рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма

Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма - раздел Образование, Семиотика Поведения: Николай Чернышевский - Человек Эпохи Реализма –...

Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма –

И. Паперно

ЧАСТЬ Ш

ТЕКСТЫ

 

Опыт «примирения с действительностью», который Чернышев-ский испытал в женитьбе, был систематически эксплицирован и объективирован в его сочинениях. В них он ставил перед собой ог-ромную задачу — разработать конкретные приемы мысленного ов-ладения действительностью и контроля над ней. Первые шаги на пути к этой задаче были сделаны в его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1853), где вопрос о действительности был поставлен прямо и разрешался в философическом ключе. В течение последующего десятилетия Чер-нышевский продолжал работать над этой задачей в своих научных статьях. На этой стадии своей деятельности он экспериментировал также с различными профессиональными ролями, которые помог-ли бы ему довести до общества свою систему. В конце концов, он воплотил модель взаимодействия человека с действительностью в романе «Что делать?» (1863).

 

ДИССЕРТАЦИЯ: ИДЕАЛ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

является результатом проекции личного опыта в область метафизи-ческих построений. Сопоставление диссертации Чернышевского с его юношескими… В диссертации отказ от идеализма в пользу действительности означает отказ от… Чернышевский почерпнул эту идею у Майкова — в его интерп-ретации Фейербаха2. В студенческие годы она произвела на него…

ЖИЗНЬ - ЛИТЕРАТУРА - НАУКА

Согласно доктрине, изложенной Чернышевским в его диссерта-ции, назначение литературы— оценивать (и разъяснять) явления действительной жизни, тем самым делая их доступными человеку и катализируя деятельность. Таким образом литература является по-средником между человеком и действительностью. Репрезентируя и объясняя жизнь, литература в то же время служит и посредником между человеком и другим авторитетным судьей явлений действи-тельности— «чистой абстрактной наукой» (4:5). Эта идея была впервые высказана Чернышевским в работе о Лессинге (1856), с ко-торым он отождествлял себя4. Если мир художественной литерату-ры представляет собой более ясную, надежную и доступную область Деятельности, чем реальность, то мир чистой абстрактной науки оказывается еще одним планом существования, где легко достига-

ется контроль над действительностью и связанная с ним возмож-ность деятельности. В науке, где отношения между объектами выра-жаются в ясной и однозначной форме математических расчетов и формул, Чернышевский увидел универсальный механизм разреше-ния жизненных конфликтов.

В своих научных статьях Чернышевский часто обращался к жи-тейским проблемам, имевшим личные коннотации, — таким, как супружеские отношения или пищеварение. Будучи представлены в виде пространных аналогий научных задач, эти ситуации получали разрешение с помощью системы научных аргументов. Типичный пример такого рода встречается в статье «Экономическая деятель-ность и законодательство» (1859). Чернышевский начинает с того, что перечисляет три меры, необходимые для установления справед-ливого общественного порядка, и, для примера, выбирает «хоть только одну из них». Этой наугад выбранной мерой является «отня-тие привлекательности у порока», и среди многих встречающихся пороков, также случайно, берется «хотя только один порок» — расто-чительность. Чтобы показать последствия расточительности для об-щественного порядка, Чернышевский переходит к обсуждению кон-кретной ситуации — расточительности молодой жены, буквально убивающей мужа, который, трудясь выше сил, должен умереть от чахотки (5:585). Примечательно, что ситуация заимствуется из ли-тературного текста— стихотворения Некрасова «Маша», которое Чернышевский трактует далее как случай из подлинной жизни. Связь с частной жизнью Чернышевского в данном случае очевидна, так как это стихотворение послужило поводом для неприятного ин-цидента в его семейной жизни. Ольга Сократовна приняла его на свой счет и решила, что, описывая историю Маши и ее мужа, Не-красов имел в виду ее и Николая Гавриловича. Негодованию ее не было предела (15:352). Пытаясь успокоить Ольгу Сократовну, Чер-нышевский указывал ей — и совершенно справедливо, что это сти-хотворение было написано до того, как Некрасов познакомился с семьей Чернышевского. И все же у Ольги Сократовны были все ос-нования полагать, что в ней легко было увидеть некрасовскую Ма-шу.

В частной жизни Чернышевский не мог разрешить проблему расточительства жены ни в молодости, ни тогда, когда вернулся из сибирской ссылки. Однако как ученому и как политическому эконо-мисту ему было совершенно ясно, что делать с той проблемой, вер-нее, с ее литературной модификацией. Причины расточительства жены в стихотворении Некрасова очевидны: это зависть к более со-стоятельным друзьям, дурное влияние развращенной семьи и изъя-ны воспитания. Чтобы справиться с женским мотовством, прави-тельство просто должно упразднить эти факторы и, таким образом,

 

приобрести контроль над расточительными женами своих поддан-ных:

«Для прекращения мотовства конфисковать все имущества, пре-вышающие известную меру, для прекращения хвастовства имена-ми запретить употребление фамильных имен и приказать, чтобы подданные отличались друг от друга только нумерами, для улучше-ния характера воспитания брать всех детей по достижению пяти или шести лет из отцовского дома и отдавать в какие-нибудь казар-мы для малолетних» (5:586).

В этом научном труде Чернышевский расправляется с досад-ным явлением, прибегая к следующей стратегии. Он подставляет литературу на место действительности (в литературном тексте, по крайней мере, все факты налицо и поддаются оценке) и приобретает затем полный контроль над действительностью, трансформируя ис-ходную проблему в объект «научной» абстракции.

К проблеме расточительной жены он обращается также и в ро-мане «Пролог». В области художественной литературы конфликт ре-шается путем изменения ситуации, имеющей место в реальной жизни автора, в желательную сторону: Волгин слишком много ра-ботает, потому что хочет создать для своей жены комфорт; заботли-вая и бескорыстная жена, со своей стороны, старается убедить мужа работать меньше и беречь здоровье.

Другим примером того же рода является проблема законности рожденных в браке детей — также выбранная «наугад» и призванная продемонстрировать юридические преимущества общинного зем-левладения. Эта ситуация, явно имевшая личные коннотации (у Чернышевского были все основания сомневаться в том, что рож-денные Ольгой Сократовной дети были от него), обсуждается в той же статье. Вопрос о том, от кого зачаты рожденные женщиной де-ти — от мужа (вследствие чего они получают законное право насле-довать имущество отца) или от партнера по адюльтеру, подается как пример «материального факта», истинность которого зависит от «бесчисленного множества фактов, обстоятельств и документов, чуждых публичной известности и часто неизвестных даже тому ли-цу, к которому они относятся» (5:617). В научной статье Чернышев-ский с легкостью разрешает проблему, применяя к ней принципы науки политэкономии: принцип общинной собственности отменяет необходимость уточнения всех этих подробностей, и вопрос о том, рождены ли дети в законном браке, объявляется абсолютно нереле-вантным. «Тут нет вопроса о том, действительно ли Иван Захаров есть Иван Захаров, а не какой-нибудь подкидыш или самозванец, Действительно ли Иван Захаров — законный сын Захара Петрова, законен ли был брак Захара Петрова, не было ли других детей у За-хара Петрова, не было ли завещания у Захара Петрова, не было ли Долгов у Захара Петрова, и так далее, и так далее. До всего этого ни-

 

кому дела нет. Принадлежность участка Ивана Захарова так же ясна для всех и так же бесспорна, как принадлежность ему тех мозоли-стых рук, которыми он кормит свою семью» (5:618).

В мире абстрактных Иванов и Захаров, или, еще лучше, людей-чисел, чьи взаимоотношения решаются с помощью магии матема-тических формул и управляются универсальными законами утопи-ческого общественного порядка, мучительные проблемы повседнев-ного существования волшебным образом разрешаются.

Математические расчеты — главный инструмент Чернышевско-го-ученого. К количественным подсчетам он обращается с таким упорством, что даже в контексте характерного для того времени ув-лечения математическими методами и статистикой использование чисел становится отличительной чертой его научного метода и сти-ля. Предполагается, что расчеты доказывают правильность сделан-ных в работе утверждений; на самом деле, в некоторых случаях связь между исходным утверждением и следующими за ним расче-тами вполне очевидна, в других — совершенно абсурдна. Важна ма-гия цифр сама по себе — расчеты, порою многостраничные, окружа-ют довод аурой беспристрастного доказательства. Вот как, напри-мер, Чернышевский доказывает, что кредит зависит от бюджета:

«Пусть каждый рассудит, может ли это быть иначе. 2x2 = 4, это — штука, или нет, не "штука": будем говорить ученым языком, это — формула известная, рассмотрим же формулу по-ученому. По-ученому, 4 тут результат, производимый взаимодействием факто-ров 2x2. Положим теперь...» (7:555).

Подсчеты продолжаются и продолжаются; то же равенство, представлено в виде 2x2=1 + 1 + 1 + 1 = 3 + 1 = 5—1 = 7 + 2—5, чтобы доказать, что результат всегда составляет 4. По мне¬нию Чернышевского, эти операции доказывают справедливость его утверждения о неизменной зависимости кредита от бюджета. Про-извольность таких подсчетов хорошо видна на ошибках, допущен-ных Чернышевским в расчетах. Так, неверны подсчеты в двух при-мерах, приведенных в статье «Капитал и труд». Чернышевскому, ра-ботавшему быстро и много, некогда было вычитывать корректуру, он не заметил просчетов и они проникли в печать (они воспроизве-дены и во всех изданиях полного собрания его сочинений, а самый факт ошибки отмечен в редакторских примечаниях; 7:20). '

Манипулирование цифрами, которое Чернышевский использо-вал как еще один рациональный прием для овладения действитель-ностью, был оправдан популярной позитивистской идеей, припи-сывавшей математике способность унифицировать и упорядочи-вать человеческий опыт. Вопрос о применимости математических методов к проблемам психологии, морали и социального поведения стал в 60-е годы в России предметом оживленных дискуссий. Фор-мула «2x2 = 4» была привычным символом позиции нигилистов.

 

«Важно, что дважды два четыре, а остальное все пустяки», — заявля¬ет Базаров. Герой «Записок из подполья» Достоевского (антагонист новых людей), напротив, видит манифестацию своей человеческой сущности в утверждении, что «дважды два — пять»; это утверждение свободы воли.5

В способности математики дать «всеобъемлющую формулу», ко¬торая может объяснить и организовать все, и состоит, по мысли Чернышевского, сущность науки. С характерной горечью он писал в «Антропологическом принципе в философии»: «Естественные науки еще не дошли до того, чтобы подвести все эти законы под один об¬щий закон, соединить все частные формулы в одну всеобъемлющую формулу. Что делать! Нам говорят, что и сама математика еще не успела довести некоторых своих частей до такого совершенства» (7:294).

На протяжении всей жизни Чернышевский неустанно старался создать инструмент для универсального разрешения всех проблем человеческого существования. В ранней молодости такой идеей был perpetuum mobile. Позже он собирался написать «энциклопедию ци-вилизации», в которую войдет вся полнота человеческих знаний и, таким образом, будут решены все проблемы и отрегулированы все стороны жизни. Он вдохновлялся традициями эпохи Просвещения и попытками Сен-Симона и его последователей создать новую эн¬циклопедию, взамен составленной Дидро, — синтез современной науки, в котором будет выведена формула социальной гармонии. Сразу после ареста, освободившись, наконец, от забот повседневной жизни, Чернышевский решил претворить свой план в жизнь. 5 ок¬тября 1862 года он писал жене из Петропавловской крепости, что собирается начать многотомную «Историю материальной и умст¬венной жизни человечества», какой до сих пор не было. За этим пойдет «Критический словарь идей и фактов», основанный на этой истории. В качестве последней стадии этого проекта планировалась переработка того же материала «в самом легком, популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, сценами, остротами, так чтобы ее читали все, кто не читает ничего, кроме романов». Необходимо, убеждал он, разъяснить людям, «в чем истина и как следует им ду¬мать и жить». В заключение он прибавлял: «Со времени Аристотеля не было еще сделано никем того, что я хочу сделать, и я буду до¬брым учителем людей в течение веков, как был Аристотель» (14:456).

Его художественные сочинения периода тюрьмы и ссылки так¬же задумывались как гигантские циклы, сложная композиция кото¬рых позволила бы ему объединить в единое целое множество мел¬ких вещей. Он предполагал реализовать такую структуру в «Пове¬стях в повестях» (1863—64) и в «Книге Эрато». О последней он пи¬сал, что это должна быть «энциклопедия в беллетристической фор-

 

ме», прибавляя, что «это будет нечто колоссальное по размеру» (14:507). Ни один из этих планов не был осуществлен, но Черны-шевский никогда не расставался с этой идеей. Перевод «Всеобщей истории» Вебера, которым он занимался в последние годы жизни, сопоставим с этими проектами. В письме к своему издателю Чер-нышевский охарактеризовал свой перевод как оригинальное сочи-нение; имя Вебера просто будет служить «лишь прикрытием» для его собственного обзора всеобщей истории, который затем будет пе-реведен на немецкий, французский и английский языки.

И как ученый, и как писатель Чернышевский видел свое призва-ние в создании всеобъемлющей научной формулы или всеобъем-лющего текста, приложимых ко всем явлениям жизни и несущих разрешение всем жизненным проблемам.

 

УЧЕНЫЙ И ПИСАТЕЛЬ

Несмотря на этот провал, Чернышевский еще долго не оставлял надежд на академическую карьеру. Эти надежды и болезненное ра-зочарование нашли свое…   верситет откажется от дальнейших «формальностей»: докторского экзамена, пробной лекции и тому подобного, что он считал…

СНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

страсть — холодности, ум — глупости, альтруизм — эгоизму. Далее предлагается механизм нейтрализации этих оппозиций, или, в ге-гельянской… Так, в самом начале романа (в диалоге писателя и читателя) вводится оппозиция… У этой темы есть, как очевидно, личные коннотации. В письмах Чернышевского обсуждение его амбициозных литературных…

ДВОЙНИКИ

Два главных героя, Лопухов и Кирсанов, — почти полные двой-ники. У них сходные биографии и социальное положение, одна и та же идеология, одинаковые… Вера Павловна и Катя Полозова составляют другую такую пару. Хотя они очень… Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов (все они— новые люди) представлены как «обыкновенные люди». Они, как группа,…

ДВОЙНОЙ СЧЕТ

Рассмотрим, к примеру, планы будущей жизни, которые Лопу-хов обсуждает с Верой Павловной. Так же, как Чернышевский, кото-рый старался учесть в… «За будущее нельзя ручаться» — Чернышевский не мог ручаться и за настоящее.… Этот вариант становится исходным пунктом для нового дерева возможностей. Дурак, что стрелялся на мосту, — кто же…

ИЛЛЮЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

Мысль, что за внешними признаками и обстоятельствами скрывается вторая — подлинная — реальность, нередко противоречащая первой, проводится на многих… «Теперь этот дом отмечен каким ему следует нумером, а в 1852 году, когда еще… Операция обнажения реального смысла вещей, скрытого за ви-димым, применяется в этом отрывке несколько раз. Вывески и…

НОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Роман Чернышевского опирается на долгую, богатую традицию. Идея социальной революции и социального реформаторства впита-ла в себя библейские… Целый комплекс понятий, приравнивавших современные реа-лии к реалиям… Почти одновременно и независимо в Германии возникла сход-ная система взглядов в левогегельянской философии, в доктрине…

КАТЕХИЗИС РУССКОГО АТЕИЗМА

Исходный пункт — это отказ от личного бессмертия, подсказан-ный фейербаховской идеей о том, что надежда на вечную жизнь не-совместима с борьбой за… Отказавшись от личного бессмертия, но оставаясь в границах христианского… Крайнее ограничение волеизъявления приводит Чернышевского к логическому ограничению личной ответственности (замещаемой…

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ТАИНСТВА В ПОЗИТИВНОМ КЛЮЧЕ

от совершенства [...] она прекраснее [...] доселе известных красавиц» (281-82). «Двойное преображение» — очеловечение Бога и обожествление человека — это… В одном пункте Чернышевский отходит от канона, установлен-ного позитивистами в их ревизии христианской доктрины. Одним…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как произведение искусства, роман являет собой модель реаль-ности. Мир организуется в терминах оппозиций двух контрастиру-ющих признаков, понятий… При этом роман предлагает читателю нечто большее, чем мо-дель реальности как… Самый принцип действует и за пределами исторически конк-ретной ситуации. Спроецированная в область частного опыта,…

– Конец работы –

Используемые теги: Семиотика, поведения, Николай, Чернышевский, Человек, эпохи, реализма0.097

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Открытие человека как индивидуальности в эпоху возрождения
Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в… Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие… В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в…

Власть и общество в эпоху Николая I (1825-1855)
Они были вызваны не столько молодостью и энергией императора, сколько надеждами на изменение мрачной атмосферы последних лет и возможное продолжение… Многим, включая А.С. Пушкина, Николай I напоминал Петра Великого. Да и сам… Со времен Петра I до времен Николая I почти непрерывно создавались комиссии для совершенствования российского …

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Это определение, на мой взгляд, достаточно верно характеризует сущность чрезвычайной ситуации. С развитием цивилизации, с применением вс более новых… Все эти запасы долгое время хранятся без надлежащей ревизии и утилизации,… В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания…

"Массовый человек" в постиндустриальную эпоху
Практика показывает, что те теоретические модели, которые сформировались в западной философии и социологии, не могут быть применены без достаточно… Более того, даже в тех странах, где признаки информационного общества… Характерно, что в рамках и европейского варианта постиндустриализма, представляющего радикальное направление развития…

Фишер Марк. ГЛАВА 1, в которой молодой человек приходит за советом к богатому родственнику ЖИЛ да был однажды талантливый молодой человек, которому ужасно
В ТОТ ЖЕ день наш герой отправился в городок где проживал Моментальный Миллионер Интересно думал он в дороге согласится ли миллионер принять... ГЛАВА в которой молодой человек учится рисковать и пользоваться... Ну вот а теперь скажите сколько вы хотели бы заплатить за секрет богатства Вопрос Моментального Миллионера застал...

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Причем, являясь предметом изучения различных социальных дисциплин, ценностные ориентации представляют собой важную и необходимую область… Именно в связи с повышающимся интересом к данной проблеме, объектом данной… Так как ценностные ориентации и поведенческие аспекты личности тесно взаимосвязаны. Задачи, которые мы ставим перед…

Николай Степанович Гумилев и эпоха "Серебряного века"
Стало привычным думать о больших поэтах как об очень рано формирующихся. Действительно, даже если отвлечься от нескольких вундеркиндов, начинавших,… Такой проницательный знаток и ценитель чужой поэзии, каким был Гумилев, уже… И, как и надо было думать, здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии. Но для того, чтобы так понимать…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам