Реферат Курсовая Конспект
Тема 8. Эзотерические учения и тайные общества. - раздел Образование, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Материалы К Лекции 1. Смысл И Свойств...
|
Материалы к лекции
1. Смысл и свойство тайных обществ. Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных целей, нет ничего случайного в жизни мира. Для них возникновение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явления, не временная форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвиденный результат известных причин.
Некогда тайные общества были так же необходимы, как открытия: дерево должно иметь корень. Возле владычества Силы, идолов богатства, фетишей суеверия, должно было, во все века и во всех государствах, существовать место, где кончалось владычество Силы, где кумирам не поклонялись более, где фетиши были осмеяны. Таким местом оказывались кабинет философа, храм жреца, подземелье сектатора.
Классификация тайных обществ. Тайные общества могут быть распределены на следующие отделы: 1. Религиозные, как например, Египетские или Элевзинские таинства; 2. Военные: Тамплиеры; 3. Судебные: Фемы, или Вемы; 4. Ученые: Алхимики; 5.Гражданские: Франкмасоны; 6. Политические: Карбонари.
Хотя удобнее будет разделить тайные общества на два отличительных отдела: религиозные и политические.
Религиозные общества. С самых древних времен вероисповедание имело свои тайные общества; то есть, они возникли с того периода, когда истинные религиозные познания первых людей – состоявшие, надо заметить, из понятия о мироздании и Вечном Могуществе, которое произвело его, и законах, которыми оно поддерживалось мало-помалу стали утрачиваться в общей массе человеческого рода. Истинное знание, главным образом, сохранилось в древних "мистериях", хотя они уже отдалились на одну степень от первобытной, врожденной мудрости, представляя только тип, вместо прототипа; именно, явления природы внешней, временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир есть одно внешнее проявление. Так как определение этого возвращенного теперь истинного знания необходимо для уразумения многого, что составляло учение древних религиозных обществ, то мы, позднее, войдем в большие подробности по этому предмету.
Политические общества. Политические тайные общества были благодетельными регуляторами и предохранительными клапанами для настоящего; для будущего – могущественными рычагами. Без них драма истории состояла бы из одного монолога деспотизма, который, сверх того, являлся бы без цели и не имел действия, когда не служил к упражнению воли человека, побуждая к противодействию, вызывая сопротивление.
Каждое тайное общество есть действие размышления, следовательно совести. Накопившееся размышление, которое определилось, есть совесть. В таком смысле, тайные общества в некоторой степени служат выражением совести в истории. В каждом человеке есть Нечто, принадлежащее ему, но как будто находящееся не в нем, а, так сказать, вне его. Это смутное Нечто сильнее его; он не может ни возмущаться против его владычества, ни уклоняться или бежать от преследования. Эта часть нашего существа неосязаема; ее не достигнет ни кинжал убийцы, ни секира палача; приманками ее не увлечешь, мольбами не смягчишь, угрозами не устрашишь. Она-то создает в нас двойственность, которую мы ощущаем в виде угрызения. Человек добродетельный, сознающий это, находится в мире с самим собою; то смутное Нечто не гнетет его и не терзает; так точно, как в физической природе силы, действующие в человеческом теле, нечувствительны, когда действуют согласно; если же он поступает дурно, то возмущается лучшая часть его существа. Тайные общества– выражение той же двойственности, проявляющейся в народах в большем размере; они – то смутное Нечто в политике, которое действует на общественную совесть и вызывает угрызение, обнаруживающееся в виде "тайного общества", мстительного и очистительного угрызения. Согласно вечным законам, оно возрождает через смерть, а свет вызывает из мрака, чрез огонь. Никто не видит света, каждый ощущает. Можно сравнить его с невидимою звездой, которой свет, однако, доходит до нас, с теплом из области, куда во век не ступит нога человека, которое мы, однако, ощущаем и можем доказать посредством термометра.
Одно из самых явных чувств, порождающих тайные общества, это мщение, но хорошая и мудрая месть, вовсе не сходная с личным злопамятством, неизвестным в вопросах общественных интересов; желание наказывать учреждения, не личности, поражать идеи, не людей – великая месть соединенными силами, наследство, передаваемое отцами детям, благочестивый завет любви, который освещает ненависть и расширяет пределы ответственности и нравственных правил человека. Есть законная, необходимая ненависть – ненависть ко злу, которая спасает народы. Горе тому народу, который не умеет ненавидеть, потому что зло это – нетерпимость, лицемерство, суеверие, рабство!
Цель политических обществ.– Цель членов воздвигнуть идеальный храм прогресса, оплодотворить в сердцах прозябших или порабощенных народов зародыши будущей свободы. Это достославное здание, правда, еще не докончено и быть может, никогда завершено не будет, но попытка, сама по себе, придает тайным обществам некоторое нравственное величие, тогда как без этой цели борьба их низводится на степень мелкой, эгоистической войны партий. Она же объясняет существование тайных обществ, хотя едва ли оправдывает их. Если спросят мое искреннее мнение, то я не думаю, чтобы тайные общества когда-либо исполнили, что обещают. Любя справедливость, я не могу не одобрять теоретического стремления к свободе и равенству; но как существо мыслящее, сужу по опыту в прошлом и природе вещей, где добро и зло должны существовать вечно и вечно быть в борьбе, что подобное стремление также вечно должно оставаться без соответствующего практического результата. Свободе еще способствовать можно, и часто делали это – да и теперь ежедневно делают; но будь сегодня установлено всемирное, общественное и политическое равенство, едва ли оно продлилось бы до завтра. Неоспоримо, что пока люди одарены не одинаково, и страсти их не одинаковы, равенство между ними одна мечта. Трудно назвать страну, которая извлекла бы существенную и постоянную пользу из действий какого-либо тайного политического общества. Надо заметить, что ни в одной из двух стран, пользующихся наибольшею свободой, политической и общественной, именно в Англии и Швейцарии, не бывало тайных обществ с народным или историческим значением.
Религиозные тайные общества. Самые древние тайные общества образовались не столько с политическою, сколько с религиозною целью, включая искусство и науку; потому религия справедливо была названа археологиею человеческих знаний. Сравнительная мифология сводит все противоречащие и противоположные верования к одному первобытному, основному, истинному понятию о природе и ее законах; все превращения, сопоставления и разговоры одного или более богов, передаваемые в священных книгах индусов, парсов и других народов, основаны на простых физических фактах, искаженных и ложно представленных, с намерением или случайно. Истинное понимание природы было преимуществом наиболее высокоразвитого из всех человеческих племен (10), именно арийского племени, которое занимало высшую точку азиатской возвышенности к северу от Гималайских гор. К югу от них лежала долина Кашмира, с ее вечною весною, дивным богатством растительности и общими чертами природы всего более подходившею к изображению земного рая и блаженного местопребывания в высшей степени богато одаренных человеческих существ.
Самый совершенный человеческий тип. – И богато одаренных именно потому, что в таком благодатном месте мог быть произведен только высший тип, так сказать, квинтэссенция той роскошной природы, с которую он составлял одно целое и потому был в состоянии постигнуть ее во всей ее полноте. Подобно тому, как силы природы произвели растения и животных разных степеней развития и совершенства, так они произвели и различные человеческие типы с разными степенями развития; самый совершенный тип, как уже сказано, арийский или кавказский, один имеет историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Даже там, где кавказское племя приходит в соприкосновение и смешивается с черным племенем, как например, в Индии и Египте, развитие высшее, историческое, начинается с белого человека.
Причины высокого умственного развития. – Я уже излагал, что климатические и другие внешние условия благоприятно действуют на степень развития. Это общественная истина относительно растений, но и человек – растение, только одаренное сознанием и подвижностью, посему эта истина должна быть равно применима и к нему; опыт доказывает это на деле. Его органы, особенно мозг, достигают высшего совершенства; следовательно, он наиболее способен созерцать природу и постигать ее деятельность. Из этого следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел познания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Варварство в белых племенах, как я доказывал это в другом месте есть только последствие погибшего просвещения. В том же сочинении я доказывал, чем могли быть эти познания и как они частью утратились, частью были искажены. Настоящее сочинение было бы неполно, если не включить в него хотя бы частицу моих объяснений, и потому я должен выписать из тех статей несколько доказательств, что некогда человек имел истинное понятие о природе и ее деятельности, что это именно причина, почему мистерии самых отдаленных народов имеют столько общего в догматах и обрядах, почему во всех них придается большое значение известным идеям и образам, и почему все одинаково печальны. Святость, приписываемая во все века и во всех странах числу семь, не была еще с точностью объяснена ни одним известным писателем*, объяснение, которое я представлю, докажет, что сходство между собою религиозных и научных доктрин народов самых отдаленных должно иметь основанием общий источник, хотя загадочные и мистические формы, в которых хранились эти познания, постепенно стали казаться самими фактами.
Друиды – маги Запада. Тайное учение друидов во многом сходствовало с доктринами гимнософистов и браминов в Индии, магов в Персии, жрецов в Египте и всех жрецов древности. Подобно им, они имели два рода религиозных доктрин: внешние и внутренние. Их обряды совершались и в Британии, и в Галлии, хотя доведены были до гораздо большего совершенства в первой из этих стран, где остров Энглези считался их главным местопребыванием. Слово "друид", по-видимому, означает "дуб", дерево, чтимое в высшей степени священным между ними; но произвести "друид" можно также от галльского слова druidh, "мудрец" или "кудесник".
Храмы. Их храмы, где хранился священный огонь, вообще стояли на возвышении и в густых дубовых рощах; они были разного вида – круглые, потому что крут изображал эмблематически вселенную; овальные, как намек на всемирное яйцо, от которого, по преданию многих народов, произошла вселенная, или, по преданию других произошли наши прародители; змеевидные, потому что змея была символом друидского Озириса; крестообразные, потому что крест эмблема перерождения (49), или с крыльями, чтобы изобразить движение божественного духа. Балдахином им служило небо и построены они были из неотесанных камней, число которых согласовалось с астрономическими вычислениями. В центре находился камень больше других, и ему поклонялись, как представителю божества. Три главных храма этого рода в Британии несомненно были Стонегенский и Абурийский на юге и Шапский в Кум-берланде. Где камней было мало, там они заменялись земляными валами, и храм состоял из высокого вала и рва. Их сооружение было настоящим геркулесовским подвигом; Стукели говорит, что понадобилось бы в настоящее время 20 000 фунтов стерлингов, чтобы возвести такую насыпь, как Сильбюри-Гилль.
Места посвящения. Адитум, или ковчег мистерий назывался кромлехом и употреблялся как священный пастос или место перерождения. Адитум состоял из трех ребром поставленных камней, служивших поддержками большого плоского камня, положенного на них плашмя, так что образовалась маленькая келия. Домом Кита Котея в Кенте был подобный пастос. Однако, значительное пространство требовалось для обстановки посвящения, в обширнейшем и наиболее удобопонятном размере. Поэтому Коер Сиди, где совершались друидские мистерии, состояло из ряда зданий, примыкающих к храму, с покоями всякого размера, келиями, сводами, банями и длинными, искусно устроенными галереями, где были все принадлежности, чтобы нагонять страх, как делалось в подобных случаях. Эти места были преимущественно подземелья, и многие из пещер, находящихся в Англии, служили некогда местом действия для друидских посвящений. Великолепный Кастльтонский грот в Дербишире Стукели называет Адскою Пещерою, так точно как гигантские пещеры в Лекингтоне и Бадмин-стере в Уильтшире наверно предназначались для подобных целей.
Обряды. Система друизма включала все религиозные и философские исследования, тогда известные на этих островах. Обряды носили несомненный отпечаток астрономических фактов. Их главные божества сводятся к двум – мужскому и женскому, великие отец и мать, Гю и Церидвен, отличавшиеся теми же характеристическими чертами, какие принадлежали Озирису и Изиде, Вакху и Церере, или каким-либо другим высшим богам и богиням, изображавшим собою два начала всякого существа. Великие периоды посвящения наступали каждую четверть года и определялись течением солнца, когда оно достигало равноденствия и солнце стоятельных точек. Но временем годовых празднований была ночь на первое мая, когда огни зажигались на кернах и кромлехах по всему острову и горели до рассвета, чтобы вести майские игры, от которых взяли начало все национальные игры, и прежние и настоящие. Вокруг этих огней происходила хороводная пляска в честь солнца, которое в это время года, как говорили в смысле символическом, вставало из гроба. На празднестве преобладала распущенность, и продолжалось оно до тех пор, пока солнце не достигнет высоты меридиана; тогда жрецы и последователи удалялись в леса, где происходили самые позорные оргии. Но торжественные посвящения совершались в полночь и включали три степени: первая, самая низшая, называлась евбаты, вторая барды, третья друиды. Кандидат сперва ложился в пастос, или гроб, где его символическая смерть изображалась смертью Гю, или солнца, и его возвращение к жизни, в третьей степени, символически изображало возвращение к жизни солнца. Кандидату надлежало вынести такие же искусы и пробы его храбрости, какие были употребительны в других странах (26), и потом лишним было бы приводить здесь их подробное описание.
В празднество 25 декабря разводили большие огни на вершинах гор, чтобы возвестить о рождении бога Солнца. Это была минута, когда после мнимого зимнего солнцестояния оно начинало усиливаться и подниматься на небосклоне. Это празднество справлялось не одними друидами, но и во всем древнем мире от Индии до Ultima Thule*. Огни, разумеется, изображали могущество и жар солнца, тогда как молодило, употребляемое в этих случаях, предвещало результаты возобновленного действия солнца на растительность. Летнее солнцестояние праздновалось 24 июня. Оба эти дня до сих пор празднуются в христианской церкви: первый как Рождество, а второй как Иванов день, и потому, что первые христиане благоразумно приняли не только дни языческих праздников, но еще, насколько это могло быть исполнено с приличием, способы праздновать их, заменяя только теологическим значением астрономические аллегории. Украшение церквей в Англии молодилом в Рождество есть древний обычай друидов, принятый христианами.
Доктрина в учении друидов есть одно высшее существо, будущее состояние возмездия или наказание, бессмертие души и метапсихоза. У них было правилом, что вода есть первое начало всех вещей и существовала до сотворения мира в неприкосновенной чистоте. Однако это как будто противоречит их собственной другой доктрине, что день происходит от ночи, потому что ночь, или хаос существовал до сотворения дня. Они учили еще, что время есть только перехваченный отрывок от вечности, и что существует бесконечный ряд миров. В сущности их. доктрины носи -ли, главным образом, отпечаток Пифагорова учения. Они питали глубокое благоговение к числам три, семь, девятнадцать (метонов цикл) и сто сорок семь, то есть семь в квадрате, умноженное на три. Они также были прорицатели, утверждая, что могут предсказывать будущие события по полету птиц, по человеческим жертвоприношениям, по белым лошадям, по движению воды и по жребию. Однако они действительно имели, по-видимому, значительные научные познания.
Политическая и судебная власть. Во многих случаях их власть превышала власть государя. Разумеется, они были единственными толкователями религии и, следовательно, распоряжались всеми жертвоприношениями; ни одному частному лицу не дозволялось приносить жертву без их разрешения. Они имели власть отлучать от храма, самое ужасное наказание после смертной казни, и действие которого постигало самых высших сановников. Великий государственный совет не мог объявлять войну или заключать мир без их участия. Они решали все споры окончательным и неизменным приговором и властны были подвергать смертной казни. Действительно, их жертвенники орошались потоками крови человеческих жертв. Иногда все сожжение мужчин, женщин и детей, заключенных в большие, из ивы плетенные башни, бывало жертвою, приносимою их суеверию, и вместе с тем должно было придать им больше значения, так как жрецы – порода честолюбивая, наслаждавшаяся кровью. Говорят, друиды предпочитали виновных в краже, разбое или других преступлениях, как самых приятных жертв их богам; но когда мало оказывалось преступников, они, без зазрения совести, замещали их людьми невинными. Эти ужасные жертвы были приносимы друидами, для народа, пред опасною войною или во время общественного бедствия; для частных лиц высокого звания, когда их постигала опасная болезнь.
Жрицы, в белых одеяниях, с металлическим поясом, предсказывали будущее по наблюдению естественных явлений, но, главным образом, по человеческим жертвоприношениям. Им предоставлялась страшная обязанность убывать пленников, захваченных на войне, и лиц, осужденных друидами; и прорицания их основывались на том, как вытекала кровь из множества нанесенных ран и также из дымящихся внутренностей. Многие из этих жриц неизменно сохраняли девственность, другие, напротив, предавались самому распутному сладострастию. Жили они в пустынных скалах, о которые разбивались волны океана, и моряки смотрели на эти утесы, как на храмы, окруженные несказанными чудесами. Таким образом, остров Сенг, или Лиамбис, остров Святых, близ Ушанта, был местопребыванием некоторых из этих жриц, прорицавших морякам, и не было власти, которой не приписывали бы им. Другие, жившие близ устьев Лоары, разрушали раз в году свой храм, разбрасывали материалы и собрав другие, строили новый – само собою, символический обряд. А если жрица уронит что-либо из священного материала, все остальные накидывались на нее со свирепым воем, разрывали на части и разбрасывали ее кровавые члены.
Уничтожение. По мере того, как римляне стали утверждаться на тех островах, власть друидов постепенно падала; окончательно подавил ее Светоний Паулин, правитель Британии при Нероне в 61 году н. э; он напал на их крепость остров Энглези, разбил их наголову и сжег множество из них на кострах, разведенных ими для сожжения пленных римлян, которых они надеялись захватить– справедливая отплата победителя этим кровожадным жрецам. Но хотя их владычество было таким образом уничтожено, многие из их религиозных обрядов существовали гораздо долее, и даже в одиннадцатом еще столетии, в царствование Канута, необходимо было запретить народу поклоняться солнцу, луне, огням и пр. Бесспорно, во франкмасонстве еще держатся многих из друидических обрядов и некоторые писатели, говоря об этом ордене, силились доказать, что он был учрежден вскоре после эдикта Канута, и так как друидическое вероисповедание запрещалось им, то посвященных обязывали самыми сильными клятвами хранить молчание.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ С СЕЙФУЛЛИНА... АБДИНА А К... НИ Д В...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 8. Эзотерические учения и тайные общества.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов