рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДВОЙНИКИ

ДВОЙНИКИ - раздел Образование, Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма Организация Системы Персонажей Романа Строится По Тем Же Структурным Принципа...

Организация системы персонажей романа строится по тем же структурным принципам. Герои группируются в пары, по принци-пу контраста, вскрывающему оппозицию черт характера или чело-веческих типов. В пределах этих оппозиций действуют операции инверсии и трансформации (или «преображения»).

Два главных героя, Лопухов и Кирсанов, — почти полные двой-ники. У них сходные биографии и социальное положение, одна и та же идеология, одинаковые личные качества и планы на будущее; кроме того, они живут и работают вместе. Если бы их встречать только порознь (утверждает автор), оба казались бы людьми одного характера, но когда их видели вместе, то замечали существующее между ними различие. Лопухов холоден и сдержан, Кирсанов — не-сколько экспансивнее, Лопухов— брюнет, Кирсанов— блондин, и тому подобное. Они дополняют друг друга, сочетая и объединяя в себе все желательные качества и свойства. Оба становятся любовни-ками Веры Павловны. Вместе они осуществляют многие из нереа-лизованных планов и устремлений самого автора, как бы совместно образуя двойник самого Чернышевского. Хотя Лопухов разночи-нец, он обладает лоском и непринужденностью светского человека; в ранней молодости он «кутил» и у него было много «любовных при-ключений». Кирсанов осуществил академические и научные амби-ции Чернышевского; консервативные русские коллеги чтят его как ученого с мировым именем. Лопухов, который в юности строил та-кие же научные планы, вынужден был от них отказаться, как и сам Чернышевский.

Вера Павловна и Катя Полозова составляют другую такую пару. Хотя они очень близки по духу и по характеру, Вера Павловна более экспансивна, Катя более сдержанна; Вера Павловна — брюнетка, Ка-тя — блондинка. Их обеих любит Лопухов. В союзе четырех героев в финале романа все различия между ними нейтрализуются, и неко-торые их свойства меняются на противоположные. Например, хо-лодная Катя оказывается более страстной, чем ее противополож-ность — Вера Павловна.

Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов (все они— новые люди) представлены как «обыкновенные люди». Они, как группа, противо-поставлены Рахметову, удостоившемуся характеристики «особенно-го человека». Но у Веры Павловны и Рахметова много общих черт, от идеологически важных (оба они «люди действия») до банальных (оба любят чай со сливками и печенье).

В начале романа Вера Павловна предстает перед читателем как «простенькая девочка». Авторский голос комментирует: «Я ничего Удивительного не нахожу в тебе, может быть, половина девушек, ко-торых я знал и знаю, а может быть, и больше, чем половина, — я не

считал, да и много их, что считать-то, — не хуже тебя, а иные и луч-ше, ты меня прости» (61). В следующем пассаже, преображенная об-ращенным на нее взглядом Лопухова, она оказывается «удивитель-ной девушкой». Трансформация обыкновенной девушки в необык-новенную личность (женский вариант Рахметова) завершается, ког-да у Веры Павловны появляется божественный двойник — богиня из ее снов. В Первом сне богиня называет себя «невеста твоего же-ниха» (т. е. двойник Веры). В Четвертом сне устанавливается одно-значное тождество. Вера Павловна замечает, что у богини ее лицо. Когда она смотрит в это лицо, словно в волшебное зеркало, она ви-дит себя, но себя-богиню.

Не утрачивая своих первоначальных черт — обыкновенной, жи-вой девушки, — Вера Павловна преображается в женщину совер-шенной красоты. В этой роли она напоминает женщин, о которых мечтал Чернышевский в юности, рассматривая портреты красавиц в окнах магазинов и женщин на улицах Петербурга:

«Да, Вера Павловна видела: это она сама, это она сама, но боги-ня. Лицо богини — ее самой лицо, это ее живое лицо, черты которо-го так далеки от совершенства, прекраснее которого видит она каж-дый день не одно лицо, это ее лицо, озаренное сиянием любви, пре-краснее всех идеалов, завещанных нам скульпторами древности и великими живописцами века живописи, да, это она сама, но озарен-ная сиянием любви, она, прекраснее которой есть сотни лиц в Пе-тербурге, таком бедном красотою, она прекраснее Афродиты Лувр-ской, прекраснее доселе известных красавиц» (281—82).

В иерархической цепи персонажей Вера Павловна образует пару с богиней, с одной стороны, и с Жюли — с другой. Эти две женщины наделены общими чертами; так, обе не признают традиционный брак и любят шумное веселье. Однако, если рассматривать социаль-ное положение и образ жизни, они противоположности. Но при этом потенциально они могли бы поменяться местами. Во Втором сне Вера Павловна видит, какой могла бы быть ее жизнь (и чем ста-ла жизнь Насти): «Сидит офицер. На столе перед офицером бутыл-ка. На коленях у офицера она, Верочка» (127). Жюли, со своей сто-роны, честная и даже добродетельная женщина, которая, при других обстоятельствах, легко могла бы вести жизнь Веры Павловны. Иг-рая важную роль в спасении Веры Павловны от бесчестных посяга-тельств Сторешникова и, позже, помогая ей организовать мастер-скую, Жюли принимает участие в жизни новых людей. Трансфор-мация, которая для Жюли остается потенциальной, реализуется в Насте Крюковой. Настя, в свою очередь, еще один двойник Веры Павловны (проститутка с офицером из Второго сна Веры, с одной стороны, и любовница второго мужа Веры, Кирсанова, с другой).

В этой цепи взаимозаменимых персонажей (людей разных су-деб, которые потенциально могли бы оказаться на месте друг друга) есть место даже для Марьи Алексеевны, дурной матери Веры. Как и Жюли, Марья Алексеевна была бедной, честной девушкой, которая, волею обстоятельств, принуждена была вести дурной образ жизни. Порок Жюли — беспутство; Марья Алексеевна жадна и корыстна. Но Жюли понимает цену добродетели, а Марья Алексеевна знает, что такое истинная честность. Более того, в нескольких эпизодах Марья Алексеевна представлена — иронически — как двойник Ло-пухова. Общие им обоим качества— это практичность и привер-женность к тому, что Чернышевский называет «выгодой»; единст-венное, что их отличает, это природа выгоды, которой они ищут (ссылка на утилитаристскую этику, которая воплощена Чернышев-ским в романе). В «Похвальном слове Марье Алексеевне» эти на-блюдения обобщены и изложены в соответствии с идеями Черны-шевского о решающей роли среды, определяющей поведение чело-века:

«...теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так тре-бует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удо-вольствием станете безвредны, даже полезны, потому что без денеж-ного расчета вы не хотите делать зла, и если вам выгодно, то можете делать что угодно — стало быть, даже и действовать честно и благо-родно, если так будет нужно» (114).

Трансформация Марьи Алексеевны описывается здесь в терми-нах социальной теории, которую проповедует Чернышевский.

Жюли, Настя и Марья Алексеевна составляют группу лиц, кото-рые хотя и «дурные», способны трансформироваться и изменяться. Они противостоят группе «дрянных» людей, не способных к транс-формации. К категории неподвижных персонажей, тех, кто не может измениться и стать другим, ни при каких обстоятельствах, относят-ся Сторешников и Жан. Каждый зеркально отражает как качества другого, так и функции в сюжете (первый — неудачливый поклон-ник Веры Павловны, второй — Кати Полозовой). Они противопо-ставлены Лопухову и Кирсанову. К этой же категории принадлежит круг людей, к которым автор обращается как к «публике».

В то время как Рахметов и богиня находятся на самом верху иерархии, Жюли, Настя и Марья Алексеевна представляют низ (по крайней мере, с точки зрения традиционной морали). Однако они наделены способностью стать другой, более достойной личностью. В противоположность этому, герои середины — Сторешников, Жан и «публика» (те, кто пользуются уважением в обществе и обычно не считаются скверными), не способны стать чем-то иным. К ним не применим процесс трансформации, и они совершенно потеряны для новой жизни.

Такая система персонажей предлагает богатые возможности для читателя, который отождествляет себя с одним или несколькими ге-роями (таким же образом, каким Чернышевский, видимо, отождествлял себя с парой Лопухов/Кирсанов). Отождествив себя с кем-нибудь из персонажей (кроме тех, которые находятся в середине), читатель может легко передвигаться из одной позиции в другую. Двигаясь вверх вместе с героем, читатель испытывает опосредован-ное преображение личности и общественного положения. Разночи-нец получил возможность взять верх над аристократом, женщина — над мужчиной, «падшая» женщина — над «порядочной» женщиной. Достигнув самого верха, читатель мог отождествить себя и с идеаль-ным человеком, Рахметовым, или с женщиной-богиней. Путь к ми-ру новых людей и к царству небесного блаженства открыт и для обыкновенной девушки, и для студента-разночинца, и для аристок-рата, и для проститутки, и даже для немолодой интригантки.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма

И Паперно... ЧАСТЬ Ш... ТЕКСТЫ Опыт примирения с действительностью который Чернышев ский испытал в женитьбе был систематически эксплицирован и объективирован в его сочинениях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДВОЙНИКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДИССЕРТАЦИЯ: ИДЕАЛ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В мае 1853 года, через несколько недель после свадьбы, Черны-шевский возвратился в Санкт-Петербург. Как он и предполагал, он тотчас погрузился в деятельность и, готовясь к академической карь-ере, н

УЧЕНЫЙ И ПИСАТЕЛЬ
Несмотря на свои выдающиеся способности, Чернышевский встретился со значительными трудностями на пути к признанию. Неспособность отстоять свои профессиональные амбиции привела к серьезному разочаро

СНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Основной структурный принцип романа — это организация ху-дожественного мира в терминах оппозиций, своего рода мир геге-левских противоречий. Почти каждое качество, о котором идет речь в романе, отр

ДВОЙНОЙ СЧЕТ
На уровне построения повествования основным принципом яв-ляется двойная (и множественная) организация повествовательных звеньев. Почти каждый сюжетный ход имеет альтернативу — дру-гую реализацию то

ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Последовательное соблюдение Чернышевским описанного вы-ше принципа приводит к двусмысленности: ряд повествовательных элементов имеют два и более значения, т. е. соотвествуют двум и бо-лее «реальнос

НОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Мнение о том, что по своей природе и силе воздействия роман «Что делать?» превратился в «Новое Евангелие», стало общим мес-том. В воспоминаниях современников и исследовательских работах сохранилось

КАТЕХИЗИС РУССКОГО АТЕИЗМА
Наставляя верующих о назначении человека, катехизис учит, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему, дав ему ра-зум, свободную волю и бессмертную душу. Грех есть фактор свобо-ды человече

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ТАИНСТВА В ПОЗИТИВНОМ КЛЮЧЕ
Важнейший аспект христианской символики романа — это ра-ционально объясненные чудесные превращения одного качества в другое, высшее, своего рода таинство преображения. В узком смыс-ле, преображение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как объяснить силу воздействия Чернышевского и его романа на современников? Чернышевский рассматривал искусство как средство глобальной организации действительности, как учебник жизни, позволяющий

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги