рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Организация научно-исследовательской работы в музее

Организация научно-исследовательской работы в музее - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ Музеи, Являющиеся Структурными Подразделения­ми Академий Наук, Научно-Исследо...

Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнооб­разие выполняемых ими функций придает особую важ­ность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного по­иска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про­должительному хранению и эффективному использо­ванию собранных материалов.

В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Работа по такому плану обеспечива­ет преемственность и логическую связь в исследова­ниях, препятствует необоснованной смене тематики у отдельных сотрудников и в конечном итоге способ­ствует росту профессиональной квалификации науч­ных коллективов. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий, зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож­ностями музея. Небольшие темы разрабатываются обычно в течение года, продолжительность более сложных варьируется в пределах двух — пяти лет. С планированием неразрывно связана координация деятельности музеев с другими научными учреждения­ми, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис­следованиях, но и оказывать взаимную помощь в прове­дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют такие формы координации своих ис­следований с другими научными учреждениями, как совместные научные заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы.

Многие научные исследования в музеях осуществ­ляются коллективно — усилиями отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен­ные коллективы в виде проблемных групп. В крупней­ших музеях мира иногда создаются специальные науч­но-исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-исследователь­ская лаборатория, которая теперь называется Научно-исследовательской лабораторией Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе­ний искусства и других старинных предметов, наблюда­ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии, флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, фотографи­рования в инфракрасных лучах, радиографии. В лабо­ратории используется разработанный в Лувре ускори­тель элементарного анализа — установка AGLAE, снаб­женная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства.

Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на­учных статей, монографиях, журналах, отчетах экспе­диций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу­чил широкое признание в научном мире. Таковы, например, «Труды Государственного Эрмитажа», «Со­общения Государственного Эрмитажа», «Сборники Музея антропологии и этнографии», и др. Наряду с этими традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания, характерные только для них и родственных им учреждений — опи­сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз­делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку­ментов, путеводите­ли по фондам и экс­позиции.

Результаты мно­гих своих изыска­ний музеи отражают в коллекциях, вы­ставках и экспози­циях.

***

Вся деятельность музея прямо или косвенно опира­ется на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение, ни создание полноцен­ной экспозиции, ни проведение действенной культур­но-образовательной работы. Поэтому научные иссле­дования являются необходимым условием нормально­го функционирования музея.

Направления научно-исследовательской работы музея обусловлены его полифункциональным харак­тером и связаны как с научным поиском в рамках про­фильных научных дисциплин (истории, биологии, ис­кусствознания, литературоведения и т. д.), так и с изы­сканиями в области музееведения.

Одна из особенностей научно-исследовательской работы в музеях заключается в ее органической связи с комплектованием фондов, с пополнением их материалами, полученными в процессе исследования. Фор­мированием коллекций занимаются и специализиро­ванные научные учреждения, однако в силу сложив­шейся практики все собранное ими в конечном счете передается в музей на «вечное хранение». В музеи ис­торического профиля поступают археологические на­ходки и этнографические материалы, в естественно­научные музеи — природные объекты, найденные во время экспедиций.

Разрабатываемая музеями проблематика основы­вается главным образом (но не исключительно) на изу­чении музейных предметов, составляющих музейный фонд. Сотрудники же специализированных научных учреждений чаще всего работают с материалами, со­средоточенными в хранилищах других организаций.

От прочих научных учреждений музеи отличают­ся и формами публикации результатов своих исследо­ваний. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

Научно-исследовательская работа в музеях нуж­дается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых имеет наиважнейшее значение для развития музея. В поисках кратчайших и наиболее рациональ­ных путей решения насущных задач музеи координи­руют свои усилия с деятельностью других музеев и специализированных научных и учебных учрежде­ний. Музеи предоставляют свои коллекции истори­кам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеон­тологам, биологам, литературоведам и другим специа­листам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на­уки новые источники и обогащают разработку пробле­матики профильной науки.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Организация научно-исследовательской работы в музее

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»   Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
  Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Художественное проектирование экспозиции
  Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Экскурсия
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги