рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иудаизм – религия еврейского народа.

Иудаизм – религия еврейского народа. - раздел Образование, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Иудаизм – Это Религия, Которая Оказала Большое Влияние На Фо...

Иудаизм – это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теологическая тенденция рассматривает иудаизм под углом зрения тех моментов, которые утверждают истину христианского вероуче­ния. При этом критикуется собственно иудаистское, как неподлин­ное искажение «истинной веры». Другая традиция рассматривает иудаизм как самоценное религиозное образование, национальную религию евреев. Логике и целям нашего изложения более соответст­вует второй подход, поскольку мы в этом разделе анализируем наци­ональные религии. В этом случае представляется нам, надо рас­крыть содержание данной религии самой по себе, безотносительно тех влияний, которые она оказала на другие религиозные культовые системы. Анализ этих влияний должен быть проведен в соответствующее время, когда будет рассматриваться тема возникновения христианства.

Иудаизм – религиозная система, возникшая на территории ; Палестины на рубеже II–I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, которое было самым многочисленным среди всех 12 еврейских пле­мен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н. э. стало господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сфор­мировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических документов: Священном Писании (Танак) и Священ­ном Предании (Талмуд). Содержание Священного Писания известно широкому читателю по Ветхому Завету Библии – главной вероучительной книге иудаистов и христиан.

Иудаизм называют национальной религией евреев. Истори­ки отмечают, что формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен принципиально не отлича­лись от верований, ритуалов и обрядов других народов, находя­щихся на аналогичной стадии развития. Знакомство с содержанием Ветхого Завета свидетельствует о сильном распространении и вли­янии среди еврейских племен тотемистических, анимистических, магических верований и обрядов. Религиозно-культовая система того периода носила ярко выраженный политеистический харак­тер. И лишь начиная с XIII века до н. э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складыватьсяиудаизм как монотеистичес­кая религия.

Естественно, монотеизм не мог сложиться в одночасье. Форми­рование монотеизма заняло относительно длительный историчес­кий период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такойпереходной формой на пути формирования монотеизма являлсягенотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Бо­гом былбог Яхве (Иегова). И вся религиозно-культовая деятель­ность, система социальных норм и социальных взаимодействий ев­рейского народа строилась вокруг этого Бога. Вместе с тем признава­лось, что у каждого народа имеется свой бог. Правоверный иудей был обязан поклоняться только своему богу и не вступать в отношения с другими богами. Для поклонения богу Яхве в столице государства Израиль сыном Давида царем Соломоном в 945 году до н. э. был пост­роен храм Яхве, который стал центром культовой деятельности иу­даизма. Однако многобожие у евреев просуществовало еще несколь­ко столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосифа от 622 г. до н. э. об отмене культов других богов.

Как известно, в 586 году до н. э. Иудея была захвачена вави­лонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского пленения иудаизм стано­вится идейной основой борьбы евреев за освобождение и восстанов­ление собственной государственности, принявшей форму движе­ния к возврату на землю предков. С этого времени в иудаизме окончательно утверждается монотеизм. И хотя на монотеистичес­кой интерпретации иудаизма настаивали многие библейские пат­риархи и пророки, но утверждение подлинного монотеизма Библия связывает с именемпророка Моисея. Согласно библейскому повест­вованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Изра­иля союз – «завет». Этот завет содержит два ключевых положения.

Первое – евреи обязаны признать, что Бог Яхве – это не просто один из богов, пусть даже самый сильный и могущественный, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе – еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока ос­танется ему верным.

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма. Несмотря на то, что в иудаизме Бог провозглашается творцом и управителем всего человечества, он подчеркивает, что еврейский народ – это особый, Богом избранный народ, народ – Мессия, призванный осуществлять особую цивили­заторскую миссию с целью установления на земле царства благоден­ствия, мира и справедливости. Казалось было бы логичным стремле­ние представителей иудаизма выйти за рамки отдельного народа, распространяя свою веру среди других народов. Но иудаистское ду­ховенство препятствует ассимиляции евреев. Еще в 444 году до н. э. оно настояло на принятии закона, запрещающего евреям вступать в родственные отношения с другими народами. Таким образом иуда­изм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставле­нием евреев другим народам. Но наряду с негативными моментами I эта ориентация явилась одной из причин исключительной жизне­стойкости еврейского народа, на долю которого в истории выпали очень тяжелые испытания.

Одним из таких испытаний явилось завоевание Палестины в 322 году до н. э. Александром Македонским. Это событие привело ко второму наиболее значительному расселению евреев в странах Вос­точного Средиземноморья. Иудейская война (66–73 гг. н. э.) закон­чившаяся поражением евреев, а также подавление антиримского восстания под предводительством Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В пери­од расселения (диаспоры) создаетсяТалмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм как сложный комплекс рели­гиозных представлений и обрядов, морально-этических и правовых норм, регулирующих всю жизнедеятельность еврея как индивида, еврейского общества и государства.

Космологическая мифология иудаизма изложена в первой книге Ветхого Завета – Бытии. В этой книге рассказывается как Бог из ничего сотворил Небо и Землю, животных и растения, чело­века «по образу и подобию своему», мужчину и женщину – Адама и Еву, как эти первые люди совершили свой «первородный грех», сорвав плод с запретного древа познания добра и зла и как Бог на­казал их за это, изгнав из рая. Отныне они были должны в поте ли­ца добывать себе хлеб насущный и в муках рождать детей. Затем идет повествование о судьбе детей этих людей, о их сложных взаи­моотношениях с Богом.

Однако наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того «завета», который дал Бог на горе Синае пророку Моисею. Содержание этого завета из­ложено в близких версиях в двух книгах Ветхого Завета «Исходе» (20, 2–17) и «Второзаконии» (5,6–12). Этот «завет» представляет собой 10 заповедей – религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:

1) Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

2) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняй­ся им и не служи им;

3) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;

4) Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней рабо­тай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Господу своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освя­тил его;

5) Почитай отца твоего и мать твою;

6) Не убивай;

7) Не прелюбодействуй;

8) Не кради;

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

10) Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твое­го, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.

Иудейская религиозно-культовая система содержит множе­ство положений, регламентирующих питание, брачные отношения, поведение в обществе и в культовых зданиях. Наиболее значитель­ные обряды, связанные с «богоизбранничеством» еврейского народа, обряды инициации – обрезание крайней плоти мальчиков на вось­мой день после рождения и церемония бар-мицва и бат-мицва, осве­щающих вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Боль­шая роль в иудаизме отводится религиозным праздникам. Наиболее значительные из них: шабат (суббота) – время отдыха и запрета на любую деятельность; йом-киппур (день всепрощения) – суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) – праздник, зна­менующий начало весны; суккот и шнуот – праздники, посвящен­ные сбору урожая; симхат-торы (радость Торы) – праздник по слу­чаю завершения цикла чтения Торы в синагоге.

Организационная структура иудаизма на протяжении четы­рех тысячелетий его существования претерпевала значительные изменения. Долгое время в иудаизме ведущую роль играложречес­кое сословие, концентрирующее религиозную жизнь вокруг храма Яхве. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает игратьсинагога – собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господ­ствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется ис­ключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны. Руково­дители религиозных общин – раввины находятся на государствен­ной службе и ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (системой религиозных пра­вил хранения, приготовления и употребления пищи), ведут воспита­тельную работу и культовую деятельность в армии. В десяти городах страны действуют 24 раввинских суда. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Помимо Израиля религиозные объединения иудаистов функционируют во многих странах мира.

 

Семинар №4

1. Характерные особенности и отличительные черты индуизма.

2. Этико-философский смысл даосизма и конфуцианства.

3. Иудаизм как монотеистическая религия.

4. Зороастризм: истоки и учение.

5. Синтоизм как национальная религия японцев.

 

Материалы к СРС

1. Заполните таблицу

Название религии индуизм даосизм конфуцианство иудаизм зороастризм синтоизм
Охваченная территория (регион, государство)            
Основатель и ключевые личности            
Письменные источники            
Основные положения            

 

2. Составьте кроссворд на тему: «Национальные религии»

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются отличительные особенности и характерные черты национальных религий?

2. Какие существовали религиозные обряды у древних ариев?

3. Что такое «Талмуд» как основная база законодательства, судопроизводства и морально-этического кодекса для верующих евреев?

4. В чем специфика мировоззренческих установок в конфуцианстве и даосизме?

5. Что вы знаете об «Авеста» как главном письменном источнике зороастризма.

6. Расскажите об основных положениях синтоизма как неотъемлемой части японской культуры.

 

Темы рефератов

1. Веды - как письменный источник индуизма.

2. Основные направления и школы древнеиндийской религиозно-философской мысли.

3. Система йога: индивидуальный путь спасения

3. Учение Конфуция

4. Учение Лао-Цзы

5. Религиозные традиции иудаизма

6. Политеизм и почитание духов в синтоизме

 

Литература

1. Музафарова Н.И. История религий. Р.-на-Д., 2004.

2. Радугин Л.А., Введение в религиоведение. М., 1996.

3. Мифологический словарь под. Ред. Е.М. Мелетинского. М., 1990.

4. Борунков Ф.Ф. Основы религиоведения. М., 1994.

5. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994

6. История Древнего Востока (Под ред Кузищева В. И.) М., 1988.

7. Кун Н. Т. Мифы Древней Греции. М., 1960.

8. Токарев С.А. Религия в историй народов мира. М.,1986.

9. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.,1983.

10. Сухов А.Д. Философские проблемы происхождения религии, М.,1967.

11. Конфуций. Лунь-юй. М., 2003.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ С СЕЙФУЛЛИНА... АБДИНА А К... НИ Д В...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иудаизм – религия еврейского народа.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Астана – 2009
Учебно-методический комплекс для студентов составлен на основании_______________________________________________ (наименование типовой программы дисциплины, кем и когда утвер

Тема 1. Религия как духовная культура и социальный институт
  Материалы к лекции 1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущн

Тема 2. Происхождение религии и ее ранние формы.
Материалы к лекции 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии.После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получ

Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии бы

Тема 3. Мифология как сложное культурное явление.
  Материалы к лекции 1. Религии Древнего Египта и Месопотамии.Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные ф

Первобытные верования и древние религии
1. Словесная формула, имевшая по суеверным представлениям магическую силу. 2. Одна из г

Индуизм – ведущая религия Древней Индии.
К середине III тысячелетия до н. э. в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация, на базе которой сформировалась оригиналь­ная религиозно-культовая система –индуизм. Инд

Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство.
На протяжении двух тысячелетий своеобразный тип религии был выработан в Древнем Китае. Историки-китаеведы (синологи) выде­ляют четыре наиболее крупные формы национальной китайской религии, которые

Тема 5. Буддизм
  Материалы к лекции 1. Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла до

Буддизм
По вертикали: 1. Имя основателя одной из мировых религий. 2.

Темы рефератов
1. Социально-исторические условия возникновения буддизма. 2. Концепция спасения в буддизме. 3. Особенности буддийского учения о божествах, человеке и мире. 4. Буддийский

Тема 6. Христианство
  Материалы к лекции Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многи

Православие как разновидность христианства.
В предыдущем разделе мы проанализировали общие закономернос­ти формирования христианской церкви, выявили особенности церк­ви как социальной организации. В данном разделе речь шла об общей логике ст

Римская католическая церковь
Как следует из выше изложенного, христианство никогда не представ­ляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем суще­ствовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной

Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
Что же общего в вероучении и культе протестантских вероисповеда­ний. Почему мы можем говорить о протестантизме как едином на­правлении в христианстве? Протестанты отве

Основные направления протестантизма.
Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей разновидностей протестантизма являетсялюте­ранство или евангелическая церковь. В настоящее время к нему п

Основные даты
I в. н.э. - возникновение христианства; 313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии; 325 г. -1 Вселенский

Христианство
По вертикали: 1. Один из главных христианских праздников, отмечаемый в

Тема 7. Ислам
  Материалы к лекции Третьей по времени возникновения «мировой религией является ислам. Эта религия играет огромную роль в истории народов Ближнего и Среднего Востока,

Основные даты
VII в. - зарождение ислама; 570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда; 622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину); 632-634гг. - правление первого преемник

Тема 8. Эзотерические учения и тайные общества.
  Материалы к лекции 1. Смысл и свойство тайных обществ. Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных целей, нет ничего

Кабалистика или каббала.
Происхождение. Кабалистика есть произве­дение трудов иудейских сект; ее предмет мистическое толкование Св. Писания и метафизические умозрения о божестве и мирах видимых и невидимых. Иудеи го

Рыцарство
Первоначальная цель. Идея сохранения и пропаганды произвела товарищество Сан-Грааль, члены которого искали сосуд истины, в котором когда-то заклю­чалась кровь Искупителя, или, оставляя метаф

Эзотерика и оккультизм.
Люди никогда не сомневались, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира вообще не разделялись в человеческом сознании:

Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.
Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наш

Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона.
Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила«Церковь объединения»или«Ассоциация Святого Духа за объединение

Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны.
Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является«Международное Общество Сознания Кришны» (религиозная организация вайшнавов). «Международное

Тема 10 Эволюция религии в современном мире
Материалы к лекции 1. История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали ра

Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
Казахстанская конституция и законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного устройства, при котором каждый челов

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия «гуманизм».Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направл

Вопросы для рубежного и итогового контроля
  1. Определение, место и функции религии в обществе. 2. Элементы и структура религии. 3. Типология религии и методы ее исследования. 4. Элементы и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги