рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рыцарство

Рыцарство - раздел Образование, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Первоначальная Цель. Идея Сохранения И Пропаганды Произвела Товарищест...

Первоначальная цель. Идея сохранения и пропаганды произвела товарищество Сан-Грааль, члены которого искали сосуд истины, в котором когда-то заклю­чалась кровь Искупителя, или, оставляя метафорический язык, старались возвратить Христианскую Церковь к апо­стольским временам и к истинному соблюдению евангель­ских правил. За Круглым Столом, не допускавшим ни первого, ни последнего, сидели Рыцари, достигавшие этого звания и отличия после многих строгих испытаний. Их степеней сначала было три, потом они увеличились до семи, и наконец, во время их предполагаемого слияния с альбигойцами, тамплиерами и гибеллинами, до тридцати трех. Можно сказать однако, что главные степени были: 1. Паж; 2. Оруженосец; 3. Рыцарь.

Рыцари, военные проповедники Религии Люб­ви. Это общество было более всего гордой семьей проповедников и распространителей Религии Любви. Это были военные трубадуры, которые, под знаменами право­судия и правоты, боролись против чудовищных злоупот­реблений теократического правления, утешали "вдову" – может быть, Гностическую Церковь, - защищали "сынов вдовы" – последователей Манеса, – и свергали гигантов и драконов – инквизиторов и церковников. Могучий голос неистового Роланда, проломивший гранитные скалы гор, есть голос так называемой ереси, пробравшейся в Испа­нию и таким образом предупредившей слова Людовика XIV: "Нет больше Пириней". Это может показаться невероятно, а между тем справедливо. Разумеется, я не говорю теперь о рыцарстве феодальных времен, но о том, которое существовало даже прежде одиннадцатого столетия, кото­рое происходило из недр манихеизма и катаризма и было вполне враждебно Риму. Но даже в тот период римско-католическая церковь действовала по принципу, который впоследствии вполне разработали иезуиты, руководить тем, чего не могли уничтожить; и не имея никаких поводов к опасению кроме спиритуализма мистического, платониче­ского или рыцарского, Рим, вместо того, чтобы противиться его течению, хитро повернул его в такие каналы, где вместо того, чтобы вредить папству, оно принесло ему бесчисленные выгоды.

Правила и доктрины. Сочинившие роман "Круглый Стол" и "Сан-Грааль" были хорошо знакомы с галльскими триадами, таинствами теологических докт­рин бардов и кельтских мифов. Эти романы имеют свое происхождение в явлениях естественного мира и Сан-Гра­аль более ничего, как Ноев ковчег в уменьшенном виде. Из "Завещания Любви" Чоусера, которое, кажется, было основано на "Утешении философии" Бетиуса, предполага­ли, что любовь к рыцарству была любовью к женщине в самом высоком, благородном и духовном виде. Но воз­любленной рыцаря в ранний период рыцарства была Дева София, или олицетворенная философия. Фразеология, употребляемая в обрядах посвящения, религиозные обеты, принимаемые при этом случае, тонсура, которой подвер­гались рыцари, со многими другими обстоятельствами, достаточно указывают, что любовь, о которой так посто­янно говорится, не имеет никакого отношения к любви земной. Это главное относится к рыцарям, которых можно назвать Добровольными Рыцарями и хартию которых со­ставляет любопытная книга под заглавием "Las siete Partidas" Альфонса, короля Кастилии и Леона. Их ста­туи очень похожи на статуи тамплиеров и госпиталистов; они более всякого другого религиозного ордена обязаны вести очень строгую жизнь; одежда их трех цветов и – странное стечение обстоятельств – совершенно таких, какие Данте видел в одежде Беатриче и в трех кругах, которые он описывает в конце "Рая". Они ели два раза в день и пили только воду; полк едва ли годный для милиции, обязанности которой не всегда духовные, потому что, кро­ме своих особых обязанностей, они всегда подчинялись правилам рыцарства и обязывались защищать слабого про­тив сильного, восстановлять спокойствие там, где оно на­рушалось, служить их обществу (ложе) и защищать (еван­гелическую) религию. Говорят, будто они клеймили свою правую руку в знак братства; но это только, может быть, вид крещения огнем и духом – один из самых главных обрядов Религии Любви.

Тамплиеры (рыцари храма)

Основание ордена. Орден Рыцарей Храма возник из крестовых походов. В 1118 году девять храбрых и благочестивых рыцарей составили общество, соединяв­шее в себе характер монахов и рыцарей. Они избрали в покровительницы "la douce mere de Dieu" и обязались жить сообразно правилам св. Августина, клянясь посвятить свои мечты, руки, силу и жизнь на защиту таинств христианской веры, оказывать полное повиновение Великому Мастеру, подвергаться опасностям моря и войны, когда будет приказано, из любви к Христу, и даже не отступать при встрече одного с тремя неверными врагами. Они также произнесли обет целомудрия и бедности, обещая не переходить ни в какой другой орден, не сдавать ни стены, ни фута земли. Король Балдуин II дал им часть своего дворца, и так как он стоял близ храмовой церкви, настоятель дал им улицу, ведущую из церкви ко дворцу, и вот почему они назывались "Войском Храма" (militia templi)

Успехи ордена. – Первые девять лет после учреждения ордена Тамплиеры жили в большой бедности. Гуго де Пайен и Готфрид Сент-Омер, основатели, имели одну боевую лошадь, факт увековеченный в печати ордена, представляющей двух рыцарей на одном коне. Вскоре после этого папа Гонорий утвердил орден и назначил белый плащ – к которому Евгений III прибавил красный крест на груди – отличительною одеждой Тамплиеров. Орден также принял знамя, сделанное из полосатого по­лотна, белого с черным, называемого Босеан (на старо­французском языке это означает пегую лошадь) и это слово сделалось бранным кличем рыцарей. На знамени был крест с надписью: "Non nobis, Pomine, sed nomini tuo da gloriam". Потом много рыцарей присоединились к ордену и множество могущественных государей наделили его значительными владениями. Альфонс, король Аррагонии и Наварры, даже назначил Тамплиеров своими на­следниками, хотя страна отказалась подтвердить завеща­ние; таким образом они сделались самыми богатыми вла­дельцами в Европе, так что у них было девять тысяч командорств, находившихся в различных странах Европы и Палестины, и годовой доход в сто двенадцать миллионов франков.

Описание командорств. – Командорства нахо­дились в восточных и западных провинциях; первые вме­щали в себя Иерусалим, Триполи, Антиохию, Кипр; по­следние – Португалию, Кастилию и Леон, Аррагонию, Францию, включая Фландрию и Нидерланды, Англию, Ир­ландию, Германию, Италию и Сицилию. Пока Иерусалим находился в руках христиан, главное местопребывание Тамплиеров было в этом городе; впоследствии оно было перенесено в Париж, где они воздвигли большое здание, еще недавно известное под названием Тампля. В этом здании Филипп Красивый укрылся во время мятежа в 1306 году, где Тамплиеры защищали его, пока ярость народная не утихла. Говорят, что рыцари неосторожно обнаружили жадности короля свои громадные сокровища. Впоследствии, при более важном восстании, здание, слу­жившее неблагодарному королю убежищем, превратилось в тюрьму для его несчастного преемника; недавно этот памятник королевского вероломства и мстительного рока, поразившего невинного, был срыт.

Обвинения против ордена. К концу двенад­цатого столетия в ордене считалось около тридцати тысяч членов, по большей части французов, и Великий Мастер всегда избирался между французами. Имея большое число членов, они могли набрать большую армию во всякой части Востока, и флот их занимал главное место в восточной торговле. Тут они отстали от своего первоначаль­ного смирения и благочестия. Палестина была потеряна, и они не делали усилий возвратить ее, но часто обнажали меч – который только должен был служить Богу, как они понимали эту фразу – во враждах и войнах тех стран, в которых жили. Они сделались горды и надменны. Умирая, Ричард Львиное Сердце сказал: "Я оставляю ску­пость Цистерианским монахам, роскошь – монахам Ни­щенствующим, гордость – Тамплиерам", тогда как они, может быть, только чувствовали свое собственное могу­щество. Английские Тамплиеры осмелились сказать Ген­риху Ш: "Ты будешь королем, пока справедлив" – зло­вещие слова, заставившие призадуматься Филиппа, короля французского, который, подобно многим другим государям, желал быть несправедливым безнаказанно. В Кастилии Тамплиеры, Госпиталисты и Иоанниты соединились против самого короля. Может быть, они стремились ко всеобщему владычеству или учреждению Западного государства, как тевтонские рыцари в Пруссии, госпиталисты в Мальте или иезуиты в Парагвае. Но едва ли есть повод к этим обви­нениям, особенно к первому, соображая, что члены ордена были разбросаны по всей земле и могли в крайнем случае захватить правление в каком-нибудь отдельном государ­стве, как например в Аррагонии, но не привести в испол­нение план, для которого даже не хватило сил у Карла Великого. Более основательные обвинения состояли в том, что они возмутили Палестину своим соперничеством с госпиталистами, вступали в союз с неверными, вели войну с Кипром и Антиохией, свергли с престола короля иеру­салимского Генриха II, опустошали Грецию и Фракию, отказались участвовать в выкупе св. Людовика, приняли сторону Аррагонии против Анжу – непростительное пре­ступление в глазах Франции – и много других обвинений. Но величайшее преступление их состояло в чрезмерном богатстве; следовательно, их падение было решено.

Обвинения против Тамплиеров. – Тамплиеров обвиняли в том, что они не признают Христа, Святой Девы и святых, плюют на крест и топчут его ногами, а поклоняются в темной пещере идолу, изображающему фигуру человека, накрытого старою человеческой кожей и с бле­стящими карбункулами вместо глаз; что они мажут его жиром изжаренных маленьких детей и смотрят не него как на своего бога; что поклоняются дьяволу в виде кошки, жгут тела умерших Тамплиеров и отдают пепел младшим братьям, примешивать к их пище. Их обвиняли в разных неестественных преступлениях, в страшном разврате и в суеверных гнусностях, в которых могут оказаться виновны только сумасшедшие. Чтобы заставить их признаться в этих преступлениях, их подвергали пытке не только во Франции, но и в Англии, потому что Эдуард II соединился с Филиппом, чтобы уничтожить этот орден. Много рыцарей в мучениях пытки сознались в преступлениях, в которых их обвиняли; сотни умерли, не сделав никаких признаний; многие уморили себя голодом или иначе лишили себя жизни в тюрьме. Процесс растянули на несколько лет; преследование распространилось на другие страны; в Гер­мании, Испании и на острове Кипр орден был оправдан; в Италии, Англии и Франции, однако, судьба его была решена, хотя одно время была надежда на спасение, потому что папа, видя, что Филипп и Эдуард захватили все деньги и все имущество Тамплиеров и, по-видимому, намеревались не дать ему его доли в добыче, принял сторону ордена. Но когда оба короля сделали ему уступку, он опять стал поддерживать их; хотя в конце мы видим, что он жалуется на малую долю добычи, доставшейся ему.

Сожжение рыцарей. Скука тянувшегося лжи­вого суда оживлялась время от времени казнью рыцарей, не хотевших сознаться в преступлениях, в которых не были виновны. Пятьдесят девять доблестных рыцарей были выведены однажды в поле за монастырем св. Антония, где в землю были вбиты столбы и приготовлены хворост и уголь. Рыцарям предлагалось прощение, если они созна­ются; но они все отказались и были сожжены на медленном огне. В Санли сожгли девять рыцарей и гораздо более в других местах. Во всех этих случаях, также и при ужасных сценах в комнате пытки, доминиканцы были мнимыми свидетелями.

Яков Моле. – Великий Мастер оставался в тюрь­ме пять лет с половиною, и нет никакого сомнения, что его беспрестанно подвергали пыткам. Признание, которое приписали ему, вероятно, было подложное. Наконец, 18 марта 1313 года, он и Ги, Великий Наставник ордена, были сожжены на медленном огне на маленьком острове на Сене, между Королевским садом и церковью Братьев От­шельников, где впоследствие была воздвигнута статуя Ген­риха IV; оба до последней минуты удостоверяли в невин­ности ордена.

Таинства Тамплиеров. Не придавая большого вероятия признаниям, исторгнутым насилием, или доносам, внушенным мщением, жадностью и раболепством, очевид­но, что рыцари Храма в своих постановлениях, верованиях и обрядах имели что-то особенное и таинственное, совер­шенно разнившееся от статусов, мнений и обрядов других религиозно-военных обществ. Их продолжительное пребы­вание на Востоке, в опасной Палестине, переполненной греческими раскольниками и еретиками, которые будучи изгнаны из Константинополя, укрылись у арабов; их со­перничество с госпиталистами, соприкосновение с сара­цинским элементом, наконец потеря Святой Земли, повре­дившая им в глазах света и сделавшая праздною их жизнь– все это и многие другие обстоятельства подей­ствовали на это учреждение совершенно непредвиденным образом, не согласуясь с направлениями первоначального учреждения, и примешали к нему идеи и обряды, несов­местные с православною мыслью, положившею начало, оживлявшею и укреплявшею это военное братство, и даже совершенно противоречившее ей.

Храм и Церковь. Самое название некоторым образом указывает на мятежное честолюбие. Храм более величественное, более обширное и более понятное назва­ние, чем церковь. Храм выше церкви; у последней обоз -качено число основания и местонахождение, первый су­ществовал всегда. Церкви нападают, храм остается как символ родства религий и вечности их духа. Рыцари храма могли таким образом считать себя иереями этой религии, не скоротечной, а постоянной, и искатели могли думать, что орден, делая их защитниками Храма, намерен посвя­тить их во второе и лучшее христианство, в более чистую религию. Между тем как Храм означал для христиан Святой Гроб, он напоминал мусульманам Храм Соломона, и легенда, относившаяся к последнему, служила связью с обрядами франкмасонов и других тайных обществ. В другом смысле Церковь можно назвать домом Христа, но Храм – дом Св. Духа. Это та религия Духа, которую Тамплиеры на­следовали от манихеев, от альбигойцев, от сектантского рыцарства, предшествовавшего им. Как защитники гроба Господня, они оставались верны своей вере, но думали, что Господь сошел на землю, чтобы проповедовать именем Вечного Духа, которому главным образом обращалось их поклонение, и подобно гностикам и манихеям, они праз­дновали пятидесятницу больше чем Пасху, потому что в последнюю сам Божественный Дух снизошел и распрост­ранился по лицу земли. Таким образом, в некотором смысле, было дополнение, а в другом – отрицание католического догмата: Святой Дух есть всеобщая совесть.

Учение Тамплиеров. – Обряды при посвящении, монументы, даже процесс показывают преобладание ре­лигии Духа в тайных доктринах Храма. Тамплиеры из­влекли большую часть своих сектантских и иноверных наклонностей из последнего эпического цикла средних веков – и того периода, в котором рыцарство, очищенное и организованное, отправлялось отыскивать Сан-Грааль, мистическую чашу, принявшую кровь Спасителя, из той эпохи, в которой Восток, в нападениях, вооруженный и невооруженный наукою арабов, казнями и ересями, обра­тился против Запада.

Посвящение. Многое было сказано о способе посвящения – что оно происходило по ночам в капели, в присутствии капитула; что все посторонние строго ис­ключались; что развратные обряды сопровождали его и что кандидата принуждали отпираться от креста, прокли­нать и плевать в него – того креста, за который они пролили столько своей крови, за который пожертвовали своей жизнью. Мы видели, что это было одним из главных обвинений против ордена. Было ли это справедливо? По всей вероятности, было; но этот обряд можно объяснить следующим параграфом.

Объяснение поругания креста. Такой обряд не должен удивлять нас в таком веке, когда церкви пре -вращались в театры, когда священные предметы осквер­нялись смешными представлениями, когда древние таин­ства воспроизводились, чтобы воздавать почести Христу и святым. Читатель может также помнить необыкновенные сцены, впоследствии представляемые в христианских ми­стериях. Искателя степени Тамплиера вводили сначала как грешника, дурного христианина, ренегата. Он отрекался как св. Петр, и это отречение часто выражалось гнусным действием – плеванием на крест. Братство принимало на себя исправить этого ренегата, поднять его тем выше, чем ниже было его падение. Таким образом, на Пиршестве Идиотов кандидат являлся, как бы в состоянии идиотства и унижения, для того, чтобы церковь обновила его. Эти комедии, сначала понимаемые как следует, со временем ложно истолковывались и приводили в ужас верных, ли­шившихся ключа к загадке. Тамплиеры приняли подобный обряд. Они были отпрысками катаров (123) и манихеев. А катары презирали крест и считали достохвальным топтать его ногами. Но у Тамплиеров этот обряд был символическим, как это было доказано во время суда, и относился к троекратному отрицанию от Христа апостола Петра.

Тамплиеры – противники папы. Но могли быть другие и особенные причины для введения этого обряда и постоянного поддержания вероломства апостола Петра в памяти членов ордена. Мы видели, что Тамплиеры во время своего пребывания на Востоке пристрастились к доктринам гностиков и манихеев – как это достаточно доказывается, если бы недоставало других доказательств, гностическими или кабалистическими символами, откры­тыми в могилах и на могилах рыцарей Храма – которые казались им не так извращены, как доктрины римских священнослужителей. Они также знали, какой дурной ус­пех имело провозглашение смерти Христа на кресте в Афинах, вследствие трагедии Эсхила "Prometheus Vinctus"*, где Океании отрекся от своего друга, когда Господь принес его в жертву за грехи человеческого рода, точно так, как Петр, живший у океана, сделал это отно­сительно Христа. Вследствие этого Тамплиеры пришли к такому заключению, что все эти боги, имевшие одно про­исхождение, были только религиозными поэтическими изображениями солнца, и видя, какое дурное употребле­ние духовенство делало из этих доктрин, они отреклись от апостола Петра и сделались иоаннитами, или последо­вателями св. Иоанна. Таким образом, это была тайная ересь, .и по словам некоторых писателей, она-то в соеди­нении с оппозицией римскому католицизму, которая в ней подразумевалась, также как огромное богатство сектантов, была причиною их осуждения римскою курией.

Бафомет. Предыдущее объяснение может так­же дать ключ к значению и имени кумира, в поклонении которому обвинялись Тамплиеры. Этот кумир представлял человека с длинною белою бородой, которого называли Бафомет – имя, упражнявшее проницательность многих критиков, но единственное заключение, к которому при­шли некоторые из них относительно его происхождения и смысла, заслуживающее некоторого внимания, это мне­ние Николаи, уверяющего, что в переводе с греческого "Бафомет" означает "крещение мудростью", и что это изо­бражение, имеющее иногда три головы, представляло Бога, всеобщего Отца; и объяснение де Кенси, с которым я сам согласен, что изображение, иногда представляемое только с двумя головами, означает двух начальников, против ко­торых Тамплиеры направляли свои неприязненные дейст­вия, то есть папу и Магомета, и в имени Бафомет они смешали имена обоих, отняв первые две буквы от Маго -мета и заменив их буквами P или O, первыми буквами слова "папа". Таким образом этою фигурой Тамплиеры выражали свою независимость от церкви и церковной веры, и посвященный член назывался "другом Господа, который мог говорить с Господом, если хотел", то есть без посред­ничества папы и церкви. Из этого становится достаточно ясно, почему тайна считалась ненарушимой и так хорошо хранилась, что мы можем только предполагать ее значение.

Последствия падения Рыцарей Храма. – С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые по­ходы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен. Возник жадный и бесплодный торговый быт. Мистицизм, озарявший таким ярким светом прошлые поколения, нашел холодность, не -доверие в душах людей. Реакция была сильная и Тамп­лиеры первые пали под жестокими ударами Запада, стремившегося возмутиться против Востока, который до сих пор во многих отношениях преобладал в нем, управлял им и притеснял его.

Связь с франкмасонством. Франкмасоны уверяют, что имеют связь с Тамплиерами, и есть общество, называющееся "Тамплиеры", главное местопребывание которого в Париже и отрасли которого распространены в Англии и других странах. Они говорят, что Яков Моле пред смертью назначил преемника и что с тех пор до настоящего времени существовала непрерывная линия Ве­ликих Мастеров, список которых находится у ордена Там­плиеров в Париже. Но настоящее франк-масонство, о котором франкмасоны не знают ничего, существовало до Тамплиеров, как я покажу, когда стану говорить о масон­ских орденах; следовательно, здесь нужно упомянуть толь­ко об этой связи.

Розенкрейцеры.

Заслуги Розенкрейцеров. Венец поэтического блеска окружает орден Розенкрейцеров; магический свет фантазии играет около их грациозных грез, а таинствен­ность, которою они облекали себя, придает лишнее оча­рование их истории. Но их блеск напоминает метеор. Он толь ко мелькнул в областях воображения и разума и исчез навсегда, оставив, однако, после себя постоянные и пле­нительные следы своего быстрого прохода, как мимолет­ный луч солнца, пойманный на стекле фотографа, остав­ляет прочное изображение на восприимчивой бумаге. По­эзия и роман обязаны Розенкрейцерам многими очаровательными творениями. Литература каждой евро­пейской страны содержит в себе сотни приятных вымыс­лов, заимствованных из их философской системы, хотя она исчезла, и надо сознаться, что многие их идеи чрез­вычайно замысловаты и достигают такой высоты умствен­ных соображений, какой достигли индийские софисты. До них алхимия вообще впала в низкое заблуждение, оты­скивая только временные выгоды и занимаясь единственно земным прахом; Розенкрейцеры одухотворили и очистили ее, придав химерическим поискам за философским камнем более благородную цель, чем достижение богатства, то есть открытие духовного ока, которым человек может видеть сверхъестественный свет и исполниться внутренним светом для освещения своей души истинными познаниями.

Происхождение общества сомнительно. Это общество имеет очень неопределенное происхождение. Некоторые писатели уверяют, что с четырнадцатого сто­летия существовало общество физиков и алхимиков, тру­дившихся отыскивать философский камень, и некий Ни­коло Барно предпринял путешествие по Германии и Франции с целью учредить герметическое общество. Из пре­дисловия к сочинению "Отголосок общества Розенкрейце­ров", следует, что в 1597 году происходили собрания для учреждения тайного общества покровительства алхимии. Другое указание действительного существования такого общества нашлось в 1610 году, когда нотариус Газельмейер уверял, что читал рукопись "Fama Fraternitatis"*, содер­жавшую в себе все законы ордена. Спустя четыре года появилось небольшое сочинение, под заглавием "Всеобщее преобразование света", в котором собственно заключалась "Fama Fraternitatis", где рассказывается, что один немец, Христиан Розенкрейц, основал такое общество в четыр­надцатом столетии, научившись этой высокой науке на Востоке. О нем рассказывают, что когда в 1378 году он путешествовал по Аравии, его называли по имени и при­ветствовали некоторые философы, никогда прежде не ви­девшие его; от них он узнал много тайн, между прочим тайну продлить жизнь. По возвращении он приобрел много учеников и умер 150 лет от роду, и не от упадка сил, а потому, что ему надоела жизнь. В 1604 году один из его учеников разрыл могилу и нашел там странные надписи и рукопись, написанную золотыми буквами. Пещера, в которой была найдена эта могила, по описанию, сильно напоминает нам пещеру митраиков. В другом сочинении: "Confessio Fraternitatis Rosae Crucis"** заключается опи­сание цели и духа ордена. Это – смесь нелепости и фанатизма, и всего вероятнее, что это сочинение есть сатира на философские сумасбродства того времени. Она написана Валентином Андреа Герренбергом. Но так как гербом фамилии Андреа был "андреевский крест и четыре розы" он, может быть, также хотел показать, что орден Розенкрейцеров был основан им самим.

Происхождение названия. Название вообще производят от имени предполагаемого основателя ордена, Розенкрейцер, Розовый Крест; но, по словам других, это есть соединение двух слов: ros – роса, cros – крест. Crux мистически представляет lux, или свет, потому что фигура + показывает три буквы LVX; свет, по мнению Розенкрейцеров, производит золото, а роса (ros), по мне­нию алхимиков,– самое сильное средство для растворе­ния золота. Другие говорят, что орден принял название от розы, и этот символ назывался Розой, между тем как их требник утверждает, что роза есть эмблема Сына Господа, которого евангелист сравнил с этим цветком. Но мы уже видели в описании Элевзинских таинств, какая важность приписывалась розе, и что Апулей возвращает Луция к его первобытному виду, заставив его съесть листья розы, и роман "Розы" считался Розенкрейцерами самым совер­шенным образцом провансальской литературы и как ал­легорическое образцовое произведение их секты. Неос­поримо, что это современно рыцарству, и отсюда проис­ходит литература, богатая произведениями, в заглавия которых включено слово Роза, как например, "Rosa philosophorum", которое встречаете? не менее десяти в "Artis Auriferoe quam Chemiam vocant" (Basilea, 1610). Связь Розенкрейцеров с рыцарством, трубадурами и аль­бигойцами отрицать нельзя. Подобно им, они клялись в такой же ненависти к Риму; подобно им, они называли католицизм религией ненависти. Они торжественно объ­являли, что папа антихрист, и отвергали папские и магометанские догматы, называя их зверями Востока и Запада.

Сведения о них самих. Они уверяли, что не чувствуют ни голода, ни жажды, не подвержены ни ста­рости, ни болезни, что обладают властью повелевать ду­хами, притягивать к себе жемчуг и драгоценные камни, и делаться невидимыми. Они уверяли, что цель их обще­ства восстановить все науки, а особенно медицину, и тайным искусством добывать сокровища и богатства, ко­торые могли доставить правителям и королям нужные средства для великих общественных реформ, тогда необ­ходимых. Они были обязаны сообразоваться с пятью ос­новными законами: 1) безвозмездно лечить больных; 2) носить одежду той страны, в которой жили; 3) каждый год являться на собрание ордена; 4) умирая, выбирать преемника; 5) хранить тайну сто лет.

Поэтические вымыслы Розенкрейцеров. Они лучше всего известны из сочинения Джозефа Фрзнческо Борри, миланского уроженца. Проповедуя против злоупот­реблений папства и распространяя мнения, считавшиеся еретическими, он был схвачен по приказу инквизиции и осужден на вечное заточение в тюрьме. Он умер в замке Сант-Анджело в 1695 г. Сочинение, о котором мы говорим, называется: "Ключ к кабинету синьора Борри" и в сущности это не что иное, как кабалистический роман под заглавием: Граф де Габалис", изданный в 1670 году аббатом Вилла-ром. Мы видим из этого сочинения, что Розенкрейцеры отреклись навсегда от старых сказок о колдовстве, чаро­действе и сношениях с дьяволом. Они отвергли сущест­вование домовых и злых духов под видом женщины и всех смешных чертенят, которых придумали католические монахи и которым верили суеверные народы. Они гово­рили, что человек окружен мириадами прекрасных и бла­годетельных существ, старающихся оказать ему услугу. Этими существами были первоначальные духи; воздух был наполнен сильфами, вода– ундинами, или наядами, зем­ля– гномами, а огонь – саламандрами. Их Розенкрейцер мог заставить себе служить и заключить в кольцо, зеркало или камень, и принудить явиться по вызову и давать ответы на такие вопросы, какие он вздумает предложить. Все эти существа имели большую власть и их не удер­живали границы пространства или вещества. Но человек в одном отношении был выше их: у него была бессмертная душа, а у них нет. Они могли, однако, разделить с чело -веком бессмертие, если внушать одному существу этой породы страстную любовь к ним. На этом понятии основан очаровательный рассказ "Ундина"; Шекспиров "Ариэль-сильф", "Похищение Локка", "Маска Комуса", поэма "Са-ламандрина" обязаны своею завязкой поэтическим фанта­зиям Розенкрейцеров. Меладу прочим, учение их о пер­воначальных духах состояло в том, что эти духи были составлены из чистейших частиц того элемента, в котором они обитали, и вследствие того, что в них не было враж­дебных друг другу качеств, так как они были созданы из одного элемента (11), то могли жить тысячи лет. Потом Розенкрейцеры держались доктрины signatura rerum * под чем подразумевали, что все в этом видимом мире запечатлело на нем снаружи свой внутренний духовный ха­рактер. Сверх того, они говорили, что посредством добродетели человек мог даже на земле увидать мельком ду­ховный мир, а главное – найти философский камень, который однако мог найти только возобновленный, потому что этот камень находится в тесном сообщении с небесною эссенцией. По их словам, буквы INPJ, священное слово ордена Розового Креаа, означали Igne Natura Regenerando Integrat.

Преуспеяние и уничтожение Розенкрейцеров. Возбудив большое внимание во всей Германии, Розен­крейцеры пытались распространить свое учение во Фран­ции, но безуспешно. Чтобы привлечь внимание, они тайно прибивали следующие объявления на улицах в Париже: "Мы, депутаты коллегии Розового Креста, видимо и невидимо пребываем в этом городе. Мы учим без книг или знаков каждому языку, который может спасти людей от смертельного заблуждения", и пр. и пр. Сочинение Габ­риеля Ранде нанесло им окончательный удар. Петер Мормио, не успев возобновить общество в Голландии, где оно существовало с 1622 года, издал в Лейдене, 1630 году, сочинение под заглавием "Arcana Naturoe Secretissima"*, где он разделил тайны братьев на три отдела, то есть– вечное движение, превращение металлов и всеобщее ле­карство. Немецкие Розенкрейцеры всегда называли себя хранителями и сохранителями масонских догматов, уверяя, что они были вверены им англичанами в царствование короля Артура. Верные Иоаннитскому преданию, они на­зывали своих великих мастеров Иоанном I, Иоанном II, и так далее. Сначала у них были только три степени, кроме трех символических степеней франкмасонства. Эта секта была также известна в Швеции и Шотландии, где имела свои предания, предъявляя права на происхождение от Александрийских жрецов Ормузда, перешедших в христи­анство вследствие проповедования св. Марка, и основав­ших общество Ормуздское, или общество "Мудрецов Све­та". Это предание основано на манихеизме, сохранившемся между духовенством коптов, и объясняет печать на древ­них пергаментах ордена, представляющую льва, кладущего лапу на бумагу, на которой написано знаменитое изрече­ние: "Pax tibi, Marce Evangelista meus"; из чего мы можем заключить, что Венеция имела некоторую связь с распространением этого предания. Действительно, Нико­лаи говорит, что в Венеции или Мантуе были Розенкрей­церы, состоявшие в связи с эрфуртскими, лейпцигскими, амстердамскими. Мы знаем, что в Венеции происходили съезды алхимиков, а на связь между этими последними и Розенкрейцерами было уже указано. Все-таки шотлан­дские и шведские Розенкрейцеры называли себя самыми древними и уверяли, что Эдуард, сын Генриха III, был посвящен в этот орден в 1196 году Раймондом Люлли, алхимиком. Братство Розового Креста еще процветает в Англии; члены выбираются из масонов; оно имеет прави­тельствующий сенат в Лондоне и столичную коллегию, а провинциальные коллегии учреждены в Бристоле, Манче­стере, Кембридже, Оксфорде, Эдинбурге и Глазго.

Переход к франкмасонам. От Тамплиеров и Розенкрейцеров переход к франкмасонам не труден. У последних алхимия принимает совершенно символическое объяснение, философский камень иносказательно означает человеческое совершенство. В масонской степени, назы­ваемой "Ключ к Масонству", или "Рыцарь Солнца", и в сочинении "Пламенеющая Звезда" Чуди, мы открываем параллельные цели обоих обществ.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ С СЕЙФУЛЛИНА... АБДИНА А К... НИ Д В...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рыцарство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Астана – 2009
Учебно-методический комплекс для студентов составлен на основании_______________________________________________ (наименование типовой программы дисциплины, кем и когда утвер

Тема 1. Религия как духовная культура и социальный институт
  Материалы к лекции 1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущн

Тема 2. Происхождение религии и ее ранние формы.
Материалы к лекции 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии.После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получ

Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии бы

Тема 3. Мифология как сложное культурное явление.
  Материалы к лекции 1. Религии Древнего Египта и Месопотамии.Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные ф

Первобытные верования и древние религии
1. Словесная формула, имевшая по суеверным представлениям магическую силу. 2. Одна из г

Индуизм – ведущая религия Древней Индии.
К середине III тысячелетия до н. э. в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация, на базе которой сформировалась оригиналь­ная религиозно-культовая система –индуизм. Инд

Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство.
На протяжении двух тысячелетий своеобразный тип религии был выработан в Древнем Китае. Историки-китаеведы (синологи) выде­ляют четыре наиболее крупные формы национальной китайской религии, которые

Иудаизм – религия еврейского народа.
Иудаизм – это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Поэтому при изложении иудаизма сложилось две тенденции. Первая, христианская богословско-теолог

Тема 5. Буддизм
  Материалы к лекции 1. Буддизм - самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н.э. и за две с половиной тысячи лет прошла до

Буддизм
По вертикали: 1. Имя основателя одной из мировых религий. 2.

Темы рефератов
1. Социально-исторические условия возникновения буддизма. 2. Концепция спасения в буддизме. 3. Особенности буддийского учения о божествах, человеке и мире. 4. Буддийский

Тема 6. Христианство
  Материалы к лекции Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом связана с историей народов Европы и многи

Православие как разновидность христианства.
В предыдущем разделе мы проанализировали общие закономернос­ти формирования христианской церкви, выявили особенности церк­ви как социальной организации. В данном разделе речь шла об общей логике ст

Римская католическая церковь
Как следует из выше изложенного, христианство никогда не представ­ляло собой единого течения. С самого начала формирования, в нем суще­ствовали различные направления и ответвления. Наиболее крупной

Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
Что же общего в вероучении и культе протестантских вероисповеда­ний. Почему мы можем говорить о протестантизме как едином на­правлении в христианстве? Протестанты отве

Основные направления протестантизма.
Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователей разновидностей протестантизма являетсялюте­ранство или евангелическая церковь. В настоящее время к нему п

Основные даты
I в. н.э. - возникновение христианства; 313 г. - Миланский эдикт римского императора Константина Великого, уравнявший в правах христианство и другие религии; 325 г. -1 Вселенский

Христианство
По вертикали: 1. Один из главных христианских праздников, отмечаемый в

Тема 7. Ислам
  Материалы к лекции Третьей по времени возникновения «мировой религией является ислам. Эта религия играет огромную роль в истории народов Ближнего и Среднего Востока,

Основные даты
VII в. - зарождение ислама; 570 - 632гт. - даты жизни пророка Мухаммеда; 622г. - хиджра (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину); 632-634гг. - правление первого преемник

Тема 8. Эзотерические учения и тайные общества.
  Материалы к лекции 1. Смысл и свойство тайных обществ. Для истинных мыслителей, которым история представляется рядом удивительных целей, нет ничего

Кабалистика или каббала.
Происхождение. Кабалистика есть произве­дение трудов иудейских сект; ее предмет мистическое толкование Св. Писания и метафизические умозрения о божестве и мирах видимых и невидимых. Иудеи го

Эзотерика и оккультизм.
Люди никогда не сомневались, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира вообще не разделялись в человеческом сознании:

Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.
Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наш

Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона.
Рассмотрим ряд таких нетрадиционных вероисповеданий. Наиболее значительное распространение получила«Церковь объединения»или«Ассоциация Святого Духа за объединение

Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны.
Наиболее крупной из неоориенталистских современных вероисповеданий является«Международное Общество Сознания Кришны» (религиозная организация вайшнавов). «Международное

Тема 10 Эволюция религии в современном мире
Материалы к лекции 1. История человечества и история религии свидетельствуют о непрерывных изменениях в религиозной сфере. Менялись типы религий, исчезали ра

Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
Казахстанская конституция и законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования в нашей стране такого типа общественного устройства, при котором каждый челов

Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
В философской и религиозной литературе существует различные интерпретации понятия «гуманизм».Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направл

Вопросы для рубежного и итогового контроля
  1. Определение, место и функции религии в обществе. 2. Элементы и структура религии. 3. Типология религии и методы ее исследования. 4. Элементы и структур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги