рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Индуизм – ведущая религия Древней Индии.

Индуизм – ведущая религия Древней Индии. - раздел Образование, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ К Середине Iii Тысячелетия До Н. Э. В Долине Реки Инда Сложилась Индская Циви...

К середине III тысячелетия до н. э. в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация, на базе которой сформировалась оригиналь­ная религиозно-культовая система –индуизм. Индуизм, по сути де­ла, не является единой религией. Исследователи выявляют несколько исторических форм индуизма. Основы индуизма заложе­ны введической религии, которую принесли на территорию полуос­трова Индостан племена ариев, вторгшиеся туда в середине II тыся­челетия до н. э.Веды – это собрание гимнов, молитвенных заклина­ний и обрядов. Основу Веды составляет Ригведа – сборник гимнов, включающий в себя около 10 тысяч стихов.

Индуизм, как и другие ранние национальные религии,политеистичен. Первоначально – это множество богов, устойчивой ие­рархии, между которыми еще не установлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры, который во главе с дружиной ветров на колеснице с молнией в руках сражался с бес­форменным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод по­мчались как стада коров, – это дождь пролился на поля. Наряду с бо­гом Индрой упоминаются бог Солнца – Сурая, бог огня – Агни и др. Считалось, что боги обитают на небесах и одно из их названий – дэ-ва ассоциируется со словами, обозначавшими небо, дневной свет. От­дельные черты описаний богов свидетельствуют, что индуизм в значительной мере отошел от тотемистических верований ипредстав­лял своих богов в антропоморфном (человекообразном) облике. Но конкретного описания этого облика нет.

Наряду с дэвами в Ведах упоминается и другая группа богов – асуры. К числу асуров относятся Варуна (в некоторых текстах он вы­ступает как верховный бог), Митра (друг) – солнечный бог и защит­ник людей. В последствии дэвы стали у индуистов называться доб­рыми духами, а асуры – злыми. Со злыми духами ведут борьбу Ин-дра и другие добрые боги.

В первом тысячелетии до н. э. наступает второй –брахман­ский период в индуизме. Основным вероучительным источником этого периода являются сборник гимнов – Упанишады. С этого вре­мени индуизм оформляется в два основных направления –вишнуизмишиваизм. Брахманизм вырабатывает определенную систему взаимоотношения богов. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица – Тримурти – Брахма, Шива и Вишну, разде­лившие между собой, хотя и не совсем четко, основные функции вер­ховного божества – созидательную, разрушительную и охрани­тельную.

В шиваизме наиболее почитаемым божеством сталШива.В культе Шивы на первый план вышелсозидательный момент – культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы – бычок Найди. Каменные изваяния – лингемы в храмах и домашних алта­рях символизируют животворящие потенции Шивы. На лбу Шивы – третий глаз – глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шива имеет женскую ипостась – Шакти, ко­торая в качестве богини плодородия, имеет наименования Дурги, Ка­ли, Парвати. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно са­мостоятельное значение. На его основе сформировалось целое на­правление –шактизм.

Во втором направлении индуизма – вишнуизме образ бога Вишну предстает прежде всего какхранителя мирового порядка.Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных зем­ных воплощениях – аватрах. Основными и наиболее почитаемыми являются герой индийского эпоса Рамаяна – воитель Рама и герой эпоса Махабхарата – Кришна. Вначале Кришна выступает как бо­жество – советник главного героя эпоса воина Арджуны, а позднее он трансформировался в мудреца – философа.

Третий член троицы высших божеств индуизмаБрахма рас­сматривается какпервопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошли разные касты: из уст – брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вашьи, из ног – шудры. В повседневной жизни индийцев происходит поклонение многочис­ленным аватрам Шиву либо Вишну.

Во второй половине XIX века в недрах индуизма возникло ре­формистское движение Арья самафи, которое стремится истолко­вать вероучение индуизма в духе монотеизма (единобожия), изба­виться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия жен­щин и мужчин, наиболее одиозных установлений традиционного индуизма. Это движение прошло определенную эволюцию и в насто­ящее время представлено несколькими религиозными объединени­ями. Наиболее значительным из них является последователь Рама-кришны Парамахасиса (1836–1886) и его ученики Свами Вивека-нанда (1863–1908) – «Миссия Рамакришны».

Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир пред­ставляет собой не случайное, хаотическое сочетание вещей и явле­ний, а универсальный космический порядок – Рта. Он властвует над всеми и ему подчиняются боги. Этот порядок изначален и вечен. Ин­дуизм называет этот всеобщий и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое – дхарма (от санскр.

– «держать»). Дхарма – это некая безличная закономерность Все­ленной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавли­вается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом.

В ранний ведический период учение о дхарме носило космо­логический характер. В брахманский период это учение приобрета­ет этическое звучание. Здесь уже делается акцент на дхарме каж­дого отдельно взятого существа и сословия, к которому он принад­лежит.Дхарма понимается как долг – совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сосло­вия. В Бхавад-Гите (переводимой буквально «Песнь Господа»)

– входящей в качестве важнейшей составной части в «Maxa.6xa.pa-ту», повествуется о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников мно­жество родственников и друзей, один из героев устрашился пред­стоящего кровопролития. И тогдаКришна – воплощение бога Виш­ну произнес страстную речь о значении долга (дхармы). Он говорил, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, неже­ли уклониться от его выполнения, а долгом кшатриев является вой­на и поэтому героям надлежит сражаться. Но поскольку у каждого сословия и каждого человека свое предназначение, свой долг, то этот долг реализуется в различных, даже противоречащих друг другу поступках: что для одного является добродетелью, то для другого – грехом.

Важное место в вероучении индуизма занимаетучение о пе­реселении душ (сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, что множественность мира – это обман, ибо есть одна жизнь, одна сущность, одна цель – мировая душа – Брахма.

Задачей каждого человека является получить возможность объеди­нить индивидуальную душу – атман с мировой душой – Брахмой. В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшее назначение. Совокупность средств, с помощью которых можно > постичь духовную основу мира и слиться с ней, называетсяйога.Индуизм разработал сложнейшую систему упражнений и медита­ций, которые позволяют человеку овладеть своими физиологичес­кими и психологическими потенциями, достичь высокого уровня ду­ховности.

По вероучению индуизма, слияние человеческого начала с бо­жественным, превращение человека в божество невозможно в тече­нии одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплоще­ний. Из этого следует индуисская концепция о бессмертии души, ибо признание переселения души есть признание вечности ее существо­вания. В поэтической форме учение о сансаре выражено в «Махаб-харате» Кришной:

Мудрец, исходя из законов всеобщих Не должен жалеть ни живых, ни усопших. Мы были всегда–я и ты, и всем. людям, Подобно, вовеки и впредь мы пребудем. Как в теле, что нам в сей юдоли досталось, Сменяется детство, и зрелость, и старость, – Сменяются наши тела, и смущенья Не ведает мудрый в ином воплощенье!

(Махабхарата. Рамаяна. М. 1974. С. 174).

Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, счита­ют индуисты, продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется об­щему закону – Карме.Карма – это один из ключевых принципов вероучения индуизма. В широком смысле Карма – это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последст­вий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. В узком смыслеКарма – это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует кон­кретному этому пути и следование которой делает возможным пере­ход к более высокому этапу.

Как видно из вышеизложенного, в индуизме довольно сильно выражена мировоззренческо-философская сторона вероучения. Однако индуизм – это религиозная система и, следовательно, все мировоззренческо-мифологическое содержание этого вероучения является содержательной частью культовой системы. На раннем этапе индуизма, в ведический период,основу культовых действий составляли жертвоприношения. Обычное жертвоприношение со­стояло в том, что богов приглашали сесть на подстилку из священ­ной травы у костра и угощали едой и питьем как почетных гостей. В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов. Индусы при этом руководствова­лись принципом «Я тебе – Ты мне». Они считали, что жертвы вмес­те с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся боги посылают за­тем еду своим земным почитателям. При жертвоприношении, жре­цы, например, обращаясь к богу, пели следующие слова: «Ярко сверкающий блеском, прогони врагов, демонов и болезни! Как ко­лесница с захваченной добычей, привези награду! О Агни, помоги, чтобы вечно было у того, кто почитает богов, награды в виде коровы! Да будет наш сын, продолжающий род, плоть от плоти!». Аналогич­ные заклинания произносились с целью добиться власти, здоровья, успеха или любви.

В ведический период индуизма постоянных мест – храмов для проведения культовых действий еще не было. Для особо значимых ритуальных действий сооружались специальные пост­ройки – алтари.

В эпоху брахманизма начинается храмовое строительство, а вместе с ним и храмовое богослужение. Важнейшей частью празд­ничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменялись более символически­ми формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильни­ков и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танца­ми, музыкой, пением эпических поэм.

Выполнять функции жрецов имели право только знатоки ри­туалов и тайных заклинаний. Уже в ведический период эти знатоки составляли довольно замкнутую социальную группу, принадлеж­ность к которой определялась происхождением. В постведический период в брахманизме жрецы уже составили особое сословие – вар-ну брахманов, которая претендовала на превосходство над всеми другими варнами.

Индуизм как религиозно-культовая система обусловливает социальную структуру индийского общества того периода. Положе­ние каждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. На основе этого положения осуществляется рег­ламентация всей деятельности, поведения и отношений индуистов. Наряду с брахманами индуистское общество имело еще три варны (касты): кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (отверженные).

Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех варн, необходимо было не только родиться в ней, но пройти церемонию по­священия и специального обучения в доме учителя – брахмана. Во время этого посвящения на мальчика надевали священный шнур, что рассматривалось как второе рождение. Обряд «второго рожде­ния» означал право на приобщение к таинствам и чтение текстов вед. Шудрам не дозволялось проводить посвящение. «Дважды рожден­ные» и, особенно, брахманы старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Соблюдение этой чистоты, поми­мо пищевых ограничений и т. д., предполагало строго регламентиро­ванную форму социальных отношений; общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки и совмест­ное принятие пищи между членами различных варн, а также смена кастовой профессии. Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались са­мому сильному наказанию – изгнанию из касты. Так как безопас­ность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо долж­ны были вымолить и заслужить прощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет место человека в индий­ском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения, которые он носит.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ С СЕЙФУЛЛИНА... АБДИНА А К... НИ Д В...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Индуизм – ведущая религия Древней Индии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Астана – 2009
Учебно-методический комплекс для студентов составлен на основании_______________________________________________ (наименование типовой программы дисциплины, кем и когда утвер

Тема 1. Религия как духовная культура и социальный институт
  Материалы к лекции 1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущн

Тема 2. Происхождение религии и ее ранние формы.
Материалы к лекции 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии.После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получ

Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии бы

Тема 3. Мифология как сложное культурное явление.
  Материалы к лекции 1. Религии Древнего Египта и Месопотамии.Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные ф

Первобытные верования и древние религии
1. Словесная формула, имевшая по суеверным представлениям магическую силу. 2. Одна из г

Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство.
На протяжении двух тысячелетий своеобразный тип религии был выработан в Древнем Китае. Историки-китаеведы (синологи) выде­ляют четыре наиболее крупные формы национальной китайской религии, которые

Иудаизм – религия еврейского народа.
Иудаизм – это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теолог

Тема 5. Буддизм
  Материалы к лекции 1. Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла до

Буддизм
По вертикали: 1. Имя основателя одной из мировых религий. 2.

Темы рефератов
1. Социально-исторические условия возникновения буддизма. 2. Концепция спасения в буддизме. 3. Особенности буддийского учения о божествах, человеке и мире. 4. Буддийский

Тема 6. Христианство
  Материалы к лекции Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многи

Православие как разновидность христианства.
В предыдущем разделе мы проанализировали общие закономернос­ти формирования христианской церкви, выявили особенности церк­ви как социальной организации. В данном разделе речь шла об общей логике ст

Римская католическая церковь
Как следует из выше изложенного, христианство никогда не представ­ляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем суще­ствовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной

Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
Что же общего в вероучении и культе протестантских вероисповеда­ний. Почему мы можем говорить о протестантизме как едином на­правлении в христианстве? Протестанты отве

Основные направления протестантизма.
Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей разновидностей протестантизма являетсялюте­ранство или евангелическая церковь. В настоящее время к нему п

Основные даты
I в. н.э. - возникновение христианства; 313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии; 325 г. -1 Вселенский

Христианство
По вертикали: 1. Один из главных христианских праздников, отмечаемый в

Тема 7. Ислам
  Материалы к лекции Третьей по времени возникновения «мировой религией является ислам. Эта религия играет огромную роль в истории народов Ближнего и Среднего Востока,

Основные даты
VII в. - зарождение ислама; 570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда; 622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину); 632-634гг. - правление первого преемник

Тема 8. Эзотерические учения и тайные общества.
  Материалы к лекции 1. Смысл и свойство тайных обществ. Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных целей, нет ничего

Кабалистика или каббала.
Происхождение. Кабалистика есть произве­дение трудов иудейских сект; ее предмет мистическое толкование Св. Писания и метафизические умозрения о божестве и мирах видимых и невидимых. Иудеи го

Рыцарство
Первоначальная цель. Идея сохранения и пропаганды произвела товарищество Сан-Грааль, члены которого искали сосуд истины, в котором когда-то заклю­чалась кровь Искупителя, или, оставляя метаф

Эзотерика и оккультизм.
Люди никогда не сомневались, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира вообще не разделялись в человеческом сознании:

Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.
Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наш

Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона.
Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила«Церковь объединения»или«Ассоциация Святого Духа за объединение

Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны.
Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является«Международное Общество Сознания Кришны» (религиозная организация вайшнавов). «Международное

Тема 10 Эволюция религии в современном мире
Материалы к лекции 1. История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали ра

Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
Казахстанская конституция и законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного устройства, при котором каждый челов

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия «гуманизм».Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направл

Вопросы для рубежного и итогового контроля
  1. Определение, место и функции религии в обществе. 2. Элементы и структура религии. 3. Типология религии и методы ее исследования. 4. Элементы и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги