медицины новые идеи о гомосексуальностидоходят очень медленно. В 1980-х годах советские сексопатологи не только несомневались в том, что гомосексуальность - болезнь, но и брались, ни много,ни мало, осуществить "перестройку личности" с помощью... аутогеннойтренировки. В справочнике по сексопатологии 1990 года гомосексуализмпо-прежнему определяется как "патологическое влечение", возникающее врезультате нейроэндокринных нарушений, а также внушения "родителями ивоспитателями неприязненного отношения к противоположному полу". Хотя летом 1999 г. российская психиатрия, наконец, официально исключилагомосексуализм из списка диагнозов и приняла классификацию, принятую ВОЗ,многие отечественные психиатры, отчасти по невежеству, а отчасти продолжаятрадиции советской репрессивной психиатрии, признававшей "патологическими"любые индивидуальные особенности, не вписывавшиеся в официальный канон"советского человека", и сегодня считают однополую любовь опасным "половымизвращением", нагнетая в обществе страх и нетерпимость. Эта точка зренияпредставлена и в многих популярных книгах по сексологии (например, всочинениях Дили Еникеевой). Помогать обращению геев и лесбиянок в"правильную" веру охотно берутся также священники, самопровозглашенныенародные целители, психоаналитики и даже предприимчивые журналисты. Некоторые интеллигенты думают, что "депатологизация" и декриминализациягомосексуальности - результат политического давления и лоббированиявлиятельной международной "гомосексуальной мафии". На самом деле за этимстоят глобальные сдвиги в мировой культуре, прежде всего - общее изменениеотношения к индивидуальным особенностям в поведении и психике. В архаическомобществе все, что отличалось от общепринятого, вызывало подозрения, страх ижелание это устранить или ограничить. Поучителен в этом отношении пример левшей. На вопрос "Какой рукой выпишете?" девять человек из десяти отвечают "правой", 10 процентов - "левой",но около 30 процентов правшей иногда пишут и левой. Похоже на гетеро=, гомо=и бисексуальность, не правда ли? Многие народы в прошлом считали леворукостьболезненной и опасной (латинское sinister - левый, означает также"неловкий", "неумелый"), левшей считали морально развращенными и приписывалиим связь с дьяволом. В новое время убивать или изгонять левшей стало непринято. Тем не менее обследования в тюрьмах и психиатрических больницах вконце XIX в. "подтвердили", что левши чаще других людей бывают лунатиками,невротиками, имеют преступные наклонности, что среди них больше умственноотсталых, заик, эпилептиков, а также гомосексуалистов.. Врачи, учителя иродители всячески старались подавить в детях это болезненное начало инаучить их пользоваться преимущественно правой рукой. Иногда это получалось,чаще - нет, но всегда причиняло много хлопот и мучений. Сегодня эти тревоги кажутся смешными. Мы знаем, что леворукость связанас особенностями функционирования полушарий головного мозга, причем заведуетею тот же самый отдел гипоталамуса, где, по Хеймеру, расположен "генгомосексуальности". Подобно гомосексуальности, она встречается у мужчинвдвое чаще, чем у женщин, а у гомосексуалов - на 39% чаще, чем у обычныхлюдей. Однако, в противоположность старым байкам, она не сопряжена ни скакими психическими и моральными нарушениями. Переучивать левшей не надо,они и так могут быть кем угодно, даже чемпионами мира по боксу и теннису. Значит ли это, что общество готово или обязано принимать любыеиндивидуальные свойства, особенно если они генетически обусловлены? Ни вкоем случае. Предположим, генетики открыли, что сексуальный маньяк Чикатило- жертва каких-то плохих генов (кстати, это вполне вероятно). Что от этогоизменится? Никакое общество не может позволить сексуальному маньякубеспрепятственно удовлетворять свои желания, поскольку они опасны дляокружающих. Когда научные знания это позволят, таких людей будут лечить,исправляя (если надо - принудительно), их "неправильные" гены. Пока такойвозможности нет, потенциального Чикатило нужно надежно изолировать. Адальтоников и левшей никто не опасается. Может быть это верно и относительно гомосексуалов? Социальное положениеи статус любого сообщества зависят от гражданских и человеческих качествсоставляющих его индивидов. Являются ли "голубые" мужчины и женщиныполноценными членами общества? Соблюдают ли они свои гражданскиеобязанности? Каков их вклад в мировую культуру и цивилизацию? Чтоспособствует и что мешает их социальной интеграции и творческойсамореализации? Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться кистории. ЛЮДИ В ИСТОРИИ Сексуальности, культуры и религии Где бы мы ни встретили человеческие существа, они всегда удивляются другим людям. Маргарет Мид Многие люди, не знающие истории и этнографии, убеждены в том, чтооднополая любовь - продукт социального и нравственного разложения общества,простые и "естественные" люди ее не знают. На самом деле это влечение иповедение встречается во всех человеческих обществах, однако разные культурыи религии оценивают и конструируют их по-разному. При количественном,статистическом обобщении отношения разных обществ к однополой любви,возникает картина, напоминающая шкалу Кинзи: 1. строго запрещают и наказывают; 2. осуждают; 3. относятся нейтрально; 4. допускают при определенных обстоятельствах; 5. допускают всегда; 6. предписывают при определенных обстоятельствах; 7. одобряют и поэтизируют. Но статистические данные без качественного анализа бессмысленны. Одно ито же общество может в одних ситуациях категорически запрещать однополыйсекс, а в других одобрять и даже предписывать его. Для историка илиантрополога существенны не столько сами по себе запреты и предписания,сколько их социокультурный контекст - чем они мотивированы и как онивыполнялись. Существует несколько наиболее распространенных типов однополыхотношений. 1. Институционализированные (то есть официально принятые культурой иоформленные специальными ритуалами) разновозрастные отношения, чаще всего -между взрослыми мужчинами и мальчиками - подростками. 2. Институционализированные отношения между взрослыми людьми, один изкоторых изменяет при этом свою половую/гендерную идентичность, одежду, родзанятий и т.п.; то есть мужчина социально и символически как бы становитсяженщиной, и наоборот. 3. Институционализированные "профессиональные" отношения, связанные свыполнением определенной социальной или сакральной (религиозной) роли,делающей сексуальную связь с лицами собственного пола обязательными для него(например, священная храмовая проституция). 4. Равноправные и добровольные сексуально-эротические отношения,основанные на индивидуальном влечении людей друг к другу. Разные культурыимеют на этот счет разные представления и нормы, часто неодинаковые дляразных социально-возрастных групп. Например, сексуальные игры и контактымежду мальчиками-подростками считаются нормальным проявлением юношескойсексуальности, на них смотрят сквозь пальцы или даже одобрительно, а такоеже поведение взрослых вызывает настороженность и осуждение. 5. Социально-неравные, иерархические отношения, когда человек болеевысокого социального статуса, обладающий властью или деньгами, сексуальноэксплуатирует бедного и зависимого. Решающее значение имеет при этом не полсексуального партнера (кто с кем спит), а сексуальная позиция (кто кого"трахает"); в равных отношениях это дело индивидуального вкуса. Самая распространенный тип институционализированных мужскихгомосексуальных отношений (однополые отношения между женщинами нигде неинституционализировались и существовали только на бытовом уровне, поэтому мызнаем о них гораздо меньше) - это сексуальные контакты междумальчиками-подростками и взрослыми мужчинами. Многие народы считали ихнеобходимой формой обучения и передачи мальчику силы или мудрости взрослогомужчины и оформляли их специальными ритуалами. Ритуалы инсеминации (осеменения) мальчиков широко распространены ународов Новой Гвинеи и Меланезии. Когда мальчикам папуасского племени самбияисполняется по семь-восемь лет, их отбирают у матерей и помещают в замкнутыймужской мир. Самбия верят, что для того, чтобы созреть и вырасти, мальчикдолжен регулярно пить мужское семя, как младенец - материнское молоко.Недаром обе жидкости - белые. Сосание члена для мальчика - то же, чтососание груди для младенца. До начала полового созревания мальчики"высасывают" старших подростков и юношей, а затем их самих обслуживаютновички. Юноши и молодые мужчины некоторое время ведут бисексуальную жизнь,а после вступления в брак целиком переключаются на женщин. Взрослаягомосексуальность в племени неизвестна. Символическая основа этой практики -стремление "возвысить" мужское начало, "очистив" мальчиков от фемининных,женских элементов. Обряды, закрепляющие чувство мужской солидарности,хранятся в тайне от женщин и возводятся к мифическому прародителю племениНамбулью. Первоначальная сексуальная социализация принудительна, партнеры невыбирают друг друга, а назначаются старшими. В дальнейшем у них могутпоявиться индивидуальные предпочтения, но отношения и сексуальные ролиостаются строго иерархическими: старший не может "обслуживать" младшего, амежду близкими друзьями это вообще не принято. Способы "осеменения" мальчиков у разных племен различны. У самбия,эторо, баруйя, чечаи и куксов оно осуществляется орально. У калули(восточный берег Новой Гвинеи) и кераки вместо орального осемененияпрактикуется анальное. На вопрос этнографа, подвергались ли они сами такомуобращению, папуасы кераки отвечали: "Ну, конечно! Иначе как бы я могвырасти?" С европейской колокольни, разница не так уж велика. Но посколькуэти племена традиционно враждуют, они с одинаковым отвращением рассказываюто соседских методах: вы только подумайте, какой противоестественноймерзостью занимаются эти люди! Интерпретация этих обрядов и обычаев вызывает споры. Одни ученые видятв них способ контроля за рождаемостью путем разрядки юношеской сексуальнойэнергии, пока мужчина социально не созрел для брака и продолжения рода(некоторые общества поощряют подростков, вместо того, чтобы "портить"девушек или соблазнять чужих жен, иметь сексуальные отношения с животными).Другие считают их средством поддержания мужской групповой солидарности(мужчины, которые спят друг с другом, не нуждаются в женщинах и имеютсобственные таинства). Третьи связывают их с необходимостью высвободитьмальчиков из-под материнского влияния, под которым они находились в детстве:осеменение - не простой физический акт, а одухотворение, которое можетосуществить только мужчина, это приобщает мальчика к мужскому сообществу.Четвертые отмечают связь этих обычаев с символической культурой,космогоническими и религиозными представлениями (мифический родоначальниксамбия Намбулью - двуполый андрогин). Однако эти ритуалы и обычаи не создают какой-то особой, постоянной"сексуальной идентичности" и самосознания. Если у какого-либо мужчины ивозникают специфические эротические предпочтения, которые мы назвали быгомосексуальными, общество не обращает на них никакого внимания, а индивидпослушно выполняет все свои "нормальные" обязанности: сначала отсасываетдядю или старшего мальчика или подставляет для "осеменения" собственный зад,потом женится, зачинает детей, а также осеменяет следующих мальчиков илижертвует для этого свою сперму. Что из этого ему больше нравится - никого неволнует, он такой же мужчина, как все остальные. Принципиально иначе обстоит дело там, где сексуальные отношения слицами собственного пола трактуются как аспект общего изменения половой ролии идентичности. Путешественники и этнографы часто сталкивались с этимнепонятным явлением. В своем "Описании земли Камчатки" (1755) Степан Крашенинников отмечалналичие среди камчадалов особой категории мужчин-коекчучей, "которые вженском платье ходят, всю женскую работу отправляют, и с мужчинами не имеютникакого обхождения, бутто бы гнушались делами их, или зазирались вступатьне в свое дело". Коекчучи находятся в чести, а некоторых из них "держатвместо наложниц". Отвечая на вопросы Сената о положении чукчей и каряков,иркутский губернатор Бриль в 1770 г. писал: "а прочие мужеска пола чрезволшебство обращаются в образ женский, и меж собой мужеложствуют и выходятдруг за друга замуж". О широком распространении "педерастии" у чукчей,которой они нисколько не стесняются, писали и другие русские географы XVIII- начала XIX в. Впервые столкнувшись с этим явлением после завоевания Америки,европейцы восприняли его как содомию и ссылались как на довод в оправданиеколонизации и физического истребления индейцев. С легкой рукиконквистадоров, таких людей стали называть бердачами (слово этопредположительно происходит от испанского bardajo или bardoja, обозначающегомальчика на содержании, проститутку мужского пола; отсюда же и русское -"бардак"). Институт бердачей был широко распространен среди американскихиндейцев (в Северной Америке он зафиксирован у 113 племен ), народоврусского Севера, Сибири и Дальнего Востока (чукчи, алеуты и др.), Индонезиии Африки. Испанские и португальские колонизаторы беспощадно расправлялись сними. В 1513 г. Франсиско Бальбоа бросил сорок бердачей на растерзаниесобакам, в Перу их массами сжигали, заставив уйти в глубокое подполье. Биологическая природа бердачизма до сих пор вызывает споры. Ранниеантропологи и психоаналитики считали его формой институционализированнойгомосексуальности. Но хотя сексуальными партнерами бердачей обычно бываютлюди их собственного пола, это правило не является всеобщим, а в описанияхих ролей и функций подчеркиваются не сексуальные, а гендерные характеристики- род занятий, одежда, специфические ритуальные функции. Другие ученые думают, что бердачи - врожденные интер= илитранссексуалы. Не заставляя таких людей обязательно делать трудный для нихвыбор, местная культура позволяет им менять не только одежду, виддеятельности, имена и украшения, но и пол своих сексуальных партнеров.Папуасы самбия не причисляют детей, родившихся с анатомическинеопределенными половыми органами, ни к мужчинам, ни к женщинам. Однихвоспитывают как мальчиков, других - как девочек, а третьи не проходят нимужских, ни женских инициаций. Аналогичные явления известны на Таити, вИндонезии и в некоторых других местах. Однако не у всех бердачей естьпризнаки гермафродитизма или транссексуальности. Третьи считают бердачизм формой социального убежища, своего родаэкологической нишей для мальчиков, которые по тем или иным причинамчувствуют себя неспособными выполнять трудные и соревновательные мужскиероли и поэтому причисляют себя к женскому полу. Но бывают ибердачки-женщины. Кроме того, бердачи считаются не неполноценными, адвуполыми или представителями третьего, смешанного пола, их так и называют:"муже-женщина", "полу мужчина - полу женщина" или "два духа". Они занимаюттакое же особое, автономное место в обществе, как мужчины и женщины. Нередкоим приписывают особую магическую силу, благодаря которой они часто бываютшаманами и поддерживают сексуальную связь с богами. Двуполыми были и многиеязыческие божества. Пяти-шестилетний мальчик зуньи, обнаруживший склонность к домашнейработе и общению преимущественно с женщинами, понятия не имеет обабстрактных нормативах мужского и женского поведения, он просто проявляетсвои естественные склонности. Однако его семья и община обращают на этовнимание, и когда в 10-12 лет такой мальчик выбирает себе одежду, он ужеосознает символическое значение этого акта. Здесь имеет место двустороннийпроцесс: если бы не природные склонности ребенка, зуньи не признали бы его"двух-духовным", но если бы ему не позволили развивать эти свойства подприкрытием официально санкционированной социальной роли, они, вероятно,остались бы незамеченными или проявились в искаженных формах (в"цивилизованном" обществе сверстники травили бы такого мальчика, а родителитаскали его по психиатрам). Такая система половой социализации встречается главным образом в техобществах, где противоположность мужских и женских ролей выражена менеерезко и в религиозных верованиях которых представлено положительноеандрогинное начало как воплощение изначальной целостности и духовной силычеловека. В современном обществе рост терпимости к вариациям сексуальногожелания и поведения также тесно связан с ослаблением гендерной поляризации ипониманием того, что различия между мужчинами и женщинами зависят не толькоот их биологического пола и допускают множество индивидуальных вариаций, неявляющихся ни социально опасными, ни патологическими. Институционализированные, официально одобренные культурой,гомосексуальные связи и отношения существуют лишь в немногих обществах..Равноправные, добровольные, основанные на личной склонности гомоэротическиеотношения распространены гораздо чаще, особенно среди детей и подростков.Это объясняется как сложностями формирования сексуальной ориентации, так иусловиями развития и воспитания. Многие народные культуры и древние религиивообще не придают значения детским сексуальным играм, включающим имитациюполового акта, взаимную мастурбацию т.п. Половая сегрегация детей иподростков обычно мотивируется не столько тем, что общество стремитсяизбежать сексуальных контактов между мальчиками и девочками, сколькопринципиально разными задачами их воспитания, тем, что их готовят к разнойдеятельности. Однако жесткая половая сегрегация неизбежно влечет за собойоднополые сексуальные контакты, с которыми народная культура не считаетнужным бороться. Большинство мальчиков-подростков индейцев яноамо (Бразилия) и араукана(Чили и Аргентина) имеют гомосексуальные связи со сверстниками, обычнопрекращающиеся после женитьбы. Юноши бороро (Центральная Бразилия),прошедшие инициацию и живущие отдельно от женщин в мужских домах, часторазвлекаются друг с другом, взрослые не видят в этом ничего страшного. Вряде районов Амазонии взаимная мастурбация и генитальные ласки - нормальныеэлементы дружеского общения молодых холостяков и женатых мужчин. Явныйгомоэротический оттенок имеет тесная дружба молодых мужчин майя и индейцевюжной Мексики и Гватемалы. Кое-где такие отношения допускаются и средимолодых незамужних женщин; у нанди (Кения) и акан (Гана) они иногдапродолжаются даже после замужества. По мере усложнения социальной структуры общества, с возникновениемклассов и государства, социальная регуляция сексуального поведенияусложняется. Поскольку общество заинтересовано в продолжении рода иподдержании института брака, наибольшее внимание и покровительство везде ивсюду оказывается репродуктивному сексу, тогда как однополые отношения ипривязанности считаются маргинальными или подрывными. Большинство мировыхрелигий обосновывают это тем, что однополые связи бесплодны и неспособствуют продолжению рода. Чтобы они не вступали в конфликт срепродуктивными задачами и не подрывали институт брака, общество стремитсялокализовать, ограничить их распространение строго определенными социальнымиролями, местами и ситуациями: здесь можно, а в другом месте - ни-ни. Какиеэто роли? Во-первых, это священная храмовая мужская проституция, большей частьюсвязанная с женскими культами, которая существовала в древнем Шумере,Вавилоне, Ассирии, южной Индии и, по всей вероятности, в Израиле. Многиеженские, материнские божества (Кибела, Астарта, Геката, Афродита, Артемида,Анаис и другие) имели кастрированных и/или умирающих женственныхвозлюбленных, а их жрецами обычно были евнухи или трансвеститы. Кастрировавсебя и надев женское платье, жрец переставал быть мужчиной и приобщался кмогуществу богини. Вступая в анальный контакт с ним, мужчина приносил вжертву богине не только деньги, но и свое драгоценное семя. Во-вторых, это уже знакомые нам ритуалы мужских инициаций исоциализации мальчиков. В-третьих, это эмоциональные привязанности и сексуальные контакты междучленами мужского воинского братства, в рамках так называемой героическойдружбы. В-четвертых, это дружба-любовь между женщинами, которой древние авторыне придавали особого значения, но которая существовала и в античной Греции,и в мусульманских гаремах. В-пятых, это сексуальные отношения между социально-неравными людьми:коммерческая мужская проституция, сексуальное обслуживание рабовладельцеврабами, а также институт евнухов и кастратов, которых изготовляли, вчастности, для сексуальных целей. Разные цивилизации регулировали эти отношения по-разному. Древнейшие правовые кодексы древней Месопотамии, от законов Урукагины(2375 до н.э.) до законов Хаммурапи (1726 до н.э.), не запрещалигомосексуальных действий. Хеттский свод законов второго тысячелетия до нашейэры упоминает их, но только в связи с инцестом: мужчина не должен иметьсексуальных отношений со своей матерью, дочерью или сыном. В древней Ассириимужчина, принудивший кого-либо к анальному сношению, сам подвергалсяизнасилованию, а затем кастрировался; жертва же изнасилования ненаказывалась. Напротив, при добровольных связях, "активная" роль считалась"нормальной", а "пассивная" - позорной. Ложное обвинение или распространениеслухов, будто кто-то неоднократно спал с мужчинами, было равносильнообвинению в проституции и наказывалось поркой, принудительными работами,кастрацией и штрафом. То есть осуждался не сам по себе однополый секс, аповедение мужчины, оказавшегося в "женской" позиции. По древневавилонскойкниге гаданий, мужчина, анально овладевший другим мужчиной, опередит своихбратьев и товарищей, зато того, кто в тюрьме уступит сексуальнымдомогательствам других мужчин (обратите внимание - уже в тогдашних тюрьмахбыла такая проблема!), ожидает беда. В древнеегипетской мифологии сексуальный контакт с богом считалсядобрым предзнаменованием для смертного мужчины. В надписи на одной изгробниц покойник обещает "проглотить фаллос" бога Ра. Другой усопшийговорит, что фаллос бога Геба "находится между ягодиц" его сына инаследника. Однако в отношениях между равными рецептивная позиция была длямужчины крайне унизительной. В древнейших священных текстах Индии - ведах однополый секс неупоминается, а в санскрите нет слова, более или менее эквивалентного"гомосексуальности". Самые влиятельные индийские религии, буддизм и индуизм,будучи очень терпимыми к разнообразным сексуальным техникам, тем не менеепроповедовали аскетизм и половое воздержание. Гомосексуальные акты, как имастурбация, считались оскверняющими человека, но наказывались очень мягко,это было не столько наказание, сколько очищение. По законам Ману (1 - 3 векдо н.э.), "дважды рожденный (представитель высшей касты, брахман - И.К.)мужчина, который совершит противоестественный акт с мужчиной,... долженвыкупаться в одежде". Такое же ритуальное омовение полагалось за сношение сженщиной днем, или в воде, или в запряженной волами телеге. Пол сексуальногопартнера был менее важен, чем обстоятельства сношения. Хотя древняяиндийская эротология, обобщенная в Камасутре, допускала использование вгетеросексуальных отношениях всех телесных отверстий, гомосексуальнойэротики в ней практически нет. Бытовая, поведенческая гомосексуальность,особенно распространенная в буддийских монастырях, официально как бы несуществовала. Напротив, тема двуполости, андрогинии занимает важное место врелигиозных культах Индии. Двуполой считается божественная корова-бык Адити,мать и отец всех богов. Шива обладает как мужскими, так и женскимисвойствами. Вишну и его воплощение Кришна часто изображаются в видеандрогинов. В индийской мифологии широко представлены сюжеты, связанные спеременой пола. "Третий пол" в Индии представляют так называемые хиджры, религиозноесообщество мужчин, с хирургически удаленными яичками и пенисом, которыеносят женское платье и прически, подражают женской походке, голосу, манерам,называют друг друга женскими именами, занимают женские места в общественномтранспорте и предпочитают мужчин в качестве сексуальных партнеров. Хиджрысчитаются особым, третьим полом, сочетающим мужские и женскиехарактеристики. Некоторые из них курят и ведут себя агрессивно, чтопротиворечит индийскому канону женственности. Многие занимаются ритуальнойпроституцией. Им приписывается особая магическая сила: угроза хиджры поднятьюбку и показать свои изуродованные гениталии вызывает панический ужас, эторавносильно проклятию. Хиджры охотно принимают в свою среду гомосексуальныхи феминизированных мальчиков, помогая им найти приемлемую нишу, но ихсобственное самосознание неоднозначно. Преследования и кары за гомосексуальность принесло в Индию толькоанглийское владычество. Бытовая педерастия была особенно распространенасреди мусульман и сикхов. Однако со временем привычная фигура умолчанияпревратилась в жесткое табу слов. В современной Индии мужскаягомосексуальность остается уголовным преступлением, а в индийской литературеи кино эта тема почти не освещается. В отличие от аскетического и антисексуального христианства, ислам незапрещает мужчинам чувственных удовольствий, предусматривая их даже в раю.Но заниматься любовью правоверные должны только с женщинами. Коран исвященные предания - хадисы сурово осуждают сексуальные контакты междумужчинами, назначая одинаковое наказание (смертная казнь путем побиваниякамнями для женатых и сто палочных ударов для холостых) для обоих партнеров.Однако это касается только взрослых мужчин, а самый факт преступления долженбыть клятвенно засвидетельствован по крайней мере четырьмя очевидцами сбезупречной репутацией. Если же виновные раскаются и исправятся, их можнопростить (Коран, 4:16). Чтобы не пробуждать похоти, ислам строго табуируетнаготу. Люди одного пола не должны спать в одной постели, их половые органыдолжны быть закрыты, короткие куртки и облегающие штаны, не говоря уже ошортах, кажутся правоверному мусульманину неприличными. Анальные сношения,все равно - с женщиной, мужчиной или мальчиком - строго запрещены Cоблюдались ли эти запреты и предписания? Первые арабские халифы строгопридерживались первоначальных запретов, но с переносом столицы халифата вБагдад и общим ростом гедонизма, ситуация изменилась. Хотя законы оставалисьпрежними, некоторые халифы, как Аль Амин (809-813) и Аль Мутаваккид(847-861) открыто предпочитали женщинам мальчиков. В начале УШ в. появиласьзнаменитая на весь мир арабская гомоэротическая поэзия, посвященнаямальчикам-подросткам, столь же чувственная, сколь и лиричная. Откровенночувственная любовь к мальчикам представлена и в сказках "1001 ночи" (впереводах эти места вырезаны или "смягчены"). С Аравийского полуостроваарабская гомоэротика перекочевала в Андалузию, где самым знаменитым еевоплощением стал сборник Ибн Хазма (умер в 1064 г.) "Ожерелье голубки". Очень сложной была ситуация в Иране. Зороастризм, древняя религия этогорегиона, относился к содомии непримиримо враждебно, считая, что этимзанимаются только демоны. Тюркские правители мусульманского Ирана XI-XIIвеков смотрели на предмет либеральнее. Автор знаменитого поучения "Зеркалодля принцев" (XI в.) эмир Ибн Искандер рекомендует своему старшему сыну непренебрегать ни женщинами, ни юношами, предпочитая первых зимой, а вторых -летом. Отношения султана Махмуда Газневида и его юного раба Аяза сталихрестоматийным образом любви в персидской литературе. Тема любви к мальчикамзанимает одно из центральных мест в творчестве величайших персидских поэтовСаади и Хафиза, которыми увлекались многие европейские классики, включаяГете и Пушкина. Аристократическая гомоэротика перекочевала и в другие слои исламскихобществ. В Иране, Афганистане и Северной Африке (Тунис, Алжир, Марокко)всегда была широко распространена мужская проституция. Для европейскихгомосексуалов второй половины XIX века Северная Африка стала прямо-такиземлей обетованной. Арабские мальчики и их родители находили такие отношенияпочетными и выгодными. Эта свобода нравов создала у многих европейскихинтеллектуалов ложные представления о "сексуальной терпимости" ислама. Насамом деле это были чисто коммерческие отношения. Мальчишеская проституциярасцветала в бедных слоях общества, богатые и знатные люди непроституировали своих сыновей. Кроме того, в мусульманском мире строгоразличаются возрастные и сексуальные роли. Мужчина может спать с мальчиками,но не должен выполнять рецептивную роль. Принуждение к этому илиизнасилование издавна считались в исламском мире одним из самых унизительныхнаказаний; в 1916 г. ему подвергся захваченный турками легендарныйанглийский разведчик полковник Лоуренс ("Лоуренс Аравийский"). В сознании представителей современного исламского фундаментализмагомосексуальность ассоциируется не только с нарушением каноническихзапретов, но и с влиянием "растленного Запада". В Турции, Египте и Иракегомосексуальность не преследуется по закону, но в Иране, Пакистане,Афганистане, Саудовской Аравии и в большинстве арабских стран она строгозапрещена и может даже караться смертью. Независимо от характера уголовногозаконодательства, отношение к ней в исламских странах враждебное. Первые сведения о мужской однополой любви в Китае восходят к эпохединастии Чжоу (1122-256 до н.э). Однополые связи при императорском дворебыли особенно распространены в эпоху династии Хань (206 до н.э.- 220 н.э.).Император Айди (1 в. до н.э)., согласно легенде, так сильно любил своегофаворита Дун Сяня, что когда однажды днем тот уснул, лежа на рукавеимператорского платья, император, чтобы не будить любовника, вынул кинжал иотрезал злополучный рукав. Выражение "отрезанный рукав" стало в китайскомязыке эвфемизмом для обозначения однополой любви. (Другой эвфемизм"поделиться грушей" восходит к анекдоту эпохи Чжоу, когда фаворит тогдашнегоимператора отдал ему надкушенную грушу). Впрочем, императорская любовь непошла Дун Сяню на пользу. Бездетный Айди попытался сделать своего фавоританаследником престола и передал ему императорскую печать, но придворные неподчинились и принудили Дунь Сяня к самоубийству. В дальнейшем политическаяроль фаворитов уменьшается, зато расцветает, особенно в эпоху Цзин (256-420)и в период Пяти Династий (907- 960), тонкая гомоэротическая лирика. Настоящим рассадником гомоэротики были буддийские монастыри. Хотякитайский буддизм осуждал всякую сексуальность как отвлекающую от праведнойжизни, многие монахи воздержанием не отличались, а мальчики были для нихдоступнее женщин. Расцвет аристократической гомоэротики в Китае относится квремени Минской династии (1366-1644), особенно к XVII в. Это было прямымвызовом конфуцианству, которое превыше всего ставило интересы семьи,продолжение рода, самодисциплину и моральный аскетизм. Чтобы смягчить этотконфликт, литераторы XVII века стараются изображать однополую любовьпреимущественно в сентиментально-романтических тонах. Своеобразныйгомоэротический аналог "Ромео и Джульетты" - китайская повесть XVII века "Идаже камни склонились" о том, как двое студентов, полюбив друг друга,убежали в горы и стали жить отшельниками, отказавшись от своего семейногодолга сыновей и женихов. Узнав о местонахождении беглецов, их семьиотправились за ними в сопровождении их невест. Но когда они прибыли наместо, молодые люди уже вознеслись на небо, а на месте их гибели выросли двадерева с переплетающимися ветвями. Увидев в этом волю богов, обе невестыпокончили с собой, а родственникам осталось лишь оплакивать потерю исобственное неразумие. В реальной жизни, наряду с нежной любовью, процветали мужскаяпроституция и порнография. Некоторые императоры пытались ограничить ихраспространение. Первый закон против мужской проституции, принятый уже в XIIвеке, не увенчался успехом. Император Канси в 1679 г. ввел суровые кары заизнасилование мужчин и мальчиков; добровольная содомия каралась месячнымтюремным заключением и 100 тяжелыми ударами. В 1740 Циньское правительствозапретило всякие гомосексуальные отношения, сделав их уголовно наказуемыми изагнав тем самым в подполье. В современном Китае гомосексуальные отношениямежду взрослыми не считаются преступлением, но их часто преследовали подругим статьям. В последнее время отношение к однополой любви, которую здесьиногда называют "болезнью иностранцев", стало более либеральным, в 1993 г. вПекине открылся первый легальный гей бар. Однако на китайскую глубинку этипослабления не распространяются. Самой терпимой к однополой любви азиатской страной вплоть до XIX в.была Япония, где она была связана, с одной стороны, с общей эстетизациеймужского тела, а с другой - с самурайским культом мужества и верности. Как идругие народы, японцы считали, что однополую любовь - "нансеку" ("мужскойпуть", "юношеский путь", "красивый путь" или "тайный путь") - завезли к нимизвне (по легенде, ее завез из Китая в начале IX века буддийский монахКукаи). Но, в отличие от многих других народов, японцы никогда не называлиэто заимствование постыдным или грязным, а считали важным элементом своегокультурного наследия и признаком развитой цивилизации. В средневековой Японии любовь к женщинам и мужчинам считалась одинаковонормальной, одна не исключала другую. "Зима и лето, день и ночь сменяют другдруга. Никто не может отменить весеннее цветение или осенний листопад. Таккак же можно критиковать Путь Мужчин или Путь Женщин?" Исключительноепредпочтение одного пола считалось редким и странным. Мужчин, любившихтолько мальчиков, называли не по объекту их влечения, а по объекту избегания- оннагираи (женоненавистники). Хотя 11-19-летние мальчики считались"законными" объектами мужского желания, сексуальная техника "мужского пути"регламентировалась строже, чем гетеросексуальная. Японская эротика частоизображает оральный секс между мужчиной и женщиной, но никогда - междумужчинами. Напротив, целующиеся мужчины изображались часто. Отношения между мужчинами были строго иерархическими, причем историкиразличают три разные субкультуры: буддийские монастыри,феодально-самурайскую среду и театральный мир. В отличие от континентальногобуддизма, японцы говорили о "красивом пути" без осуждения, считая его своегорода переходом от секса с женщинами к идеальному полному воздержанию.Сексуальные связи монахов с послушниками были практически узаконены. В одноммонастыре сохранился забавный текст составленного в 1237 г. обета 36-летнегомонаха: "Я пробуду в Храме Касаки до достижения сорока одного года...Переспав уже со 95 мужчинами, я обещаю, что их общее число не превысит заэто время 100 человек.. Я не буду любить и содержать никаких мальчиков,кроме Рию-Мару" (видимо, ревнивый мальчик потребовал верности отлюбвеобильного монаха). В самурайской, рыцарской среде, где все было подчинено воинскомукодексу чести, выше всего ценилась верность. Паж или оруженосец должен былучиться у своего господина доблести и быть достойным его. Измена мальчикагосподину влекла за собой жестокую казнь. Единственно допустимой сексуальнойтехникой была анальная пенетрация. Верность в любви до некоторой степенипокоилась на соглашении. Феодал мог взять мальчика силой, но в этом случаелюбовь ему не принадлежала. Иногда старший самурай тоже давал обет верности.22-летний Такеда Синген в 1542 г. дал письменное обязательство 16-летнемуКасуге Генсуке, заверяя ревнивого Касугу, что никогда не спал с третьиммальчиком, Ёсихиро, хотя и хотел добиться этого. Теперь же, пишет Такеда, яэтого и в мыслях не имею. "Поскольку я хочу сблизиться с тобой, отныне, еслиу тебя будут какие-нибудь сомнения на этот счет, я хочу, чтобы ты понял, чтоя не собираюсь повредить тебе. Если я когда-нибудь нарушу эти обещания,пусть меня постигнет божественная кара..." Желанный союз был заключен ипродолжался многие годы. Любовная связь была частью феодальных отношений. В популярном сборнике Ихара Сайкаку (1642-1693) "Великое зерцаломужской любви" (1687), имеется несколько рассказов на эту тему. В рассказе"Соловей в снегу" самурай Симамура Тонаи, поклявшись в верности двум юношам,дал каждому из них в залог своей любви по отрубленной фаланге своихмизинцев. Став взрослыми, благородные юноши обязательно вступали в брак.Однако известны и любовные союзы между сверстниками, продолжавшееся всюжизнь. Юные самураи Тамасима Мондо и Тоеда Ханэмон, полюбив друг друга,когда первому было 16, а второму 19 лет, прожили в любви и согласии достарости, ни разу не изменив друг другу ни с женщиной, ни с мужчиной. Самурайская гомоэротическая дружба - типичный феодальный институт.Удовлетворение сексуальных потребностей в условиях длительного отсутствияженщин и влечение к юношам здесь подчинены отношениям вассальнойзависимости. Сексуальная связь не только скрепляла эти отношения, но иперсонализировала их, превращая, по японской терминологии, "холодный долг" в"теплый долг". С окончанием эпохи феодализма в Японии этим отношениям пришелконец, но они оставили по себе прочную идеализированную память (достаточновспомнить жизнь и творчество Юкио Мисимы). Третья специфическая гомосексуальная субкультура - театральный мир. Вяпонском традиционном театре Но и Кабуки всегда было много гомоэротики, амолодые актеры часто были любовниками знати, включая правителей-сегунов. Стечением времени актерская проституция стала вполне законным и дажепрестижным занятием. Хотя мальчики из театра кабуки не обязаны были хранитьверность своим любовникам и должны были отдаваться за деньги всем желающим,их уважали и ценили. Возрастные границы в этой среде были сильно размыты,иногда "мальчиками" считались мужчины за тридцать, но они старалисьвыглядеть вечно юными, спрашивать их о возрасте считалось неприличным. В17-18 вв. в Японии появились и другие легальные формы мужской проституции -бани, бордели и т.п. Под влиянием христианства (католические миссионеры вели эту компанию сXVII в.) в XIX в. гомосексуальные отношения стали преследоваться юридически.В современном японском законодательстве однополая любовь легальна и отраженав творчестве многих писателей. Израильскую цивилизацию считают одной из немногих древних цивилизаций,где сексуальные контакты между мужчинами были запрещены категорически. "Неложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость" [Левит 18, 22] и "Если ктоляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они да будут преданы смерти;мерзость сделали они; кровь их на них" [Левит 20, 13]. Поскольку эти нормы позже стали частью морально-религиозного кодексахристианства, рассмотрим их подробнее. Было ли мужеложство само по себеособенно страшным, непростительным грехом или так же строго карались многиедругие пороки, к которым позже религия стала относиться терпимее, и если да,то почему? И чем мотивированы эти запреты - заботой о том, чтобы людисовокуплялись только ради деторождения, или поддержанием полоролевыхразличий и иерархии (в средние века совокупление в позиции "женщина сверху"приравнивалось к содомии), или требованиями религиозной чистоты,необходимостью отмежевания от иноверцев? Для безусловно верующего человека и для атеиста эти вопросынесущественны. Первый рассуждает по формуле "сказано нельзя - значитнельзя!", а второй - по формуле "какое мне дело до того, что думали люди,спорившие о том, сколько ангелов может разместиться на острие иглы?" Но дляисторика религии и для человека, который верит в Бога, но не можетпреодолеть свое "неправильное" влечение, эти вопросы не праздные и имеютпрактический смысл. Текстологические исследования Библии позволяют на нихответить. Еврейское слово toevah, которое в русском тексте Библии переведено как"мерзость" (иногда его переводят как "извращение") означает прежде всегоритуальную "нечистоту", нарушение неких установленных границ, "смешение"несовместимого. Соответствующий библейский запрет стоит в одном ряду смногими другими аналогичными нормами, запрещающими кровосмешение,скотоложство, использование одежды противоположного пола, прием неподобающейпищи и т.п. Характерно, что в предыдущем стихе Левита [20, 12] сказано:"Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти;мерзость сделали они; кровь их на них". Иначе говоря, мужеложство - частныйслучай нарушения общих правил полоролевой стратификации и родственныхотношений. Неоднозначна и интерпретация знаменитой истории Содома и Гоморры. Поизвестному библейскому сюжету, Бог, узнав о безбожном поведении жителей этихдвух городов, послал для выяснения обстоятельств двух ангелов. В Содоме ихвстретил праведник Лот и пригласил к себе переночевать, но "Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодогодо старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди пришедшие к тебе на ночь?выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, И сказал: братья мои, не делайте зла. Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их квам, делайте с ними, что вам угодно; только людям сим не делайте ничего, таккак они пришли под кров дома моего". (Бытие, 19: 4-7) Содомляне не послушались Лота, и тогда ангелы вывели его с семьей изгорода, а Содом разрушили и сравняли с землей. Вторая, сходная история рассказана в Книге Судей, В городе ГивеВениаминовой один старик приютил на ночь мужчину с наложницей. Но только они"развеселили сердца свои", как "жители города, люди развратные, окружилидом, стучались в двери, и говорили старику, хозяину дома: выведи человека,вошедшего в дом твой, мы познаем его". Хозяин просил их "не делать этогобезумия". Вместо мужчины к ним вышла его наложница, "они познали ее, иругались над нею всю ночь до утра", после чего она умерла (Книга судей, 19:22-25). И тогда израильтяне "пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечем,и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось, и все находившиеся напути города сожгли огнем" (Книга судей, 20:48). Главное преступление в обеих притчах - вовсе не однополый секс, аизнасилование и нарушение законов гостеприимства. Лот готов был пожертвоватьсобственными дочерьми ради странников не потому, что не любил своих дочерей,а потому что над дочерьми он, как отец, обладал абсолютной властью, тогдакак странники, которых он приютил, находились под его защитой, выдать их безущерба для собственной чести он никак не мог. Содомляне же отверглипредложение не потому, что были "содомитами" и сексуально предпочиталимужчин женщинам, а потому, что хотели унизить чужеземцев, а заодно и самогоЛота, который, сам будучи пришлым, осмелился указывать, как им следует себявести. Тем самым содомляне нарушили сразу несколько фундаментальных законов,не имеющих никакого отношения к сексуальности. Оскорбить посланцев Бога,нарушить закон гостеприимства, да еще пожелать изнасиловать ангелов, какогобы они ни были пола, - больше, чем достаточно, чтобы разрушить город.Ветхозаветный Бог кротостью не отличался. В Гиве горожане усугубилинарушение правил гостеприимства изнасилованием женщины. "Содомии" здесьвообще нет. Второй мотив осуждения однополой любви - интересы продолжения рода.Поскольку евреи были обязаны плодиться и множиться, любое излияние семенивне репродуктивного контекста было греховным. Онан, ослушавшийся повеленияБога жениться на вдове своего брата и изливший семя свое на землю, былпокаран смертью. Правда, в данном случае Божий гнев вызван не столькорастратой семени, сколько нарушением закона, по которому Онан был обязанвзять в жены свою овдовевшую невестку. Однако изливать семя куда попаловообще не полагалось. В отличие от обычаев многих других народов, поеврейскому закону, "верхний", "активный" партнер в гомосексуальном актевиновен больше "пассивного", не потому, что он инициировал греховноедействие (это надо было еще доказать), а потому что именно он изливает семяв неподобающий "сосуд". Кроме того иудаизм осуждает однополый секс, потому что онассоциировался с проституцией. У многих народов, с которыми враждовалдревний Израиль, существовала ритуальная, храмовая проституция, от которойевреи хотели отмежеваться. Это опять-таки сугубо религиозный запрет,отделяющий "чистых" от "нечистых". Наказания за мужеложство были, в общем,такими же, как за злословие отца или матери, прелюбодеяние, кровосмешение,обнажение наготы кровных родственников, сношение с менструирующей женщиной,нарушение пищевых запретов, волховство и многое другое. И мотивировались всеэти запреты одной и той же заботой о сохранении чистоты веры: "Неоскверняйте себя ничем этим; ибо всем этим осквернили себя народы, которых Япрогоняю от вас" (Левит 18: 24). Собственно сексуальное желание и на кого оно направлено, еврейскуюрелигию вообще не интересует. В других контекстах Ветхий завет допускает идовольно нежные отношений между мужчинами. Некоторые исследователи дажеусматривают гомоэротические чувства в преданной дружбе между сыном царяСаула юношей Ионафаном и мужественным воином, победителем филистимлян,будущим царем Давидом. Лично я не вижу в этой истории ничегогомоэротического, так описывалась воинская дружба у многих народов. Лесбиянству еврейский закон уделяет мало внимания. В принципе оно былозапрещено, уличенные в нем женщины (mesolelot, буквально - "женщины, которыетрут") не имели права выходить замуж за раввинов и иногда подвергалисьпорке. Однако говорили об этом мало, не столько потому, что таких фактов небыло и что люди стеснялись выносить сор из избы, сколько потому, что мужчиныо них не догадывались.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183

Любовь небесного цвета СОДЕРЖАНИЕ ОБ АВТОРЕ ПРЕДИСЛОВИЕ... ВЛЕЧЕНЬЕ РОД НЕДУГА Как вас теперь называть Загадка природы... ЛЮДИ В ИСТОРИИ Сексуальности культуры и религии Античная педерастия Неназываемый порок...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гомо=, гетеро= или би?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183
ОБ АВТОРЕ Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончилисторический факультет Ленинградского Пединститута имени А.И. Герцена (1947)и две аспирантуры, по новой ист

Загадка природы
Биология человека - не столько научная дисциплина, сколько определенная точка зрения на самое интересное из животных. Питер Медовар Какова природа однополой любви, откуда она берется и зачем он

Античная педерастия
Почему любят красивых мальчиков? - Это вопрос слепого! Аристотель Золотым веком мужской однополой любви считается Древняя Греция. Недаромее часто называют "греческой любовью". Но и та

Неназываемый порок
Или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники. Апостол Павел Христианское отношение к

Выход из подполья
Мы заинтересованы в получении прав для наших общин как негры, как евреи и как гомосексуалы. Почему мы являемся неграми, евреями или гомосексуалами, совершенно безразлично, и можем ли мы стать белым

Голубые тени Серебряного века
- Еще одно усилие, и у вас вырастут крылья, я их уже вижу. - Может быть, только это очень тяжело, когда они растут, - молвил Ваня, усмехаясь. Михаил Кузмин В начале XX века однополая любовь в к

Под сенью уголовного кодекса
Происхождение Г. связано с социально-бытовыми условиями, у подавляющего большинства лиц, предающихся Г., эти извращения прекращаются, как только субъект попадает в благоприятную социальную обстанов

Свобода - для чего?
А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публ

Чувственность и любовь
Он не сводил с Отто глаз, точно влюбленный. И, по правде говоря, он и был влюбленный. Кристоф не мог знать этого, так как не знал, что такое любовь. Но временами, когда мальчики оставались одни, их

Открытие Я
Почему я то, что я есмь, и что я такое? Рэдклифф Холл Ему необходимо было открыть, кто он такой, и он должен был сделать это сам, один, вопреки шаманам и знахарям своего времени. Джеймс

Типы и личности
Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир. Федор Достоевский Человека встречаешь и спрашиваешь себя, на кого он похож. И только уверившись, что существенное

Секс, любовь и фантазия
Любовь, смотря по свойствам своего предмета, может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием. Франческо Петрарка ... В культурном отношении однополая любовь явно так же не

Возрастные предпочтения и каноны красоты
Глубочайшая основа нашего бытия индивидуальна, как в переживаниях, так и в мыслях... Все виды животных, вероятно, не так сильно отличаются друг от друга, как один человек от другого. Иоганн Гот

Однополые семьи
Я думаю, что почти каждый гомосексуал мечтает о браке со своим другом. Робин Моэм Семейство однополых невозможно. Это дело блядское. Тут уж раз страсть, так уж нужен такой чтобы ты любил его

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Все люди равны, но одни более равны, чем другие. Джордж Оруэлл Люди больше всего на свете любят на наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги