Реферат Курсовая Конспект
Особенности механизма самоконтроля совести и долга. - раздел Образование, Этические учения Долг И Совесть — Личностные Категории Морального Сознания: С Их Помощью Общие...
|
Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.
Долг | Совесть |
Долг – направляет, указывает. Он всегда знает, чего от тебя хочет. И спрашивает по максимуму, – точнее, «от сих до сих», не меньше и не больше. Если ты его не слышишь – твой грех. Несет ли он другим людям радость или страдания, это другой вопрос, но с точки зрения самого долга (и «людей долга») одно только сомнение в его правоте – есть уже непослушание, нарушение долга. | Совесть именно судит, и почти не умеет указывать. Она заново переживает тобою прожитое и даже только помысленное и даже за честно исполненным долгом способна обнаружить обстоятельства и намерения, в которых ты, может быть, не хотел отдать себе отчета – и, post factum, говорит тебе всю правду о тебе. |
Итак долг – знает. Классический лозунг долга – «ты должен, значит, можешь»; это значит: никакие обстоятельства не рассматриваются, кроме разве что непреодолимых физических. И уж конечно долг слышать не желает о том, что ты персонально, по совести, думаешь о ситуации и своей роли в ней. Ибо нельзя – то есть глупо или прямо преступно – надеяться поступить лучше, чем того требует долг. «Рассуждать» – хотя бы и «как лучше» – значит выкручиваться, юлить, выискивать для себя лазеек. | Задача и, так сказать, материал совести, с которым она работает – внутреннее и ситуативное. Но таковое не только служит обоснованием для каких-то поблажек себе (как в том уверен всякий человек долга), но, напротив, бывает в иных случаях и куда строже. Слишком мало для нее заведомо ясных вопросов – чем и пользуется наша слабость… Зато по прошествии времени, рассмотрев много больше того, что видно сразу, она вполне может сказать: нет, ты мог тогда еще и то и то, а значит, был должен… |
Больше всего долг боится – поблажек и послаблений. Которые каждый, как в то верит «святая простота», обязательно себе даст, как только позволит себе рассуждать. | Совесть не дает поблажек. Всякому мыслящему известно, что спрятаться от правды все равно невозможно. Тем паче, когда эта правда таится в глубине твоей же души… |
Работа долга – «серийная». Он в точности равен себе и не ведает исключений. | Работа совести – «штучная», индивидуальная. В каждом случае она начинает свою работу заново, не ведает никаких «вообще», «раньше», «другие в таких случаях»… |
Итак, долг печется о правильном. Тут нелишне повторить, что правильнее правильного быть невозможно. Потому, кстати, как бы долг ни был тяжек, морально он – удобен… | Совесть печется о лучшем. Которое как говорится «враг хорошего» (то есть просто правильного). Потому, как только скажешь себе – «я совершенно прав», тут же чувствуешь, что покривил душой… Совесть – неудобна. |
Долг есть твоя верность общему, твоя надежность как звена в социальном целом; это проба на соответствие. | Совесть – твоя уникальность, не дающая переложить малейшей ответственности на «всех», социальное целое; это момент истины. |
Чувство вины – чувство провинности: неисполненного долга. Напоминает угрызения совести, но это больше страх или дискомфорт. | Нет ценностей, кроме ценности Жизни, и нет вины, кроме прямой или косвенной вины перед нею. Чувство вины – «угрызения совести» – это чувство невозможности жить дальше с ощущением полноты своего права жить. |
Совесть и долг – эти категории выражают императивность морали.
Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к обществу определенные обязанности: их осознание, внутреннее восприятие и прочувствование составляют основу нравственного долга. Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности.
Действительная сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека и является главным понятием морального сознания. Соответственно, долг – это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием. В современной этике существует специальный раздел о долге – деонтология.
Можно рассматривать долг и как давление на личность, как принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины. В данном случае долг требует самопринуждения заключающегося:
- в осознании человеком неприемлемости какого-либо своего качества;
- в сопротивлении этому качеству;
- в принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желаниям человека.
Таким образом, долг понимается не как самоотречение, аскетизм, отказ от земных благ, а как ощущение своей общественной полезности.
Требования долга самоценны, человек выполняет долг бескорыстно, независимо от внешних норм, утверждая приоритет по отношению к своим страстям, пользе и пр., что позволяет рассматривать долг как внутреннюю потребность человека.
Понятие совести фиксирует в этике способность морального сознания к самооценке и самоконтролю. В содержании понятия преобладает оценочный аспект морального сознания. Понятие совести выражает совокупность определенных мыслей, чувств и переживаний, состоящих в том, что человек оценивает и судит свое поведение, его мотивы и последствия на основе выработанного им нравственного сознания.
Нравственное сознание людей есть отражение их моральных отношений, которые определяются их общественным бытием. Стало быть, содержание совести определяется через моральные отношения сложившиеся в обществе, но она также зависит и от индивидуальных особенностей человека. У каждого человека есть совесть. Все дело в том, каково ее содержание, каков характер самоанализа. Таким образом. Совесть – это результат осознания человеком своей причастности к судьбам других людей, она непосредственно связана с убежденностью, с активной жизненной позицией личности, следовательно, совесть как самооценка может выступать мотивом поведения личности. Совесть отнюдь не прирожденное чувство.
Совесть, как и долг, формируется в процессе воспитания человека, его социализации и приходит несколько этапов:
- совесть ориентируется на мнения авторитетных людей, связана с боязнью неодобрения, наказания – авторитарная;
- зрелая совесть является голосом «второго Я» - гуманистическая.
Совесть основана на разуме, поэтому она является эмоциональным феноменом и проявляется как:
- угрызения совести, по поводу отступления от норм;
- аргументы оправдания;
- истинность установок;
- чувство стыда.
И, напротив, если поведение гармонирует с его нравственными убеждениями, человек испытывает моральное удовлетворение, чувствует, что его совесть чиста.
Итак, совесть – это критическая оценка человеком своих поступков, мышления, осознание своего морального долга. Важное качество совести это свобода – понимаемая как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Принцип историзма последовательно проводимый Г В Ф Гегелем позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально... Принципиальным для Гегеля было различение понятий quot мораль quot и... Нужно заметить что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции в процессе которой постепенно...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности механизма самоконтроля совести и долга.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов