рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности - раздел Образование, Этические учения В Условиях, Когда Возросла Социальная Подвижность И Когда Отдельный Человек К...

В условиях, когда возросла социальная подвижность и когда отдельный человек как таковой должен заботиться о реализации в своем бытии определенных общественных ценностей, позиция пассивной ответной реакции на поступки других оказывается недостаточной. Она становится более активной, человек значительно больше, чем в предшествующую эпоху, должен думать о последствиях своих деяний. Своими поступками он как бы задает теперь окружающим образец для ответных действий. Исторический переход от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности отдельного человека не мог, естественно, произойти без коренной перестройки как всего строя мышления, так и форм социального регулирования. Это, во-первых.

Во-вторых, сами действия не могут в этом случае быть какими угодно. Они уже квалифицируются как хорошие и плохие, полезные и вредные, и человек намеренно, сознательно, задает окружающим образец для положительных, полезных, хороших действий.

В-третьих, индивид должен относиться не к представителям одного или нескольких соседствующих с его группой коллективов, а к окружающим вообще. Талион, видоизмененный с учетом этих новых моментов, и есть не что иное, как «золотое правило» нравственности.

Анализ содержания «золотого правила» является одной из заметных тем в истории этической мысли. В античной этике можно часто встретить рассуждения по вопросам, которые по своему существу весьма близки с интересующим нас правилом (например, известные рассуждения Демокрита, Сократа, Платона о том, что лучше испытывать несправедливость, чем совершить ее).

"Золотое правило" нравственности в качестве основы нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Гоббс Т. считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве. Локк Дж. не считал "золотое правило" нравственности врождённым человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форме "золотого правила" нравственности, люди приходят к состоянию общественной добродетели. Кант И. критически оценивал традиционные формулировки "золотого правила" нравственности. По его мнению, "золотое правило" нравственности в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать на позиции эгоизма ("я не мешаю вам жить, не мешайте жить и мне"). Традиционно "золотое правило" нравственности включало в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти, по мнению Канта И., делают его рабом природы и полностью выводят за пределы мира нравственного - мира свободы. Однако категорический императив Канта И. - центральное понятие его этического учения - есть философски уточнённое "золотое правило" нравственности: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поведения.

Существует две трактовки Золотого правила - позитивная и негативная.

1) Позитивная - "Относись к людям так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе", или "Поступай в отношении других так, как хочешь чтобы в отношении тебя поступали.."

2) Негативная - "Не относись к людям так, как не хочешь, чтобы к тебе относились".

«Золотое правило» от талиона отличается тем, что оно:

утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь...», «во всем, как хотел...»);

соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей;

представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

"Золотое правило" нравственности в качестве основы нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Гоббс Т. считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве. Локк Дж. не считал "золотое правило" нравственности врождённым человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форме "золотого правила" нравственности, люди приходят к состоянию общественной добродетели. Кант И. критически оценивал традиционные формулировки "золотого правила" нравственности. По его мнению, "золотое правило" нравственности в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать на позиции эгоизма ("я не мешаю вам жить, не мешайте жить и мне"). Традиционно "золотое правило" нравственности включало в нравственное поведение желание индивида. Но человеческие желания, страсти, по мнению Канта И., делают его рабом природы и полностью выводят за пределы мира нравственного - мира свободы. Однако категорический императив Канта И. - центральное понятие его этического учения - есть философски уточнённое "золотое правило" нравственности: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поведения.

Сущность и особенности этики ненасилия.

Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В XIX в. Возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две основные причины:

1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии, Работодатели – Наёмные работники и т.д.).

2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций, которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей других людей стали достижимыми.

У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры:

- Махатма Ганди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу за освобождение народов Индии от колониального рабства,и

- Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке. Именно благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где обучались и «белые» и «чёрные».

Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в конфликте, того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой стороны социального конфликта по отношению к представителям противоположной стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для мужественных людей». Он первым сформулировал основные принципы этики ненасилия.

Принципы этики ненасилия.

1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения.

2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против вольных или невольных носителей этого зла.

3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца. Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы.

4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности дела, мы должны уважать принципы другой стороны.

5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении. Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир более похожим на тот, что создал Бог».

За 2 половину ХХ века, к числу наиболее действенных акций ненасилия относят: «Соляной марш» под руководством Махатмы Ганди в Индии, в котором приняли участие миллионы человек. Результатом стало бескровное освобождение Индии от колониальной зависимости. Другой пример – начало решения проблем расовой сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и «белые», и «чёрные».

Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали. По вертикали они проходят под патронажем государственных политических структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение, опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность, как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся организовать, тем больше воздействие на народ, а следовательно, и на власть.

Основные этапы ненасильственных действий.

1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя, глубокая информация из различных источников, которые должны представлять широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения.

2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После определения темы выступления привлекаются средства массовой информации, информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану.

3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того, чтобы людям было проще проверить себя, в университетах США существуют практики по ненасилию, где любой может проверить себя.

4. Планирование основных действий, согласование с государственными и муниципальными органами, отбор и организация участников.

5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными, могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает точку зрения большинства.

6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции. Намечаются дальнейшие действия. Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны, группируются по определённым принципам (экономические, идеологические и т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё время появляются новые находки и идеи и устаревают другие.

Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чучел и т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти акции носят массовый характер.

Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этические учения

Принцип историзма последовательно проводимый Г В Ф Гегелем позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально... Принципиальным для Гегеля было различение понятий quot мораль quot и... Нужно заметить что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции в процессе которой постепенно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Золотое правило нравственности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопросы к зачету
1. История понятий «мораль», «нравственность», «этика» и их соотношение. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Арис

Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.
Этика-раздел философии, изучающий мораль и нравственность людей. Обычные моральные нормы, которые существуют в повседневной жизни как практические установки на уровне здравого смысла, в античную эп

Этические учения эпохи эллинизма. Эпикур, стоики.
Этика стоиков Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы с

Этика эпохи Средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и

Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354—430 гг.). Его считают одним из самых значительных представителей эпохи патристики. Для этики мыслителя хара

Синтетическая этика Ф. Аквинского
Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в кон–тексте христианского вероучения. Фома тем самым попытался синтезировать мораль и религи

Этические учения Нового Времени. Кант, Гегель, Фейербах.
Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с разви

И. Кант
Моральная философия И. Канта (1724-1804) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравстве

Л.Фейербах
Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Л.Фейербаха (1804-1872) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая тр

Русская этика. Марксистская этика.
Русская этика 19-20 веков В 19 веке Россия встала перед выбором пути развития. Западники склоняли ее к европейскому вектору развития, славянофилы твердили о самобытности страны и не

Этические категории и их место в структуре этической науки.
Категория — это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории — это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные

Добро как этическая категория. Понятие абсолютного добра.
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны м

Зло как этическая категория. Понятие абсолютного зла.
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны м

Совесть как этическая категория.
Вся сфера нравственности оправдывает себя лишь тогда и постольку, когда и в какой степени руководство морального сознания, нравственные понятия и доказательства переходят во внутренние правила, ори

Эмоционально-психологический механизм самоконтроля совести.
Совесть – способность личности самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить нравственный самоконтроль и самооценку совершаемых поступко

Долг как этическая категория.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нр

Особенности механизма самоконтроля совести и долга.
Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-пси

Честь как этическая категория.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей

Достоинство как этическая категория.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей

Справедливость как этическая категория.
Как часто в повседневной жизни мы слышим фразы: «это несправедливо», «поступить по справедливости», «справедливое решение»! Однако отдаем ли мы себе отчет в понимании смысла этого слова? В

Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.
Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально знач

Такт и этикет.
Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировали на сего

Понятие управленческой профессиональной морали. Уровни существования морали.
Принципы профессиональной этики. В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Например,

Моральные требования профессиональной этики управленца.
Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них – профессии врача, учителя

Психологический контакт и психологические барьеры.
Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармони

Нравственные особенности установления психологического контакта.
Характер человеческих отношений диктует разнообразие психологических контактов, содержание которых в процессе расследования сводится к “господству — подчинению” или к сугубо деловым контактам “взаи

Понятие, природа и особенности нравственного конфликта.
Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под ко

Внешние и внутренние нравственные конфликты.
Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов. Конфликт (от лат.

Понятие, природа и структура морального выбора.
Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно с

Внешние причины профессионально-нравственной деформации.
44. Преступные традиции, «законы» и иные неформальные нормы поведения как регуляторы отношений в преступной среде. 45. Объективные и субъективные источники возникн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги