рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.

Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель. - раздел Образование, Этические учения Этика-Раздел Философии, Изучающий Мораль И Нравственность Людей. Обычные Мора...

Этика-раздел философии, изучающий мораль и нравственность людей. Обычные моральные нормы, которые существуют в повседневной жизни как практические установки на уровне здравого смысла, в античную эпоху стали объектом философского обоснования. Не случайно поэтому в античной Греции этика стала самостоятельной научной дисциплиной. Этика античности выразила нравственные искания целой эпохи. Она интересна тем, что, выразив основные ценности человеческой жизни, придала им статус знания. Античные мудрецы искали основу нравственности в земном существовании человека, утверждали огромную ценность нравственного измерения всех человеческих поступков.

Основные нормы и принципы античной нравственности связаны с искусством добродетельно и осмысленно встречать жизненные испытания. Античных философов интересовало множество вопросов: Каковы разъединяющие и соединяющие силы мира? Что помогает исканию лучших, истинных форм жизни? В древней Греции сложились по существу все направления этической мысли, которые впоследствии будут разрабатываться в европейском сознании ( от проповеди простой жизни до культа наслаждения).

Сократ. Сократ излагал свои идеи только устно, в форме беседы или спора. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики, т.е. учения о морали. Впервые именно у Сократа мораль стала предметом, целиком находящимся в компетенции человека (а не богов). Суть этической позиции Сократа можно представить так: степень совпадения реальной жизни человека и его представлений о том, как надо жить достойно, зависит от сознательного выбора самого человека (а не от судьбы или божества). А сознательный выбор есть выбор со знанием дела, значит, мораль зависит от познания. Именно знание того, что такое добро и зло, делает человека добродетельным. Поэтому добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Сократ давал человеку практическую ориентацию в жизни: надо руководствоваться совестью, справедливостью и гражданским долгом.

Добродетель, по Сократу, — то, что делает душу благой и совершенной, а это может дать только познание. Порок — это отсутствие - знаний, т.е. невежество. Сократ считал, что никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию, т.е. невежеству. Этика Сократа получила наименование рационалистической

Платон. Платон, с одной стороны, продолжил учение Сократа, развивая его мысли о моральной сущности человека, а с другой — разрабатывал и общую для его предшественников тему о бытии и сущности окружающего мира. Считается, что Платон заложил философию как таковую.

Наиболее значимым является учение Платона об идеях. По этому учению окружающий нас материальный мир управляется согласно вечным образцам, или моделям, находящимся за его пределами. Эти образцы Платон называет идеями. Идеи совершенны, неизменны, вечны. В то же время они телес-ны. Это нечто видимое. Но увидеть идеи можно не физическим зрением, а путем умственного созерцания. Идеи составляют особый надкосмическии мир: они первичны по отношению к материальному миру и определяют свойства и законы материального мира. Идеи образуют иерархию — систему уровней различной значимости. Частные идеи вещей подчинены более общим идеям. Наивысшая идея — Благо, тождественное абсолютной красоте. Это начало всех начал, демиург, т.е. создатель видимого мира, устроивший его по мудрым вечным законам.

Задача познания состоит в том, чтобы путем умосозерцания сути вещей разглядеть за искажениями истинные вечные идеи. Переходя от найденной идеи одной вещи к идеям других вещей, человек сам должен постепенно подниматься на уровень, соответствующий высшей идее, т.е. становиться более совершенным. Страстное стремление к совершенству, к идеальному, овладевающее человеком, Платон называет термином Эрос. Это стремление заложено в душе каждого человека. Тело же является «темницей души» и мешает человеческому восхождению к совершенству. Мир идей представляет собой не просто царство сущностей, а царство благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность — явлению, но и как благое — злому.

Аристотель. Свои этические и политические взгляды Аристотель пытался обосновать эмпирически, т.е. на опыте и примере, а не на недостижимом идеале. По Аристотелю, общая цель человека — стать существом добродетельным, а не порочным. Порок философ понимает как результат избытка или недостатка, а добродетель - - как достижение разумного равновесия, золотой середины между крайностями. Например, мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость — между расточительством и скупостью и т.д. Конечная же цель жизни — счастье, под которым понимается достижение нравственной уравновешенности в результате деятельной добродетельной жизни.

Нравственность человека понимается им как стремление к благой цели. Высшее благо определяется особенностью и назначением человека, связанным с его разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной деятельности. Жизнь, стремящаяся к высшему благу, должна быть деятельной, и не просто деятельной, а добродетельной. Настоящая цель человеческой жизни, как ее определяет Аристотель, — не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели — достижению блаженства путем созерцания истины.

Основная идея стоиков — освобождение человека от влияния внешнего мира. Средствами достижения этого они считали знание, упражнение в добродетелях, подъем над суетой окружающей жизни.

Принципы стоицизма:

1) Счастье состоит в том, чтобы следовать природе, Логосу.

2) Истинное благо для человека - только добродетель, истинное зло — только порок.

3) Добродетель означает жизнь в согласии с разумом; основных добродетелей четыре благоразумие, умеренность, справедливость и мужество; им противостоят четыре же главных порока — неразумность, распущенность, несправедливость, трусость; между теми и другими нет переходных состояний, различие между ними абсолютно.

4) Все остальное стоики квалифицировали как «безразличные» вещи: богатство и бедность, здоровье и болезнь, слава и бесславие, жизнь и смерть; «безразличны» они потому, что не зависят от человека, добродетели же и пороки, напротив, выбираются человеком добровольно, свободно.

5) В мире «безразличных» вещей единственная возможность свободы открывается не в практическом их преобразовании, а в изменении эмоционального отношения к ним: вещи и события сами по себе нейтральны, все зависит от нашего отношения к ним «В смерти, например, нет ничего страшного..., страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною».

6) Все в мире подчинено строжайшей закономерности, которая выражается в понятиях рока, фатума, судьбы; даже Бог подчинен этой необходимости (точнее, он и есть сама эта необходимость); человек не может изменить «строя вещей», поэтому «пусть (человек) считает, что все случившееся так и должно было случиться», «мужественно перенося удары судьбы».

7) Конечной целью стоических устремлений является апатия, безучастное терпение, душевный покой; стоический мудрец — это воплощение терпимости и сдержанности, бесстрастности и бесстрашия, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этические учения

Принцип историзма последовательно проводимый Г В Ф Гегелем позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социально... Принципиальным для Гегеля было различение понятий quot мораль quot и... Нужно заметить что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции в процессе которой постепенно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этические учения эпохи античности. Сократ, Платон, Аристотель.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопросы к зачету
1. История понятий «мораль», «нравственность», «этика» и их соотношение. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Арис

Золотое правило нравственности
В условиях, когда возросла социальная подвижность и когда отдельный человек как таковой должен заботиться о реализации в своем бытии определенных общественных ценностей, позиция пассивной ответной

Этические учения эпохи эллинизма. Эпикур, стоики.
Этика стоиков Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы с

Этика эпохи Средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский.
Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и

Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354—430 гг.). Его считают одним из самых значительных представителей эпохи патристики. Для этики мыслителя хара

Синтетическая этика Ф. Аквинского
Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225—1274 гг.) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в кон–тексте христианского вероучения. Фома тем самым попытался синтезировать мораль и религи

Этические учения Нового Времени. Кант, Гегель, Фейербах.
Этика Нового времени стремится осмыслить мораль и как объективный закон, и как субъективно-личностный феномен. Она пытается создать систему, обобщить то, что было сделано ранее. Связано это с разви

И. Кант
Моральная философия И. Канта (1724-1804) знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравстве

Л.Фейербах
Не исключено, что именно это обстоятельство заставило Л.Фейербаха (1804-1872) отказаться от умозрительной философии и обратиться к природной непосредственности человека. Однако натуралистическая тр

Русская этика. Марксистская этика.
Русская этика 19-20 веков В 19 веке Россия встала перед выбором пути развития. Западники склоняли ее к европейскому вектору развития, славянофилы твердили о самобытности страны и не

Этические категории и их место в структуре этической науки.
Категория — это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории — это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные

Добро как этическая категория. Понятие абсолютного добра.
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны м

Зло как этическая категория. Понятие абсолютного зла.
"Добро" и "зло" - центральные понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны м

Совесть как этическая категория.
Вся сфера нравственности оправдывает себя лишь тогда и постольку, когда и в какой степени руководство морального сознания, нравственные понятия и доказательства переходят во внутренние правила, ори

Эмоционально-психологический механизм самоконтроля совести.
Совесть – способность личности самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить нравственный самоконтроль и самооценку совершаемых поступко

Долг как этическая категория.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нр

Особенности механизма самоконтроля совести и долга.
Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-пси

Честь как этическая категория.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей

Достоинство как этическая категория.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей

Справедливость как этическая категория.
Как часто в повседневной жизни мы слышим фразы: «это несправедливо», «поступить по справедливости», «справедливое решение»! Однако отдаем ли мы себе отчет в понимании смысла этого слова? В

Смысл жизни как высшая нравственная ценность. Соотношение высших нравственных ценностей.
Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально знач

Такт и этикет.
Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировали на сего

Понятие управленческой профессиональной морали. Уровни существования морали.
Принципы профессиональной этики. В дополнение к тому, к чему стремятся все люди, человек, действуя в рабочей среде, берет на себя бремя дополнительной этической ответственности. Например,

Моральные требования профессиональной этики управленца.
Профессиональная этика имеет особое значение для профессий, к которым предъявляются наиболее высокие нравственные требования, объектом которых является человек. Среди них – профессии врача, учителя

Психологический контакт и психологические барьеры.
Психологический контакт - это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармони

Нравственные особенности установления психологического контакта.
Характер человеческих отношений диктует разнообразие психологических контактов, содержание которых в процессе расследования сводится к “господству — подчинению” или к сугубо деловым контактам “взаи

Понятие, природа и особенности нравственного конфликта.
Конфликт (лат. «conflictus» – «столкновение противоположных интересов, взглядов», «серьезное разногласие», «острый спор») в широком смысле означает предельный случай обострения противоречий. Под ко

Внешние и внутренние нравственные конфликты.
Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов. Конфликт (от лат.

Понятие, природа и структура морального выбора.
Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно с

Внешние причины профессионально-нравственной деформации.
44. Преступные традиции, «законы» и иные неформальные нормы поведения как регуляторы отношений в преступной среде. 45. Объективные и субъективные источники возникн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги