рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экскурсия

Экскурсия - раздел Образование, СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ Экскурсия (От Лат. Excursio — Поездка) Как Форма Презентации Коллекций Уходит...

Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­лям об истории и художественных достоинствах тех или иных вотивных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высоко­поставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрите­лем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвеще­ния, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи.

Согласно современным представлениям, «экскур­сия — коллективный осмотр музея, достопримечатель­ного места, выставки, объекта природы и т. д. по опре­деленному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени».

Обладая всеми чертами, свойственными экс­курсии как таковой, музейная экскурсия имеет опре­деленную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам пока­за, по характеру тематики, по целевой направленнос­ти, по составу экскурсантов.

Экскурсии могут проводиться в здании музея — по экспозиции, выставкам, открытому хранению фон­дов, а также за пределами музейного здания — по па­мятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, на­ходящихся в естественных условиях.

По характеру тематики выделяют:

¾ обзорные экс­курсии и

¾ экскурсии на темы профильной дисциплины.

Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях.

Обычно эти посетители — туристы, располагающие ограниченным количеством времени. Сведения, сооб­щаемые им во время обзорной экскурсии, носят ин­формационный характер и кратко знакомят с истори­ей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выда­ющимися экспонатами.

Экскурсии на темы профильной дисциплины в му­зейной практике чаще называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экс­курсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от об­зорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда в музеях проводятся циклы экскур­сий, связанные определенной проблематикой и пред­назначенные для постоянной группы посетителей.

По целевой направленности различают:

¾ культур­но-образовательные (общеобразовательные) экскур­сии и

¾ учебные, непосредственно связанные с програм­мами различных учебных заведений. К числу послед­них относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построе­ния экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий.

По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей, для групп однородных или разно­родных по составу (например, для родителей с детьми).

Важнейший критерий профессионализма экскурсовода — это свободное владение темой. Любая допущенная им ошибка или неточность способны вы­звать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Заученный текст, произнесенный с монотонной инто­нацией безотносительно к аудитории, которой он ад­ресован — школьникам, туристам, специалистам, коллегам, — производит крайне неприятное впечатление, резко снижает интерес экскурсантов. Между тем спо­собность устанавливать контакт с аудиторией и уме­ние корректировать свой рассказ и действия в зависи­мости от ее реакции являются очень важными показа­телями мастерства экскурсовода.

Каждая экскурсия состоит из трех частей:

¾ вступи­тельной беседы,

¾ основной части и

¾ заключительной бесе­ды.

Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о му­зее, о теме экскурсии и порядке ее проведения. Во всту­пительной беседе важен не объем сообщаемой информа­ции, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелатель­ность, непринужденность во взаимоотношениях с ауди­торией, готовность учитывать ее интересы и пожелания.

Установленные во время вступительной беседы контакты необходимо сохранять и поддерживать на протяжении всей экскурсии. Например, продолжи­тельные переходы от одного объекта осмотра к друго­му следует использовать не в качестве перерыва в ра­боте, а для ответа на вопросы и беседы с отдельными членами группы. Отчужденность и уединение экскур­совода производят неблагоприятное впечатление.

В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверитель­ной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и ауди­торией. Свою предрасположенность к общению экс­курсовод может показать, например, с помощью при­ема диалога, получившего в музееведческой литерату­ре название «эвристический» (от греческого слова «эврика», что означает «нашел» — отыскал правиль­ный ответ). Эта беседа в форме вопросов — ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Для детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ.

Со взрослой аудиторий прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам экскурсии предлагается выбрать в зале наиболее инте­ресный экспонат и мотивировать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер; они не предполагают ответа и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните, что...?», «Возможно, что вы уже догадались...?»

В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при первом упоминании обязательно не только ука­жет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа и сопровождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «вверху» и т. п. Однако излишняя жестикуля­ция создает ощущение напряженности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необхо­димо делать паузы, во время которых внимание посети­теля сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем.

Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода играет огромное значение при оцен­ке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные и агрессивные интонации; она должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, j на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет; внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь i обладает большей степенью убедительности и обостря­ет интерес к материалу. Однако «не следует весь рассказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме, превращать в декламацию. При проведении экскурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основ­ным источником эмоций у экскурсантов является глуби­на материала, факты, способные взволновать, умело по­строенный показ и рассказ».

Вот какие рекомендации начинающим экскурсово­дам дают их более опытные коллеги и психотерапевты.

«1. Чтобы преодолеть первое волнение, постарай­тесь сделать обратное — посильнее заволноваться. Не помогает — подумайте о том, что умный человек и в случае неудачи вас поймет и не осудит. Если все-та­ки осуждает — значит, не совсем умный. В любом слу­чае неудача — это тоже опыт, больше так поступать мы уже не будем.

2. Рассказывая, смотрите на кого-нибудь из группы. Но долго смотреть не стоит. Взгляд должен перемещать­ся от одного посетителя к другому. Тогда у каждого чело­века создастся впечатление, что экскурсовод говорит лично для него, а если не всегда на него смотрит, то толь­ко потому, что неприлично забывать о других.

3. Не демонстрируйте свои обширные знания, об­рушивая на посетителя множество дат и имен. Даже самый знающий посетитель в лучшем случае чувству­ет себя подавленно, а в худшем — полным дураком. Информация, в которой много дат и имен, утомляет, и очень скоро человек перестает ее воспринимать. Рассказ делают интересным отдельные подробности события. Называть можно не более двух-трех имен, которые действительно нужно знать интеллигентному человеку.

4. Позволяйте слушателю быть исследователем. Каким образом? Экскурсовод рассказывает об исто­рическом событии, задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые секундой позже подтвержда­ет экскурсовод. Человеку приятнее самому делать от­крытия с помощью экскурсовода, чем просто выслу­шивать информацию.

5. Посещение музея — пусть активный, но все-та­ки отдых. А разве возможен отдых без смеха? Смех об­легчает восприятие самой сложной информации. Да­же продолжительное общение он делает легким и приятным. Время идет быстро, и посетитель выходит из музея не утомленный информацией, а с ясной, светлой головой и хорошим настроением».

Подготовка экскурсии — сложный процесс, кото­рый требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет пред­ставлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем со­ставляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, дела­ются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается экспозиция, отбира­ются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фон­довой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии работа - это индивидуальный текст экскурсии. Кроме того, со­ставляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое со­держание тем и подтем, конкретизируется содержа­ние вступительной и заключительной бесед, приводит­ся структура экскурсии, ее маршрут, состав демонст­рируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть про­ведения на его основе ряда экскурсий и учета их поло­жительных сторон и недостатков, составляется итого­вый документ — технологическая карта экскурсии(методическая разработка экскурсии). Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

В последние годы подобная документация, состав­ленная по жесткой схеме, нередко заменяется свобод­но изложенным содержанием экскурсии и методики ее проведения. Но в любом случае по итогам работы автора над темой экскурсии составляется некий документ, который обсуждается и утверждается на методи­ческих советах и руководством музея.

Экскурсии кроме экскурсоводов проводят и науч­ные сотрудники различных специальностей; особен­но это характерно для небольших по штату музеев. Экскурсионной деятельностью профессионально за­нимаются и методисты. Они определяют экскурсион­ную тематику с учетом специфики музея и запросов аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий научным сотрудникам и экс­курсоводам, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных культурно-образо­вательных мероприятий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ... ТЕМА НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ... Основные направления и виды научно исследовательской работы в музеях...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экскурсия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях
Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из ¾ профильных и ¾ музееведческих изыс­каний. Научные исследования в рамках профильных на

Организация научно-исследовательской работы в музее
Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство

ФОНДЫ МУЗЕЯ
1.1. Понятие «Фонды музея»   Понятием «фонды музея» обозначают всю научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоян

Научная организация музейных фондов
  В соответствии со значением предметов для науки и культуры и их юридическим положением музейные фонды делятся на основной фонд, состоящий из музей­ных предме

Типы музейных предметов (источников).
Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В на

Вид музейных предметов.
Следующей еди­ницей классифика­ции фондов является вид музейных предме­тов, который выделя­ется на основе общно­сти одного или не­скольких признаков. Ими могут быть, на­прим

НАУЧНО-ФОНДОВАЯ РАБОТА
  2.1.Изучение музейных предметов. 2.2. Комплектование фондов музея 2.3. Учет музейных фондов 2. 4. Хранение музейных фондов (режим хранения фондов, задачи

Изучение музейных предметов.
  Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Изучение музейных предметов состоит из трех по

Комплектование фондов музея
Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, опирающийся на методологиче­ские принципы профильных дисциплин и музееведе­ния процесс выявления и сбора предметов

Проблемы комплектования.
В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых мате

Учет музейных фондов
  Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, пол

Хранение музейных фондов
  Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и

Режим хранения фондов
Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленн

Задачи консервации и реставрации
Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того,

Упаковка и транспортировка музейных предметов
Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких темпе

Система хранения музейных фондов
Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может

Открытое хранение фондов.
В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям вес

ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
1. Музейная экспозиция: основные понятия 2. Методы построения экспозиций 3. Экспозиционные материалы 4. Проектирование экспозиции   1. Музе

Методы построения экспозиций
  Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозицион

Экспозиционные материалы
  Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных п

Проектирование экспозиции
  Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, диза

Научное проектирование экспозиции
  Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изу

Художественное проектирование экспозиции
  Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успе

Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и р

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
  1. Термин «культурно-образовательная деятельность». 2. Основные формы культурно-образовательной деятельности 1. Термин «культурно-образовательная деятельно

Другие формы культурно-образовательной деятельности
Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги