рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.

Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей. - раздел Образование, Этические учения Смысл Жизни, В Качестве Этической Категории, Обозначает Высшую, Стратегическу...

Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;

перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.

Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.

Анализ предпосылок возникновения, функционирования и развития человеческого общества начинается обращением к человеческой деятельности. Сама история, как известно, является «не что иное, как деятельность человека, преследующего свои цели ...» '. Ставя перед собой определенную цель, человек начинает добиваться удовлетворения соответствующей потребности. Поэтому деятельность человека (ее направленность, характер, общественная ценность и значимость) в конечном итоге определяется сложной системой потребностей, переплетающихся взаимовлияют друг на друга.

Наряду с элементарными потребностями, удовлетворение которых обеспечивает само физическое существование человека (пища, одежда, жилье и т. п.), важное место в ее жизни занимают духовные потребности, присущие человеку как родовому существу, потребности, сформировавшиеся в процессе социогенеза. Сюда следует отнести прежде потребности человека в любви и общении, которые, в свою очередь, связаны с потребностями сострадательности, понимание, защите чести, уважения.

В указанных духовных потребностях выделяются высшие социальные потребности, которые формируются на основе взаимосвязи человека и природы. Будучи связанными с эмоциями и чувствами индивида, потребности подверженных сферы неусвидомлених побуждений, нередко приобретая при этом в разной степени выраженного религиозного и даже мифологического окраску. Отражая различные этапы становления и развития личности, высшие социальные потребности снимают противоречия, присущие отношению личность - общество, противоречия социальной среды. На формирование этих потребностей оказывает также влияние осознания человеком своего биологического существования, интерес к проблеме социального бессмертия.

На ранних ступенях человеческой культуры обращения к проблеме смысла жизни нашло отражение в литературном памятнике «О смысле жизни» (древневавилонских диалоге господина и раба). Одной из причин, побудивших к поиску смысла жизни, была неудовлетворенность людей существующей действительностью. Противоречивость социальной среды питала философско-поэтическое сознание аргументами как «за», так и «против» осмысленности земного бытия, приводила нередко к отрицанию его смысла. Раб считает, что намерение хозяина жить благодеянием лишен смысла:

Особенно остро потребность в решении проблемы смысла жизни общество испытывает в переходную эпоху. Изменения, происходящие в нем на уровне экономического базиса (переход к новому способу производства), и перемены в надстройке связанные с ломкой стереотипов жизненных ценностей, отказом от устоявшихся, освященных традицией форм поведения. Подвижные, такие, постоянно развиваются, потребности превращают как сферу моральной мотивации, так и систему поступков, вызывает недовольство теми ответами, которые давались на «вечные» вопросы предыдущими поколениями.

Вместе с тем даже отжившие ценностные ориентации, как правило, продолжают иметь своих сторонников, создают определенное напряжение в социально-духовной атмосфере.

В нашей стране это напряжение обостряется еще не изжиты до конца разрывом идеологизированных схем нравственного воспитания с практикой. Долго обществоведы исходили из представления о человеке как существе рациональную, которая опирается в своих действиях на научно-материалистическое мировоззрение, гармонично согласован с обществом. Практика же все меньше подвергалась дешифровке и объяснению особенно с ростом пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и преступности, спадом производительности труда и застоем в экономике, обнищанием культуры и активизацией религиозных исканий. Больнее эти стороны социальной среды затрагивают молодежь, о чем свидетельствуют падение в глазах престижа рабочих и инженерных профессий, переориентации подрастающего поколения на сферу обслуживания.

Конечно, не только сложности социального бытия вызывают у человека интерес к проблемам смысла жизни. Этот интерес неизбежно формируется в процессе «очеловечивания» человека, приобщение его к культуре общества, обучения, усвоения ею накопленного предшественниками опыта, наконец общения.

Актуализация проблемы смысла жизни характерна не только для подростков, но и для людей зрелого возраста. В основном это связано со взломом мировоззренческих стереотипов, серьезными моральными потрясениями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этические учения

Принцип историзма последовательно проводимый Г В Ф Гегелем позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально... Принципиальным для Гегеля было различение понятий quot мораль quot и... Нужно заметить что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции в процессе которой постепенно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопросы к зачету
1. История понятий «мораль», «нравственность», «этика» и их соотношение. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Арис

Золотое правило нравственности
В условиях, когда возросла социальная подвижность и когда отдельный человек как таковой должен заботиться о реализации в своем бытии определенных общественных ценностей, позиция пассивной ответной

Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.
Этика-раздел философии, изучающий мораль и нравственность людей. Обычные моральные нормы, которые существуют в повседневной жизни как практические установки на уровне здравого смысла, в античную эп

Этические учения эпохи эллинизма. Эпикур, стоики.
Этика стоиков Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы с

Этика эпохи Средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и

Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354—430 гг.). Его считают одним из самых значительных представителей эпохи патристики. Для этики мыслителя хара

Синтетическая этика Ф. Аквинского
Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в кон–тексте христианского вероучения. Фома тем самым попытался синтезировать мораль и религи

Этические учения Нового Времени. Кант, Гегель, Фейербах.
Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с разви

И. Кант
Моральная философия И. Канта (1724-1804) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравстве

Л.Фейербах
Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Л.Фейербаха (1804-1872) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая тр

Русская этика. Марксистская этика.
Русская этика 19-20 веков В 19 веке Россия встала перед выбором пути развития. Западники склоняли ее к европейскому вектору развития, славянофилы твердили о самобытности страны и не

Этические категории и их место в структуре этической науки.
Категория — это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории — это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные

Добро как этическая категория. Понятие абсолютного добра.
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны м

Зло как этическая категория. Понятие абсолютного зла.
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны м

Совесть как этическая категория.
Вся сфера нравственности оправдывает себя лишь тогда и постольку, когда и в какой степени руководство морального сознания, нравственные понятия и доказательства переходят во внутренние правила, ори

Эмоционально-психологический механизм самоконтроля совести.
Совесть – способность личности самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить нравственный самоконтроль и самооценку совершаемых поступко

Долг как этическая категория.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нр

Особенности механизма самоконтроля совести и долга.
Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-пси

Честь как этическая категория.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей

Достоинство как этическая категория.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей

Справедливость как этическая категория.
Как часто в повседневной жизни мы слышим фразы: «это несправедливо», «поступить по справедливости», «справедливое решение»! Однако отдаем ли мы себе отчет в понимании смысла этого слова? В

Такт и этикет.
Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировали на сего

Понятие управленческой профессиональной морали. Уровни существования морали.
Принципы профессиональной этики. В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Например,

Моральные требования профессиональной этики управленца.
Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них – профессии врача, учителя

Психологический контакт и психологические барьеры.
Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармони

Нравственные особенности установления психологического контакта.
Характер человеческих отношений диктует разнообразие психологических контактов, содержание которых в процессе расследования сводится к “господству — подчинению” или к сугубо деловым контактам “взаи

Понятие, природа и особенности нравственного конфликта.
Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под ко

Внешние и внутренние нравственные конфликты.
Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов. Конфликт (от лат.

Понятие, природа и структура морального выбора.
Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно с

Внешние причины профессионально-нравственной деформации.
44. Преступные традиции, «законы» и иные неформальные нормы поведения как регуляторы отношений в преступной среде. 45. Объективные и субъективные источники возникн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги