рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

НОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ - раздел Образование, Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма Мнение О Том, Что По Своей Природе И Силе Воздействия Роман «Что Делать?» Пре...

Мнение о том, что по своей природе и силе воздействия роман «Что делать?» превратился в «Новое Евангелие», стало общим мес-том. В воспоминаниях современников и исследовательских работах сохранилось большое количество свидетельств о том, что русская радикальная молодежь того времени восприняла книгу как открове-ние и увидела в ней программу действия, которой следовала с рве-нием и истовостью прозелитов, воодушевленных новой верой. Од-нако интригующий вопрос о том, как был достигнут этот эффект, остался без ответа.

Роман Чернышевского опирается на долгую, богатую традицию. Идея социальной революции и социального реформаторства впита-ла в себя библейские ассоциации11. Чернышевский опирался на конкретные источники из числа попыток мыслителей девятнадцатого века превратить христианство в систему, пригодную для разре-шения конкретных социальных и этических проблем земного суще-ствования в век реализма. Некоторые из этих источников названы в романе: знакомя Веру Павловну с миром новых людей, Лопухов да-ет ей две книги «Социальная судьба» (Destinee sociale, 1834) Виктора Консидерана и «Сущность христианства» («Das Wesen des Christentums», 1841) Людвига Фейербаха. В трудах Консидерана и других французских христианских социалистов (которые являлись позитивистской ветвью «нового христианства» Сен-Симона) социа-лизм отождествлялся с «подлинным» христианством, являя собой, по иронической формуле Достоевского, «улучшение последнего, со-образно веку и цивилизации»1^ Суть этих улучшений лежит в ин-версии богословского понятия об отношениях человека с Богом: со-гласно новой вере обожествляется не Бог, вочеловечившийся в Сы-не, а созданный по его образу и подобию человек, который призван стать Богом.

Целый комплекс понятий, приравнивавших современные реа-лии к реалиям библейским, возник на этой почве. Коммунистиче-ское общество будущего описывалось как Царство небесное на зем-ле, Земля обетованная, Новый Иерусалим (эти формулы встреча-ются в словаре героев Достоевского). Новый Мессия будет подлин-ным «другом человечества», как Магомет, Ньютон и сами христиан-ские социалисты, он будет «демократом» и революционером. Царст-во небесное станет «социальной судьбой» земного человека. Комму-ны и фаланстеры отождествлялись с братствами ранних христиан, и социалисты рассматривали себя как новых апостолов. Это идейное течение имело место и в Англии, среди последователей Роберта Оуэна, возвестившего новую истину в своей «Социальной Библии» (ок. 1840), общем очерке рационального устройства общества». (У Лопухова в кабинете висит портрет Оуэна, «святого старика».)

Почти одновременно и независимо в Германии возникла сход-ная система взглядов в левогегельянской философии, в доктрине Людвига Фейербаха13. Главное возражение Фейербаха против хри-стианства состоит в том, что христианские догматы, будучи верны-ми «с символической точки зрения», не могут быть восприняты по-средством органов чувств и, следовательно, «с научной точки зре-ния», они неверны. Фейербах полагал, что идея Бога нуждается в пе-ресмотре: в ней нужно видеть символическую проекцию реального объекта — человека. Следуя этому принципу, он толковал суждения о Боге как суждения о человеке, в конечном счете, устанавливая тождество между Богом и человеком.

В России две линии реалистического христианства — француз-ский утопизм, насыщенный экзальтированной мистической фразе-ологией и библейскими метафорами, и учение Фейербаха, с его фи-лософической абстрактностью, с одной стороны, и упором на важность чувственного опыта, с другой, — совместились. Они проникли в русское культурное сознание в виде «не слишком плотной и со-лидной амальгамы» (по выражению Павла Анненкова). «Такие трактаты должны были совершить окончательный переворот в фи-лософских исканиях в русской интеллигенции, и сделали это дело вполне», — заключает он.14

В 40-е годы сочинения Фейербаха, Консидерана, Фелисите де Ламенне, Этьена Кабе и Пьера Леру, а также романы Жорж Санд (в которых доктрина христианского социализма была сплавлена с ро-мантическими любовными сюжетами), были в руках у всех. Пози-тивистская ревизия христианства и романтическая практика подра-жания Христу, которые, по словам Жорж Санд, «протянули друг другу руки», сглаживали переход от романтизма и идеализма к со-циализму и позитивизму. Убежденными социалистами, в духе но-вого христианства Сен-Симона, и, почти одновременно с этим, приверженцами Фейербаха стали Герцен и Огарев15. В 40-е годы именами Кабе, Леру и, более всего, Жорж Санд клялся Белинский. На французском христианском социализме и учении Фейербаха была основана идеология кружка Петрашевского. Эти же идеи, в конце 40-х годов, стали кредо молодого Достоевского и догматами веры молодого Чернышевского.

В случае Чернышевского, неплотная амальгама христианского социализма и фейербаховского антропологизма легла на прочную почву: сын священника, готовившийся к духовной карьере, он полу-чил весьма основательное богословское образование. Весной 1846 года он приехал в Петербург истово верующим и хорошо осведом-ленным христианином. К осени 1848 года, после двух лет запойного чтения французских социалистов, он исповедовал Православие, «усовершенствованное» рационалистами (слова Чернышевского, за-фиксировавшего свое кредо в дневнике, 1:132). 11 июля 1849 года, в день, когда ему исполнился 21 год, он записал в дневнике, что веру-ет в Бога, понимая его «как Гегель, или лучше — Фейербах» (1:297); через год он записал, что «от души предан учению Фейербаха», одна-ко «посовестился перед маменькой» не зайти в церковь ( 1:391). (За-прещенную цензурой книгу «Das Wesen Christentums» он получил в 1849 г. от своего однокурсника Александра Ханыкова, члена кружка Петрашевского; несколько ранее Ханыков познакомил Чернышев-ского с сочинениями Фурье.) Однако, веря в Фейербаха, он понимал его учение как человек, который вырос на духовной почве русского православия; предпосылкой для радикальных материалистических и социалистических убеждений Чернышевского послужила христи-анская догматика — хорошо известные истины православного кате-хизиса.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма

И Паперно... ЧАСТЬ Ш... ТЕКСТЫ Опыт примирения с действительностью который Чернышев ский испытал в женитьбе был систематически эксплицирован и объективирован в его сочинениях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДИССЕРТАЦИЯ: ИДЕАЛ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В мае 1853 года, через несколько недель после свадьбы, Черны-шевский возвратился в Санкт-Петербург. Как он и предполагал, он тотчас погрузился в деятельность и, готовясь к академической карь-ере, н

УЧЕНЫЙ И ПИСАТЕЛЬ
Несмотря на свои выдающиеся способности, Чернышевский встретился со значительными трудностями на пути к признанию. Неспособность отстоять свои профессиональные амбиции привела к серьезному разочаро

СНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Основной структурный принцип романа — это организация ху-дожественного мира в терминах оппозиций, своего рода мир геге-левских противоречий. Почти каждое качество, о котором идет речь в романе, отр

ДВОЙНИКИ
Организация системы персонажей романа строится по тем же структурным принципам. Герои группируются в пары, по принци-пу контраста, вскрывающему оппозицию черт характера или чело-веческих типов. В п

ДВОЙНОЙ СЧЕТ
На уровне построения повествования основным принципом яв-ляется двойная (и множественная) организация повествовательных звеньев. Почти каждый сюжетный ход имеет альтернативу — дру-гую реализацию то

ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ
Последовательное соблюдение Чернышевским описанного вы-ше принципа приводит к двусмысленности: ряд повествовательных элементов имеют два и более значения, т. е. соотвествуют двум и бо-лее «реальнос

КАТЕХИЗИС РУССКОГО АТЕИЗМА
Наставляя верующих о назначении человека, катехизис учит, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему, дав ему ра-зум, свободную волю и бессмертную душу. Грех есть фактор свобо-ды человече

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ТАИНСТВА В ПОЗИТИВНОМ КЛЮЧЕ
Важнейший аспект христианской символики романа — это ра-ционально объясненные чудесные превращения одного качества в другое, высшее, своего рода таинство преображения. В узком смыс-ле, преображение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как объяснить силу воздействия Чернышевского и его романа на современников? Чернышевский рассматривал искусство как средство глобальной организации действительности, как учебник жизни, позволяющий

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги