рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ - раздел Образование, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183 Все Люди Равны, Но Одни Более Равны, Чем Другие. Джордж Оруэлл Люди Бо...

Все люди равны, но одни более равны, чем другие. Джордж Оруэлл Люди больше всего на свете любят на наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать Сомерсет Моэм Мы рассмотрели свойства однополой любви и ее носителей и обнаружили,что и те, и другие - очень разные. К этому выводу приводят практически всенауки. Биология показывает, что сложное взаимодействие генов, гормонов инервных путей порождает множество разнообразных типов сексуальности,предрасполагающих индивидов к тем или иным сексуальным сценариям и формамповедения, которые в одних случаях представляются взаимоисключающими, а вдругих - взаимодополнительными. История, антропология и социология показывают, что разные общества икультуры отличаются друг от друга не только количественно, по степени своейтерпимости, но и качественно; они по-разному конструируют половые исексуальные идентичности и регулируют связанные с ними чувства и отношения.При этом в любом сколько-нибудь сложном обществе существует не один, анесколько нормативных сценариев, что делает индивидуальные вариациисексуального поведения не только возможными, но и неизменными. Психология показывает, что траектории индивидуального развития и ихконкретные результаты также не являются единообразными. В зависимости отсвоей биологической индивидуальности и особенностей воспитания мальчики идевочки оказываются более или менее маскулинными или фемининными, и этооказывает влияние на выбор любимых занятий и товарищей по играм, а также насамосознание и сексуально-эротические предпочтения, которые постепеннокристаллизуются в относительно стабильную сексуальную ориентацию. Но любаясексуальная ориентация многомерна и имеет множество индивидуальныхвариантов, будь то образ идеального сексуального партнера, эмоциональнаяокрашенность любовных чувств, предпочитаемая сексуальной техника или стильжизни. Ученые отказываются обсуждать вопрос о "правильной" и "неправильной"сексуальности, предоставляя людям право делать свой собственный выбор. Чтоони, кстати сказать, делали и раньше, что бы по этому поводу ни говорилисвященники, врачи и жрецы морали. Однако эта проблема не столько научная, сколько политическая. Стигма идискриминация в свое время загнали гомосексуалов в гетто. Освободительноедвижение геев и лесбиянок добивается признания их особой идентичности игражданских прав. Эти задачи - я хочу подчеркнуть это максимальноопределенно и резко - до сих пор нигде в мире (и тем более в России!) нерешены. Но что будет дальше, в исторической перспективе? Демократический плюрализм не устраняет индивидуально-групповыхразличий, он даже способствует их умножению. Но как только эти различияперестают быть базой для социальной стратификации, привилегий для одних иневыгод для других, их значение постепенно уменьшается, как для большинства,так и для меньшинства. Каждый из нас имеет множество социальных ролей и идентичностей, нонаибольшее значение имеет та из них, в которой человек чувствует себянаиболее уязвимым и ранимым. По мере того, как люди начинают свободнее итерпимее относиться к собственной сексуальности, ослабевают и гонения наинаколюбящих. Главное звено этого долгого и трудного процесса - не сочувствие(сочувствовать можно слабым, больным и угнетенным), а безразличие (мне всеравно, с кем ты спишь и каким способом) и уважение к праву человека наиндивидуальность и самореализацию. Ненависть к гомосексуалам, как и другие подобные идеологические системы(антисемитизм, ксенофобия, расизм, сексизм), коренится не столько виндивидуальной, сколько в общественной психологии. Термин "гомофобия", какчаще всего называют этот социально-психологический феномен, неудаченвследствие своей "психиатричности". Он подразумевает, что иррациональныйстрах и ненависть к однополой любви и ее носителям коренятся, как любаяфобия, в индивидуальной психопатологии - подавленных собственных сексуальныхимпульсах, общей враждебности и недоверии к окружающим людям, склонностиреагировать на стрессовые ситуации преимущественно с помощью защитныхмеханизмов и т.д. Хотя все эти процессы и "комплексы" безусловно реальны,они совсем не обязательны. Чтобы ненавидеть геев или евреев, не обязательно быть невротиком илипсихотиком. Яростно-зоологический антисемитизм генерала Макашова,несомненно, имеет какие-то личные причины, но для солидаризировавшейся с нимКПРФ, которая продолжает в этом вопросе старую линию КПСС, это скорееидеология и циничный политический прием. В специальной литературе слово "гомофобия" сейчас заменяется термином"гетеросексизм", который американский социальный психолог Грегори Херекопределяет как идеологическую систему, которая отрицает, принижает истигматизирует любые не-гетеросексуальные формы поведения, идентичности,отношения или общины. Более "мягкая" форма этого явления - гетероцентризм(по аналогии с европоцентризмом), который не отрицает альтернативных формсексуальности, но считает их периферийными вариациями или девиациямиподразумеваемой гетеросексуальной "нормы". Уровень гетеросексизма в обществе зависит от целого рядамакросоциальных факторов. Причем по всем этим параметрам наша странанаходится не в лучшем положении. Во-первых, от общего уровня социальной и культурной терпимости.Авторитаризм и нетерпимость к различиям несовместимы с сексуальным, как ивсяким другим, плюрализмом. С точки зрения тоталитарного сознания,инаколюбящий - прежде всего диссидент. Советское общество, пытавшеесяунифицировать ширину брюк, длину волос и музыкальные ритмы, не могло бытьсексуально терпимым. Важнейшая предпосылка сексуального плюрализма -политическая и культурная терпимость. Во-вторых, от уровня сексуальной тревожности. Чем более антисексуальнойявляется культура, тем больше в ней сексуальных табу и страхов. А есличеловек не может принять свою собственную сексуальность, наивно ждать отнего терпимости к другим. Если в СССР вообще "секса не было", как могла внем существовать однополая любовь? В-третьих, от уровня сексизма и полового шовинизма. Главнаясоциально-историческая функция гетеросексизма - поддержание незыблемостиполовой стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве.Обязательная, принудительная гетеросексуальность защищает институт брака ипатриархальных отношений; женщины для нее - существа второго сорта, главнаяфункция которых - деторождение и сексуальное обслуживание мужчин. В светеэтой идеологии независимая женщина - такое же извращение, как однополаялюбовь. Кроме того, культ агрессивной маскулинности помогает поддерживатьиерархические отношения в самом мужском сообществе, в котором "настоящие"мужчины должны господствовать над "второсортными". Всячески культивируемаяненависть к "гомикам" - средство поддержания мужской групповой солидарности,особенно у мальчиков-подростков, которым она помогает утвердиться всобственной проблематичной маскулинности. Принцип, что можно повысить свойстатус, "опустив" другого мужчину, выходит далеко за рамки сексуальныхотношений. В-четвертых, от характера традиционной идеологии, особенно религии.Христианское определение однополой любви как неназываемого порока,вытекающее из общего отрицательного отношения к миру чувственности, один изглавных идейных истоков предубежденности и гонений. Рано или поздно, Церквипридется покаяться в этом грехе так же, как в религиозной нетерпимости. В-пятых, от общего уровня образованности и сексуальной культурыобщества. Хотя образованность сама по себе не избавляет людей отпредрассудков и предубеждений, при прочих равных условиях, она облегчает ихпреодоление. Однако важна не только общая, но и сексуальная образованность,включающая в себя понимание множественность функций и смыслов сексуальногоповедения. До тех пор, пока человек считает сексуальность только аспектомрепродуктивного поведения, любая нерепродуктивная эротика будет казаться емусомнительной, даже если он сам ее практикует. Сексуальное образование -необходимая когнитивная, познавательная предпосылка сексуальной терпимости. В-шестых, от ситуативных социально-политических факторов. Как и всепрочие социальные страхи и формы групповой ненависти, гетеросексизм обычноусиливается в моменты социальных кризисов, когда кому-то нужен зримый врагили козел отпущения и легко создать атмосферу моральной паники.Социально-психологические механизмы этого явления хорошо обрисоваланглийский социолог Стэн Коэн: "Некое обстоятельство, явление, лицо или группу лиц начинают определятькак угрозу общесоциальным ценностям и интересам; средства массовойинформации изображают их стилизованным и стереотипным образом; моральныебаррикады заполняются издателями, епископами, политиками и другимиправоверными людьми; социально-признанные эксперты оглашают свои диагнозы ирекомендации; вырабатывают или, чаще, применяют специальные способы борьбы;после этого явление исчезает, подавляется или ухудшается... Иногда паникапроходит или забывается, но в другие времена она имеет более серьезные идлительные последствия и может производить изменения в правовой и социальнойполитике или даже в том, как общества рассматривают себя". Для возникновения очередной волны моральной паники нужны два условия:а) наличие социального кризиса и б) наличие социальной группы илиорганизации, готовой и способной спровоцировать общественное негодование инаправить его по нужному адресу. Сексуальность и тем более -гомосексуальность как нельзя лучше годятся на роль козла отпущения. Яркий пример разыгрывания этой карты - современная тактика российскихкоммунистов, черносотенцев и церковников, "антисексуальные" инвективыкоторых имеют явно политический, антидемократический, антирыночный иантизападный характер. Особенно показательно в этом плане отождествление имипонятий "нравственных ценностей" и "национальной (читай - государственной)безопасности". Кроме социальных, гетеросексизм имеет и определенные психологическиефункции. Эта установка помогает организации и ретроспективному оправданиюличного сексуального опыта, формированию своей социальной и сексуальнойидентичности, поддержанию самоуважения, групповых ценностей и единства своейгруппы перед лицом внешнего врага (хорошие, правильные "мы" против плохих,неправильных "они"). Психологическое обследование арестованных за избиение геев молодыхпарней показывает, что многие из них страдают от недостатка личнойавтономии, участие в групповом избиении ни в чем не повинных людей являетсядля них чем-то вроде ритуала взросления и средством повышения собственногоавторитета в группе. Самый акт избиения часто бессознательно переживаетсякак сексуальный, сопровождается половым возбуждением и имеет неосознанныйгомоэротический характер (как сексуальное единение с группой и ее лидером). Очень важна Эго-защитная функция гетеросексизма в борьбе личностипротив собственной латентной гомосексуальности. Самыми рьяными гомофобамичасто бывают мужчины, которым есть что скрывать или которых подозревают вгомосексуальности. Например, многолетний шеф ФБР Эдгар Гувер и некоторые егоближайшие помощники, беспощадно преследовавшие геев, втайне имелисексуальные связи с мужчинами. Очень интересный эксперимент провели недавно американские психологи.Замерив отношение группы молодых мужчин к гомосексуальности, они затемпоказывали им слайды с изображениями голых мужчин, причем сексуальныереакции испытуемых (эрекция члена) фиксировались с помощью специальногоприбора - плетисмографа. У мужчин, относящихся к гомосексуальности спокойно,равнодушно, при этом ничего не колыхалось, тогда как у многихгомоненавистников эти изображения вызывали эрекцию. То есть мужская наготаих волнует и возбуждает. Возможно, именно этот, зачастую неосознанный, факти вызывает у них чувство ненависти к объектам своего морально неприемлемогоинтереса. Как показал еще Фрейд, ненависть часто бывает иноформой любви. Все это имеет далеко идущие социально-психологические последствия.Подобно тому, как культ агрессивной маскулинности калечит не только женщин,но и мужчин (если "мальчики не плачут", значит мужчина не должен проявлятьсвои чувства), гетеросексизм не только загоняет в гетто геев и лесбиянок, нои обедняет жизнь "натуральных" мужчин и женщин, табуируя их жизненно важныепереживания и порождая иррациональные страхи. В некоторых случаях этодействительно напоминает фобию и требует психиатрического вмешательства. Но если корни гетеросексизма настолько глубоки и разветвлены, можно лиего преодолеть и искоренить? Хотя изменение и преодоление этих установок происходит трудно имедленно, процесс тем не менее идет. В 1990 г. в Европе самое враждебноеотношение к гомосексуалам было зафиксировано в католической Португалии, гдес мнением, что "гомосексуальность никогда не может быть оправдана",согласились 78% процентов опрошенных; за ней, со значительным отставанием,следуют католические Ирландия, Италия и Испания. Зато в Голландиикатегорически осуждают однополую любовь лишь 12% опрошенных. С мнением "Я нехотел бы иметь гомосексуалов своими соседями" согласились больше половиныопрошенных португальцев и только 11% голландцев и датчан. АмериканскоеНациональное обследование 1993 г. показало высокую враждебность кгомосексуальности, которую не могут оправдать 64,8% опрошенных; но этоменьше числа людей, осуждающих внебрачные связи; отношение кгомосексуальности очень сильно (разница в 10-15 раз) зависит от общихсоциально-политических установок опрошенных. Отношение к однополой любви всюду зависит от религиознойпринадлежности, общей социальной терпимостью и степени информированностилюдей. Интересно, что там, где геи и лесбиянки более видимы, к ним относятсязначительно лучше, чем там, где о них знают только понаслышке. Но важнее всего - возрастные и образовательные факторы. По данныммноголетнего международного исследования жизненных ценностей, молодые людиот 18 до 24 лет всюду значительно терпимее пожилых (по сравнению с теми, ктостарше 65 лет, - вдвое). Это объясняется большей общей терпимостью иобразованностью молодежи, а также тем, что молодые люди чувствуют себяувереннее, полнее принимают собственную сексуальность и потому допускаютбольше вариаций в поведении и установках других людей. При опросе 1600 молодых европейцев от 16 до 24 лет (1996) самымитерпимыми оказались голландцы (89%), а самыми нетерпимыми - поляки (48%).Однако количество людей, готовых признать однополые браки и разрешитьгомосексуалам усыновлять детей, значительно меньше, а 18% считают СПИД"голубой" болезнью. Те же самые тенденции наблюдаются и в России. Хотя враждебность кгомосексуальности еще очень велика, за последние 10 лет она заметноснизилась. Это убедительно показывают опросы ВЦИОМ. Количество желающих "ликвидировать" гомосексуалов уменьшилось с 31% в1989 (здесь и дальше приводятся данные только по России, а не по Союзу, каквыше) до 22% в 1994 г. За их "изоляцию" вместо 32% высказались 23%.Напротив, за "помощь" высказались 8% вместо 6%, а за то, чтобы предоставитьих самим себе - 29% вместо 12%, рост в 2,5 раза. Характернысоциально-возрастные параметры ответов. Предоставить гомосексуалов самимсебе готовы 40.8% людей моложе 24 лет и только 12.3% тех, кто старше 55.Среди людей с высшим и незаконченным высшим образованием этот вариант ответавыбрали 43.4%, а с образованием ниже среднего - 20.4%. В июне 1993 г. на вопрос ВЦИОМ "Как бы вы оценили по шкале от 1 до 5поведение людей, которые имеют гомосексуальные связи?" отрицательный полюс("это заслуживает осуждения") выбрали 69.4% мужчин и 71.6% женщин, аположительный ("не вижу в этом ничего предосудительного") - только 8.8% и7.8%. Но в младшей возрастной группе, от 16 до 25 лет, такие полярные ответысоотносятся как 54.3%: 18.5%, а в старшей (старше 55 лет) - как 82.6%: 4.1%.В июле 1994 г. на вопрос ВЦИОМ "Как вы относитесь к гомосексуалистам?"благожелательную позицию ("очень положительно" и "скорее положительно")заняли около 9%, нейтральную - 23%, негативную ("очень отрицательно" и"скорее отрицательно") - 46% мужчин и женщин; 12% затруднились ответить. Навопрос "Как вы считаете, должны ли гомосексуалисты обладать равными со всемиправами"? голоса разделились: около 38% сказали "да", 41% - "нет" и 21%затруднились ответить. От возраста и образования зависит не только степень терпимости, но ипонимание природы гомосексуальности. В опросе ВЦИОМ в мае 1998 г.(егоданными открывается эта книга) только 18.3% россиян призналигомосексуальность "сексуальной ориентацией, имеющей равное с обычной правона существование". Но среди людей от 18 до 39 лет так думают 31%, а средитех, кто старше 55 лет - 3.7%, почти половина из них считает ее"распущенностью, вредной привычкой". Понятно, что договориться между собой эти люди не смогут. Не в силахубедить молодежь, сторонники насильственных, авторитарных методов пытаютсяприбегнуть к силе, восстановить цензурные гонения и прочее."Народно-патриотический" фронт кликуш и лицемеров сейчас агрессивен, какникогда. Но время работает против них. Что бы ни происходило в обществе сегодня,в долгосрочной перспективе его лицо будут определять более молодые иобразованные люди, которым идеология аятоллы Хомейни, даже вправославно-коммунистическом варианте, несозвучна. Не потому, что имнравится однополая любовь - большинству людей она чужда и непонятна - апотому что они не видят в ней угрозы. А вместе с ростом социальной терпимости будет меняться поведение исамосознание геев и лесбиянок. Любое угнетенное меньшинствопротивопоставляет тезису о своей неполноценности антитезис о своемпревосходстве. Но эту идею мало кто принимает всерьез. В опросе ВЦИОМ (май 1998 г.) с мнением, что гомосексуальность -"признак особой одаренности, таланта" согласились только 0.5% опрошенных(лишь в группе 18-24-летних эта цифра повышается до 2.1%, причем некоторые,возможно, ответили так из озорства). Это значительно меньше самогоминимального числа геев и лесбиянок в обществе. От того, что ты спишь с мужчинами, ты не станешь ни АлександромМакедонским, ни Чайковским, ни Кузминым. Творческие потенции доказываются нев постели. Дело вообще не в уровне притязаний, а в понимании множественности своейиндивидуальности. Людям викторианской эры было мучительно трудно принятьсвои гомоэротические наклонности, поэтому они старались преуменьшить ихзначение. В середине XX в. маятник качнулся в противоположную сторону:сексуальная ориентация превратилась во всеобъемлющую гей-идентичность.Человек начала XXI в. может позволить себе быть множественным и разным, незадаваясь вопросом "почему?" и не нуждаясь в том, чтобы втискивать себя впрокрустово ложе однозначных и жестких определений. Нежелание российских законодателей расстаться со знаменитым "пятымпунктом" советского паспорта коренится вовсе не в развитом национальномсамосознании, а в его слабости и в желании подкрепить свою проблематичную(чего в ней только не намешано!) этническую идентичность административно,отмежевавшись от инородцев. С сексуальной ориентацией дело обстоит принципиально так же. Осознаниеее многомерности влечет за собой не столько рост поведенческой илиидентификационной бисексуальности, сколько нежелание категоризировать себя идругих по этому признаку. Инаколюбящие, как и инакомыслящие, образуют особую категорию толькотам, где есть подразумеваемая обязательная норма для "таколюбящих" и"такомыслящих". По мере того, как ослабевает социальная необходимость что-тоскрывать, уменьшается потребность притворяться, изображать идемонстрировать. У однополой любви становится больше индивидуальных "ликов"и значительно меньше - стандартных "масок". Тех, кого это не устраивает,надо просто посылать по известному адресу, который, между прочим, тоже имеетсексуальные коннотации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183

Любовь небесного цвета СОДЕРЖАНИЕ ОБ АВТОРЕ ПРЕДИСЛОВИЕ... ВЛЕЧЕНЬЕ РОД НЕДУГА Как вас теперь называть Загадка природы... ЛЮДИ В ИСТОРИИ Сексуальности культуры и религии Античная педерастия Неназываемый порок...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 183
ОБ АВТОРЕ Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Окончилисторический факультет Ленинградского Пединститута имени А.И. Герцена (1947)и две аспирантуры, по новой ист

Загадка природы
Биология человека - не столько научная дисциплина, сколько определенная точка зрения на самое интересное из животных. Питер Медовар Какова природа однополой любви, откуда она берется и зачем он

Гомо=, гетеро= или би?
Все люди - евреи, только не все об этом знают. Бернард Маламуд Безумие... - понятие достаточно зыбкое, и люди мещанского складапроизвольно орудуют им, руководствуясь сомнительными критериями

Античная педерастия
Почему любят красивых мальчиков? - Это вопрос слепого! Аристотель Золотым веком мужской однополой любви считается Древняя Греция. Недаромее часто называют "греческой любовью". Но и та

Неназываемый порок
Или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники. Апостол Павел Христианское отношение к

Выход из подполья
Мы заинтересованы в получении прав для наших общин как негры, как евреи и как гомосексуалы. Почему мы являемся неграми, евреями или гомосексуалами, совершенно безразлично, и можем ли мы стать белым

Голубые тени Серебряного века
- Еще одно усилие, и у вас вырастут крылья, я их уже вижу. - Может быть, только это очень тяжело, когда они растут, - молвил Ваня, усмехаясь. Михаил Кузмин В начале XX века однополая любовь в к

Под сенью уголовного кодекса
Происхождение Г. связано с социально-бытовыми условиями, у подавляющего большинства лиц, предающихся Г., эти извращения прекращаются, как только субъект попадает в благоприятную социальную обстанов

Свобода - для чего?
А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публ

Чувственность и любовь
Он не сводил с Отто глаз, точно влюбленный. И, по правде говоря, он и был влюбленный. Кристоф не мог знать этого, так как не знал, что такое любовь. Но временами, когда мальчики оставались одни, их

Открытие Я
Почему я то, что я есмь, и что я такое? Рэдклифф Холл Ему необходимо было открыть, кто он такой, и он должен был сделать это сам, один, вопреки шаманам и знахарям своего времени. Джеймс

Типы и личности
Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир. Федор Достоевский Человека встречаешь и спрашиваешь себя, на кого он похож. И только уверившись, что существенное

Секс, любовь и фантазия
Любовь, смотря по свойствам своего предмета, может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием. Франческо Петрарка ... В культурном отношении однополая любовь явно так же не

Возрастные предпочтения и каноны красоты
Глубочайшая основа нашего бытия индивидуальна, как в переживаниях, так и в мыслях... Все виды животных, вероятно, не так сильно отличаются друг от друга, как один человек от другого. Иоганн Гот

Однополые семьи
Я думаю, что почти каждый гомосексуал мечтает о браке со своим другом. Робин Моэм Семейство однополых невозможно. Это дело блядское. Тут уж раз страсть, так уж нужен такой чтобы ты любил его

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги