рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ Научно-Исследовательская Деятельность Музеев Складывается Из ¾...

Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из

¾ профильных и

¾ музееведческих изыс­каний.

Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научно­го поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке при­мерно тех же проблем, что и сотрудники других родст­венных по профилю научно-исследовательских уч­реждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недо­статочно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об ис­следованиях источниковедческого характера, которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития про­фильных дисциплин. Иными словами, музейные пред­меты в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профиль­ной научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследова­ния, музеи и специализированные научные учрежде­ния выполняют при этом разные функции. Первые за­няты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превра­щением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вто­рые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов зани­маться той и другой работой.

Музееведческие исследования призваны форми­ровать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направ­ления исследовательской деятельности музеев:

• разработка научной концепции музея;

• исследования в области комплектования фондов

• изучение музейных предметов и коллекций;

• исследования в области охраны и хранения фондов;

• научное проектирование экспозиций и выставок;

• исследования в области музейной коммуникации;

• изучение истории музейного дела;

• изучение историографии музееведения.

Разработка научной концепции музея представля­ет собой всестороннее обоснование целей и задач со­здания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции ком­плектования, то есть всестороннего и глубокого обос­нования тем комплектования. Такое обоснование явля­ется составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно са­мостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплек­тования включает в себя следующий комплекс работ:

• оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся коллекций и определение степени их полноты;

• обоснование направленности и характера ком­плектования или пополнения коллекций;

• определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

• определение круга и объема информации, фикси­руемой в документах комплектования;

• разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской

работы в области комплектования фондов — это со­здание или пополнение музейных коллекций. По ре­зультатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются пе­чатные каталоги новых поступлений, публикуются на­учные статьи и монографии.

Изучение музейных предметов и коллекций являет­ся необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музей­ных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимос­тью — исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музей­ных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.

Исследования в области хранения и охраны музей­ных фондов направлены прежде всего на выработку оп­тимальных условий обеспечения физической сохран­ности музейных предметов и могут непосредственно осуществляться только в тех музеях, где есть соответст­вующее оборудование и специалисты — реставраторы, препараторы, таксидермисты. Но и музеи, не распола­гающие необходимыми техническими и кадровыми возможностями, могут и должны изучать условия хра­нения своих фондов, чтобы ставить определенные зада­чи перед специалистами в той или иной области.

В последние десятилетия консервация, то есть дея­тельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов, развилась в столь же самостоятельную отрасль прикладного музееведе­ния, как и реставрация, ставящая своей целью не только сохранение музейных предметов, но и устране­ние имеющихся на них повреждений и восстановле­ние их первоначального вида.

Прежде чем приступить к реставрации памятника, специалисты всегда выявляют состояние его сохранности и прогнозируют результат реставрационных ра­бот. Иконы обязательно подвергаются рентгенографи­ческим исследованиям, которые показывают слои со­хранившейся живописи и состояние доски. Затем эти слои идентифицируются, то есть определяются грани­цы записей и авторского красочного слоя. Но техника, даже современная, не всегда выявляет подлинное со­стояние памятника.

Исследования в области музейной коммуникации ведутся в музееведческом, педагогическом, социологи­ческом и психологическом аспектах, которые дополня­ют друг друга и требуют междисциплинарного подхода. Экспонаты передают сведения не только о самих себе, но и о тех фактах, явлениях и процессах, символом или знаком которых они выступают. Поэтому для организа­ции успешной коммуникации огромное значение име­ют сведения о научной, информативной, эстетической ценности отдельных предметов, полученные в процессе изучения музейных фондов. Именно они играют перво­степенную роль при отборе музейных предметов для экспонирования. Но при подготовке экспозиции помимо этой объективной ценности предметов важно учи­тывать и то, как будет воспринята передаваемая ими ин­формация и какие эмоции она может вызвать.

Ответить на эти вопросы помогают музейно-психологические исследования, направленные на повышение эффективности коммуникации. Посетитель восприни­мает экспозицию как некую целостность, поэтому ее со­держание и форма должны находиться в единстве. Эта задача начинает решаться уже на стадии отбора предме­тов для экспонирования; определяются и наиболее целе­сообразные формы размещения экспонатов в отдельных комплексах. Эстетическое оформление экспозиции, ее цветовое, световое и пространственное решение, отбор и графическое оформление текстов, применение аудио­визуальных средств — все это важно осуществлять с уче­том данных, полученных в результате психологических исследований. Физиологические особенности человека следует принимать во внимание и при разработке экспо­зиционного оборудования, например, витрин, техничес­кие характеристики которых должны соотноситься с ростом, уровнем глаз и полем зрения посетителя.

Исследования, посвященные проблемам эффек­тивности построения экспозиций, основываются на обобщении прежнего экспозиционного опыта, а так­же используют экспериментальные методы. В ходе экспериментов широко применяется макетирование, а в последние годы — компьютерное моделирование, позволяющее выявить наиболее оптимальный вариант экспозиционного решения.

Все виды взаимоотношений музея и его аудитории исследует музейная педагогика, которая представляет собой одно из отраслей педагогической науки, предметом исследования которой является культурно-образова­тельная деятельность в условиях музея. Она изучает музей­ную аудиторию, анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей и особен­ности восприятия ими экспозиции, в определенных случаях вносит коррективы в содержание самой экспо­зиции, создает и апробирует новые методики и про­граммы работы с разными категориями посетителей.

Музейную аудиторию, ее ценностные ориентации и духовные потребности, эффективность деятельности музеев по их формированию и удовлетворению изуча­ет также особая отрасль социологии — музейная социо­логия. Первые социологические исследования в музеях стали проводиться в середине 1920-х гг. и были направ­лены на изучение социально-демографического соста­ва посетителей, их запросов и интересов. В зарубежных музеях с помощью методов наблюдения и хронометри­рования определяли продолжительность осмотра посе­тителями экспозиций и отдельных экспонатов, выявляя тем самым их аттрактивность и поведенческую реак­цию музейной аудитории. В 1960-е гг. анализировались уже не только социально-демографические показатели, но также психологические и мотивационные; на основе различия в мотивах посещения разрабатывалась типо­логия музейной аудитории. В 1980-е гг. в зарубежных музеях началось комплексное изучение интересов по­сетителей и выявление эффективности музейной дея­тельности по таким признакам, как состав и количество посетителей, степень удовлетворения их потребностей. В российских музеях социологические исследова­ния стали приобретать размах в 1970—1980-е гг.; по­явились социологические подразделения в Эрмитаже, Русском музее, Историческом музее, а в ряде крупных музеев — Третьяковской галерее, Музее изобрази­тельных искусств им. А.С. Пушкина — в штат ввели социологов. В 1970-е гг. на базе краеведческих музеев и музеев-заповедников Научно-исследовательский институт культуры осуществил крупномасштабное и репрезентативное исследование «Музей и посети­тель»; в 1982 г. провел исследование социально-демографического состава аудитории художественного музея, что дало возможность смоделировать ее «портрет».

Главная задача музейной социологии — определение эффективности музейной деятельности путем изучения воздействия музейной экспозиции и различных форм культурно-образовательной работы на разные категории посетителей. При этом анализируются такие аспекты экспозиции, как предметность, наглядность, доступность, последовательность, образность, атграктивность и эмо­циональное воздействие в целом. На основе результатов подобного анализа разрабатываются конкретные реко­мендации по подготовке экспозиции и определяются наи­более эффективные формы выражения ее содержания.

В последние десятилетия стали проводиться и соци­ально-психологические исследования, направленные на изучение особенностей процесса мышления и восприя­тия в специфических условиях музея, а также проблем психологического воздействия музея на современного человека. Например, психологами установлено, что зри­тельное восприятие намного эффективнее, чем слухо­вое, при этом уровень восприятия значительно повыша­ется, если деятельность оптических и акустических «ре­цепторов» соединяется с моторными (двигательными) и осязательными. И это открытие уже активно исполь­зуется музейной педагогикой. Изучается восприятие и других аспектов музейной экспозиции, в частности ее архитектурно-художественного решения.

Исследования в области истории, теории и мето­дики музейного дела могут вестись в каждом музее, но на практике ими занимаются главным образом крупные музеи, имеющие для этого необходимый опыт и кадры. Кроме того, разработкой общих про­блем музееведения занимаются специализированные научные учреждения — научно-исследовательские институты и кафедры высших учебных заведений.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»   Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
  Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Художественное проектирование экспозиции
  Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги